Публикации Преемственность в работе детского сада и школы по формированию литературного опыта как основы речевого развития

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Преемственность в работе детского сада и школы по формированию литературного опыта как основы речевого развития
Автор: Сорокина Елена Валерьевна

Преемственность в работе детского сада и школы по формированию литературного опыта как основы речевого развития.В настоящее время вопрос преемственности в работе детского сада и школы является актуальным. Одной из основных задач детского сада является формирование у детей качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, таких как: познавательная активность, инициативность, самостоятельность, произвольность, речевое развитие и коммуникативная компетентность, которые станут залогом успешного обучения в школе. В наш век информационных технологий чтение, к сожалению, утрачивает свое значение, рассматривается только как получение информации, следствием этого становится снижение уровня грамотности у школьников. В этих условиях важно донести до семьи ценность чтения, заразить любовью к книге именно в дошкольном детстве. Что же такое читательский или литературный опыт и как он формируется у ребенка? Под читательским опытом понимается не что иное, как совокупность субъективно значимых впечатлений, следов от прочитанного, вопросов и ответов, возникших в процессе чтения, у каждого человека он свой, уникальный, неповторимый, неординарный. Процесс накопления литературного опыта включает в себя формирование таких важнейших качеств личности, как речевое и нравственное развитие, а также развитие коммуникативных и творческих способностей.Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка. Дети дошкольного возраста проходят длительный путь от безотчетного эмоционального отклика до понимания зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения. Это развитие происходит при таком донесении литературного произведения до ребенка, когда его внимание обращается не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения. У детей появляется избирательное отношение к литературным произведениям, постепенно формируется художественный вкус. Последующее знакомство с огромным литературным наследием должно опираться на фундамент, заложенный в дошкольном детстве.В соответствии с ФГОС ДО в числе направлений, развития и воспитания детей, обозначено речевое развитие. Оно предполагает решение таких задач дошкольного образования: 1.овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря;2.развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; 3.развитие речевого творчества;4.развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;5. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;6.формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Задачи развития речи включены и в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»: 1.развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;2.становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;3.развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Начиная работать над проблемой накопления литературного опыта и его влияния на речевое развитие, была определена следующую цель – создание условий для формирования качественной стороны речевой деятельности детей посредством расширения их литературного опыта. Задачи:
  • Развивать эмоциональную отзывчивость и интерес к произведениям литературного творчества;
  • Способствовать развитию связной речи и коммуникативных способностей детей в процессе работы над литературным произведением;
  • Создать условия, способствующие развитию детского воображения, как основы творческой деятельности;
  • Воспитывать любовь и уважение к книге.
  • Для решения поставленных задач был разработан перспективный план непосредственной образовательной деятельности с учетом интеграции различных образовательных областей.Используются следующие формы работы:
  • Непосредственная образовательная деятельность и совместная деятельность, включающие в себя знакомство и работу с произведениями художественной литературы, с интересными фактами из биографии авторов.
  • Организация развивающей среды: уголок чтения с тематическими выставками, посвященными творчеству писателей, речевой и театральный уголки.
  • Использование театральной деятельности, в том числе постановка авторских сказок, придуманных детьми.
  • Работа с родителями, включающая в себя родительские собрания, консультации, информационные стенды, организацию выставок.
  • Работа над литературными произведениями традиционно осуществляется в три этапа:
  • Знакомство с произведением.
  • Работа над произведением.
  • Результаты.
  • Традиционно первый этап включает в себя чтение или рассказывание, знакомство с автором и его творчеством. Основная проблема, возникающая на данном этапе, это неумение слушать и воспринимать художественное произведение. Как сделать этот процесс интересным для ребенка? Прежде всего необходимо создать мотивацию на слушание произведения. Этому способствует предварительная беседа или прием погружения в личное пространство, когда перед чтением дети настраиваются на медитативное состояние, этот прием сродни присказкам, которые есть в народных и литературных сказках. Огромное значение имеет то, насколько педагог владеет техникой чтения и рассказывания - четкой дикцией, средствами интонационной выразительности. Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии. Вопросы по ходу чтения также помогают переключить внимание, заинтересовать и активизировать процесс восприятия художественного произведения. Второй этап включает в себя разнообразные приемы и методы, которые мы используем в своей работе, такие как: беседа о прочитанном; пересказ; творческие задания, включающие в себя словесное рисование, рассказ по аналогии, по опорным словам; сравнение двух или нескольких произведений, использование дидактических и словесных игр, игр с элементами ТРИЗ («Закончи предложение», Скажи какой, какая или какое?; «Скажи наоборот», «Хорошо-плохо», «Лавина», «Цепочка слов», «Салат из сказок» и др.) Многие из этих методов позаимствованы у школы и адаптированы для детей дошкольного возраста. Третий этап представлен результатами творчества детей, работами по ИЗО, театральными постановками и, конечно, словесным творчеством. С помощью словесного творчества развивается речь, коммуникативные и творческие способности. Это наивысшая ступень в развитии монологической речи. Достичь комплексного развития связной речи и творческих способностей можно благодаря такому доступному и увлекательному методу как моделирование. Использование наглядного моделирования позволяет детям понять и воспроизвести текст художественного произведения, развивает умственные способности, учит планировать свою речь. Модель представляет собой план-схему для пересказа, а на более высоком уровне и для словесного творчества, и составляется в процессе совместной деятельности педагога с детьми. По сути, модель выполняет ту же функцию, что и план сочинения в школе, с той лишь разницей, что мы не можем использовать запись. Она состоит из блоков-рамочек, в которых располагаются заместители персонажей сказки. В качестве заместителей могут быть использованы схематические изображения фигурок, цветные геометрические фигурки, палочки, полоски и др. Главное, чтобы принцип замещения был понятен детямНа мой взгляд, взаимодействие детского сада со школой пока минимально, оно ограничивается экскурсиями детей подготовительной группы в школу и родительскими собраниями с участием учителей. Хотелось бы дополнить это взаимодействие более тесным сотрудничеством педагогов ДОУ с учителями начальных классов, которое могло бы выразиться, например, в совместном проведении педсоветов, семинаров, конференций и мастер-классов, во взаимопосещении педагогами занятий в ДОУ и уроков в школе, а также в совместном проведении различных праздников. Сорокина Е. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР - детский сад «Колокольчик»
    -