Публикации Развитие компетенции межличностного общения на уроках английского языка в процессе диалогового общения у учащихся средней школы.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие компетенции межличностного общения на уроках английского языка в процессе диалогового общения у учащихся средней школы.
Автор: Ситникова Екатерина Викторовна

Ситникова Е.В.Развитие компетенции межличностного общения на уроках английского языка в процессе диалогового общения у учащихся средней школы.1.Компетенция – межличностное общение.Описание. Диалог – форма общения, при которой в процессе коммуникации участвуют два человека, выражающие идеи, мысли, ценности. В процессе беседы могут быть выявлены различия во мнениях. Целью дискуссии является нахождение компромисса.Межличностное общение – положительное взаимодействие между людьми в процессе диалога. Участники диалога не только выражают своё мнение, но и внимательно выслушивают собеседника, даже если мнение оппонента не соответствует личностной позиции.Слова составляют важную часть в диалоге, хотя большое значение имеет не только то, как вербально выражается мысль, но и как она воспринимается собеседником. Тем не менее, важно учитывать и вербальные и невербальные средства общения.Развитие этой компетенции на уроках английского языка в школе напрямую связано с процессом коммуникации, для осуществления которого важны хорошие предпосылки. Таким образом, во-первых, необходимо установить контакт с собеседниками. Для этого на уроке английского языка подойдут наводящие вопросы учителя по теме обсуждения, описание фотографии, игровые методыВо-вторых, нужно обратить внимание на способность учащихся средней школы к диалоговому общению, могут ли они сотрудничать в процессе коммуникации, то есть нужно применить индивидуальный подход в обучении, так как есть дети, которые или не имеют желание или стесняются участвовать в диалоге с собеседником на любую тему.В-третьих, необходимо обратить внимание на создание благоприятной атмосферы для коммуникации на уроке английского языка, потому что это показывает, насколько учащиеся средней школы обращают внимание друг на друга, как они выражают собственные идеи в процессе общения друг с другом, насколько доверительны в общении, приходят ли к общему мнению. Например, можно предложить учащимся самим распределиться по группам для составления диалога или осуществления беседы, чтобы они комфортно себя чувствовали в процессе выполнения задания.2. Взаимосвязь межкультурной компетенции с другими компетенциями.Межкультурная компетенция напрямую связана с устным общением и общением на иностранном языке, когда в процессе коммуникации участвуют иностранцы. Это также имеет непосредственное отношение к работе в команде, в решении конфликтных ситуаций, при ведении переговоров и лидерстве. Всё это может пригодится ученику в реальной жизни.Более того, эта компетенция играет важную роль в личностном развитии и социализации. Такие качества, как самооценка, мотивация и самоуверенность, помогают развивать коммуникационные способности. Также в процессе межличностного общения развивается способность принимать и уважать мнение собеседника.Развитие компетенции межличностного общения является важной частью в обучении детей английскому языку на уроках в школе. Развитие этого навыка поможет не только общаться в будущем с носителями языка, но и строить конструктивный диалог с одногруппниками, коллегами по работе.3. Развитие и значение межкультурной компетенции на примере заданий для 5 класса из учебника «Английский в фокусе» под редакцией Д. ДулиШкола создаёт благоприятные условия для развития межличностной коммуникации. В период учёбы в школе дети учатся общаться друг с другом. Во-первых, во время повседневного общения с одноклассниками. Во-вторых, в процессе общения с преподавателями. В-третьих, в процессе общения с учениками из других групп или школ или классов, знакомство с некоторыми из которых может быть продолжительным и очень полезным.Обучение в школе в том числе и на уроках английского языка также готовит детей к будущей профессиональной жизни в обществе, в которой межличностное общение между людьми является неотъемлемой частью. Можно назвать несколько ситуаций, таких как транслирование знаний, взаимоотношения на работе, где межличностное общение играет важную роль. А с учётом того, что английский язык сегодня занимает лидирующие позиции для осуществления коммуникации во многих сферах жизни, обучение данному предмету играет огромную роль в формировании этой компетенцию. 4. Как внедрить эту компетенцию на уроках английского языка.Обучение этой компетенции может быть основано на анализе примеров и использовании проблемного метода.Идея заключается в создании ситуаций или такой организации работы, при которой дети на уроке учатся сотрудничать, общаться.Компетенция – межличностное общение.Определение: Позитивное взаимоотношение людей друг с другом через выслушивание собеседника, выражение своих чувств вербальными и невербальными способами.Мастерство владения данной компетенцией состоит в обращении внимания на других людей, оказании поддержки, а также самооценке, уважении, информировании, доверии, эмпатии, личностном развитии. Огромную роль в развитии данной компетенции играет учитель.Уровни владения данной компетенцией:1. Умение вести диалог с однокурсниками, преподавателями, способность говорить понятно, настойчиво.2. Использование диалога с целью укрепить отношения.3. Воспитание искреннего общения, целью которого является конструктивный диалог.Показатели:1. Слушание.2. Настойчивость.3. Обратная связь.4. Позитивная атмосфера.5. Приемлемость.Итак, рассмотрим варианты работы над заданиями из учебника «Английский в фокусе».Например, в 5 классе необходимо составить диалог о посещении зоопарка. Учитель может задать ребятам вопросы («Любишь ли ты ходить в зоопарк? Какие животные тебе нравятся? С кем бы из одноклассников ты пошел в зоопарк?). Можно попросить учащихся рассказать о любимом животном или поделиться своим опытом посещения зоопарка. Таким образом, учитель выясняет интересы детей, их отношение к теме. Учитель может предложить учащимся задать друг другу вопросы, чтобы настроить на работу в парах и составление диалога. Если ребёнок отказывается работать в паре, необходимо предложить альтернативное задание, чтобы он чувствовал сопричастность и тоже поучаствовал в обсуждаемой теме.Итак, развитие компетенции межличностного общения является основой любого урока английского языка в средней школе, так как осуществление коммуникации на иностранном языке – важная составляющая коммуникативного подхода в изучении любого иностранного языка.
-