Публикации
Модель деятельности тренера- педагога в условиях дополнительного образования.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Модель деятельности тренера- педагога в условиях дополнительного образования.
Автор: Клинова Татьяна Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Модель деятельности тренера- педагога в условиях дополнительного образования.
Автор: Клинова Татьяна Владимировна
Модель деятельности тренера - педагога в условиях дополнительного образования
Выполнил:
педагог дополнительного
образования
Клинова Татьяна Владимировна
В настоящее время наблюдается значительное снижение уровня физического, психического и социального здоровья детей. В первую очередь, это связано с неблагоприятными экологическими факторами, неполноценным питанием. В результате чего отмечается агрессивность в поведении воспитанников, тревожность, обидчивость, конфликтность. Неблагоприятные социальные условия в обществе, большой поток негативной информации пагубно влияют на личность. Поэтому, нужно повысить интерес занимающихся как к систематическим, так и к самостоятельным занятиям спортом, учитывая и физические и психологические особенности.
Психологическая безопасность в образовательном учреждении – является важной составляющей национальной безопасности Российской Федерации. Понятие психологическая безопасность широко используется при изучении целого ряда социальных явлений (чрезвычайные ситуации, профессиональная деятельность, подразумевающая работу с объектами высокого риска для здоровья и др.), однако в контексте физической культуры и спорта развито недостаточно.
Игровые виды спорта в большей мере формируют у юных спортсменов навыки общения в социальной группе. Каждая спортивная команда представляет собой в первую очередь социальную группу, которая характеризуется не только формальной, но и неформальной структурой, в основе которой лежат социально-психологические связи между ее членами. Следовательно, психологическая безопасность образовательной среды в учреждении дополнительного образования спортивной направленности по игровым видам спорта в большей мере нуждается в исследовании с точки зрения социального взаимодействия.
Причинами психологического насилия могут становиться средовые условия, и межличностные взаимоотношения учителей, учащихся и их родителей. Крайне важны представления о психологическом насилии, имеющиеся у педагогов-тренеров. Негативное психологическое воздействие (психологическое насилие) в отношении учащихся может реализовываться в следующих формах: унижение (как оскорбления, унижающие достоинство), угрозы, негативное или недоброжелательное отношение, социальная изоляция, принуждение (создание обстоятельств, вынуждающих делать что-то против желания), психологическое подавление. Каждая из этих форм нуждается в конкретизации в зависимости от вида спорта и возраста занимающегося. спорта.
Проблема психологической безопасности в образовательном учреждении-является перспективным прикладным направлением психологической науки. Одним из важных факторов, создающих угрозу психологической безопасности ребенка - является ориентация тренеров на высокую результативность учащихся. Конкурентная среда в рамках проведения спортивных соревнований является как условием формирования значимых для спортивной деятельности психологических качеств учащихся, так и фактором негативного влияния на психологическую безопасность, фактором насилия. Важной особенностью, которую необходимо учитывать при реализации принципов психологической безопасности в образовательном учреждении - является учет вида спорта, которым занимается подросток. Данная проблема скорее является предложением к открытию многоуровневого диалога с администрацией образовательного учреждения, тренерами и психологами.
Труд тренера является сложным и многообразным. Он должен быть сам всесторонне подготовлен физически (быть стройным, подтянутым, опрятно одетым), знать теорию и практику выполнения физических упражнений, владеть методикой обучения. Современный тренер-педагог должен знать:
• цели и задачи физической культуры;
• общую концепцию научного содержания предмета;
• современное состояние физической культуры и спорта в городе, крае, России и за рубежом;
• место и роль предмета Физическая культура среди других предметов школьной программы;
• межпредметные связи;
• передовой педагогический опыт и уметь внедрить его в свою работу.
Особенностью профессионального труда тренера является связь его деятельности с воспитанием детей. Он — тонкий знаток детской души. Со знанием своего дела подходит к воспитаннику, понимает возрастные особенности, знает пути воспитания будущего гражданина. В условиях дополнительного образованиятренер-педагог в отличие от других учителей, проводит с ребятами вместе гораздо больше времени, поэтому он может найти в ребёнке то, что остается скрытым от других.
Незыблемыми остаются принципы формирования у молодого поколения норм поведения в семье, школе, на улице, в общественных местах, транспорте, спортивном зале, воспитания уважения к старшим, инвалидам и др. Воспитание духовности в детях будет в обозримом будущем одной из главных задач общеобразовательных школ и других учебных заведений. Физическая культура и спорт оказывают всестороннее воздействие на детей. Для многих физкультурно-спортивная деятельность — единственная возможность восстановления здоровья, преодоления уже имеющихся отклонений от норм физического развития. Да, чтобы быть красивым, необходим режим, ограничения, постоянные физические нагрузки, неукоснительное соблюдение гигиенических норм, применение средств закаливания и др. Для этого нужны воля, выдержка, терпение. Задача тренера-преподавателя — дать на спортивной тренировке чувственно-конкретное представление о красоте человеческого тела и удивительных возможностях организма. Произведения искусства, реклама, фотографии, биографии спортсменов прошлого и настоящего — самый разнообразный материал может прийти на помощь тренеру, если он правильно осознает свои воспитательные функции.
Я обучаю детей одной из самых популярных игр в нашей стране - игре в баскетбол. Для неё характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма. Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма.
В ходе своей работы я пришла к выводу, что необходимо опираться на педагогику сотрудничества: с детьми, с их родителями, с коллегами по работе. Мой долг — раскрыть в ребенке положительные качества и способствовать их развитию, слабых учеников заставить поверить в свои силы, научить ребенка работать на занятиях, дома — над развитием своих физических и морально-волевых качеств. С этой целью поддерживаю тесную связь с родителями, постоянно информирую их о воспитательном воздействии на учащихся. Самый распространённый вид работы с семьёй – это родительские собрания. Здесь практикуется применение ИКТ для такого рода мероприятий. При помощи компьютера можно наглядно, убедительно и доступно представить большой объём информации в виде таблиц, графиков, рассказать о текущих делах и успехах объединения, провести нужную работу.
Условием эффективного осуществления педагогического процесса по физическому воспитанию являются:
• текущее и перспективное планирование;
• подготовленность материально-технической базы;
• пропаганда знаний по физической культуре и здоровому образу жизни;
• наличие нестандартного оборудования;
• систематическая подготовка физкультурного актива;
• профориентация;
• организация на базе школы педагогической практики студентов физкультурных учебных заведений;
• организация музея спортивной славы школы.
Считаю, чтотренеру в своей деятельности необходимо правильно понимать и учитывать мотивы, интересы учащихся к физкультурно-спортивной деятельности. Глубокие знания, мастерство, воля, выдержка, спокойствие, уверенность, такт помогают решать поставленные задачи. Тренеру приходится воспитывать учащихся в духе преодоления трудностей, вести их по пути от простого к сложному, от изученного к неизученному, т.е. все время создавать перед учащимися систему перспективных направлений в стремлении к самосовершенствованию. И только компетентный тренер-педагог будет способен обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодого поколения.
Отличие моей программы заключается в том, что систематические занятия физическими упражнениями и спортом повышают не только физическую, но и умственную работоспособность. Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей укрепления нравственного, психического и физического здоровья воспитанников, а главное – с формированием установки на активное приобщение личности к занятиям спортом. Цель деятельности тренера -педагога– создание условий для самореализации и саморазвития личности.
Теоретические занятия проходят с использованием проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамеры. Любое мероприятие фиксируется, фотографируется. Организуя мероприятия, я использую презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
Цели и задачи
Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы - углублённое изучение спортивной игры Баскетбол.
Основными задачами программы являются:
укрепление здоровья;
содействие правильному физическому развитию;
приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приемами техники и тактики игры;
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
привитие ученикам организаторских навыков;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по баскетболу;
подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу;
Основные формы учебно-тренировочной работы:
- Групповые теоретические (с использованием ИКТ) и практические занятия по расписанию;
- Инструкторская и судейская практика;
- Просмотр учебных фильмов, видеозаписей;
- Спортивные соревнования;
- Спортивные конкурсы;
- Олимпиады;
-Тестирование двигательных способностей;
Основные показатели выполнения программных требований:
-Выполнение контрольных нормативов;
-Овладение знаниями по теории физической культуры и спорта; Система формы контроля уровня достижений занимающихся и критерии оценки.
Умения и навыки проверяются во время участия занимающихся в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутришкольных соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год, занимающиеся выполняют контрольные нормативы.
Система диагностики – тестирование физических и технических качеств:
- Тестирование (2 раза в год)
- Участие в соревнованиях различного ранга, по разделам данной программы;
- Товарищеские встречи;
- Спортивные конкурсы;
- Олимпиады;
- Викторины.
Тестирование проводится по выбору педагога, с целью определения эффективности занятий.
Участие в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах.
На протяжении 10 лет мои воспитанники являются победителями призерами районных соревнований по баскетболу в зачет спартакиады, в составе сборной защищают честь района в областной спартакиаде.
Таким образом, в процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
В процессе спортивных тренировок тренер-педагог учит школьников формировать себя, дает знания о механизме владения своим телом, учит ощущать выполняемые упражнения и управлять ими. Обращает внимание на внутреннее сознательное сосредоточение, вникание в смысл физического упражнения каждым ребенком. Стремится пробудить у ребенка потребность совершенствовать, творить красоту в себе. На мой взгляд, формирование эстетических качеств личности невозможно развить без воспитания нравственных качеств, развития духовности. Чтобы развить силу, ловкость, красивую фигуру, необходимо проявить волевые усилия, терпение, мужество. Спортивный дух — это не только честолюбивый задор, но и, непременно, спортивное поведение, исключающее обман, подлость, грубость, предательство. Здесь этика и эстетика спорта смыкаются. Неспортивное поведение, безобразные поступки непременно должны носить и эстетическую окраску. В будущем тренербудет решать следующие задачи: воспитание чувства прекрасного; воспитание телесной красоты; воспитание этики поведения; воспитание творческой активности.
Я уверена, решение этих задач в XXI веке будет идти успешно, если детско-юношеские спортивные школы будут обеспечены полноценными ресурсами, кадрами, базой, эффективным управлением. В настоящее время в спортивном плане школа поставляет резервы для ДЮСШ, СДЮШор, ШВСМ, сборных команд, имеет тесную связь с семьей, дошкольными учреждениями, дворцами молодежи, детскими клубами и др.,. Государство должно давать заказ на физически здоровых, гармонично развитых выпускников, вкладывая соответствующие средства для подготовки, то есть должно покупать у школы рабочую силу для производства, сельского хозяйства, службы в армии, поступления в вузы и др.
Модель взаимодействия тренера- педагога в условиях дополнительного образования
HYPER13PAGE HYPER15
6
Внешкольная работа
Тренер-
педагог
Участие в МО педагогов спортивной направленности
Физкультурно-спортивная деятельность с детьми и подростками
Массовая работа с населением
Работа с родителями
