Публикации Развиваем мышление дошкольника 4-5 лет

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развиваем мышление дошкольника 4-5 лет
Автор: Риянова Ольга Ивановна

Педагог-психолог О.И.Риянова
МАДОУ МО г.Нягань
Детский сад №2 Сказка
Консультация для родителей
Развиваем мышление ребенка 4-5 лет
Мышление является высшей ступенью человеческого познания. Мышление позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть восприняты на чувственной ступени познания. Результатом мышления является мысль, выраженная в слове.
Развитие детского мышления происходит поэтапно. На начальном этапе оно представляет собой наглядно-действенное, или практическое, мышление. Развитию наглядно-действенного мышления дошкольников способствуют игры с картинками-пазлами, конструкторы, головоломки.
К четырем - пяти годам дети начинают переходить от действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление. На этом этапе ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его.
В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития словесно-логического мышления. Это самый сложный вид мышления, в котором оперируют не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами.
Хотя логическое мышление дает возможность решать более широкий круг задач, осваивать научные знания, не стоит торопиться формировать у дошкольника этот вид мышления слишком рано. Важно сначала создать прочный фундамент в виде развитого образного мышления. Именно такое мышление позволяет ребенку находить решения, исходя из конкретной ситуации.
Развитию образного мышления способствуют игры, конструирование, аппликации, рисование, слушание сказок, драматические мини-постановки и другие виды детского творчества.
У ребенка в четырехлетием возрасте важно также сформировать способность к таким мыслительным процессам, как сравнение, обобщение, анализирование, классифицирование.
Итак, развитие мышления проходит через ряд этапов: наглядно-действенное, затем наглядно-образное и словесно-логическое. Каждый этап является важным и обязательным. Чтобы помочь ребенку в освоении нового типа мышления, родители должны помогать ребенку, через соответствующие игры.
Предложенные игры и упражнения помогут вам в этом*.
Визуальные Да - нет-ки
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями предметов (или животных) или небольшие игрушки.
Разложите на столе игрушки или картинки (не больше десяти).
Дайте ребенку минуту, чтобы их рассмотреть.
Затем спросите его: Какой предмет я загадала?.
Ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого Цвета? Он тяжелый? Он круглый?) определяет загаданный вами предмет (картинку).
Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить взрослому. Так ребенок быстрее поймет сценарий игры.
Ситуатитвные Да - Нет-ки, или Маленькие детективы
Эта игра — вариант предыдущей, но более сложного уровня. Однако после освоения простых правил четырехлетний ребенок легко справится с заданием и вступит в увлекательный мир выдуманных им историй и их расследования. Ситуативные да — нет-ки развивают умение находить причинно-следственные связи.
В ситуативных да — нет-ках отвечают на вопросы: Он это сделал для того, чтобы...?, Она думала, что это...?, Он пошел туда, чтобы...?, Наверное, она знала, что...? и т. д.
Например, попросите малыша объяснить ситуацию: ребенок с родителями должен был поехать в театр, но не поехал. Как он думает, почему?
Если придумывание историй вызывает у вас затруднения, возьмите готовую ситуацию из литературного произведения, сказки. Например:
Сначала он ее поймал, поговорил с ней и отпустил. Потом она сама к нему приплывала, делала подарки, но однажды обиделась и уплыла. (Золотая рыбка.)
Сначала его сделали, чтобы съесть, но не съели. Потом он убежал, и его съели. (Колобок.)
Сначала он был не настоящий, затем чуть не превратился в животное с копытами. А потом, когда он совершил много хороших поступков, стал настоящим мальчиком. (Пиноккио.)
Он остался без родителей, его воспитывали животные, он победил врага и вернулся к людям. (Маугли.)
Четверо зверей-музыкантов забрались друг на друга и сильно напугали разбойников. (Бременские музы канты.)
Все птицы как птицы, а эти работают у злой .старухи и совершают плохие поступки. (Гуси-лебеди.)
Одна лягушка квакнула так, что упала с большой высоты в болото. (Лягушка-путешественница.)
Парные картинки
Игра развивает способности к анализированию и синтезированию
Необходимый инвентарь: карточки от двух наборов детского лото.
Игра может проводиться как для двух игроков, так и для небольшого детского коллектива.
Каждый игрок получает по четыре или шесть (число со временем можно увеличить) карточек.
Игроки по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их.
Ребенок, у которого, по его мнению, есть описываемая картинка, показывает ее. Если его ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например).
Если ответ неправильный, первый игрок еще раз описывает картинку, но более подробно.
Мягкие сказки
Игра способствует развитию навыков повествовательной речи, дедукции
Необходимый инвентарь: различные игрушки (мягкие,
пластмассовые), расставленные на столах или стульях.
В игру можно играть как с одним ребенком, так и с небольшим детским коллективом,
Выбирается водящий. Его просят выйти из комнаты на несколько минут.
За это время оставшиеся игроки придумывают какую- нибудь историю про одну из игрушек.
Приглашается водящий.
Дети поочередно рассказывают ему придуманную историю, используя вместо названия главного персонажа местоимение он или она. История рассказывается в течение 3-5 минут.
Водящий должен показать игрушку, о которой рассказывалась история.
Если он угадывает правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ водящего неправильный, ребята дополняют рассказанную историю новыми деталями, по-прежнему не называя при этом задуманную игрушку.
Жили - были...
Игра на смекалку, развитие мышления и повествовательной речи, закрепление знании об окружающем мире
Играть можно вдвоем с ребенком или небольшой компанией, задавая вопросы по очереди.
Взрослый задает вопрос, который должен начинаться фразой жили-были (жил-был).
Ребенок должен попытаться дофантазировать, что же было дальше.
Например:
Жил-был котенок, что с ним потом стало?
Он вырос и стал взрослым котом, ловил мышей и спал на диване.
Эта игра очень увлекательна. Вы от души повеселитесь над детской фантазией.
Кто кем (чем) будет?
Игра хороша тем, что в нее можно играть и компанией, и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы. Следите за тем, чтобы малыш, отвечая на вопросы, грамотно склонял имена существительные. Например:
Кем будет слоненок? (Слоном.)
яйцо? (Птенцом, черепашонком, крокодилом, яичницей и т. д.)
дождь? (Лужей.)
девочка? (Женщиной.)
гусеница? (Бабочкой.)
Кто кем был?
Игра противоположна предыдущей. Ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему взрослый.
Например:
Кем был старичок? (Мальчиком.)
дерево? (Ростком.)
Буратино? (Поленом.)
Что бывает...
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов, понимать значение понятий высота, ширина, длина, классифицировать предметы по форме, размеру, цвету.
Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает.
Затем нужно дать возможность ребенку проявить себя.
В игру можно включать самые разные понятия: мягкое, живое, острое, горячее, твердое и т. д. Примеры:
Что бывает высоким? (Дерево, столб, человек, дом.)
Что выше: дерево или человек; фонарь или машина?
Что бывает узким (широким)?
Что бывает глубоким (мелким)?
Что бывает круглым (квадратным)?
Чего не может быть без....
Игра помогает ребенку научиться Выделять существенные признаки
Запишите на листочке несколько рядов слов. В каждом ряду должно быть одно главное слово и несколько дополнительных, относящихся к главному.
Зачитайте ребенку один ряд слов, из которых он должен выбрать главное.
Например, главное слово — детсад, ряд дополняющих его слов — дети, воспитатель, игрушки, каша, веранда.
Задаете вопрос ребенку: Какое слово самое главное? Без чего не бывает детского сада? Может ли быть детский сад без детей? А без воспитателя? А без веранды? А без каши? Почему?.
Каждое слово подробно разбирается. Главное, чтобы ребенок понял, почему именно то или иное слово является главным понятием.
Примерные задания:
Море (берег, рыбаки, корабли, рыбы, солнце, вода).
Улица (магазин, пешеходы, дома, дорога, велосипед, дети).
Дом (окно, жители, лифт, крыша, лестница).
Магазин (полки, кассир, продавец, игрушки, молоко).
Лес (деревья, тропинки, волк, лесник, грибы, река).
Снаружи - внутри
Игра поможет ребенку научиться соотносить понятия большое - маленькое, Внутри — снаружи
Назовите ребенку пару предметов и попросите его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи.
Например: дом - подушка, котлета - кастрюля, сердце - кошка, рыба - река, сахар - чай и т. д.
Затем поменяйтесь ролями — пусть ребенок называет пары слов.
Части - целое
В эту и ару можно играть в дороге, гуляя с ребенком по парку, в очереди к врачу и т. д.
Назовите ребенку несколько слов, которые обозначают составляющие одного предмета или существа. Например: четыре ноги, сиденье, спинка; картинки, буквы, бумага; листья, кора, ствол; голова, хвост, четыре лапы, поводок. Малыш должен ответить на вопрос: Что это? или Кто это?.
Можно поменяться ролями — ребенок называет слово, вы отвечаете на вопрос.
Несколько примеров:
Цифры, стрелки.
Корень, стебель, листья, лепестки.
Экран, кнопки, пульт, каналы.
Полки, дверцы, одежда
Ноги, хвост, хобот.
Отгадай по описанию
Игра способствует развитию речи ребенка,
В частности умению согласовывать прилагательные и существительные.
Закрепляет знания о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа
Игра является усложненным вариантом предыдущей игры.
Заранее подготовьте предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.
Несколько примеров:
Красивое насекомое, с разноцветными крылышками, любит летать, ест нектар.
Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам.
Дикое животное, живет в лесу, воет на луну.
Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда всех обманывает.
Фрукт с желтой кожурой.
Профессия человека, который ходит в белой одежде, делает уколы.
* Коскова Н.В., Антонова О.В. Развивающие игры и упражнения для детей 4-5 лет. Ужасно интересно. - Новосибирск., 2009
-