Публикации
"Ритмическая выразительность как основа мышления ученика"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Ритмическая выразительность как основа мышления ученика"
Автор: Раскина Оксана Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Ритмическая выразительность как основа мышления ученика"
Автор: Раскина Оксана Викторовна
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №4 ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Ритмическая выразительность как основа мышления ученика
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
РАСКИНА ОКСАНА ВИКТОРОВНА
г. Владивосток
2025 г.
Введение…………………………………………………………………………………...........3
1. Основные приемы эмоционального восприятия ритма……………………………...........3
1.1. Развитие метро-ритмического чувства у детей………………………………………….3
2. Развитие музыкально-ритмического мышления…………………………………………..4
2.1. Декламация и игра в ансамбле……………………………………………………………4
3. Пианистические приемы и ритмическая выразительность………………………………4
4. Выводы……………………………………………………………………………………….5
Разработанная система развития музыкально-ритмического чувства дает возможность преподавателю значительно повысить музыкально-творческий уровень учащихся. Именно в музыке ритм становится основой художественной ткани произведения, смыслообразующей нитью его восприятия. Ритм в музыке не только измерительная категория, но и эмоционально-выразительная.
Музыкально-ритмическое чувство - способность, составляющая основу эмоциональной отзывчивости на музыку в целом (Б. М. Теплов).
Музыкальное мышление проявляется в способности мыслить музыкальными образами и чувство музыкального ритма связано с мыслительной деятельностью, в частности с музыкальным мышлением.
В начале XX в. Б. В. Асафьевым, Б. Л. Яворским, В. В. Медушевским были созданы концепции, рассматривавшие музыкальное мышление во взаимосвязи с музыкальной речью, музыкальной интонацией.
Для гармоничного развития ученика важно организовать учебный процесс таким образом, чтобы развитие слуховых и эмоциональных возможностей опережало двигательно-техническое и нотно-текстовое освоением музыки.
1.Основные приемы эмоционального восприятия ритма.
Основными носителями эмоционально-смысловой информации в музыке являются мелодия и ритм, где отражается звуковысотное и временное развитие музыкальной ткани. Они обеспечивают первичный эмоциональный отклик на звучащую музыку. Важную роль играют способности, отвечающие за восприятие и переживание мелодии и ритма:
1) чувство лада, обеспечивающее понимание смысла музыкальных интонаций, интервалов, созвучий; 2) чувство музыкального ритма, как восприятие выразительности временного, ритмического развития в музыке.
Для ученика важнее всего первичное эмоциональное отображение музыки через движение. Эффективное ритмическое развитие он получает на уроках ритмики в 4-5 лет. Для музыкальной выразительности важно существенное соотношение сильных и слабых звуков - метр, а долгих и кратких - музыкальный ритм мелодии. Именно через ритм музыкального произведения идет восприятие образного содержания произведения в целом.
1.1.Активная работа по развитию метроритмического чувства начинается с первых занятий. Можно выделить три взаимодополняющих компонента ритмического воспитания:
техническое освоение;
осознание выразительных возможностей;
восприятие ритма как эстетического явления;
Техническая сторона дает навыки и умения: прочитать ритм произведения, прохлопать, записать его. Цель этих упражнений - выработать чувство внутренней ритмической пульсации, что в дальнейшем создает подход к исполнению более сложных произведений.
После работы над простыми ритмическими схемами, можно приступать к работе над более сложными ритмическими схемами (блоками), составляя их из коротких. Эти схемы помогают сосредоточиться во временных отношениях, получить наглядное представление о метро-ритмическом узоре.
Ритмические упражнения должны быть постоянным домашним заданием и в них ученик самостоятельно проставляет пульс, ведь одним из важных дидактических принципов развивающего обучения является принцип стимулирования умственной самостоятельности в процессе обучения. При исполнении трудных ритмических фигур необходимо применить ритмослог.
2. Музыкально-ритмическое мышление включает в себя восприятие, понимание, исполнение ритмической стороны музыкальных образов. Оно связано с вовлечением обучающихся в активную работу (игра в ансамблях, освоение новых стилей и жанров, изучаемых произведений и т.д.). У учеников воспитывается понимание ритмической фразы, периода, через осознание и переживание выразительности опорных и лёгких тактов, которые создают слитность метроритмического периода.
2.1. Для активизации эмоциональной сферы нужно использовать такие приемы, как показ со стороны педагога и совместное музицирование. С первыми произведениями лучше знакомиться по сборнику И. Корольковой Крохе музыканту, где содержатся разнообразные по фактуре пьесы. На следующем этапе обучения ученик осваивает в мелодии выразительную интонационную линию мотивов. Чувство ровности движения и приобщение слуха к звучанию аккомпанемента - является главной целью ансамблевой игры.
Для работы над музыкальным произведением декламационный метод оправдан и весьма полезен. Помимо развития метро-ритмического чувства, здесь развивается музыкальная память (словесно-логическая, эмоциональная, наглядно-образная).
В пьесе Колыбельная Г. Гладкова на фоне интервальных построений в аккомпанементе мелодию можно пропевать как нотами (сольфеджио), так и словами: Баю, баю, баю, бай. Поскорее засыпай. Все уснули уж давно, только ты не спишь еще.
Кроме того, словесная подтекстовка является прекрасным вспомогательным средством для слухового восприятия интонации, особенно для учащихся со средними данными. Такая работа, помимо развития музыкально-ритмического мышления, помогает преодолевать волнение и дает непринужденность в исполнении.
3. Разнообразная выразительность ритмических эталонов определяет выразительность используемых пианистических приёмов. Например, в пьесе В. Сорокина Слон и собачка движением нон легато можно передать различные оттенки выразительности музыкального ритма, средний темп, равномерное чередование длительностей.
Пьеса написана в форме танцевального диалога доброго слона и маленькой собачки в ритме вальса.
Исполнение пьесы Ю. Щуровского Воробышек требует от ученика использования лёгких, отрывистых движений стаккато, форшлагов.
Ровность исполнения на основе прочувствованного, выпуклого произнесения фраз, дослушивания цезур и пауз есть сама основа музыкально-ритмического мышления.
Характер и построение Святки П. Чайковского определяются авторским обозначением ее танцевального характера.
4. Выводы. Как правило, обучение игре на фортепиано не ограничивается работой только над метроритмом. Мелодия, гармония, ритм, как средства музыкальной выразительности, находится в прямой зависимости от эмоционального содержания произведения.
Всевозможные ритмические неточности говорят об ограниченности музыкальных способностей, либо — неграмотного прочтения метроритмической записи. Как и другие музыкальные способности, чувство ритма поддается воспитанию и развитию.
Ритмическое воспитание целесообразно начинать не с деталей, а с восприятия целостного музыкального произведения, прежде всего с темпа, так как, темп — элементарное выразительное средство и жанровый признак. Знакомство с каждым новым произведением следует начинать, вслушиваясь в его темп, в основной характер движения.
Предлагаемая работа по развитию музыкально-ритмического чувства способствует повышению у учащихся интереса к занятиям фортепиано, пробуждает фантазию, воображение, активизирует и развивает творческие способности детей, обогащая тем самым их эмоциональную сферу.
5
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №4 ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Ритмическая выразительность как основа мышления ученика
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
РАСКИНА ОКСАНА ВИКТОРОВНА
г. Владивосток
2025 г.
Введение…………………………………………………………………………………...........3
1. Основные приемы эмоционального восприятия ритма……………………………...........3
1.1. Развитие метро-ритмического чувства у детей………………………………………….3
2. Развитие музыкально-ритмического мышления…………………………………………..4
2.1. Декламация и игра в ансамбле……………………………………………………………4
3. Пианистические приемы и ритмическая выразительность………………………………4
4. Выводы……………………………………………………………………………………….5
Разработанная система развития музыкально-ритмического чувства дает возможность преподавателю значительно повысить музыкально-творческий уровень учащихся. Именно в музыке ритм становится основой художественной ткани произведения, смыслообразующей нитью его восприятия. Ритм в музыке не только измерительная категория, но и эмоционально-выразительная.
Музыкально-ритмическое чувство - способность, составляющая основу эмоциональной отзывчивости на музыку в целом (Б. М. Теплов).
Музыкальное мышление проявляется в способности мыслить музыкальными образами и чувство музыкального ритма связано с мыслительной деятельностью, в частности с музыкальным мышлением.
В начале XX в. Б. В. Асафьевым, Б. Л. Яворским, В. В. Медушевским были созданы концепции, рассматривавшие музыкальное мышление во взаимосвязи с музыкальной речью, музыкальной интонацией.
Для гармоничного развития ученика важно организовать учебный процесс таким образом, чтобы развитие слуховых и эмоциональных возможностей опережало двигательно-техническое и нотно-текстовое освоением музыки.
1.Основные приемы эмоционального восприятия ритма.
Основными носителями эмоционально-смысловой информации в музыке являются мелодия и ритм, где отражается звуковысотное и временное развитие музыкальной ткани. Они обеспечивают первичный эмоциональный отклик на звучащую музыку. Важную роль играют способности, отвечающие за восприятие и переживание мелодии и ритма:
1) чувство лада, обеспечивающее понимание смысла музыкальных интонаций, интервалов, созвучий; 2) чувство музыкального ритма, как восприятие выразительности временного, ритмического развития в музыке.
Для ученика важнее всего первичное эмоциональное отображение музыки через движение. Эффективное ритмическое развитие он получает на уроках ритмики в 4-5 лет. Для музыкальной выразительности важно существенное соотношение сильных и слабых звуков - метр, а долгих и кратких - музыкальный ритм мелодии. Именно через ритм музыкального произведения идет восприятие образного содержания произведения в целом.
1.1.Активная работа по развитию метроритмического чувства начинается с первых занятий. Можно выделить три взаимодополняющих компонента ритмического воспитания:
техническое освоение;
осознание выразительных возможностей;
восприятие ритма как эстетического явления;
Техническая сторона дает навыки и умения: прочитать ритм произведения, прохлопать, записать его. Цель этих упражнений - выработать чувство внутренней ритмической пульсации, что в дальнейшем создает подход к исполнению более сложных произведений.
После работы над простыми ритмическими схемами, можно приступать к работе над более сложными ритмическими схемами (блоками), составляя их из коротких. Эти схемы помогают сосредоточиться во временных отношениях, получить наглядное представление о метро-ритмическом узоре.
Ритмические упражнения должны быть постоянным домашним заданием и в них ученик самостоятельно проставляет пульс, ведь одним из важных дидактических принципов развивающего обучения является принцип стимулирования умственной самостоятельности в процессе обучения. При исполнении трудных ритмических фигур необходимо применить ритмослог.
2. Музыкально-ритмическое мышление включает в себя восприятие, понимание, исполнение ритмической стороны музыкальных образов. Оно связано с вовлечением обучающихся в активную работу (игра в ансамблях, освоение новых стилей и жанров, изучаемых произведений и т.д.). У учеников воспитывается понимание ритмической фразы, периода, через осознание и переживание выразительности опорных и лёгких тактов, которые создают слитность метроритмического периода.
2.1. Для активизации эмоциональной сферы нужно использовать такие приемы, как показ со стороны педагога и совместное музицирование. С первыми произведениями лучше знакомиться по сборнику И. Корольковой Крохе музыканту, где содержатся разнообразные по фактуре пьесы. На следующем этапе обучения ученик осваивает в мелодии выразительную интонационную линию мотивов. Чувство ровности движения и приобщение слуха к звучанию аккомпанемента - является главной целью ансамблевой игры.
Для работы над музыкальным произведением декламационный метод оправдан и весьма полезен. Помимо развития метро-ритмического чувства, здесь развивается музыкальная память (словесно-логическая, эмоциональная, наглядно-образная).
В пьесе Колыбельная Г. Гладкова на фоне интервальных построений в аккомпанементе мелодию можно пропевать как нотами (сольфеджио), так и словами: Баю, баю, баю, бай. Поскорее засыпай. Все уснули уж давно, только ты не спишь еще.
Кроме того, словесная подтекстовка является прекрасным вспомогательным средством для слухового восприятия интонации, особенно для учащихся со средними данными. Такая работа, помимо развития музыкально-ритмического мышления, помогает преодолевать волнение и дает непринужденность в исполнении.
3. Разнообразная выразительность ритмических эталонов определяет выразительность используемых пианистических приёмов. Например, в пьесе В. Сорокина Слон и собачка движением нон легато можно передать различные оттенки выразительности музыкального ритма, средний темп, равномерное чередование длительностей.
Пьеса написана в форме танцевального диалога доброго слона и маленькой собачки в ритме вальса.
Исполнение пьесы Ю. Щуровского Воробышек требует от ученика использования лёгких, отрывистых движений стаккато, форшлагов.
Ровность исполнения на основе прочувствованного, выпуклого произнесения фраз, дослушивания цезур и пауз есть сама основа музыкально-ритмического мышления.
Характер и построение Святки П. Чайковского определяются авторским обозначением ее танцевального характера.
4. Выводы. Как правило, обучение игре на фортепиано не ограничивается работой только над метроритмом. Мелодия, гармония, ритм, как средства музыкальной выразительности, находится в прямой зависимости от эмоционального содержания произведения.
Всевозможные ритмические неточности говорят об ограниченности музыкальных способностей, либо — неграмотного прочтения метроритмической записи. Как и другие музыкальные способности, чувство ритма поддается воспитанию и развитию.
Ритмическое воспитание целесообразно начинать не с деталей, а с восприятия целостного музыкального произведения, прежде всего с темпа, так как, темп — элементарное выразительное средство и жанровый признак. Знакомство с каждым новым произведением следует начинать, вслушиваясь в его темп, в основной характер движения.
Предлагаемая работа по развитию музыкально-ритмического чувства способствует повышению у учащихся интереса к занятиям фортепиано, пробуждает фантазию, воображение, активизирует и развивает творческие способности детей, обогащая тем самым их эмоциональную сферу.
5
