Публикации Дидактическое игровое пособие «Животные и растения Волгоградской области»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактическое игровое пособие «Животные и растения Волгоградской области»
Автор: Колышева Татьяна Борисовна

Дидактическое игровое пособие «Животные и растения Волгоградской области»Авторы: МОУ Центр развития ребёнка №10, Ворошиловского района Волгограда, воспитатели высшей квалификационной категории - Лукьяненкова Татьяна Васильевна, Колышева Татьяна Борисовна; воспитатель - Афанасьева Александра Львовна. Привет тебе, мой край родной,С твоими темными лесами,С твоей великою рекойИ неоглядными полями!Привет тебе, народ родимый,Герой труда неутомимыйСреди зимы и в летний зной!Привет тебе, мой край родимыйС Дрожжина.Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования.Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация и подбор технологий, форм, методов и средств ознакомления детей с природным миром развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.Воспитательное значение природы трудно переоценить.Особенно велика роль в воспитании детей.О значимости экологического образованияребёнка как важнейшего звена говорится, в том числе во ФГОС ДО и ФОП ДО.Игровое пособие «Животные и растения Волгоградской области», которое мы создали, являетсяматериалом, разработанным на основе программы «Животные и растения Волго-Донского края». Авторами программы являются Черезова Л.Б., канд. биол. наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образования ВГСПУ и Филонская С.Г., педагог МОУ Детский сад «5 «Олимпия» г. Волгограда. Данная программа является первой экологической программой с приоритетом регионального компонента в работе с детьми и с использованием краеведческого материала природоведческой тематики на примере степной зоны России.Ознакомление с игровым пособием предполагает большую предварительную работу: знакомство с животными и растениями Волгоградской области, их признаками и видами, с экологическими знаками, графическими схемами (звери, птицы, рыбы, насекомые, деревья, травянистые растения)и условными обозначениями (лекарственные травянистые растения и деревья, краснокнижные травянистые растения и первоцветы, хищные и травоядные звери, зимующие и перелётные птицы), рыбы, лиственные и хвойные деревья, краснокнижные насекомые. Для этого можно использовать такие формы работы, как:
  • занятия,
  • беседы,
  • наблюдения,
  • детские проекты,
  • просмотр мультфильмов и презентаций,
  • рассматривание тематических альбомов и энциклопедий, репродукций картин,
  • проведение развлекательных мероприятий экологического содержания,
  • продуктивная деятельность,
  • экскурсии в природу и музеи,
  • игровая деятельность,
  • прослушивание музыкальных произведений,
  • чтение художественной литературы,
  • работа с календарём природы.
  • Вид пособия: познавательноеЦелевая аудитория: игровое пособие предполагает использование детьми старшего дошкольного (5-7 лет) и младшего школьного возраста. Цель:повышение экологической культуры детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования элементарных представлений о растительном и животном мире Волгоградской области.Задачи:
  • развивать у детей познавательный интерес к природе родного края;
  • расширять и обогащать знания детей о некоторых представителях животного и растительного мира Волгоградской области;
  • обобщать объекты природы по одному главному признаку;
  • классифицировать объекты природы по определенным признакам;
  • устанавливать простейшие взаимосвязи, строить логические цепочки, делать умозаключения;
  • развивать речь детей, обогащать словарный запас, побуждать к рассуждению;
  • активизировать память и внимание;
  • способствовать развитию логического мышления;
  • воспитывать у детей основы экологической культуры, любовь и бережное отношение как в природе в целом, так и по отношению к отдельным природным объектам своей малой родины – Волгоградской области.
  • Материал, входящий в комплект пособия:
  • 6 блоков, каждый из которых состоит из 2 карт-пазлов, включающих, в свою очередь, 4 маленьких карточки-пазла (с лицевой стороны на каждой карточке-пазле объекты растительного или животного мира, с обратной стороны – информационный материал об объекте) и по 1-му условному обозначению на каждый блок (насекомые, рыбы, звери, птицы, деревья, травянистые растения);
  • 18 карточек-графических моделей;
  • 9 видов схематических изображений (виды объектов растительного и животного мира: цветы – первоцветы, краснокнижные, лекарственные; деревья – лиственные и хвойные, лекарственные; птицы – перелётные и зимующие; звери – хищные и травоядные; рыбы, насекомые - краснокнижные)
  • 12 экологических знаков;
  • 20 значков «ЗНАТОК РОДНОГО КРАЯ»
  • 6 видов викторин к каждому блоку
  • Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Художественно-эстетическое развитие» Варианты применения пособия в воспитательно-образовательном процессе: подгрупповая, индивидуальная работа, организованная и самостоятельная детская деятельность.Игровое пособие представляет набор дидактических материалов и игр развивающей направленности. Пособие привлекает своей яркостью, эстетичностью, оригинальностью, удобно, безопасно и доступно в использовании.Игровое пособие позволяет развивать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация.Практическая ценностьсостоит в возможности применения педагогом данного игрового пособия в процессе организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного (5-7 лет) и младшего школьного возраста, а также в создании условий для знакомства детей с животным и растительным миров родного края – Волгоградской области.Вариативность использования игрового пособия: ВикторинаДети делятся на 2 команды. За каждый правильный ответ ребёнок получает значок «Знаток природы». Побеждает в викторине та команда, которая наберет больше всего значков.Вопросы к викторинам по материалам игр.Вопросы к викторине:Травянистые растения
  • С этим растением связана интересная история - старые люди рассказывают, что на луга и поляны по весне всегда опускались стаи диких гусей, чтобы передохнуть после трудной дороги и пощипать всходы этого растения, которые они очень любили. Так и сложилось полное название этого весеннего цветка. (гусиный лук)
  • Это растение занесено в Красную книгу. Оно одним из первых появляется в степях нашей области среди последних островков нерастаявшего снега. На поверхность почвы выходит большой красивый нежно-лиловый цветок (величиной с детскую ладонь), а затем и его узкие листья, похожие на листья тюльпанов. (брандушка)
  • Это многолетнее низкое растение с красивыми узкими светло-зелеными листьями и крупными цветками разнообразной окраски: от белой, светло-голубой до темно-фиолетовой и желтой. Название растения связано с названием сладкой конфеты. (ирис низкий)
  • У этого растения блестящие листья сердцевидной формы и ярко-желтые цветки. В разные периоды роста оно бывает и съедобным, и ядовитым. Так, до начала цветения, ранней весной, из него можно готовить салаты, предварительно отварив в соленой воде. Вареное растение кладут даже в зеленые борщи, супы, маринуют, солят и сушат. А в период цветения и образования семян, в растении появляются ядовитые вещества. (чистяк весенний)
  • Цветет это травянистое растение в мае-начале июня в степях Волгоградской области. Земля, плотно заросшая этим растением, похожа на зелено-серебристое море. Потом появляются плоды, острые и колючие. Колючими волосками растение «цепляется» к земле, чтобы укорениться. (ковыль)
  • Это растение связано с легендой: «Все стареющие женщины Земли обратились к богиням с просьбой помочь подольше сохранить им молодость и привлекательность. Богини сбросили с олимпа чудодейственные цветы, наделив их сильным пряным запахом и ярким желто-оранжевым цветом, чтобы они не затерялись». Недаром в народе их называют «женскими» цветами. (пижма)
  • Народное название этого растения «Лазоревый цветок» и занесено оно в Красную книгу Волгоградской области. Цветет с конца апреля до конца мая (тюльпан)
  • Это распространенное луговое растение с розовыми соцветиями. Из листьев готовят салаты, ими заправляют зеленые щи. (клевер)
  • Вопросы к викторине: Деревья
  • У этого дерева ветви гибкие, тонкие, длинные и часто опускаются до самой земли, за что и прозвали это растение «плакучим». (ива)
  • Растение это завезено из теплых стран с влажным климатом. Живет оно около 200 лет. Листья очень крупные, темно-зеленые, пальчатые. Цветки белые, с желтыми пятнами собраны в конусовидные метелки, похожие на свечи. (каштан)
  • Различные виды этого вида дерева имеют разную форму листьев, но у всех похожие семена - двукрылатки. (клен)
  • Хвойное вечнозеленое дерево, высотой до 30-40 метров со стройным стволом и широко расставленными ветвями. Оно очень ценится за свою способность очищать воздух от вредных бактерий. Используется в медицине для лечения многих болезней. Содержит витамины С и А. (сосна)
  • Дерево с сердцевидными листьями, издавна считается лечебным – из цветков готовят чай, помогающий при простуде, а пчелы собирают нектар, из которого получается мед. (липа)
  • Это дерево называют «Лесной богатырь». Ствол его бывает очень толстый. Листья овальные с волнистыми краями. Плоды этого дерева очень любят дикие кабаны (дуб)
  • Это дерево считается символом нашей страны и города Волгограда. Стройное дерево с гладкой белой корой и черными «насечками» на ней. (береза)
  • Плоды (ягоды) этого дерева имеют разнообразное употребление как в пище (варенье), так и в народной медицине. Эти ягоды используют в своем питании зимующие птицы (снегири, свиристели). (рябина)
  • Вопросы к викторине:Рыбы
  • Это небольшая пресноводная рыба с колючими плавниками. Она может так раскрыть свои жабры, загнуть хвост и поставить в «боковое» положение свой гребень на спине, что становится похожей на ежа. (ёрш)
  • Крупная рыба, питается рыбой, моллюсками, червями, держится в основном у дна. Промысловый лов почти всех видов данной рыбы запрещен, но в Красную книгу не занесена. В Волгограде есть завод, где искусственно разводят мальков этой рыбы и выпускают в воду. (осётр)
  • Это крупная пресноводная рыба, без чешуи с усами вокруг рта. Питается рыбой, раками и моллюсками, иногда ловит птиц. Живет эта рыба долго, до 30 лет, и может достигать гигантских размеров. (сом)
  • Хищная, пресноводная рыба, поедает мелких рыбок, насекомых, червей, головастиков и т.д. Отличается от других рыб темными поперечными полосками на теле. (окунь)
  • Эта рыба - хищник. Имеет зеленовато-серую окраску со спины, на боках вертикальные темные полосы, брюхо светлое. Можно встретить в заболоченных и, исключительно, чистых водоемах. На челюстях - многочисленные зубы, есть клыки. Питается рыбой, а также водными беспозвоночными. В теплое время года держится на глубине 2-5 м. Встречаются особи до 10-15кг. (судак)
  • Эта рыба бывает двух видов: золотой и серебряный. Встречается он в основном в проточных водах с илистым дном и обильной растительностью. На зиму зарывается на дно с головой в тину.(карась)
  • Название этой рыбы связано с яркой окраской плавников, иногда называют красноглазкой: глаза у нее оранжевые, с красным пятном вверху. (красноперка)
  • Одна из самых крупных речных хищных рыб. Обитает в реках, озерах. Может достигать до 2 метров, а вес до 24 килограммов и более. Тело удлиненное, голова большая, рыло вытянутое; рот также большой с многочисленными острыми зубами. Окрас у рыбы серо-зеленый в крапинку. Рыба очень прожорлива. Питается в основном рыбой, лягушками, насекомыми. (щука)
  • Вопросы к викторине: Звери
  • Эти животные, у нас, в Волгоградской области даже зимой не меняют цвет шёрстки и остаются серыми. У них длинные уши и короткий хвост. Питаются они травой, а зимой – сеном и молодыми веточками деревьев и кустарников. (заяц-русак)
  • Это животное родственник оленей. У особей мужского поля имеются рога, которые ежегодно сменяются. Хвост у них короткий, почти не виден. Окраска у особей женского пола летом рыжая, зимой серая. Питаются эти животные травой, листьями и побегами кустарников и деревьев. (косуля)
  • Пища этих животных очень разнообразная: части растений, черви, моллюски, грызуны, падаль и т.п. Большую часть пищи это животное добывает из почвы и лесной подстилки, главным образом путем рытья. Детёныши имеют полосатую окраску. (кабан)
  • Это большое лесное животное – великан леса. Нос горбатый, верхняя губа большая и свисает, под горлом вырост кожи («серьга»). У самцов огромные рога, самки – безрогие. (лось)
  • Этот зверь обитает в лесах Волгоградской области. Питается он грызунами, птицами, зайцами и другими мелкими животными. Пушистый хвост – одеяло для этого зверя зимой. Это активный зверёк, причем в любое время суток. (лиса обыкновенная)
  • Этот зверь обитает в Волгоградской области в полупустынных восточных и южных, редко – в северо-восточных районах. Окрас его зависит от времени года – летом шерсть шубки короткая и серая, а зимой мех становиться густым и желтовато-серым с небольшой сединой на спинке. Этот зверь активен ночью, в пищу не прочь пустить то, что растет из земли, а не только мясо. (лиса корсак)
  • Это небольшой зверёк, колючий, ночной хищник. Зимой впадает в спячку. (ушастый ёж)
  • Этот зверёк не так давно появился в Волгоградской области. Величиной он чуть меньше морской свинки, с пушистым хвостом, шустрый, прекрасно лазает по деревьям. На зиму запасает грибы, развешивая их на веточки. Живёт в дуплах деревьев. (белка)
  • Вопросы к викторине: Птицы
  • Этих птиц в нашем крае обитает два вида: полевой и домовой. Они шустрые, шумные, летают стайками. (воробей)
  • Это крупная, хитрая, ловкая и находчивая птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у неё черные, а всё остальное – серое. Эта птица всеядная, особенно хорошо она себя чувствует там, где можно поживиться едой – около свалок, на рынках. (ворона серая)
  • Эти птицы прилетают ближе к жилью человека из леса или из садов осенью, когда в лесу становится меньше еды. Отовсюду слышится их песенка «синь-синь!». Они питаются в основном насекомыми, иногда ягодами, семенами берёзы и сирени. Любимое лакомство – несолёное сало. (синичка)
  • Этих птиц можно увидеть в любом городе, где есть многоэтажные дома: они живут на чердаках этих домов или в специальных домиках. Птицы очень красивы, их перья переливаются на солнце разными цветами. Люди их подкармливают, поэтому эти птицы селятся всегда рядом с жильём человека и часто не боятся людей, могут подойти к ним совсем близко. (голубь и голубка)
  • Этих птиц называют Вестники весны. Они прилетают к нам в начале весны. В степях и пустынях нашей области распространены несколько видов этих птиц – полевой, чёрный, степной и хохлатый. Весной и летом питается исключительно насекомыми и пауками. (хохлатый жаворонок)
  • Эти птицы прилетают к нам весной и поселяются в специально сделанных людьми домиках. Умеет подражать тем звукам, которые слышит вокруг себя: мяуканье кошек, скрип тормозов машины, и даже крики других птиц. Весной и летом эти птицы питаются насекомыми и их личинками. Они незаменимы в борьбе с саранчовыми. (скворец)
  • Небольшие птицы с длинным хвостом, который трясется при беге. По земле передвигается не прыжками, а бегом. Питаются исключительно насекомыми. (трясогузка)
  • Это маленькая невзрачная серенькая птичка, символ певческого таланта. Птицы зимуют в тропиках Африки. Питаются эти птички-невелички червями, земляными насекомыми, пауками, яйцами муравьев, едят грецкие орехи, ягоды и овощи. (соловей)
  • Вопросы к викторине: Насекомые
  • Этот вид бабочки занесен в Красную книгу Волгоградский области и России. Это редкая для нашего региона бабочка. Верхние крылья её темно-коричневые, без рисунка, на нижней стороне задних крыльев – рисунок из белых пятнышек, любит степи и засоленные почвы. (голубянка римн)
  • В лесах нашей области обычно встречаются высокие «домики» этих насекомых из палочек с большими подземными сооружениями, в степях и городах чаще такие «домики» можно увидеть в земле с небольшим выходом наружу. Этих насекомых много видов, есть большие и маленькие. Это самое сильное насекомое. Оно может нести на себе ношу в 50 раз превышающую вес его самого. (муравей)
  • Эти насекомые размером с шершня, полностью чёрные, даже крылья у них тонированные, на солнце красиво отсвечивают синим или голубым. Они не строят «домики» коллективно, а делают индивидуальные гнёзда внутри телеграфных столбов и других деревянных конструкций. В нашей области обитает особый вид этого насекомого под названием «плотник». Он распространен повсеместно, в том числе в посёлках сельского типа и вблизи городов.  Этот вид насекомых входит в Красную книгу России, но в Волгоградской области с численностью этих насекомых проблем не наблюдается.  (пчела-плотник)
  • Эти насекомые, родственники саранчи, кузнечиков. Они всеядны, предпочитают растительную пищу. Личинки и взрослые виды этих насекомых питаются листьями и корнями различных травянистых растений. Поедают также мелких наземных животных и их трупы. Бывают полевые и домовые виды этих насекомых. (сверчок)
  • Эти насекомые похожи на длинных кузнечиков с большими передними ногами, на которых имеются острые шипы для схватывания жертвы.
  • Как только в поле зрения оказывается какое-либо зазевавшееся насекомое, тут же следует молниеносный бросок – и жертва уже зажата между шипами. В Волгоградской области обитает один из видов, который занесен в Красную книгу. (богомол боливария короткокрылая)
  • Это красивые жуки – ярко-зеленые, большие, блестящие, овальной формы. Этих насекомых почему-то часто неправильно называют майскими, вероятно потому, что появляются в мае месяце. Волгоградской области. Взрослые насекомые обычно поедают цветки. (жук бронзовка)
  • Эти небольшие жуки могут быть красными, желтыми, черными и белыми. Отличаются также количеством точек на надкрыльях. При опасности жуки выделяют жидкость, как коровы – молоко. Правда жидкость не белого цвета, а оранжевого цвета, и к тому же едкая. Поэтому этих жуков не едят ни птицы, ни ящерицы, ни даже пауки. Жуки – хищники, питаются тлями. (божья коровка)
  • Этого жука можно отличить по большой расширенной голове, украшенной «рогами» – коричневыми, очень сильно развитыми верхними челюстями (у самцов). Самка тоже крупная, но без «рогов». Он заселяет широколиственные леса в области произрастания дуба, в парках. Питаются эти жуки соком деревьев, в основном дубов. Этот жук занесен в Красную книгу России. (жук-олень)
  • Игры, используемые в рамках викторин:Игра «Отгадай по описанию»Дети делятся на 2 команды. Представители первой команды описывают любой объектживотного или растительного мира, не называя их, а дети второй команды должны отгадать о ком или о чём идёт речь. Затем команды меняются местами. Главное условие -карточки-пазлы не должны повторяться. Игра «Цепочка»Дети делятся на две команды. У взрослогов руках карточка-пазл, с изображенным на ней объектом животного или растительного мира. Взрослый называет однослово-признак или слово-действие к изображенному на нём объекте и предлагает детям назвать как можно больше слов-признаков или слов-действий об этом объекте. Чья команда назовёт больше слов, характеризующих данный объект, та считается победителем и получает значок ЗНАТОК РОДНОГО КРАЯ.Игра «Назови правильно»Педагог называет слова, характеризующие объекты растительного или животного мира (муравейник, порхает, летает, ползает, красная спинка, звенит, заливается, жужжит, трудолюбивая, синькает и др). Перед детьми лежат карточки-пазлы. Дети, по очереди, ориентируясь на сказанное взрослым слово-характеристику, находят подходящую по смыслу карточку-пазл и поясняют свой выборИгра «4 – лишний»Взрослый называет 4 объекта растительного и животного мира. Детям предлагается называтьлишний объект и пояснить свой выбор.
  • Божья коровка, бронзовка, жук-олень, голубянка-римн
  • Воробей, синичка, голубь, соловей
  • Трясогузка, скворец, жаворонок, ворона
  • Заяц, косуля, лось, лиса
  • Белка, еж, лиса-корсак, кабан
  • Ерш, окунь, карась, сом
  • Тюльпан, брандушка, ирис низкий, клевер
  • Клен, липа, сосна, береза
  • Липа, береза, рябина, клен
  • *** Игровое пособие может применяться педагогами дополнительного образования, воспитателями, родителями и другими специалистами.
    -