Публикации Использование спектра информационных технологий для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках эстетического цикла

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование спектра информационных технологий для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках эстетического цикла
Автор: Князева Екатерина Владимировна

Использование спектра информационных технологий для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках эстетического цикла
Князева Екатерина Владимировна учитель ИЗО, МХК и черчения средней школы №17 г.Рязни
Выбранная мною тема не случайна. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:
Достижение социальной компетентности обучающихся
Гарантия прав граждан на качественное образование
Формирование ключевых (базовых) компетенций
Обеспечение компьютерной грамотности
Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия: “компетенция” и “компетентность”. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетентность – это знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. К центральному ядру обучения относят ключевые компетенции. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции:
Коммуникативные – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
Информационные – владение информационными технологиями
Социальные – умение жить и работать в коллективе.
Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.
Нравственные – способность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Они рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и счастливым.
Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Использование их позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему.
Каков же спектр информационных технологий, используемых мною в учебной деятельности?
Электронные учебники.
Собственные разработки уроков на электронных носителях.
Интеллектуальные игры.
Тематические презентации.
Проектные технологии.
Использование тестовых технологий.
Внеурочная деятельность (классные часы).
Остановлюсь на некоторых из них. Мультимедийные уроки позволяют использовать в рамках одного занятия изобразительные средства различной природы (текст, рисунок, звук, фотографии, анимация и др.), что обеспечивает новый уровень восприятия : учащиеся не просто созерцают, а активно участвуют в происходящем. Роль учителя, как проводника знаний не снижается, а наоборот, от него требуются новые навыки. Эффективность учебного процесса повышается.
Любые технологии сами по себе – ещё не гарантия успеха. Учитывать необходимо и культурную ситуацию в школе, личностные особенности учеников, скорость усвоения учебного материала, уровень владения компьютером.
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и другие методики.
Участие в предметной проектной деятельности позволяет формировать способность брать ответственность на себя, совместно принимать решение, извлекать пользу из опыта, уметь решать проблемы, заниматься самостоятельно своим обучением, учит отстаивать своё мнение, вступать в дискуссию. Эта деятельность учащихся – партнёров, имеющих общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата (успешный опыт в этом направлении у нас есть).
Использование на уроках современных ИКТ позволяет моделировать различные условия учебного процесса, к которым ребёнку необходимо адаптироваться. Оптимальное сочетание традиционных и интерактивных уроков формирует положительную мотивацию к изучению мировой художественной культуры и изобразительного искусства.
Создание тематических презентаций по вопросам учебного материала есть суть творческой деятельности на уроках . Через такой вид работы развиваются компетенции, обеспечивающие интеграцию личности в общество: способность включаться в деятельность групп, готовность сотрудничать и вступать в продуктивный диалог с другими учащимися. В ходе защиты своего продукта ребята учатся аргументировано отстаивать свою позицию.
В последнее время я провожу компьютерный мониторинг по мхк и изос целью проверки теоретической грамотности, умение классифицировать материал, работать по аналогии и т.д.
Применение в работе компьютерного мониторинга позволяет определить уровень развития предметной компетенции. А также позволяет ребятам находить свои собственные приёмы обучения, организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их, а также противостоять неуверенности в новой ситуации.
Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности.
Игра помогает совершенствовать мышление, внимание, творческое воображение. А также формирует социальные компетенции: умение работать в команде, ответственность за общий результат. Помимо этого они позволяют проверить предметные знания, коммуникативные навыки, адекватность самооценки и уровень притязаний.
Организуя на уроке работу с тестами (в электронном виде) я формирую у ребят основные “информационные” компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам и в завтрашней “взрослой” жизни.
Помимо перечисленного, ИКТ активно можно использовать и во внеклассной деятельности, например, в подготовке и проведении классных часов. Совместная работа учителя и учащихся помогает максимально приблизить учебный процесс к реальной жизненной ситуации, а, значит, у ребят появляется возможность проявить следующие компетенции: способность находить новые решения, быть гибким перед лицом быстрых изменений, умение организовывать свою работу, выполнять свои социальные роли.
Время движется вперёд, меняются взгляды на жизнь, образование, меняются приоритеты, социальный заказ общества, поэтому педагогу всегда есть с кем работать и над чем работать.
-