Публикации Технологическая карта урока Истоки "Когда я бываю в храме"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологическая карта урока Истоки "Когда я бываю в храме"
Автор: Шамаева Татьяна Алексеевна

Шамаева Татьяна Алексеевна
СОШ № 35 Имени Летчика-космонавта Героя Советского Союза П. И. Беляева
Учитель истории, обществознания, истоков
Технологическая карта урока
Предмет Истоки
Класс 5
Базовый учебник Камкин А.В. Истоки. - М.: Издательский дом Истоки, 2023г
Тема урока Когда я бываю в храме
Цель урока расширение представлений о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство с архитектурными особенностями храма, формирование духовно-нравственных ценностей учащихся.
Задачи урока:
- образовательные: познакомить с архитектурными особенностями храма Покрова на Нерли; познакомить с истоками гармонии мира духовного и мира рукотворного, мира природного;
- воспитательные: развить в учащихся эстетические чувства прекрасного, чувства терпения, умения слушать и понимать позицию другого, корректно отстаивать свою точку зрения;
- развивающие: развивать представление о гармонии в архитектуре, о гармонии как согласии мира природного, духовного и рукотворного.
Тип урока изучение нового материала
Основные категории, понятия, осваиваемые учащимися: гармония, мир природный, мир рукотворный, памятник русского и мирового искусства
Необходимое оборудование:
Камкин А.В. Истоки, 5 класс. Учебное пособие
Котельникова Н.В., Красикова Н.Б., Мисаилова О.И., Твардовская Н.Ю. Истоки, 5 класс, рабочая тетрадь, I часть
Истоковедение. Том 2. Издание 2, дополненное.- М.: Издательский дом Истоки, 2005
Презентация Храм Покрова на Нерли.
Универсальные (компьютер, медиапроектор, экран)
Планируемые результаты:
Предметные: уметь объяснять мир; называть образы и их взаимосвязи; уметь определять своё отношение к миру; оценивать правильность поведения людей.
Личностные: проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию.
Метапредметные (критерии сформированности компонентов УУД):
Регулятивные: определять цели деятельности; проговаривать последовательность действий на уроке; самоконтроль, саморегуляция, обеспечивающие организацию учебных действий; определять степень успешности своей и чужой работы.
Познавательные: определять тему; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; сравнивать предметы, объекты; делать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; учиться работать в паре, в группе; слушать и понимать речь других.
Ход занятия
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Примечания
УУД
Самоопределение к деятельности (Организационный момент)
Эмоциональный настрой
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.
Садятся за парты.
К
2. Актуализация полученных знаний
3. Присоединение к теме урока. Мотивация
- Какую большую тему мы начали проходить в 5 классе?
- Какие памятники мы уже с вами знаем?
- Что мы называем с вами памятником?
- Как вы думаете, о каких памятниках сегодня на уроке мы будем говорить?
Я предлагаю вам послушать стихотворение и ответить на вопрос: о чем пойдет речь на наших уроках?
Утро. Храм.Белеют стены –Символ чистоты.Очертанья совершенны,Строги и просты.Купол, будто свечки пламя,В небо устремлен.Пенье птиц. Дыханье мая.Колокольный звон.Радость! Белые платочки.А вокруг вода.И псалмов святые строчкиЗа чредой чреда.Облака в ветвях березы…Дождик? Ну и пусть!Русь святая!Русь родная!Дорогая Русь!
Посмотрите, какое душевное стихотворение, сколько в нем тепла и доброты, сколько в нем любви к Отечеству.Автор этого стихотворения - учитель Православной гимназии Л.М. Пашкова.
- Сегодня на уроке мы должны вспомнить, в каких храмах бывали, что мы знаем о храме. А кто из вас был в храме? А хотели бы побывать?
- А что мы можем почувствовать, услышать, увидеть очутившись в храме?
- Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?
(обобщаю ответы, корректирую тему урока и называю)
Тема нашего урока Когда я бываю в храме
-Что бы вы хотели узнать на уроке?
- Молодцы. А как мы будем с вами работать?
- Давайте повторим правила работы в парах, в группе.
- Ответы учеников
- Ответы учеников
- Ответы учеников
- Ответы учеников
- В парах, в группе.
- Называют правила работы в парах, в группе.
Слайд 1 - соха и топор, крестьянские хоромы, Соловки
Слайд 2 - храмы
Слайд 3 - тема урока
Слайд 4 -правила работы в парах,
в группе
Л
П
П, Л,Р, К
4. Открытие нового материала
Сегодня мы с вами совершим путешествие в один из памятников нашего Отечества. Этот памятник относится ко второй группе памятников, которые объединяют свидетельство духовных устремлений нашего народа. В нем зримо живут правила гармонии и красоты. Это Храм Покрова на Нерли.
Для того, чтобы увидеть красоту храма, услышать его звуки, почувствовать теплоту, спокойствие, умиротворенность, мы вспомним, что собой представляет храм.
- работа в группах
гр. - работа по словарю
гр.- работа по тексту
Ресурсный круг. (Дети садятся в круг, учитель произносит слова, настраивающие обучающихся на работу в ресурсном круге.)
Сейчас закройте глазки и представьте, что мы очутились внутри этого храма Покрова на Нерли. (Звучит колокольный звон)
Спасибо. Вы почувствовали, что находитесь внутри этого храма?
- А что вы почувствовали?
- А что вы увидели в своих представлениях?
- Что вы услышали?
- Каким вы представили храм снаружи, т.е. как он выглядит?
-Каким он выглядит у вас внутри?
(показ слайдов с изображение храма снаружи и внутри)
Давайте посмотрим на слайды презентации и сравним ваши представления о храме.
- Ваш образ храма похож на тот, который вы сейчас увидели?
- Что роднит ваш представляемый образ храма Покрова на Нерли и тот, который вы сейчас увидели?
Работают со значением слова храм
Зачитывают ответы.
Закрывают глаза, слушают музыку.
- Ответы учеников
Слайд 5 -
Храм Покрова на Нерли
Слайд 6 - значение слова храм
Слайд 7 – 8 -изображение храма Покрова на Нерли. Внешнее и внутреннее убранство храма
П
П,К,Л
К,Р,Л
Мир устроен так, что каждой стране дана своя, неповторимая природная красота. Русская природа отличается великими равнинами, бескрайними просторами. Поля и луга, леса и болота, реки и глади озерные - все это бесконечно чередуется, радует разноцветьем. Кажется, что в русской природе поселились покой и воля. Среди этой природы живут люди – строят, пашут, проводят дороги и каналы. Они думают о том, как не нарушить эту природную красоту и остаться с ней в согласии.
Храм Покрова на Нерли – один из тех образцов духовной красоты, который нам оставили наши предки.
- Я хочу предложить прочитать вам строки Татьяны Шуваловой
(текст у учеников на столе) Работа в группах.
- Как автор видит этот храм (1 группа) и какие чувства он испытывает (2 группа)? Найдите строчки и подчеркните их.
Шувалова Татьяна Григорьевна (см. Приложение 1)
Весь-весь лилейными цветамиИскусно неба свод увит.Где ввысь взметнувшись куполами,Храм белым Ангелом парит!Храм белокаменный, старинный,Спешит к нему крещёный люд.Волнуя песней лебединой,Зовёт он в свой благой приют.Под летним солнышком искристымБлистает купол золотой,Сияет светом Божьим чистым,Даря всем мир свой и покой.На взгорке храм стоит высоком,Как оберег родной земли.Гуляет женщина с ребёнкомЗелёным берегом Нерли.На славу выдалась погодка,Разлив блаженство на лугу.Ждёт пришвартованная лодкаМирян на дальнем берегу.Цветистой радугой играетВода в извилистой реке.Высь на волнах своих качает,Прильнув душой к её щеке.Всё дышит свежестью пахучей,И летним благостным теплом.Самозабвенно, сладкозвучноПоёт о близком и родном.Поют леса без перебоя,Поют колосьями поля.Лучистой радостью земноюВся преисполнена земля.В восторге трепетном берёзки.Весь мир светло поёт окрест!Живой пейзаж! Хоть и не броский,Но не сыскать милее мест!
- Каким видится храм автору?
Молодцы. - Мне понравилось, как вы внимательно читали и слушали друг друга…
- К сожалению, не каждый человек знает, как надо вести себя в храме. Игумен Виссарион написал стихотворение о том, какие правила поведения мы должны соблюдать, посещая храм. Послушайте и скажите, какие правила вам уже знакомы, а о каких вы слышите впервые?
Памятка (приложение 2)
Читают отрывок и выделяют строки.
1 группа – представления
2- группа - чувства.
- Зачитывают выделенные строки (по группам)
- Ответы учеников
Работа в парах.
Задание - найти правила и назвать их
Ответы обучающихся
П
Р,К,Л
П,Р,К,Л
5. Обобщение.
Ребята, мы с вами завершаем путешествие в храм.
Какая цель на уроке была? (Очутиться в храме. Посмотреть, что можно почувствовать, увидеть и услышать в храме)
На примере какого храма мы с вами попытались все увидеть, почувствовать и услышать?
А хотели бы вы узнать о нем?
А что хотелось бы вам узнать?
- Об этом мы с вами узнаем на следующих уроках.
Д/з по выбору:
сообщение
рисунок храма
Ответы обучающихся.
Слайд 9 - д/з
Р,К,Л
6. Рефлексия.
Давайте подведем итог урока
на доске:
- я увидел
- я услышал
- я почувствовал
- Какое у вас было настроение на уроке?
Спасибо вам всем за работу. Я очень рада, что совершая свое мысленное путешествие в храм мы смогли увидеть его красоту, изящность. Смогли услышать такие звуки как, песнопение, колокольный звон, голос людей в храме. Смогли почувствовать спокойствие, умиротворенность.
Ответы обучающихся
П,Р,Л
Приложение 1
Шувалова Татьяна Григорьевна
Весь-весь лилейными цветамиИскусно неба свод увит.Где ввысь взметнувшись куполами,Храм белым Ангелом парит!Храм белокаменный, старинный,Спешит к нему крещёный люд.Волнуя песней лебединой,Зовёт он в свой благой приют.Под летним солнышком искристымБлистает купол золотой,Сияет светом Божьим чистым,Даря всем мир свой и покой.На взгорке храм стоит высоком,Как оберег родной земли.Гуляет женщина с ребёнкомЗелёным берегом Нерли.
На славу выдалась погодка,Разлив блаженство на лугу.Ждёт пришвартованная лодкаМирян на дальнем берегу.
Цветистой радугой играетВода в извилистой реке.Высь на волнах своих качает,Прильнув душой к её щеке.Всё дышит свежестью пахучей,И летним благостным теплом.Самозабвенно, сладкозвучноПоёт о близком и родном.Поют леса без перебоя,Поют колосьями поля.Лучистой радостью земноюВся преисполнена земля.В восторге трепетном берёзки.Весь мир светло поёт окрест!Живой пейзаж! Хоть и не броский,Но не сыскать милее мест!
Приложение 2
Памятка.
Прежде чем зайти в собор, Со смиреньем, как мытарь,
Головной сними убор, На святой взирай алтарь,
Злые мысли отгони: Где Дух Божий обитает,
Не нужны тебе они. Благодатью нас питает.
Никого не осуждай, Слушай пение и службу,
Помощь нищему подай, Разорви с бесами дружбу,
Поставь свечку и потом Козни их не принимай,
Осени себя крестом. Слову Божию внимай.
Богомыслие храни, И скажу я от души
Лень подальше прогони, Выйти с храма не спеши,
Душой с Богом примирись, Стой на службе до конца,
О всем мире помолись. Слушай проповедь отца.
Богомольцев не толкай, Приложись потом к кресту,
К чину в храме привыкай, Обещанье дай Христу,
Не гляди по сторонам: Что исправиться намерен,
Не полезно это нам! И пребудь обетам верен.
Хоть старушка, хоть девица – Даром время не губи,
Не посматривай на лица, Службу Богу полюби.
Очи в землю опусти, И пока душа в груди
О грехах своих грусти. На молитву приходи.
-