Публикации
"История возникновения русского хоровода; его символическое социальное, и культурное значение"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "История возникновения русского хоровода; его символическое социальное, и культурное значение"
Автор: Хомякова Альмира Исмаиловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "История возникновения русского хоровода; его символическое социальное, и культурное значение"
Автор: Хомякова Альмира Исмаиловна
Таймырское муниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования «Детско-юношеский центр туризма и творчества «Юниор»Тема: «История возникновения русского хоровода; его символическое, социальное и культурное значение»(Методическое сообщение)Тема: «История возникновения русского хоровода; его символическое, социальное и культурное значение»ПланЧто такое хоровод. История возникновения русского хоровода. Виды и особенности хоровода Социальное и культурное значение хоровода. 1. Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших предков. В нем отразилась широта, и удаль славянской души. Народное хореографическое искусство Руси насчитывает большое количество танцев, плясок и переплясов. Но хоровод среди них стоит особняком, как один из самых древних танцев, ведущих свою историю из седой глубины веков. Под словом хоровод - обычно понимается пение песен, при котором участники берутся за руки и, образовав круг, ходят в ту или иную сторону, в то время как в середине его один или несколько человек разыгрывают содержание песни. Хоровод является драматическим действием, в котором разыгрываются под песню, соответственно ее тексту, сцены, выявляющие наиболее яркие черты из бытового уклада. Хоровод – это место, где молодежь собиралась для своего увеселения, где пелись песни, танцевались танцы, игрались игры, где молодежь проводила свой досуг. В этом значении хоровод имел в каждой местности свои названия; хоровод, коловод, корогот, карагод, каравод, танок, тынок, город, городок, улица и.т.д. Хоровод - форма танца, который исполнялся девочками, девушками, мужчинами и женщинами раздельно или вместе, зависимости от содержания. В этом значении хоровод имел в каждой местности свои названия; круг, кружок, пятачок, поляна, топталовка и.т.д. Определение хоровода по Далю это, собрание сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями. По сложившийся традиции, молодые девушки и парни, выйдя на улицу, начинали «играть песни, или заводить «прибаутки». В центре событий, как правило, оказывалась хороводница. Хороводниками назначали преимущественно одаренных от природы личностей, которые выделялись на фоне общей серой массы с прекрасной фантазией, сильным, поставленным голосом, выдающимся артистизмом. Именно от их богатого воображения зачастую зависело то, насколько оригинальным окажется переплетение кругового шествия во время пляски. 2. История возникновения русского хоровода. Исследователи древней славянской культуры отмечают связь понятия с именем языческого божества Хора. Именно этот идол выступал символом солнечного светила. Определение слова "хоровод" также предположительно вытекает из понятия «хорошо», что у славянских народов выступало синонимом «солнечно». Согласно логической цепочке рассуждений, можно понять, что частица «хоро» указывает на символ солнца, который имеет круглые очертания. Изначально хоровод был частью языческого обряда – поклонение Яриле, могущественному богу солнца. И «хождение за солнцем», прочно утвердилось в славянской культуре.Как появился хоровод, где корни этого удивительного явления? Свое начало хороводы, безусловно, ведут от магических обрядов и в том легко убедится, проанализировав праздники годового цикла.Например: Карачун – 23 декабря- день зимнего солнцестояния, самый холодный день зимы. С этого дня солнце смотрит уже не на мороз, а на тепло. В этот день собиралось огромное количество людей, они зажигали костры, старались согреть Мать – Сыру Землю, горящие колеса сталкивали с горок, приветствуя Солнце и стараясь своими огнями, песнями и танцами помочь Солнцу в сражении с Тьмой. Коляда – праздник в честь бога Коляды. Его имя постоянно звучит в «колядках», песнях, в них содержались; магические заклятья, пожелания, благополучия дому и семье. Они требовали подарков от хозяев, а иначе скупым и жадным предрекалось разорение. Сопровождалось это ряженье в коня, козу, корову, и других животных, воплощавших плодородие. Коляду изображал сноп или соломенная кукла.Масленица - один из самых веселых, разгульных праздников где главный мотив – проводы зимы.Масленица воплощала в себе с одной стороны плодородие, с другой стороны зиму – Марену, богиню подземного мира – Смерть. Праздник растягивался на семь дней, и каждый день имел свое название; «встреча», «заигрыши», «лакомка», «разгул», «тещины вечерки», золовкины посиделки», «проводы». Все угощения имели круглую форму, которая ассоциировались с представлением о солнце (блины, оладьи, творожники). Народ веселился; катался на санках, тройках, разукрашенные бубенцами и лентами. Шествие ряженых, пляски и хороводы - все это шумело и бурлило все семь дней. На седьмой день чучело Масленицы – Марены – предавали огню. Люди с великим воодушевлением бросали в костер старые вещи, остатки пищи и вообще все плохое, что было связано со старой жизнью, ведь впереди была весна, впереди была новая жизнь.Весна – встреча весны – самые долгожданные дни. О весне мечтали всю зиму, ждали прихода нового года, так как у славян долгое время новый год начинался с первого марта. Весну зазывали священными песнями, выпекали жаворонков, встречали хлебом с солью, водили хороводы.Весна, Весна красна! Приди Весна с радостью, С радостью, с радостью, С великой милостью: Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными!Ярило – молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Его имя, образованное от слова «Яр», означало весенний снег и тепло. Ярый – вспыльчивый, разъяренный. Ярица – поля пшеницы. На празднике для Ярилы выбирали невесту и нарекали ее Ярилихой. Девушку одевали во все белое, голову украшали венком, привязав к одиноко стоящему дереву, водили вокруг нее хороводы, пели песни:Волочился Ярила по всему свету, Полю жито родил, Людям детей плодил, Где он ступит, Там жито стеной, А куда взглянет, Там колос зацветет.Второй раз Ярилу чествовали ближе к середине лета. Молодёжь собиралась за селением, на специальном месте – «ярилиной плешки». Здесь весь день шумело гуляние, народ угощался, пел, танцевал и чествовал юношу и девушку в белых одеждах, украшенных бубенцами и яркими лентами. С наступлением темноты зажигали многочисленные «ярилины огни». Зеленые святки – девушки шли в лес, выбирали самую красивую девушку, повязывали ее шею, руки, ноги разной зеленью, на голову одевали венок из свежих цветов, сажали на дерновую скамью. Возле нее ставили разную еду: кувшин с молоком, сыр, яйца, сметану, творог, к ногам складывали несколько венков из свежей зелени, украшенную девушку называли Ляля. Ляля раздавала им венки и угощала. Ляля – богиня весны. В честь Ляли водили хоровод. Красота Ляли вошла в пословицу « Красива как Ляля». Молодые женщины, девушки и юноши , собирались на окраине селения, брались за руки, вставали лицом к друг к другу. По их соединенным рукам идет девочка, словно по мосту. Каждая последняя пара, по которой прошла девочка, забегает вперед, и так образуется беспрерывный мост, постепенно продвигающийся к озимому полю. Девочка, достигнув озимого поля, спускается наземь, срывает несколько колосьев ржи, бежит с ними в село и бросает возле церкви. В это время поются песни, в которых девушку называют царицей:Ходит колос по яри, По белой пшенице, Где царица шла, Там рожь густа: Из колосу осьмина, Из зерна коврига,Из полузерна пирог. Родися, родися, рожь с овсом, Живите богато, сын с отцом!Ивана Купала – праздник летнего солнцестояния. В ночь с23 на 24 июня (по новому 7 июля) по всей Руси, люди, нарядившись в белые одежды, собирались на игрище. Разжигались костры, иногда казалось, что Земля, будто зеркало, отражает звездное небо, а небо – землю. Молодежь водила хороводы, прыгали через костры. Старики и старухи уходили в лес искать лечебные травы. Наплясавшись, несли чучело Марену к речке, и там топили ее в реке. После ночных игрищ утомленные участники купались. После купальских праздников наступала рабочая страда – сенокос, затем жатва. С приходом осени, люди занимались уборкой корнеплодов, льна, конопли, а справившись со всеми работами, праздновали праздник урожая.Просмотрев праздники годового цикла, можно сделать вывод: все эти праздники и действия, представляли магические, колдовские обряды, цель которых была – забота об урожае и общем хозяйственном благополучии. Кроме магической стороны любой праздник выполнял и функцию психологической разрядки, развлечения, удовлетворения эстетической, художественной, игровой потребности человека. Эта потребность существует и сегодня, и, наверное, будет существовать всегда.Хоровод, - как явление творчества русского народа – всегда отвечала этой потребности. Хоровод – всегда был привлекателен для людей, потому-что в хороводе, как ни в одной форме русского танца, отражена вся жизнь русского народа, его история, его героические подвиги и поражения, его радости и печали, его мечты и надежды. 3. Виды и особенности хоровода. Хоровод делится на два вида – неигровые хороводы и игровые. Игровые хороводы. Темы для игровых хороводов были разные – это процессы труда, любовные отношения, где выбор невесты или жениха, взаимоотношения между детьми и их родителями, взаимоотношения между мужем и женой, а также высмеивание отдельных пороков и недостатков людей, особенно из другого, так называемого, высшего сословия. В хороводе, который бытовал в Смоленской области и исполнялся под песню «Как же мне, матушка белый ленок сеять?». Мать обучает дочь трудовым навыкам, которые связанны с посевом и обработкой льна. В круг выходили две или несколько девушек. Одна девушка - изображала мать, остальные - дочери. Дочери задавали матери вопрос; - как лен сеять?, полоть?, брать?, мять?, трепать? Мать показывала девушки – дочери подражали ее движениями. Подражание трудовым движениям носило характер оживленной пляски и совпадало с пением. А в хороводе «А в бору в бору», ( который бытовал в селе Сенное Савского района Брянской области), проявлялась любовь Иванушки к Просковьюшке, где Иванушка, в образе ясного сокола прилетел под окно Прасковьюшке. Хоровод двигался по кругу и пел песню. Неожиданно на середину круга «влетел» юноша, пройдя по кругу, ронял платок или шапку перед выбранной им девушкой. Девушка поднимала платок или шапку, что означало согласие выйти замуж за Иванушку – ясного сокола. Иванушка и Просковьюшка танцевали внутри хоровода и в конце песни три раза целовались. В центр круга, входили новые исполнители, начинался величественный хоровод. Достаточно много игровых хороводов, в которых раскрываются все сложности и радости семейной жизни: дочь и родители, муж и жена. Игровых хороводов было бесчисленное множество. Одни из них, были местными, другие исполнялись по всей России, но и в каждой области, в каждой деревне они имели свои отличия, точно так же, как один и тот же хоровод отличался при разных исполнителях. Главная особенность игрового хоровода – наличие сюжета. Сюжет разыгрывался, как в самом настоящем театре, разными средствами: музыка, танец, цирк, драма. Привлекались всевозможные предметы, платок, плетка, венок. Сюжет разыгрывался как отдельными актерами – солистами под пение хоровода, так и солистами, вместе с хороводом, где участники хоровода принимали активную роль в игре. Основное композиционное построение – круг. Зимой, на посиделках, которые происходили в избе, участники хоровода могли сидеть на лавках и петь, а в центре солисты разыгрывали сюжет. Отличительной чертой орнаментного хоровода является движение его участников под песни, в которых нет ярко выраженного сюжета. Участники такого хоровода могут двигаться не только по кругу ( но и змейкой, восьмеркой, колонной, использовать различные переходы и перестроения). Хороводы называли – фигурными, узорными, рисунчатые, кружевными, а иногда и плясовыми. Основной акцент здесь осуществлялся на создание наиболее оригинальных, запутанных фигур. Рисунки нередко передавали содержание песен, социальных и культурных явлений, верований и былин. Исполнение орнаментных хороводов отличается строгой последовательностью действий. Чаще всего подобные танцы включали несколько элементов, что органично переплетались и перестраивались между собой. Главная особенность неигрового (орнаментного) хоровода – отсутствие сюжета. Если игровой (сюжетный) хоровод развивается за счет развития сюжета, то неигровой (бессюжетный) хоровод - за счет развития композиционных рисунков. Хоровод – это самостоятельная форма русского танца. Социальное и культурное значение русского хоровода. Хоровод - является поистине универсальным, и в том или ином виде, под разными названиями встречается у многих народностей. Так, в Болгарии хоровод называется хоро, в Молдавии – хора, хурэ, в Литве – карогод, в Сербии – коло, что в переводе означает «круг». Под разными названиями хоровод известен в Македонии, Хорватии, Грузии и других странах. В каждой из этих стран хоровод вобрал в себя национальные особенности и своеобразие. В хороводе проявились национальные черты славянских народов – величавая скромность, и, вместе с тем, открытость, удаль, разгул, задор. В прежние времена этот танец был своеобразною формою общественной жизни. Во время танца обсуждались насущные проблемы, заводились знакомства, происходили встречи с родными и близкими. Молодые люди активно использовали это действо для завязывания романтических отношений, встречей со своими возлюбленными. Танец позволял выделить из толпы не только членов общины, которые обладали хореографическими талантами, но также мастеровитых певцов. В древности каждая деревня имела своего заводилу. Такой человек вызывал уважение, восхищение, и был знаменит как в родном поселении, так и далеко за его пределами. Для некоторых членов общества подобное занятие становилось чем-то сродни профессии. Мастерство ведения хоровода передавалось через поколения. Хороводниками назначали преимущественно одаренных от природы личностей, которые выделялись на фоне общей серой массы прекрасной фантазией, сильным, поставленным голосом, выдающимся артистизмом. Именно от их богатого воображения зачастую зависело то, насколько витиеватым и оригинальным окажется переплетение кругового шествия во время пляски. Ни один праздник, гулянье либо массовое мероприятие в седые времена не обходилось без вождения хороводов. Круговые пляски организовывались посреди улиц, на лесных полянах. Коллективные танцы выглядели отличным решением для культурного обмена с людьми из соседних деревень. Во время хороводов происходило не только общение и веселье. Парни выбирали здесь будущих невест, а девушки присматривали мужей. Активные пляски пробуждали яркие эмоции и романтические чувства. Хоровод подталкивал население к созданию рукотворных нарядов и украшений. На подобные игрища собирались молодые люди в лучших одеждах. Девушки облачались в красочные головные уборы, украшали себя цветастыми платками, ожерельями и лентами, даже если на покупку подобных аксессуаров приходилось потратить немалые деньги. Русские хороводы с древних времен и по сей день являются воплощением единства и дружбы русского народа, показывают ширину русской души, а также выполняют свое непосредственное назначение – благодарить природу за щедрость и доброту. Коллективные танцы выглядели отличным решением для культурного обмена с людьми из соседних деревень. Активные танцы пробуждали яркие эмоции и романтические чувства. Хороводы подталкивали людей к созданию рукотворных нарядов и украшений
