Публикации "Работа над кантиленой в классе фортепиано"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Работа над кантиленой в классе фортепиано"
Автор: Макаров Валерий Иванович

Работа над кантиленой в классе фортепианоРабота над кантиленой - кропотливый, продолжительный, но в то же время увлекательный и творческий процесс в обучении юного пианиста, который сводится к работе над звуком, формой, педалью, динамикой, качеством штрихов и содержанием. Это достаточно трудоемкий процесс, который требует от учащегося терпеливого, вдумчивого труда, а от педагога должного профессионализма. Кантилена - в переводе с итальянского языка означает распевное пение или певучая, напевная мелодия. Человеческий голос является лучшим из музыкальных инструментов, его певучесть и лирические возможности-образец при исполнении всех мелодических пассажей. Музыка становится нам понятной из-за сходства с интонациями человеческой речи, поэтому на раннем этапе обучения необходимо связывать нотный материал со словом, используя тексты, доступные пониманию ребенка. М. В. Юдина пыталась вызвать у ученика потребность в интонировании, обращаясь к анализу романсов. В романсе связь между словом-смыслом и мелодией наталкивала на тонкую нюансировку, выразительность интонирования. Глубоко изучая поэзию и вокальную музыку, Юдина пришла «к осознанию единства речевого, вокального и инструментального интонирования». Еще Ф. Е. Бах рекомендовал «посещать хороших музыкантов, чтобы научиться хорошему исполнению…В особенности не следует упускать возможность послушать искусных певцов, так как от них выучишься мыслить (исполняемое) спетым. Этим путем всегда научишься большему, чем из пространных книг и рассуждений…» Раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком, и она должна занимать центральное место во всем процессе обучения. Работа над звуком, над музыкальными задачами тесно связана с технологическими задачами, поэтому работа должна вестись в двух направлениях. Одно без другого не исправить. Технологические задачи в работе над кантиленой Фортепиано, как известно, является ударным инструментом. Хаммер (молоточек) бьет по струне и этим все сказано. Первые модели хаммер клавира (или пиано форте) появились еще при И. С. Бахе, но широко начали использоваться его сыновьями, а затем и венскими классиками. От клавесина такой инструмент отличался упрощенностью и примитивностью звучания и не казался в сравнении с клавесином благородным инструментом. При всем своем усовершенствовании по сравнению с хаммер клавиром современный рояль остался таким же ударным инструментом. В связи с этим, возникают такие парадоксальные ситуации: - как можно требовать от пианиста певучего звука, если инструмент провоцирует исполнителя на «подколачивание» пальцами? Тем более как можно это требовать от обучающегося с еще не совершенным аппаратом (слабыми руками, кисточками и пальчиками). - у фортепиано изначально звук притупленный (в сравнении опять же с клавесином, щипковым инструментом), в атаке не хватает звонкости и остроты, что притупляет слух исполнителя и провоцирует его на жесткость для достижения необходимой четкости. Поэтому перед пианистами стоят две задачи: достичь цепкости в атаке звука, и достичь мягкого туше, да еще и с пением на клавиатуре. Ученик, как правило, впадает в крайности: либо играет все вяло (когда его заставляют смягчать руки), либо уже колотит от души. Играть вяло и нечетко мы не можем, и колотить тоже не можем. Таким образом, для решения этих задач кончики пальцев нужно подтягивать, но при этом вся рука должна быть максимально расслаблена. Поскольку подушечки пальцев это самая чувствительная часть руки, в которой сконцентрировано наибольшее количество нервных окончаний, перед педагогом стоит задача передать ребенку ощущение прикосновения к клавиатуре путем сравнений и ассоциаций. Происходит своего рода «перенос» вокальных ощущений в поющие кончики пальцев. Опора на опыт известных пианистов лежит в основе обучения: Г. Г. Нейгауз: «….Прорастание пальцев в клавиатуру до дна» К. Н. Тальберг: «….замешивание теста пальцами» А. Корто: «погружение пальцев в клубнику». В исполнении кантилены основным является вес руки, опора на клавиатуру. Вес рук - это рассчитанное давление на клавиатуру. Каждому ребенку необходимо объяснить, что рука должна быть полностью освобождена, особенно в запястье. Как и в вокале, запястье - это «горло» руки. Оно должно быть свободно по ощущению. Поднимать отыгравший палец следует мягко, не спеша, и не раньше, чем следующий полностью погрузится в очередную клавишу (вливание одного звука в другой). Пальцы ведут руку, рука как бы очерчивает нам контуры мелодии. Переступающие пальцы должны активно доводить каждый звук мелодии до конца, не ослабляя силу давления, а передавая ее следующей клавише. Таким образом, перемещение опоры происходит как бы внутри руки. Внешнее же движение руки должно быть незначительным и очень плавнымИскусство кантилены - это постоянная манипуляция веса руки. Бывает, что некоторые впадают в крайность: уж ежели петь так петь, уж если играть весом рук, то надо нагрузить руки так максимально, насколько возможно, чтобы выжать из рояля все соки. Это заблуждение, пальцы вязнут, а звук теряет полетность и красоту тембра. Здесь особенно необходим контроль за руками: нигде никаких пережимов и перегрузов. Мы должны находить комфортное положение локтя, при котором кисть, а значит и фаланги пальцев освобождаются, и работать не в вертикальном, а именно в горизонтальном движении. Положение рук на инструменте не может быть статичным, не бывает оптимального установленного положения рук на все случаи жизни. Конечно, существуют определенные каноны, и без них мы никуда не денемся, но при всем при этом руки исполнителя в момент игры находятся в динамическом процессе, а каждое движение является продолжением предыдущего и началом следующего. Все очень индивидуально. Итак, основа движения - это легато рук (локоть, кисть, пальцы), а точная атака - это подтянутые кончики пальцев. Музыкальные задачи в работе над кантиленой Наряду с работой над постановкой рук, с работой над различными приемами и способами звукоизвлечения, большую роль играют конечно же музыкальные задачи: работа над фразировкой, динамикой, дослушиванием звуков, слуховым контролем, и конечно же эмоциональным воплощением исполняемого произведения учеником. Работа над фразировкой это достаточно трудоемкий процесс. Очертить контуры фразы, определить опорные точки (смысловые акценты), выстроить динамику поможет подтекстовка и пение (сольфеджио или со словами), эмоциональная жестикуляция педагога и ученика. Когда после такой проделанной работы ученику вроде бы и все понятно, а при исполнении все же фраза рвется, на крещендо движение ускоряется и подколачивается. Вот тогда нужно начать более кропотливую, огромнейшую работу над чередованием сильных и слабых долей, когда на слабую долю мы вес подснимаем, а на сильную опираемся. В процессе этой работы происходит непрерывное чередование концентрации и расслабления. Также, в процессе работы над мелодией полезно вычленить из нее интонационно рельефные обороты, добиваясь выразительной их передачи, проонализировать развитие мелодии, интервальный состав, членения на отдельные построения. Крещендо и диминуэндо происходят не наплывами (как вагонетка катится и не может остановиться), а скорее каскадами, более дифференцированно, то есть крещендо поступенное в полном соответствии с сочетанием сильных и слабых долей (не так сплошной линией: больше, больше и больше, а так: больше, меньше; еще чуть больше, еще чуть меньше, но не так тихо, как было; еще чуть больше, еще чуть меньше и так далее на увеличение). То же и с диминуэндо, только наоборот. Необходимо заострять внимание ученика на умении слышать звук не только в момент взятия, но и его продолжение и переход на другую высоту, с преодолением расстояния между звуками-дотянуться до каждой нотки, а не формальное перемещение пальцев по клавиатуре. Если ухо не слышит- пальцы становятся пассивными и не получают определенной команды - отсюда формальность звучания. Слушать - значит держать. Звучит то, что держится.Существует еще такое понятие - предварительное слышание. Это основа выразительности исполнения. Оно означает перевод своего конкретного внутреннего слышания в звуковое воспроизведение. Необходимо ясно представлять не только звуковую окраску, но и двигательные технические приемы. Очень полезным является мысленное проигрывание произведения, этим методом советуют пользоваться ученикам многие педагоги. Необходимо развивать у ученика высокую требовательность к звуку. Ученик, исполнив пьесу, должен сказать как он ее сыграл. Всем известно высказывание Г. Г. Нейгауза: « Работа над звуком есть самая трудная работа, так как тесно связана со слуховыми, и будем откровенны, душевными качествами ученика. Чем грубее слух, тем тупее звук»В исполнении кантилены также необходимо музыкальное дыхание, которое тесно связано с вокалом. Дыхание кисти-это освобождение руки, оно дает внутреннюю пластику движений. Правильное дыхание всегда связано с дослушиванием звука или пауз, оно объединяет фразу, помогает осуществить динамическое развитие и выразить характер музыки. Роль мелодии в исполнении кантилены несомненна. Но важнейшим средством при создании определенного музыкального образа является исполнение аккомпанемента. Между мелодией и аккомпанементом должна образоваться звуковая дистанция, чтобы она не задыхалась в педали и не тонула в звуковой «давке». Так как сопровождение является гармонической и ритмической опорой мелодии-следует добиваться, чтобы оно прочно поддерживало «парение» мелодии. В этом отношении особенно важна роль баса, басового звука, который необходимо брать сочно и полнозвучно. Руки пианиста должны ощутить разную глубину звучания, так как в музыке, как и вживописи, есть передний и задний план, между которыми должна образоваться так называемая «воздушная прослойка». Для того, чтобы мелодия «пела» - нужно другие части фактуры играть еще тише. Просто! Но не просто, конечно, этого добиться.Эмоциональное отношение к мелодии - как одна из важнейших сторон исполнения музыкального произведения. Работа над кантиленой предполагает максимальное обострениетворческих музыкальных способностей и эмоциональное отношение кисполняемому материалу, ведь эта работа не будет эффективна при дремлющем музыкальном чувстве. Как показало время, одного только «технологического», пусть даже самого тщательного подхода к исполнению оказалось недостаточно. И, прежде чем знать, «как» играть, необходимознать «что» играть - это означает, иметь в представлении четкую звуковую цель. Отсюда следует, что решающее значение имеет фактор психологический, эмоциональный-наличие того горячего «желания-хотения» (термин Г. М. Когана).Для активации эмоциональной сферы можно использовать как приемы «заражающего» воздействия на ученика (это показ педагога, совместное музицирование), так и воздействием на эмоции-методом ассоциаций и сравнений. Одними из главных задач педагога является практический показ особенностей исполнения произведений, словесные пояснения, сравнения, ассоциации, которые помогают найти нужные ощущения звукоизвлечения. Самое эффективное средств -это слово учителя. Например, тембр звучания может быть показан или «рассказан» наинструменте через описание внемузыкальных явлений. Наглядное сопровождение позволяет доходчиво объяснить ребенку содержание и авторский замысел исполняемого произведения. Например, С. И. Савшинский пользовался сравнениями звучности рояля с оркестровымиинструментами. Это помогает ученикам активизировать фантазию, слух, найти нужную окраску.Педагог должен повышать веру ученика в свои силы, вдохновлять, поддерживать. Сила воздействия учителя проявляется не только в эмоциональном подъеме, заражающем ученика, но и в умении слушать его.У некоторых педагогов создается привычка с первых же звуков прерывать игру ученика замечаниями и указаниями, привычка непрестанно подпевать, прихлопывать во время игры, не слушая ученика и ему мешая себя слушать. Собственно говоря, эмоциональное отношение к мелодии-это одна из самых важнейших сторон исполнения любого музыкального произведения. ЗаключениеИтак, работа над лирическими миниатюрами благотворно сказывается на развитии музыкальности, исполнительской инициативы ученика. Искусство пения на рояле – это совокупность фортепианных приемов: плавное легато, искусная педализация и фразировка, виртуозное распределение динамики. Рассмотренные принципы и приемы работы над кантиленой, естественно, не исчерпывают всё их художественное многообразие. Изложенные выше приемы являются основными в педагогической практике.
-