Публикации Однородные члены предложения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Однородные члены предложения
Автор: Широкова Наталья Николаевна

Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.Задачи:
  • сформировать понимание, что однородными членами предложения могут быть как главные члены, так и второстепенные;
  • познакомить со способом распознавания предложений с однородными членами, находить в предложении однородные члены;
  • учить правильно ставить знаки препинания при однородных членах;
  • формировать орфографическую зоркость;
  • развивать универсальные учебные действия:
  • Регулятивные: через целеполагание, участие в направлении развития самостоятельной работы;
  • Познавательные: через работу с информацией (тексты, картины), развитие логического мышления;
  • Коммуникативные: при организации групповой работы, развитие речи, составление предложений;
  • расширять словарный запас, кругозор;
  • развивать познавательный интерес.
  • Оборудование:
  • Картины известных художников;
  • Карточки;
  • Техн. средства: DVD, проектор.
  • Ход урока1. Оргмомент. - Уважаемые гости!- Дорогие ребята!- Я хочу вас поздравить с замечательными древнерусскими праздниками – весенним новым годом и Масленицей.В стародавние времена наши предки – славяне встречали их в первые дни марта, начало календарной весны, когда великий живописец – Природа раскрашивает небо в яркие голубые краски и дарит нам надежду на теплые ясные деньки.- Как вы думаете, по какой теме мы сегодня будем работать? (однородные члены предложения)- На уроке планирую следующее:1.Словарная работа 2.Работа над новым материалом3.Закрепление4.Итог
  • Словарная работа
  • Давайте разгадаем кроссворд, который состоит из слов, относящихся к живописи. - Все отгаданные слова записываем в тетрадь, подчеркиваем орфограммы. Кроссворд
  • Все люди в мире изучают с детства культуры гениальное наследство. Одним лишь словом это назови. И слово это в памяти найди. Им называют музыку, балет, стихи и прозу, натюрморт, портрет.
  • (по толковому словарю: Исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера.)Шедевр [ ш и д э' в р ]- Назови мягкие согласныезвуки.1)В природе множество есть красок, она закат и лес раскрасит. Художнику куда сложней, он краски смешивает в ней. Палитра [п а л’ и' т р а ]
  • Чтоб ярким был рисунок наш, используем всегда … гуашь.
  • Гуашь [ г у а' ш ]
  • На выставку повел он сына смотреть прекрасные …картины.
  • Картина [ к а р т’ и' н а ]
  • Искусство то, где автор кистью
  • Передает нам чувства мысли. Живопись [ ж ы' в а п’ и с’] Сложное слово состоит из 2-х корней
  • Арбузы, дыни, персики, груши
  • Так аппетитны, так вкусны…Увы. Не можешь ты их скушать,Ведь нарисованы они. Натюрморт [ н а т’ у р м о' р т ] - что обозначает? (картина с изображением крупным планом предметов, цветов, овощей, утвари) - Какое слово получили? ( Шишкин ) - Кто такой Шишкин? (художник) - Каких художников вы знаете?
  • Работа над новым материалом.
  • - Давайте составим предложение, в котором будут перечислены названные фамилии художников? (устно)- Я составила предложение с фамилиями художников. На доске Шишкин Айвазовский Кустодиев написали много замечательных картин. (без запятых)- Спишите предложение. Фамилии художников расположите по алфавиту.- Что вы можете сказать об этом предложении ? (предложение повествовательное ….высказ. по интонации – невосклицательное, распространенное – главные + второстенные члены, с однородными членами)- Найдите и выделите основу предложения.- Назовите однородные члены предложения. (Айвазовский, Шишкин и др.)- Какими членами предложения они являются? (подлежащими)- Какой частью речи являются?- Что знаете об имени существительном?- Чего не хватает в этом предложении? (запятых)- Поставьте запятые.- Когда ставятся запятые? (при перечислении однородных членов)- Как вы думаете, однородными членами предложения могут быть только подлежащие?- Хотя по календарю уже весна, а в природе еще зимние деньки.2) Стихотворение М. Лермонтова сподвигло художника Шишкина написать картину «На севере диком» На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь. и снегом скрипучим Одета, как ризой, она.- Какой пример использовал Лермонтов при описании сосны? (олицетворение)- Какое чувство вызывает у вас эта картина?- Передал ли Шишкин состояние одинокой сосны на картине? Докажите.-Составьте предложение с однородными сказуемыми, используя союз и (как называется природная зона, где вся территория покрыта песком) (Одинокая сосна грустит и плачет в снежной пустыне)- Запишите предложение с комментированием. Подчеркните орфограммы, объясните их написание.- Выделите основу предложения.- Найдите однородные члены предложения. Что такое однородные члены предложения?- Какими членами предложения они являются? (сказуемыми)- Почему не поставили запятые? (перед одиночным союзом и запятая не ставится.3) - Попробуйте составить предложение с однородными сказуемыми по картине Айвазовского «Девятый вал», но союз и используем несколько раз по схеме.- Когда и что происходит с морем на этой картине? (В сильный шторм море и клокочет, и ревет, и поднимает волны.) -Подберите синоним к слову шторм…- Напишите предложение. Выделите основу предложения, найдите однородные члены предложения.- Какими членами предложения они являются?- Какой частью речи являются сказуемые? - Каких знаков препинания не хватает? Почему?- Почему картина называется «Девятый вал» (самая высокая волна при шторме) – Как вы думаете, какой праздник отмечает русский народ на картине Кустодиева.4) - Что знаете о Масленице? (Масленица - старинный славянский праздник проводов зимы, во время которого пекутся блины и устраиваются увеселения. Широко всегда гуляли Масленицу на Руси: ярмарки, катания на санках с гор, сжигание соломенного чучела Масленицы.) - Придумайте предложение с однородными членами. Как русский народ встречает этот праздник?(Весело и шумно встречает русский народ Масленицу)- Напишите предложение самостоятельно, выделите основу.- Назовите однородные члены предложения.- К какому слову они относятся?- Какой частью речи являются однородные члены?(наречие – самостоятельная часть речи)На празднике гостей поили чаем со всякими вкусностями.- Составьте предложение по картине Стожарова «Чай с калачами».- Какой это жанр в живописи? (натюрморт)- С чем гости пили чай?5) (В старину гости пили чай с калачами, баранками и медом)- Напишите предложение.- Назовите основу предложения.- Есть ли в предложении однородные члены.- Назовите их. К какому члену предложения они относятся.- Какими членами они являются? Напишите части речи.- Что такое калач? (пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой)- Назовите слово, которое отличается по значению, но пишется одинаково (изменение ударения)- Какой фразеологизм знаете? (калачом не заманишь, тертый калач)- Что обозначают? 6) - На празднике все любят получать подарки.- Сегодня для вас подарками будут чудесные розы картины русского художника Герасимова «Розы».- Составьте предложение, в котором опишите эти красивые цветы. Используйте имена прилагательные, обозначающие цвет.(В вазе стояли красные, белые и желтые розы)- Напишите предложение самостоятельно.- Есть ли в предложении однородные члены?- Какими членами предложения они являются. Надпишите части речи. Что знаете об имени прилагательном? Прочитайте предложение. Это текст? Почему?7) Физминутка.- Засиделись мы в гостях, Пора размяться. В руки радугу беру, Все цвета вам раздаю Красный - солнце, руки выше, Цвет оранжевый - пониже, Блещет золотом луна, Зеленью блестит листва. Голубой – над нами небо, Синий море, А фиолетовый? Нам в тетрадях пригодится, Сядем и начнем учиться. Перечислены названья однородные, А художник в мире нашем кто? (Природа)4. Закрепление пройденного.8) Работа с учебником.- Прочитайте вслух правило на стр. 84.- Совпали ли наши выводы с правилом из учебника?Хорошо поработали.Закрепление пройденного.1) тетрадь на печатной основе. Самостоятельная работа. Стр. 56 № 61.- Найдите в тексте предложения с однородными членами по схемам. 1 ряд – 1 схема2 ряд – 2 схема3 ряд – 3 схема Проверка – от каждого ряда по 1 человеку.- Какое слово вам непонятно? (лоток – открытый прилавок для торговли на улице, а также большой плоский ящик для торговли вразнос) (лавка – магазин небольшой)2) творческое задание (групповая работа) (4 конверта – красный Желтый Зеленый Голубой- Природа имеет в своей палитре множество красок. Я вам предлагаю палитру из 4 красок.1) Составьте 1 предложение с однородными членами по теме « Весенний день». Запишите его.2) Составьте 1 предложение с однородны членами по картине Шишкина«Утро в сосновом лесу».3) Распространите 2 предложение. Вставьте пропущенные буквы Запишите в тетрадь. Назовите однородные члены. Улыбалось солнышко (чем?)… Солнышко, св..ти и …нас св..им т..плом.4) Распространите 2 предложение однородными членами. Вставьте пропущенные буквы. Назовите однородные члены. Выделите их.Скоро проснутся (от чего?) … ольха и … . По (чему?) … побегут и … (какие ?) ручейки.Проверка ( 1 ученик от группы) (вопросы ученикам)5. Вывод.- С какой темой мы знакомились на уроке?- Что мы узнали об однородных членах? (однородными членами могут быть подлежащие, сказуемые, второстепенные члены) - Когда ставятся запятые?- Что запомнили на уроке?- С творчеством каких художников познакомились?6. Итог.- А теперь мы заканчиваем урок веселым стихотворением, в текст которого выставляете рифмующиеся слова и там, где нужно, однородные члены.Подошел к концу______.Скоро прозвенит ______.Мы учились, отвечали,И ________, и __________,Много нового __________.И учительнице нашей,Дорогим нашим гостямДружно мы __________ скажемПриезжайте в гости к нам.С широкой МасленицейВас поздравляем,Всех гостей блинами угощаем!
    -