Публикации
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Автор: Постолова Юлия Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Автор: Постолова Юлия Александровна
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИУЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ«Книга-это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…»А.И. Герцен Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Цель работы в направлении формирования читательской компетентности научить:осознанно, правильно, выразительно читать; извлекать из текстов интересную и полезную информацию; самостоятельно выбирать книги для чтения; работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.Особенности формирования читательской компетентности учащихся начальной школыПервый шаг на пути приобщения детей к чтению направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.Под навыком чтения подразумевают:умение правильно прочитывать слова; понимать смысл текста; выразительно читать; выдерживать оптимальный темп чтения. Из сегодняшних учеников начальной школы в 1 класс пришли 20 человек, и только 4 из них умели читать. Учителями начальных классов ведется мониторинг «Показатели техники чтения» по классам. По итогам I полугодия текущего года не укладывается в норму темпа чтения только один ученик начальной школы. (Федченко Д.)Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника. Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой – обеспечить комплекс читательских умений и навыков. Этапы формирования читательской компетентности младших школьниковподготовительный (1 класс); начальный (2 класс); основной (3 класс); заключительный (4-5 классы). Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаются выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.Формирование интереса к чтению книг идет двумя путями: во время уроков литературного и внеклассного чтения и во внеурочное время.Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель-первоклассник свободно владел осознанным чтением и у него были развиты учебно-познавательные мотивы. Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках используются следующие виды упражнений, с использованием игровых технологий:упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки); упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения (поменяй буквы местами так, чтобы получилось слово, пропуск букв в словах, реконструкция слова в составе предложения, «мнимое слово», «подскажи словечко»); упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе Федоренко, «игра в прятки»); упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя (чтение в разных режимах громкости, «стоп остановка», «финиш» - дочитать быстро до определенных слов, чтение за «диктором»). На занятиях по внеклассному чтению на подготовительном этапе применяется метод «чтения-рассматривания». Текст читает учитель. Этот метод возбуждает у первоклассников интерес к книгам, вызывающим коллективное переживание.На уроках чтения важную роль играет беседа. Характер беседы по прочитанному тексту определяется, особенностями литературного произведения, возрастом и подготовкой детей (учитывается небольшой запас жизненных представлений школьников, прямолинейность оценок, слабое умение рассуждать, отсутствие подготовки к анализу литературных произведений).Используется форма обмена мнениями - беседа-дискуссия. В ходе таких бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора, учатся размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Вдумчивость чтения у детей повышается после того, как они получают задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращаются к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа. В уроки включаются приёмы инсценирования и устного словесного рисования. На каждом уроке организуется словарная работа, объясняются значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками, работа с толковым словарем.Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с детскими книгами. Начальный этап – это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже становятся грамотными и приступают к освоению собственного чтения, т. е. овладевают умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закрепляются навыки техники и выразительности чтения. А на уроках внеклассного чтения дети учатся применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг.Особое внимание уделяется развитию оперативной памяти. Это связано с тем, что во втором классе ребенок при чтении предложения из 8-10 слов, дочитав до середины, часто забывает первое слово, в результате чего не может уловить смысл предложения – увязать все слова воедино.Формированию оптимальной скорости чтения способствует применение приёма жужжащего чтения. Третий, основной этап – это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.Задача учителя на основном этапе обучения состоит в том, чтобы, предельно расширяя для детей возможный круг чтения, увлекая детей чтением все новых и новых книг, обучить их приемам отыскания и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме. Цель самостоятельного чтения от урока до урока детям по-прежнему предлагает учитель, указывая признаки книг, предпочтительных при выборе. К концу основного этапа дети учатся ориентироваться в мире книг, соотносят понятия:писатель – произведения (Что написал Б. Житков? – Рассказы «Про слона», «Мангуста», «Кружечка под елочкой», «Беспризорная кошка»); писатель – тема (О чем пишет Б. Житков? – О животных); тема – писатели (Кто пишет о животных? – Б. Житков, Е. Чарушин, Н. Сладков, В. Бианки, Э. Шим и др.); писатель – темы (О чем пишет Б. Житков? – О животных, о смелых людях, о технике). Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.Ни на одной из предшествующих ступеней обучения читательской самостоятельности такой формулировки не было и не могло быть, так как наличие читательских интересов – это не просто активная познавательная направленность детей на книгу - объект, который вызывает у юных читателей положительные эмоции, а желание действовать с книгой: рассматривать ее, листать, читать.Заключительный этап, кроме стремления предельно расширить читательский кругозор детей, имеет цель, углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги. Внимание учащихся направляется на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности. Связь школы с родителями в вопросе воспитания интереса к чтениюПроцесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и их родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье. Если тяга к чтению идет от сердца, она, наверное, сохранится у человека на всю жизнь.Используя многообразные формы работы с детской книгой, с первых дней пребывания первоклассников в школе начинается приобщение учащихся к увлекательному миру детской книги.На уроках литературного чтения создаются проблемно-поисковые ситуации, проводятся беседы-дискуссии. Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Одна из форм работы - создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. При этом авторы диафильмов демонстрируют умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам. На уроках литературного чтения часто звучит музыка, соответствующая теме урока.Работа продолжается и во внеурочное время. В конце 1 класса проводится праздник прощания с Азбукой – первой детской книгой. Как правило, дети в подарок получают книги. По окончании букварного периода обучения грамоте знакомим детей с «книгохранилищем» - школьной библиотекой, с правилами пользования библиотекой. Ученики записываются в школьную библиотеку, затем в детскую и начинают регулярно ее посещать, принимают участие в организуемых мероприятиях. В каждом классе есть своя «библиотечка», включающая книги, входящие в круг детского чтения, ее использование актуализируется педагогами. Особое внимание уделяем бережному отношению к книге. Ведь невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. С третьего класса мои ученики ведут читательские дневники. В дневниках отмечаем дату чтения, автора, название произведения, количество прочитанных страниц. Каждому педагогу необходимо отслеживать формирование читательских интересов своих учеников. Читательские интересы формируются, если проводится целенаправленная и систематическая работа. Постепенно достигается необходимый уровень читательской компетентности для продолжения образования в средней школе.
