Публикации
Теория и практика формирования традиционных российских ценностей на уроке литературного чтения в начальной школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Теория и практика формирования традиционных российских ценностей на уроке литературного чтения в начальной школе
Автор: Шашкова Наталья Евгеньевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Теория и практика формирования традиционных российских ценностей на уроке литературного чтения в начальной школе
Автор: Шашкова Наталья Евгеньевна
Теория и практика формирования традиционных российских ценностей на уроке литературного чтения в начальной школе Мне очень нравятся слова А. Макаренко: «…Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».Уроки литературного чтения очень важны в процессе формировании самостоятельной личности ребенка, полноценной и, достаточно активной. Помимо получения и уточнения знаний, уроки чтения должны и воспитывать, и развивать подрастающее поколение. Именно на уроках литературного чтения происходит воспитание ребенка на примерах, точнее, на положительных примерах. На этих уроках предлагаются правильные образцы поведения, формируется и развивается чувство стиля, общепринятые языковые нормы, формируется понятийный аппарат и правильное направление мыслей, что способствует формированию традиционных духовно – нравственных ценностей. Это процесс способствования духовному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (ответственности, совести, патриотизма, долга, веры, гражданственности), нравственного облика (уважения, милосердия, терпения, кротости, незлобивости, любви), нравственной позиции (готовности к преодолению жизненных испытаний, способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви), нравственного поведения (проявления духовной рассудительности, готовности служения Отечеству, людям)». По словам К. Д. Ушинского, «чтение — это упражнение в нравственном чувстве, поэтому одна из главных задач уроков литературного чтения — это духовно-нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства». Прежде всего, дети должны вырасти настоящими людьми: смелыми, добрыми, вежливыми, отзывчивыми, дружелюбными. Часто мы говорим: «Книга - это открытие мира». Бесспорно, читая, ребёнок знакомится с окружающей природой, действительностью, с трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Слово у ребенка может вызвать желание стать лучше, совершать хорошие поступки, помогает постигать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами и правилами поведения, уважать и чтить старших и многое другое. Генерированию духовных представлений и нравственного опыта детей способствует сообщение знаний о моральных нормах поведения и качествах человека. Уроки литературного чтения имеют неограниченные возможности, потому что, именно в литературных произведениях воссоздается духовно-нравственный опыт предшествующих поколений, не только на уровне представлений, но и в проявлениях их в поступках, через которые ребенок постигает смысл житейского бытия.Величайшее влияние на детей оказывают народные сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. По словам В. А. Сухомлинского: «Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, и не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу». Сказки содержат в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Анализ прочитанных совместно с детьми литературных текстов, обсуждение сказочных ситуаций и характеров героев и их поступков помогает формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Дети, читая русские сказки, испытывают эстетическое наслаждение, учатся уважению и почитанию старших, постигают основы праведной жизни. (Репка, Гуси-лебеди, Каша из топора, Сивка-Бурка, Иван царевич и Серый волк, …..)В литературных сказках находит свое продолжение христианский смысл русского фольклора. Сказки учат читателей руководствоваться заповедями, данными человеку Богом, а также жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок А. С. Пушкина - «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о попе и его работнике Балде», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» и многих других сказок, дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Почитай отца и мать», «Не завидуй», «Не лги», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит наказание. Народная сказка содействует формированию определённых духовно-нравственных ценностей, идеала. Для девочек — это красна-девица (помощница, умница, рукодельница), а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, храбрый, честный, добрый…). Идеал ребёнка — далёкая перспектива, к которой он будет стремиться. Героический эпос русского народа дает детям образец жизни. Воплощением нравственных свойств русского народа являются былинные богатыри: мужества, бескорыстия, справедливости, храбрости, чувства собственного достоинства, мудрости, трудолюбия, честности. Мальчишки, считая их идеалом, хотят быть похожими на этих героев. Читая былины, учащиеся знакомятся не только с героическим эпосом своего народа, но и историей своей Родины, своего края, учатся ценить и уважать старших. Готовя проекты, презентации, дети ищут материал в книгах самостоятельно, расспрашивают бабушек, дедушек, родителей о Великой Отечественной войне, о героях, о подвигах своих родственников, односельчан.При чтении рассказов обогащаются детские представления о взаимоотношениях людей, которые позволяют учащимся сделать выводы о нормах и правилах жизни в обществе. Как правило, в тех рассказах, где героями являются их ровесники, детям легче поставить себя на место этих героев и сделать определённые нравственные выводы. («Старый дед и внучек», «Правда всего дороже» Л.Толстой, «Мальчики» А.П.Чехов)Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички выражают заботу, любовь, нежность, веру в благополучное будущее. В них высмеиваются человеческие недостатки и пороки, восхваляются положительные качества человека.БольшУю знАчимость для духовно-нравственного воспитания личности оказывают пословицы и поговорки. В них выражается многовековая мудрость народа, его наблюдения над взаимоотношениями между людьми, миром и окружающей природой. Большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию. Именно фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, нравственного и духовного развития детей. + загадки(…) На уроках литературного чтения дети сталкиваются с историей, красотой родного края. Работая над произведениями, проводится параллель с нашим городом, с нашей историей. Именно в начальной школе, закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, родного города, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность окружающего мира; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать. Используя на уроках литературного чтения произведения о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, учитель побуждает учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать моральный выбор, формирует нравственную позицию. Материалы учебников по литературному чтению позволяет на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Все вышеперечисленное позволяет говорить, что именно уроки литературно чтения имеют большие возможности в деле формирования, сохранения и укрепления духовно-нравственных основ личности младшего школьника.
