Публикации
Технологическая карта урока обществознания «Экономическая система и ее функции. Собственность»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологическая карта урока обществознания «Экономическая система и ее функции. Собственность»
Автор: Шамаева Татьяна Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологическая карта урока обществознания «Экономическая система и ее функции. Собственность»
Автор: Шамаева Татьяна Алексеевна
Технологическая карта урока обществознания Экономическая система и ее функции. Собственность
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика
Шамаева Татьяна Алексеевна
Место работы
МОУ СОШ №35 г. Вологды
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок)
8 класс
Место урока (по тематическому планированию ФРП)
1 четверть, раздел экономика, 2урок
Тема урока
Экономическая система и ее функции. Собственность
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок)
базовый
Тип урока (укажите тип урока)
☐ урок освоения новых знаний и умений
☐ урок-закрепление
☐ урок-повторение
☐ урок систематизации знаний и умений
☐ урок развивающего контроля
☐ комбинированный урок
☐ другой (впишите)
Планируемые результаты (по ФРП):
Личностные
Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания
Усваивают нравственно-этическую оценку отношения к теме урока, обеспечивающую личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель и задачи; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.
Регулятивные: принимают и формулируют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и определяют последовательность действий.
Предметные
Научатся: различать основных типы экономических систем: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
Получат возможность научиться: анализировать с опорой на полученные знания несложную информацию, получаемую из неадаптированных источников
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Экономика, экономическая система, традиционная экономика, плановая экономика, рыночная экономика, смешанная экономика, собственность
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)
- классная доска,
- компьютер; мультимедийный проектор;
- презентация по теме урока;
Обществознание. 8 класс. Учебник 2023 | Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И.
ЭОР (укажите используемый ЭОР, опишите возможности использования данного ЭОР) нет
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что…)
Предложите учащимся сравнить два изображения, ответив на вопросы: (даны два изображения)
Какой труд применяется на изображении 1?
Почему используются такие орудия труда?
Как вы думаете, в каком случае количество произведенной продукции будет больше? Почему?
Насколько эффективен такой труд?
Сравнив изображения, учащиеся устанавливают, что существуют различные условия труда.
С помощью наводящих вопросов актуализируйте знания учащихся по истории, чтобы продемонстрировать, что экономика развивалась по мере формирования условий, обеспечивающих использование природных ресурсов, изменения орудий труда и применения более сложных технологий.
Примерные вопросы:
Когда люди стали использовать сложные орудия труда?
Можно ли в современных условиях удовлетворить потребности человека и общества, используя только ручной труд?
Какие ответы, используя изображения, можно дать на вопросы: что производить? Как производить? Для кого производить?
Обсудите с учащимися их ответы.
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового
Фронтальная форма
1. Определение темы урока учениками
Запишите тему урока в тетрадях.
- Что мы можем узнать, изучая эту тему?
- Составим план изучения нового материала к параграфу 8 и ответим на вопросы. (Учащиеся самостоятельно, в течение 2 минут просматривают параграф и отвечают на вопросы, записанные на доске).
Вопросы плана и будут задачами нашего урока.
Этап 1.3. Целеполагание
Назовите цель (стратегия успеха):
Показать разнообразие экономических систем на основании сравнения их признаков
БЛОК 2. Освоение нового материала
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/ открываем новое). Приведите учебные задания формирования планируемых результатов обучения. Это могут быть задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали); задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.
Индивидуальная, в парах, в группах
Виды деятельности:
- самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом;
- решение познавательных задач, проблемных ситуаций;
-заполнение таблицы Типы экономических систем и их признаки.
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. Приведите учебные задания, проверяющие формирование планируемых результатов обучения. (Сформулируй/Изложи факты/Проверь себя/Дай определение понятию/Установи, что (где, когда)/Сформулируй главное (тезис, мысль, правило, закон)
Групповая защита выполненного задания по одному из типов экономических систем
Корректировка записей опорной таблицы с учительским вариантом на доске
БЛОК 3. Применение изученного материала
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Приведите учебные задания, проверяющие формирование планируемых результатов обучения, предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/ формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажи истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируй собственное мнение; выполни задание; реши задачу и т.д.)
Ученикам предложено 4 учебных задачи по нахождению признаков и определению типа экономической системы.
4-я задача – проблемная, где ученики с помощью учителя определяют не рассмотренную в группах смешанную экономическую систему.
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Подберите соответствующие учебные задания
С какими типами экономических систем вы встречались в курсе истории: в 5 классе? В 6 классе? В 7 классе?
На этапе 3.4. используем связь с литературой
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Подберите соответствующие учебные задания
Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?
А. В современном мире государство совершенно не вмешивается в экономику.
Б. Государство регулирует рынок при помощи системы правовых норм.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Правительство страны Z провело реформы, в результате которых был осуществлен переход от командной экономики к рыночной. Сравните два типа экономических систем, упомянутых в условии задания.
1) конкуренция товаропроизводителей
2) господство государственной собственности
3) решение проблемы ограниченности ресурсов
4) производство товаров и услуг
Черты сходства
Черты различия
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
Подберите соответствующие учебные задания
Внимательно прочитайте текст и определите экономическую систему:
Конек - горбунок.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град – столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счетом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
Вывод: из этого отрывка явствует, что в стране присутствует традиционная экономика с элементами рыночной: братья занимаются сельским хозяйством, но ориентированы они не на собственное потребление, а на продажу зерна.
И на первую седмицу
Братья едут в град – столицу,
Чтоб товар там свой продать
И на пристани узнать,
Не пришли ли с кораблями
Немцы в город за холстами…
Вывод: развита постоянная морская (речная) торговля, в том числе с иностранцами. Россия торговала в основном хлебом, холстом – лён пользовался спросом на рынке и недаром носил название северный шёлк.
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений
Подберите учебные задания, проверяющие формирование планируемых результатов обучения (на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами)
Предлагаю составить кластер с вашими ассоциациями по каждому типу экономических систем.
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности обучающегося, критерии оценивания
Выполнение индивидуального теста их 5 вопросов по теме урока
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание
Этап 5.1. Рефлексия
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам
Составьте синквейн:
1 существительное: (система……..)
3 прилагательных (экономическая и тд)
2 глагола
Таблица Для меня сегодняшний урок…
Цель: организация оценочной деятельности учащихся.
Содержание: учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Этап 5.2. Домашнее задание
Введите рекомендации по домашнему заданию, направленному на формирование планируемых результатов обучения
1. Параграф 10 вопросы и задание №1
2.Дополнительное задание:
– дополнить таблицу в тетради по вопросам Преимущества и недостатки каждой экономической системы
Тема Собственность-сам-но в РЭШ
ЭОР – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.(по материалам ГОСТ Р 52653-2006, статья 12, подраздел 3.2)
1
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика
Шамаева Татьяна Алексеевна
Место работы
МОУ СОШ №35 г. Вологды
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок)
8 класс
Место урока (по тематическому планированию ФРП)
1 четверть, раздел экономика, 2урок
Тема урока
Экономическая система и ее функции. Собственность
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок)
базовый
Тип урока (укажите тип урока)
☐ урок освоения новых знаний и умений
☐ урок-закрепление
☐ урок-повторение
☐ урок систематизации знаний и умений
☐ урок развивающего контроля
☐ комбинированный урок
☐ другой (впишите)
Планируемые результаты (по ФРП):
Личностные
Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания
Усваивают нравственно-этическую оценку отношения к теме урока, обеспечивающую личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель и задачи; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.
Регулятивные: принимают и формулируют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и определяют последовательность действий.
Предметные
Научатся: различать основных типы экономических систем: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
Получат возможность научиться: анализировать с опорой на полученные знания несложную информацию, получаемую из неадаптированных источников
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Экономика, экономическая система, традиционная экономика, плановая экономика, рыночная экономика, смешанная экономика, собственность
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)
- классная доска,
- компьютер; мультимедийный проектор;
- презентация по теме урока;
Обществознание. 8 класс. Учебник 2023 | Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И.
ЭОР (укажите используемый ЭОР, опишите возможности использования данного ЭОР) нет
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что…)
Предложите учащимся сравнить два изображения, ответив на вопросы: (даны два изображения)
Какой труд применяется на изображении 1?
Почему используются такие орудия труда?
Как вы думаете, в каком случае количество произведенной продукции будет больше? Почему?
Насколько эффективен такой труд?
Сравнив изображения, учащиеся устанавливают, что существуют различные условия труда.
С помощью наводящих вопросов актуализируйте знания учащихся по истории, чтобы продемонстрировать, что экономика развивалась по мере формирования условий, обеспечивающих использование природных ресурсов, изменения орудий труда и применения более сложных технологий.
Примерные вопросы:
Когда люди стали использовать сложные орудия труда?
Можно ли в современных условиях удовлетворить потребности человека и общества, используя только ручной труд?
Какие ответы, используя изображения, можно дать на вопросы: что производить? Как производить? Для кого производить?
Обсудите с учащимися их ответы.
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового
Фронтальная форма
1. Определение темы урока учениками
Запишите тему урока в тетрадях.
- Что мы можем узнать, изучая эту тему?
- Составим план изучения нового материала к параграфу 8 и ответим на вопросы. (Учащиеся самостоятельно, в течение 2 минут просматривают параграф и отвечают на вопросы, записанные на доске).
Вопросы плана и будут задачами нашего урока.
Этап 1.3. Целеполагание
Назовите цель (стратегия успеха):
Показать разнообразие экономических систем на основании сравнения их признаков
БЛОК 2. Освоение нового материала
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/ открываем новое). Приведите учебные задания формирования планируемых результатов обучения. Это могут быть задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали); задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.
Индивидуальная, в парах, в группах
Виды деятельности:
- самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом;
- решение познавательных задач, проблемных ситуаций;
-заполнение таблицы Типы экономических систем и их признаки.
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. Приведите учебные задания, проверяющие формирование планируемых результатов обучения. (Сформулируй/Изложи факты/Проверь себя/Дай определение понятию/Установи, что (где, когда)/Сформулируй главное (тезис, мысль, правило, закон)
Групповая защита выполненного задания по одному из типов экономических систем
Корректировка записей опорной таблицы с учительским вариантом на доске
БЛОК 3. Применение изученного материала
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Приведите учебные задания, проверяющие формирование планируемых результатов обучения, предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/ формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажи истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируй собственное мнение; выполни задание; реши задачу и т.д.)
Ученикам предложено 4 учебных задачи по нахождению признаков и определению типа экономической системы.
4-я задача – проблемная, где ученики с помощью учителя определяют не рассмотренную в группах смешанную экономическую систему.
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Подберите соответствующие учебные задания
С какими типами экономических систем вы встречались в курсе истории: в 5 классе? В 6 классе? В 7 классе?
На этапе 3.4. используем связь с литературой
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Подберите соответствующие учебные задания
Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?
А. В современном мире государство совершенно не вмешивается в экономику.
Б. Государство регулирует рынок при помощи системы правовых норм.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Правительство страны Z провело реформы, в результате которых был осуществлен переход от командной экономики к рыночной. Сравните два типа экономических систем, упомянутых в условии задания.
1) конкуренция товаропроизводителей
2) господство государственной собственности
3) решение проблемы ограниченности ресурсов
4) производство товаров и услуг
Черты сходства
Черты различия
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
Подберите соответствующие учебные задания
Внимательно прочитайте текст и определите экономическую систему:
Конек - горбунок.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град – столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счетом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
Вывод: из этого отрывка явствует, что в стране присутствует традиционная экономика с элементами рыночной: братья занимаются сельским хозяйством, но ориентированы они не на собственное потребление, а на продажу зерна.
И на первую седмицу
Братья едут в град – столицу,
Чтоб товар там свой продать
И на пристани узнать,
Не пришли ли с кораблями
Немцы в город за холстами…
Вывод: развита постоянная морская (речная) торговля, в том числе с иностранцами. Россия торговала в основном хлебом, холстом – лён пользовался спросом на рынке и недаром носил название северный шёлк.
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений
Подберите учебные задания, проверяющие формирование планируемых результатов обучения (на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами)
Предлагаю составить кластер с вашими ассоциациями по каждому типу экономических систем.
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности обучающегося, критерии оценивания
Выполнение индивидуального теста их 5 вопросов по теме урока
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание
Этап 5.1. Рефлексия
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам
Составьте синквейн:
1 существительное: (система……..)
3 прилагательных (экономическая и тд)
2 глагола
Таблица Для меня сегодняшний урок…
Цель: организация оценочной деятельности учащихся.
Содержание: учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Этап 5.2. Домашнее задание
Введите рекомендации по домашнему заданию, направленному на формирование планируемых результатов обучения
1. Параграф 10 вопросы и задание №1
2.Дополнительное задание:
– дополнить таблицу в тетради по вопросам Преимущества и недостатки каждой экономической системы
Тема Собственность-сам-но в РЭШ
ЭОР – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.(по материалам ГОСТ Р 52653-2006, статья 12, подраздел 3.2)
1
