Публикации Технологическая карта урока по математике. Тема: "Скорость. Время. Расстоянме. Взаимосвязь между ними".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологическая карта урока по математике. Тема: "Скорость. Время. Расстоянме. Взаимосвязь между ними".
Автор: Чудаева Светлана Анатольевна

Технологическая карта урока математики
Тема урока: Скорость, время, расстояние. Взаимосвязь между ними.
Цели урока:
Формировать у учащихся представление о новой величине скорости, расстоянии, единицах её измерения.
Образовательные
формировать умение анализировать и решать задачи на движение;
учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы.
ввести понятие расстояния как новой единицы измерения; установить зависимости между величинами, учиться решать задачи.
Развивающие
способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – действенного мышления;
развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация);
Воспитательные
Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Прививать любовь к математике.
Воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем мире.
Тип урока
Урок получения новых знаний.
Опорные понятия, термины
Величины, скорость, время.
Новые понятия
Расстояние, связь между величинами.
Формы контроля
Наблюдение, опрос- устный, письменный. Проведение текущего контроля в инновационной форме
Домашнее задание
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Результат взаимодействия (сотрудничества)
I Орг. момент
Цель этапа: подготовка учащихся к предстоящей работе.
Слайд 1
Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712-1778гг.):
Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в этих словах, ведь вас ждёт открытие новых знаний.
Организуют своё рабочее пространство,
эмоционально настраиваются на урок.
Фронтальная работа.
Л-мотивация учебной деятельности, формирование личностного смысла учения.
Р-самостоятельная организация рабочего места с целью выполнения заданий.
Общая готовность к уроку.
II.Мотивация учебной деятельности.
Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Начнём наш урок с математической разминки.
-Ваша задача, прослушав задание, записать только одни ответы.
1.У Тани дорога в школу занимает 13 минут, а у Светы в 3 раза больше. Сколько времени идёт Света в школу?
2. Саше до бассейна нужно пройти 870 метров, а Коле 430. На сколько метров Коля живёт ближе, чем Саша?
3. Скорость движения чаек 150 км/ч, скорость движения змеи 10 км/ч. Во сколько раз скорость змеи меньше скорости чаек?
- Чем интересны были задания разминки?
-Чем интересны задачи?
-Сравните их между собой.
-Как вы думаете, почему вам было предложено только три задания?
-Давайте проверим вашу работу.
-Внимательно слушают задание учителя.
-.Последовательно записывают ответы к заданиям.
39 минут
440 метров
15 раз
-Анализируют задания, приходят к выводу, что это задачи.
1.Сравнивают задачи.
2.Называют отличие.
3.Находят общее, что их объединяет - имеют отношение к движению.
4. Устанавливают соответствие: три величины – три задачи.
(время, скорость, расстояние).
5.Проверяют работу, объясняют способ решения.
Фронтальная работа.
Л-.проявление положительной мотивации и познавательного интереса к учению.
К-умение полно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, аргументировать её.
Р-принятие учебной задачи, выделенных учителем ориентиров действий.
П – построение логической цепочки рассуждений, подведение под понятие.
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
III Актуализация и пробное учебное действие.
Цель этапа: организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании.
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
- Случайно ли были включены в математическую разминку такие задачи?
- Давайте в этом убедимся, открыв учебник на стр. 48 (№ 355)
- Прочитайте задачу.
-Чем данная задача отличается от задач математической разминки?
-Назовите условие задачи.
-Назовите вопрос задачи.
-Какие величины спрятались в условии?
-Какая величина спряталась в вопросе?
С какими величинами мы уже знакомы?
-Давайте уточним наши знания о величинах.
- Что такое время?
- Что такое скорость?
1.Предполагают выход на тему: скорость, время, расстояние
2. Работают по учебнику.
3. Читают текст задачи, находят знакомые им величины.
4. Сравнивают задачи, находят важное отличие, что в ней идёт речь сразу о трёх величинах.
5.Определяют место нахождения величин в частях задачи.
6.Определяют знакомый вид задач на работу.
7.Дают определение понятиям:
1.время
2.расстояние
3.скорость
Фронтальная работа.
Р–осознание процессуальной учебной деятельности,
П–смысловое чтение, выбор критериев для сравнения.
Л- активность при изучении нового материала.
Выход на тему урока.
IV.Постановка проблемы. (3 – 4 мин.)
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
-Прочитайте внимательно задачу.
-Какая проблема возникла по ходу чтения?
-Знаем, что такое расстояние, а как его найти?
-Между чем нам предлагают найти расстояние?
-Чем интересны города?
1.Анализируют текст, находят проблему, возникающую в вопросе.
2.Объясняют причину возникновения данной проблемы.
-Определяют, что это столицы государств.
Москва – России.
Минск – Белоруссии.
Фронтальная работа.
Р- целеполагание и прогнозирование.
П-выделение познавательной цели, структурирование знаний.
К-умение полно и точно выразить свои мысли.
Л-осмысление деятельности.
Выход на проблему.
V План решения проблемы(4 – 6 мин).
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
- Как предлагают решить проблему?
- Почему именно с помощью числового луча?
-С помощью него удобно проследить движение поезда в течение определённого времени.
-Что знаем о числовом луче?
1. Определяют, что предлагается числовой луч.
2. Объясняют, что умеют с ним работать.
3. Вспоминают информацию о числовом луче, как геометрической фигуре.
Фронтальная работа.
Р-осознание личных затруднений, планирование работы.
П-выбор способов решения задач.
К-знание выхода из затруднения, умение найти ответ в учебнике.
Составление плана работы.
VI.Решение проблемы.
Цель этапа: построение и фиксация нового знания.
Физминутка
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
-Проговорим основные этапы работы с числовым лучом.
-Что обозначает каждая мерка?
-Как вы понимаете выражение поезд идёт со скоростью 63 км/ч?.
-Сколько раз отложена данная мерка на числовом луче? Почему?
-Что обозначает на луче точка А?
-Как показать на луче местонахождение поезда через 7 часов?
- Сколько мерок нужно начертить ещё?
-Какое действие нужно выбрать для решения задачи?
-Почему?
-Как мы нашли расстояние?
-Как записать ответ?
-Ребята, всегда ли удобно делать к задаче чертёж?
-Можно ли каким – то образом решить эту проблему и найти наиболее эффективный способ решения проблемы?
-В математике принято обозначать величины латинскими буквами.
-Какие из них мы уже знаем?
V - скорость
t –время
-Какую величину не умеем записывать?
-Правильно, расстояние. Его обозначают ещё одной латинской буквой. С этой буквой мы уже встречались, когда работали с площадью фигур.
-Кто догадался, о какой букве пойдёт речь? (S).
-Используя три величины, составьте формулу нахождения расстояния.
S=U•t
Что такое формула?
-Верно. Это числовое равенство, которое показывает связь между величинами.
-На какое действие это буквенное равенство? Как связаны компоненты данного действия между собой?
-Не было ли в нашей практике похожих формул?
- Как из этой формулы найти две другие величины?
S=U•t
U=S:t
t =S:U
-Что позволяют сделать новые формулы?
1. Проговаривают основные этапы работы для решения проблемы:
1) чертят луч;
2)выбирают мерку в 4 клетки;
3)объясняют, что каждая мерка изображает скорость;
4)отмечают, что км/ч -общепринятая форма записи скорости;
5)объясняют, что это место перехода к ответу на второй вопрос задачи;
6) откладывают дополнительные мерки;
7)Выбирают действие умножение, объясняют причину выбора.
8)Записывают действия:
1) 63•3=189 (км) – за 3 часа
2) 63•7=441 (км)
9)Делают вывод, что расстояние можно найти, время, умножив на скорость.
10) Формулируют запись ответа.
11)Делают вывод о том, что чертежи, лучи, схемы занимают много времени при работе и находят наиболее удобный вид записи с помощью формулы.
12)Вспоминают знакомые величины и форму их записи, знакомятся с обозначением новой величины.
13)Составляют формулу нахождения расстояния.
14)Делают вывод о том, что формула, это числовое равенство, которое показывает связь между величинами.
15)Вспоминают действие умножение, устанавливают связь между компонентами.
16)Приводят примеры знакомых формул.
17)Находят время и скорость, записывают новые формулы.
18)Определяют роль формул – быстрота нахождения величины.
Индивидуальная работа.
Фронтальная работа.
П-алгоритм учебной деятельности, овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждений.
Р-умение работать по плану, осознание качества и уровня усвоения, способов и приёмы действий при решении учебных задач.
К–планирование учебного сотрудничества с учителем.
Решение проблемы, построение и фиксация нового знания.
VII.Первичное закрепление.
Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.
-Давайте потренируемся в решении задач на движение.
Стр. 48 № 355 (2).
1. Выпиши (назови) из данных выражений скорость движения объектов.
2.Стр.48 № 355 (3).
-По данным какого выражения можно найти скорость движения. Вычисли её.
-Анализ задачи:
1) условие
2) вопрос
3) краткая запись – формула
4) решение
5) ответ
1)Продолжают работать по учебнику на стр.48, решают задачу № 355(2) с помощью применения формулы.
2)Из предложенных выражений выбирают, только те, которые имеют отношение к скорости.
3)Находят данное выражение, записывают его как задачу, решают, записывают ответ.
S=100м
t= 10 с.
V=? м/с
U=S:t
100:10=10(м/с)
Ответ: V=10 м/с
Р-развитие самостоятельности, умение контролировать и оценивать учебные действия с поставленной задачей и условиями её выполнения.
П- выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.
К- оформлять свои мысли в письменной форме.
Организация взаимодействия для более успешного сотрудничества.
IX.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 – 5 мин).
Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
Стр. 49 № 358
1.Самостоятельно решают задачу.
2.Проверяют, работая в паре.
3) Оценивают работу.
Индивидуальная работа.
Работа в парах
Р- осуществлять взаимопроверку работ, оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями.
К- планирование сотрудничества с партнёром.
П-контроль и оценка знаний.
Достижение положительного
результата.
VIII.Подведение промежуточный итог урока.
Цель этапа:выяснить что усвоили дети.
Слайд10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Подведём итог работы.
1.Выберите правильные.
2.Соотнесите величину с формулой.
1.Из трёх предложенных утверждений выбирают правильное:
2.Соотносят величину с формулой её нахождения.
Фронтальная работа.
Р- корректирование выполнения задания.
П- контроль и оценка знаний.
К-владение монологической и диалогической речью.
Достижение поставленной цели, решение возникшей проблемы.
X.Рефлексия.
Цель этапа: соотносить полученный результат с целью и оценить результат своей деятельности.
Слайд 14.
-Какую цель мы ставили перед собой?
-Достигли мы этой цели?
-С какой новой величиной познакомились?
Что нового узнали?
-Что особенно понравилось?
-Что осталось непонятным?
1.Подводят итоги работы.
2. Оценивают степень своего собственного участия.
Р-оценивать собственную успешность в выполнения заданий
Л-закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.
К-инициативное сотрудничество.
Начнём наш урок с математической разминки.
-Ваша задача, прослушав задание, записать только одни ответы.
1.У Тани дорога в школу занимает 13 минут, а у Светы в 3 раза больше. Сколько времени идёт Света в школу?
2. Саше до бассейна нужно пройти 870 метров, а Коле 430. На сколько метров Коля живёт ближе, чем Саша?
3. Скорость движения чаек 150 км/ч, скорость движения змеи 10 км/ч. Во сколько раз скорость змеи меньше скорости чаек?
- Чем интересны задания разминки?
План работы.
I.Орг. момент
II. Мотивация учебной деятельности. Математическая разминка.
III. Актуализация и пробное учебное действие. Задача С.48 № 355
IV. Постановка проблемы. Задача с.48 № 355
V. План решения проблемы Числовой луч.
VI. Решение проблемы. Решение задачи с помощью числового луча.
VII. Физминутка
VIII. Решение проблемы. Введение формул.
IX .Первичное закрепление. С.48 № 355 поиск задачи на нахождение V
X. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. С.49 № 358
XI .Подведение промежуточный итог урока. Слайды
XII Рефлексия Итог урока
Слайд 1 Жан Жак Руссо
Слайд 2 Тема
Слайд 3 Величины
Слайд 4 Единицы измерения
Слайд 5 Буквенное обозначение величин
Слайд 6 Буквенное обозначение величин
Слайд 7 Связь между величинами
Слайд 8 Связь между величинами
Слайд 9 Связь между величинами
Слайд 10 Подведение итога
Слайд11 Подведение итога
Слайд 12 Подведение итога
Слайд 13 Подведение итога
Слайд 14 Рефлексия
HYPER13PAGE HYPER15
8
-