Публикации
Общеобразовательная программа "Юные волшебники"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Общеобразовательная программа "Юные волшебники"
Автор: Коннова Елизавета Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Общеобразовательная программа "Юные волшебники"
Автор: Коннова Елизавета Сергеевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа Юные волшебники - модифицированная.
Данная программа разработана на основе следующей нормативно-правовой базы:
1) Закона Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
2) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022№629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрирован 26.09.2022 № 70226)
3)Учебным планом МОУ СШ №7 имени А.Н.Пахмутовой на 2024-2025 учебный год
Актуальность кружка Юные волшебники заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Педагогическая целесообразность: из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
Развивает уверенность в своих силах.
Способствует снятию детских страхов.
Учит детей свободно выражать свой замысел.
Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами .
Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник
Новизной и отличительной особенностью кружкапо нетрадиционной технике рисования является то, что в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, предоставляется возможности манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей в возрасте от7до9 лет,проявляющихинтерес к изобразительному искусству.. Набор обучающихся в кружок– свободный. Обучение начинается с простых техник нетрадиционного рисования, а также знакомства со средства выразительности изобразительного искусства.
Особенностью данного возраста является то, что изобразительная деятельность доступна каждому обучающемуся, независимо от степени их одаренности. Приобщение учащихся к красоте, открытие в них способности чувствовать прекрасное, привитие колористической культуры – долгий процесс, состоящий из определенных, вытекающих друг из друга шагов. Без знаний особенностей изобразительной деятельности младших школьников нельзя грамотно выстроить комплекс учебно-творческих заданий, которые способствовали развитию творческой индивидуальности в изобразительной деятельности обучающихся.
Уровень программы, объем и сроки реализации программы
Срок реализации программы и объём учебных часов
Срок реализации программы устанавливается в соответствии с учебным планом и составляет 24 часа, с 01.10.2024 г. по 30.04.2025 г. Возраст обучающихся – 7-9 лет.
Формы обучения обучение осуществляется в очной форме.
Режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю - продолжительностью один академический час.
Режим занятий: Вторник 13.50 – 14.30, 14.40-15.20
Пятница 13.50 – 14.30, 14.40-15.20
Особенности организации образовательного процесса - кружок, будет включать в себя небольшую теоретическую часть с показом образца действий учителем, практическую часть (овладение детьми новой нетрадиционной техники), организация мини-выставок.
Цель программы: развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.
Задачи программы:
1. Формирование художественного мировосприятия.
2. Обогащение словарного запаса художественными терминами.
3. Формирование навыков обращения с изобразительным материалом:
- изучение свойств различных изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка, используя нетрадиционные техники рисования;
- овладение техническими приемами работы с различными материалами.
4. Формирование художественной грамотности:
- ознакомление с культурой цвета, свойствами цвета и цветовых отношений (теплый/холодный, светлый/темный);
- изучение композиции (однофигурной, многофигурной, орнаментальной);
- обучение предметному рисованию;
- обучение рисованию по представлению (на основе накопленных знаний и опыта) и созданию самостоятельных изобразительных работ творческого характера.
5. Воспитание интереса к изобразительной творческой деятельности.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
внимания и усидчивости;
наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;
в процессе этой деятельности у школьника формируются навыки контроля и самоконтроля.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
N
п/п
Название разделов, тем
Всего
Теория
Практика
Содержание
Формы контроля
1
Раздел I. Вводное занятие.
1
0,5
0,5
Знакомство с коллективом, техникой безопасности, знакомство с планом работы на год
Игра, викторина
2
Раздел II. Натюрморт.
2
1
1
Знакомство с новыми техниками рисования, подбор цветовой гаммы.
Педагогическое наблюдение, рисунок.
3
Раздел III. Пейзаж.
10
2,5
7,5
Знакомство с новыми техниками рисования, понятие тон, тонировка, совмещение работы с различными техниками.
Упражнения, рисунок
4
Раздел IV. Анимализм
5
1
4
Знакомство с новыми техниками рисования, понятия линия, штрихи, понятие изографы, закрепление понятия симметрия
Педагогическое наблюдение, рисунок
5
Раздел V. Портрет.
2
0,5
1,5
Знакомство с новыми техниками рисования, использование различных кистей в качестве штампа.
Рисунок, анализ работ
6
Раздел VI. Самостоятельный жанр.
4
1
3
Знакомство с новыми техниками, рисование способом примакивания.
Педагогическое наблюдение, рисунок
ИТОГО
24
6,5
17,5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
Содержание программы
Раздел I. Вводное занятие.
Вводное занятие (1 час)
Теория: знакомство с коллективом, техникой безопасности. Подбор необходимых материалов, знакомство с планом работы на год.
Практика: проведение игры Дорисуй рисунок, викторина Что нарисовали художники.
Раздел II. Натюрморт.
Рисование ластиком (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Понятие пятно.
Практика: Для работы понадобится простой карандаш, у которого на конце есть ластик. Ластик обмакивается в краску и прикладывается к бумаге. С помощью отпечатков ластика создаётся рисунок, дорабатывается фон.
Рисование на осенних листьях (1 час)
Теория:знакомство с новой техникой рисования. Подбор цветовой гаммы. Правильное композиционное построение рисунка на листе. Создание настроения в рисунке.
Практика:выполнение фона в цвете. Приклеивание листьев к листу бумаги нанесение росписи с помощью гуаши.
Раздел III. Пейзаж.
Аппликация с использованием каракулеграфия (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Совмещение работы с ножницами и красками. Понятие пятно.
Практика: Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Подбор деталей для аппликации. Работа в цвете.
Рисование линейкой (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Понятие пятно.
Практика: Создание абстрактных пятен с помощью линейки. Замок королевы.
Рисование с использование марли (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Использование марли для рисования. Понятие фактура.
Практика: Выполнение творческого задания. Фон. Эскиз. Выбор темы рисунка. Композиция работы.
Техника гризайль (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Понятие тон и тонировка.
Практика: Получение красок с помощью кофе. Использование различных оттенков коричневого при рисовании. Пейзаж.
Рисование цветов целлофановым пакетом (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования.
Практика: Для рисования кулечками понадобятся медовые акварельные краски, альбом, кисть, вода и разрезанный целлофановый кулек. Этанетрадиционная техника рисованиясостоит в том, чтобы с помощью кисти нанести акварель на лист, а затем целлофановым кульком создать на нем узор. Кистью нужно работать быстро, чтобы краски на бумаге не успевали подсыхать.
Фроттаж (1 час)
Теория: Знакомство с новым приёмом рисования. Понятие линия, пятно, штрихи, точки.
Практика: Подбор предметов с рефлёной поверхностью. Выполнение рисунка. Композиция работы. Рисунок морской пейзаж.
Резервирование белых линий (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Понятие линия.
Практика: Использование не пишущих ручек в качестве, карандаша. Навыки работы с цветными карандашами.
Правополушарное рисование (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования.
Практика: Использование методики правополушарного рисования – вверх ногами. Проработка фона, составление композиции, прорисовка деталей.
Рисование бросовым материалом (пластиковая бутылка) (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования.
Практика: Создание ветки сакуры с помощью отпечатка пластиковой бутылки. Композиция работы.
Рисование восковыми мелками и крахмалом(1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Использование различных материалов в одном рисунке.
Практика: Выполнение творческого задания. Смешение материалов. Фон. Прорисовка рисунка. Композиция работы.
Раздел IV. Анимализм
Рисование вилкой (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Понятие линия, штрихи.
Практика: Работа со столовыми принадлежностями – вилкой. Рисование цветов, травы.
Рисование цифрами (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Понятие изографы.
Практика: Выбор цифры для рисования. Дорисовывание деталей. Получение образа. Проработка фона.
Отпечатки поролоном (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Понятие цвет, фактура.
Практика: Рисование панды.
Монотипия (1 час)
Теория: Закрепление понятия симметрия. Знакомство с новым приёмом рисования.
Практика: Рисунок бабочки. Рисунок, созданный на основе кляксы (На что похоже?).
Рисование ватными палочками (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Понятие точка.
Практика: Рисование животных новой техникой. Выполнение рисунка. Композиция работы.
Раздел V. Портрет.
Рисование способом примакивания (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования.
Практика: Использование различных кистей в качестве штампа. Выполнение рисунка. Композиция работы.
Кляксография (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования.
Практика: С помощью капель краски нанесенных на бумагу и трубочки от коктейлей выдуваются кляксы. Рисуем причёски человечкам.
Раздел VI. Самостоятельный жанр.
Знакомая форма (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования.
Практика: Развитие воображения и фантазирования у детей. Способность узнавать в различных формах предметы.
Рисование мыльной пеной (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования.
Практика: Выполнение рисунков на свободную тему. Проявление фантазии.
Абстрактное раскрашивание (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Рассматривание работ художников.
Практика: С помощью простого карандаша создаётся абстрактная фигура. Берем цветные карандаши и приступаем: раскрашиваем каждый отрезок, плоскость в разные цвета.
Итоговая аттестация. Выставочный просмотр. (1 час)
Практика: Подведение итогов работы за год. Отбор работ для выставочного просмотра.
Планируемые результаты
Личностными результатамиизучения программы является формирование следующих умений:
Оценивание жизненных ситуаций (поступков, явлений, событий) с точки зрения собственных ощущений (явлений, событий), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценитькак хорошие или плохие.
Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Уважительное отношение к творчеству – как своему, так и других людей. Определение иобъяснениесвоих чувств и ощущений, возникающих в результате рассуждения, обсуждения творческих работ.
Метапредметными результатамиизучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определятьиформулироватьцель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговариватьпоследовательность действий на занятии;
учитьсявысказыватьсвоё предположение (версию);
с помощью учителяобъяснять выборнаиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место ивыполнятьпрактическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки пособий;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
учиться совместно с учителем и другими ученикамидаватьэмоциональную оценкудеятельности учеников на занятии.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний:отличатьновое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания:находитьответына вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию:делать выводыв результате совместной работы всего коллектива;
перерабатывать полученную информацию:сравниватьигруппироватьпредметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других:оформлятьсвою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
слушатьипониматьречь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатамиизучения программы является:
иметь представление обэстетических понятиях:эстетический идеал, эстетический вкус, колористическое решение, мера, соотношение, часть и целое.
знатьособенности материалов (изобразительных и графических), используемых обучающимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа.
уметьреализовывать последовательно замысел образа с помощью полученных на занятиях знаний.
Календарный учебный график программы
Группа 1, 2
№
Тема Занятия
Количество часов
Содержание занятия
Дата
1
Вводное занятие
1
Знакомство с коллективом, техникой безопасности. Подбор необходимых материалов, знакомство с планом работы на год.
1.10.2024
2
Рисуем ластиком
1
Ластик обмакивается в краску и прикладывается к бумаге. С помощью отпечатков ластика создаётся рисунок, дорабатывается фон.
8.10.2024
3
Рисование на осенних листьях
1
Выполнение фона в цвете. Приклеивание листьев к листу бумаги нанесение росписи с помощью гуаши.
15.10.2024
4
Аппликация с использованием каракулеграфия
1
Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Подбор деталей для аппликации. Работа в цвете.
22.10.2024
5
Рисование линейкой
1
Создание абстрактных пятен с помощью линейки. Замок.
5.11.2024
6
Рисование с использование марли
1
Выполнение творческого задания. Фон. Эскиз. Выбор темы рисунка. Композиция работы
12.11.2024
7
Техника гризайль
1
Получение красок с помощью кофе. Использование различных оттенков коричневого при рисовании. Пейзаж.
19.11.2024
8
Рисование цветов целлофановым пакетом
1
Эта нетрадиционная техника рисования состоит в том, чтобы с помощью кисти нанести акварель на лист, а затем целлофановым кульком создать на нем узор.
26.11.2024
9
Фроттаж
1
Подбор предметов с рефлёной поверхностью. Выполнение рисунка. Композиция работы. Рисунок морской пейзаж.
3.12.2024
10
Резервирование белых линий
1
Использование не пишущих ручек в качестве, карандаша. Навыки работы с цветными карандашами.
10.12.2024
11
Правополушарное рисование
1
Использование методики правополушарного рисования – вверх ногами. Проработка фона, составление композиции, прорисовка деталей.
17.12.2024
12
Рисование бросовым материалом (пластиковая бутылка)
1
Создание ветки сакуры с помощью отпечатка пластиковой бутылки. Композиция работы.
24.12.2024
13
Рисуем мелками и крахмалом
1
Выполнение творческого задания. Смешение материалов. Фон. Прорисовка рисунка. Композиция работы.
14.01.2025
14
Рисование вилкой
1
Работа со столовыми принадлежностями – вилкой. Рисование цветов, травы.
21.01.2025
15
Рисование с помощью цифр
1
Выбор цифры для рисования. Дорисовывание деталей. Получение образа. Проработка фона.
28.01.2025
16
Отпечатки поролоном
1
Рисование панды при помощи кусочка поролона
4.02.2025
17
Монотипия
1
Рисунок бабочки. Рисунок, созданный на основе кляксы (На что похоже?).
11.02.2025
18
Рисование ватными палочками
1
Рисование животных новой техникой. Выполнение рисунка. Композиция работы
4.03.2025
19
Рисование способом примакивания
1
Использование различных кистей в качестве штампа. Выполнение рисунка. Композиция работы.
11.03.2025
20
Кляксография
1
С помощью капель краски нанесенных на бумагу и трубочки от коктейлей выдуваются кляксы. Рисуем причёски человечкам.
18.03.2025
21
Знакомая форма
1
Развитие воображения фантазирования у детей. Способность узнавать в различных формах предметы.
25.03.20251
22
Рисование мыльной пеной
1
Выполнение рисунков на свободную тему. Проявление фантазии.
1.04.2025
23
Абстрактное раскрашивание
1
С помощью простого карандаша создаётся абстрактная фигура. Берем цветные карандаши и приступаем: раскрашиваем каждый отрезок, плоскость в разные цвета.
15.04.2025
24
Итоговая аттестация. Выставочный просмотр.
1
Подведение итогов работы за год. Отбор работ для выставочного просмотра.
22.04.2025
Календарный учебный график программы
Группа 3,4
№
Тема Занятия
Количество часов
Содержание занятия
Дата
1
Вводное занятие
1
Знакомство с коллективом, техникой безопасности. Подбор необходимых материалов, знакомство с планом работы на год.
4.10.2024
2
Рисуем ластиком
1
Ластик обмакивается в краску и прикладывается к бумаге. С помощью отпечатков ластика создаётся рисунок, дорабатывается фон.
11.10.2024
3
Рисование на осенних листьях
1
Выполнение фона в цвете. Приклеивание листьев к листу бумаги нанесение росписи с помощью гуаши.
18.10.2024
4
Аппликация с использованием каракулеграфия
1
Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Подбор деталей для аппликации. Работа в цвете.
25.10.2024
5
Рисование линейкой
1
Создание абстрактных пятен с помощью линейки. Замок.
8.11.2024
6
Рисование с использованием марли
1
Выполнение творческого задания. Фон. Эскиз. Выбор темы рисунка. Композиция работы
15.11.2024
7
Техника гризайль
1
Получение красок с помощью кофе. Использование различных оттенков коричневого при рисовании. Пейзаж.
22.11.2024
8
Рисование цветов целлофановым пакетом
1
Эта нетрадиционная техника рисования состоит в том, чтобы с помощью кисти нанести акварель на лист, а затем целлофановым кульком создать на нем узор.
29.11.2024
9
Фроттаж
1
Подбор предметов с рефлёной поверхностью. Выполнение рисунка. Композиция работы. Рисунок морской пейзаж.
6.12.2024
10
Резервирование белых линий
1
Использование не пишущих ручек в качестве, карандаша. Навыки работы с цветными карандашами.
13.12.2024
11
Правополушарное рисование
1
Использование методики правополушарного рисования – вверх ногами. Проработка фона, составление композиции, прорисовка деталей.
20.12.2024
12
Рисование бросовым материалом (пластиковая бутылка)
1
Создание ветки сакуры с помощью отпечатка пластиковой бутылки. Композиция работы.
27.12.2024
13
Рисуем мелками и крахмалом
1
Выполнение творческого задания. Смешение материалов. Фон. Прорисовка рисунка. Композиция работы.
10.01.2025
14
Рисование вилкой
1
Работа со столовыми принадлежностями – вилкой. Рисование цветов, травы.
17.01.2025
15
Рисование с помощью цифр
1
Выбор цифры для рисования. Дорисовывание деталей. Получение образа. Проработка фона.
24.01.2025
16
Отпечатки поролоном
1
Рисование панды при помощи кусочка поролона
31.01.2025
17
Монотипия
1
Рисунок бабочки. Рисунок, созданный на основе кляксы (На что похоже?).
7.02.2025
18
Рисование ватными палочками
1
Рисование животных новой техникой. Выполнение рисунка. Композиция работы
14.02.2025
19
Рисование способом примакивания
1
Использование различных кистей в качестве штампа. Выполнение рисунка. Композиция работы.
7.03.2025
20
Кляксография
1
С помощью капель краски нанесенных на бумагу и трубочки от коктейлей выдуваются кляксы. Рисуем причёски человечкам.
14.03.2025
21
Знакомая форма
1
Развитие воображения фантазирования у детей. Способность узнавать в различных формах предметы.
21.03.20251
22
Рисование мыльной пеной
1
Выполнение рисунков на свободную тему. Проявление фантазии.
28.03.2025
23
Абстрактное раскрашивание
1
С помощью простого карандаша создаётся абстрактная фигура. Берем цветные карандаши и приступаем: раскрашиваем каждый отрезок, плоскость в разные цвета.
4.04.2025
24
Итоговая аттестация. Выставочный просмотр.
1
Подведение итогов работы за год. Отбор работ для выставочного просмотра.
18.04.2025
Дата начала и окончания обучения
Количество учебных недель
Количество учебных дней
1.10.2024 – 30.04.2025
24
24
Методические материалы
Формы проведения занятий включают в себя:
Индивидуальная - учащемуся дается самостоятельное задание с учётом его возможностей;
Парная – обучающиеся объединяются в пары для выполнения задания.
Групповая - разделение на мини группы для выполнения определенной работы
Коллективная – работа выполняется всеми участниками объединения вместе, с применением разделения работы для каждого обучающегося.
Особенности организации образовательного процесса
Группы формируются из детей с учетом возраста, индивидуальных способностей. Набор обучающихся производится в начале учебного года по желанию детей и их родителей.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка – это индивидуальный подход, в связи с этим на занятиях учитываются поло-возрастные, индивидуально-психические, физические особенности обучающихся. Проявляется это в содержании каждого занятия, материал подбирается таким образом, чтобы он был интересен, как мальчикам, так и девочкам, детям в возрасте от 7 до 10 лет. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Методы обучения
Для организации учебного процесса используются следующие методы обучения:
по способу подачи материала:
словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, сказка);
наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения обучающихся, экскурсии);
практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами);
по характеру деятельности учащихся;
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
проблемный.
Формы организации учебного занятия
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами.
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Проходит в виде просмотра творческих работ, их отбора и подготовки к отчетной выставке.
Педагогические технологии
Для реализации данной программы используются элементы следующих педагогических технологий:
личностно-ориентированного обучения;
технологии индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения);
проблемного обучение;
технологии развивающего обучения;
игровые технологии.
Программа опирается на следующие педагогические принципы:
последовательности и системности;
поэтапного углубления знаний - усложнение учебного материала от простого к более сложному, при условии выполнения обучающимися предыдущих заданий;
воспитывающего обучения;
доступности;
наглядности.
Дидактические материалы
Для проведения занятий по изучаемым темам используются картины, раздаточные материалы, схемы.
Наглядные материалы:
Природные элементы: высушенные листья, гербарий, камни.
Технические средства обучения:
компьютер;
интерактивная доска
Перечень материалов необходимых для занятий:
краски в наборах, гуашь художественная по 12-16 цветов;
краски акварель художественная, медовая;
восковые мелки;
ластики;
палитры пластиковые;
кисти плоские, овальные синтетика №1-8;
кисти круглые №1-8;
баночки для воды;
гелевые ручки чёрного цвета;
цветная бумага двусторонняя;
картон плотный;
ватные палочки;
ножницы;
свечи;
поролоновая губка;
линейка;
нитки;
ткань (ситец).
Информационное обеспечение
Электронно-образовательные ресурсы
1. Гид по музеям мира и галереям (материалы по искусству, статьи) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
2. Энциклопедия искусства - галереи, история искусства, дополнительные темы [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
3. Виртуальные путешествия по странам мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
4. Галерея произведений изобразительного искусства, сгруппированных по эпохам и стилям [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
5. Галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифология [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
6. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
7. Государственный музей-заповедник Кижи [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
8. Картинные галереи и биографии русских художников [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
9. Культура регионов России (достопримечательности регионов) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
10. Лувр (история, коллекции, виртуальная экскурсия) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
11. Официальный сайт Третьяковской галереи [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
12. Официальный сайт Русского музея [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
13. Официальный сайт Эрмитажа [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
14. Сборник галерей живописи русских художников и художников XX века [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом, имеющим опыт работы более 10 лет, образование высшее педагогическое.
Формы работы
Отслеживание результатов реализации программы происходит в процессе анализа и оценки творческих работ (рисунков), в ходе наблюдения за деятельностью детей (педагогическое наблюдение), по итогам которых организуются выставки, делается фотоотчёт.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся:
входной контроль – оценка стартового уровня образовательных возможностей обучающихся при поступлении в кружок (изобразительное творческое мышление (методика П. Торренса), определение типов мышления и уровня креативности. Диагностика по методу Дж. Брунера) ;
текущий контроль – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся (педагогическое наблюдение) – в течение года;
промежуточный контроль - проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие (анализ творческих работ обучающихся) – в конце декабря;
итоговый контроль – определяется уровень освоения программы по окончании всего курса обучения (анализ творческих работ, участие в конкурсах, выставках) – в конце мая.
Итоговая аттестация проходит в виде выставочного просмотра. На итоговом занятии подводятся итоги работы объединения за год, проходит отбор работ каждого ученика для отчётной выставки
Список литературы для учителя
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования. Часть 1.- М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007. – 80 с.
Комарова Т. С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей и педагогов/ Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 117 с.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/ А.В. Никитина. – Санкт- Петербург: КАРО, 2016. – 96 с.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя/ Б.М. Неменский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение,1987. – 253 с.
Список литературы для учащихся:
Герчук Ю.Я. Что такое орнамент?: Структура и смысл орнамент. образа/ Ю. Я. Герчук. – М.: Галарт, 1998. – 326 с.
Иванова О.Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребёнка/ О.Л. Иванова, И.И. Васильева. М.: Сфера: СПб.: Речь, 2010. -92 с.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке/ Л.В. Компанцева – М.: Просвещение,1985. – 96 с.
Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазёров/ авт.-сост. М.В. Кудейко. 2-е изд. – Мозырь.: Содействие, 2007. – 52 с.
Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве/ Н.В. Одноралов. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1988. – 172 с.
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М.: Просвещение, 1978. – 159 с.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
Энциклопедический словарь юного художника/ Сост. Платонова Н.И., Синюков В.Д. – М.: Педагогика, 1983. – 415 с.
25
Дополнительная общеразвивающая программа Юные волшебники - модифицированная.
Данная программа разработана на основе следующей нормативно-правовой базы:
1) Закона Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
2) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022№629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрирован 26.09.2022 № 70226)
3)Учебным планом МОУ СШ №7 имени А.Н.Пахмутовой на 2024-2025 учебный год
Актуальность кружка Юные волшебники заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Педагогическая целесообразность: из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
Развивает уверенность в своих силах.
Способствует снятию детских страхов.
Учит детей свободно выражать свой замысел.
Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами .
Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник
Новизной и отличительной особенностью кружкапо нетрадиционной технике рисования является то, что в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, предоставляется возможности манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей в возрасте от7до9 лет,проявляющихинтерес к изобразительному искусству.. Набор обучающихся в кружок– свободный. Обучение начинается с простых техник нетрадиционного рисования, а также знакомства со средства выразительности изобразительного искусства.
Особенностью данного возраста является то, что изобразительная деятельность доступна каждому обучающемуся, независимо от степени их одаренности. Приобщение учащихся к красоте, открытие в них способности чувствовать прекрасное, привитие колористической культуры – долгий процесс, состоящий из определенных, вытекающих друг из друга шагов. Без знаний особенностей изобразительной деятельности младших школьников нельзя грамотно выстроить комплекс учебно-творческих заданий, которые способствовали развитию творческой индивидуальности в изобразительной деятельности обучающихся.
Уровень программы, объем и сроки реализации программы
Срок реализации программы и объём учебных часов
Срок реализации программы устанавливается в соответствии с учебным планом и составляет 24 часа, с 01.10.2024 г. по 30.04.2025 г. Возраст обучающихся – 7-9 лет.
Формы обучения обучение осуществляется в очной форме.
Режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю - продолжительностью один академический час.
Режим занятий: Вторник 13.50 – 14.30, 14.40-15.20
Пятница 13.50 – 14.30, 14.40-15.20
Особенности организации образовательного процесса - кружок, будет включать в себя небольшую теоретическую часть с показом образца действий учителем, практическую часть (овладение детьми новой нетрадиционной техники), организация мини-выставок.
Цель программы: развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.
Задачи программы:
1. Формирование художественного мировосприятия.
2. Обогащение словарного запаса художественными терминами.
3. Формирование навыков обращения с изобразительным материалом:
- изучение свойств различных изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка, используя нетрадиционные техники рисования;
- овладение техническими приемами работы с различными материалами.
4. Формирование художественной грамотности:
- ознакомление с культурой цвета, свойствами цвета и цветовых отношений (теплый/холодный, светлый/темный);
- изучение композиции (однофигурной, многофигурной, орнаментальной);
- обучение предметному рисованию;
- обучение рисованию по представлению (на основе накопленных знаний и опыта) и созданию самостоятельных изобразительных работ творческого характера.
5. Воспитание интереса к изобразительной творческой деятельности.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
внимания и усидчивости;
наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;
в процессе этой деятельности у школьника формируются навыки контроля и самоконтроля.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
N
п/п
Название разделов, тем
Всего
Теория
Практика
Содержание
Формы контроля
1
Раздел I. Вводное занятие.
1
0,5
0,5
Знакомство с коллективом, техникой безопасности, знакомство с планом работы на год
Игра, викторина
2
Раздел II. Натюрморт.
2
1
1
Знакомство с новыми техниками рисования, подбор цветовой гаммы.
Педагогическое наблюдение, рисунок.
3
Раздел III. Пейзаж.
10
2,5
7,5
Знакомство с новыми техниками рисования, понятие тон, тонировка, совмещение работы с различными техниками.
Упражнения, рисунок
4
Раздел IV. Анимализм
5
1
4
Знакомство с новыми техниками рисования, понятия линия, штрихи, понятие изографы, закрепление понятия симметрия
Педагогическое наблюдение, рисунок
5
Раздел V. Портрет.
2
0,5
1,5
Знакомство с новыми техниками рисования, использование различных кистей в качестве штампа.
Рисунок, анализ работ
6
Раздел VI. Самостоятельный жанр.
4
1
3
Знакомство с новыми техниками, рисование способом примакивания.
Педагогическое наблюдение, рисунок
ИТОГО
24
6,5
17,5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
Содержание программы
Раздел I. Вводное занятие.
Вводное занятие (1 час)
Теория: знакомство с коллективом, техникой безопасности. Подбор необходимых материалов, знакомство с планом работы на год.
Практика: проведение игры Дорисуй рисунок, викторина Что нарисовали художники.
Раздел II. Натюрморт.
Рисование ластиком (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Понятие пятно.
Практика: Для работы понадобится простой карандаш, у которого на конце есть ластик. Ластик обмакивается в краску и прикладывается к бумаге. С помощью отпечатков ластика создаётся рисунок, дорабатывается фон.
Рисование на осенних листьях (1 час)
Теория:знакомство с новой техникой рисования. Подбор цветовой гаммы. Правильное композиционное построение рисунка на листе. Создание настроения в рисунке.
Практика:выполнение фона в цвете. Приклеивание листьев к листу бумаги нанесение росписи с помощью гуаши.
Раздел III. Пейзаж.
Аппликация с использованием каракулеграфия (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Совмещение работы с ножницами и красками. Понятие пятно.
Практика: Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Подбор деталей для аппликации. Работа в цвете.
Рисование линейкой (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Понятие пятно.
Практика: Создание абстрактных пятен с помощью линейки. Замок королевы.
Рисование с использование марли (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Использование марли для рисования. Понятие фактура.
Практика: Выполнение творческого задания. Фон. Эскиз. Выбор темы рисунка. Композиция работы.
Техника гризайль (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Понятие тон и тонировка.
Практика: Получение красок с помощью кофе. Использование различных оттенков коричневого при рисовании. Пейзаж.
Рисование цветов целлофановым пакетом (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования.
Практика: Для рисования кулечками понадобятся медовые акварельные краски, альбом, кисть, вода и разрезанный целлофановый кулек. Этанетрадиционная техника рисованиясостоит в том, чтобы с помощью кисти нанести акварель на лист, а затем целлофановым кульком создать на нем узор. Кистью нужно работать быстро, чтобы краски на бумаге не успевали подсыхать.
Фроттаж (1 час)
Теория: Знакомство с новым приёмом рисования. Понятие линия, пятно, штрихи, точки.
Практика: Подбор предметов с рефлёной поверхностью. Выполнение рисунка. Композиция работы. Рисунок морской пейзаж.
Резервирование белых линий (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Понятие линия.
Практика: Использование не пишущих ручек в качестве, карандаша. Навыки работы с цветными карандашами.
Правополушарное рисование (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования.
Практика: Использование методики правополушарного рисования – вверх ногами. Проработка фона, составление композиции, прорисовка деталей.
Рисование бросовым материалом (пластиковая бутылка) (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования.
Практика: Создание ветки сакуры с помощью отпечатка пластиковой бутылки. Композиция работы.
Рисование восковыми мелками и крахмалом(1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Использование различных материалов в одном рисунке.
Практика: Выполнение творческого задания. Смешение материалов. Фон. Прорисовка рисунка. Композиция работы.
Раздел IV. Анимализм
Рисование вилкой (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Понятие линия, штрихи.
Практика: Работа со столовыми принадлежностями – вилкой. Рисование цветов, травы.
Рисование цифрами (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Понятие изографы.
Практика: Выбор цифры для рисования. Дорисовывание деталей. Получение образа. Проработка фона.
Отпечатки поролоном (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Понятие цвет, фактура.
Практика: Рисование панды.
Монотипия (1 час)
Теория: Закрепление понятия симметрия. Знакомство с новым приёмом рисования.
Практика: Рисунок бабочки. Рисунок, созданный на основе кляксы (На что похоже?).
Рисование ватными палочками (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Понятие точка.
Практика: Рисование животных новой техникой. Выполнение рисунка. Композиция работы.
Раздел V. Портрет.
Рисование способом примакивания (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования.
Практика: Использование различных кистей в качестве штампа. Выполнение рисунка. Композиция работы.
Кляксография (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования.
Практика: С помощью капель краски нанесенных на бумагу и трубочки от коктейлей выдуваются кляксы. Рисуем причёски человечкам.
Раздел VI. Самостоятельный жанр.
Знакомая форма (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования.
Практика: Развитие воображения и фантазирования у детей. Способность узнавать в различных формах предметы.
Рисование мыльной пеной (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования.
Практика: Выполнение рисунков на свободную тему. Проявление фантазии.
Абстрактное раскрашивание (1 час)
Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Рассматривание работ художников.
Практика: С помощью простого карандаша создаётся абстрактная фигура. Берем цветные карандаши и приступаем: раскрашиваем каждый отрезок, плоскость в разные цвета.
Итоговая аттестация. Выставочный просмотр. (1 час)
Практика: Подведение итогов работы за год. Отбор работ для выставочного просмотра.
Планируемые результаты
Личностными результатамиизучения программы является формирование следующих умений:
Оценивание жизненных ситуаций (поступков, явлений, событий) с точки зрения собственных ощущений (явлений, событий), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценитькак хорошие или плохие.
Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Уважительное отношение к творчеству – как своему, так и других людей. Определение иобъяснениесвоих чувств и ощущений, возникающих в результате рассуждения, обсуждения творческих работ.
Метапредметными результатамиизучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определятьиформулироватьцель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговариватьпоследовательность действий на занятии;
учитьсявысказыватьсвоё предположение (версию);
с помощью учителяобъяснять выборнаиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место ивыполнятьпрактическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки пособий;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
учиться совместно с учителем и другими ученикамидаватьэмоциональную оценкудеятельности учеников на занятии.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний:отличатьновое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания:находитьответына вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию:делать выводыв результате совместной работы всего коллектива;
перерабатывать полученную информацию:сравниватьигруппироватьпредметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других:оформлятьсвою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
слушатьипониматьречь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатамиизучения программы является:
иметь представление обэстетических понятиях:эстетический идеал, эстетический вкус, колористическое решение, мера, соотношение, часть и целое.
знатьособенности материалов (изобразительных и графических), используемых обучающимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа.
уметьреализовывать последовательно замысел образа с помощью полученных на занятиях знаний.
Календарный учебный график программы
Группа 1, 2
№
Тема Занятия
Количество часов
Содержание занятия
Дата
1
Вводное занятие
1
Знакомство с коллективом, техникой безопасности. Подбор необходимых материалов, знакомство с планом работы на год.
1.10.2024
2
Рисуем ластиком
1
Ластик обмакивается в краску и прикладывается к бумаге. С помощью отпечатков ластика создаётся рисунок, дорабатывается фон.
8.10.2024
3
Рисование на осенних листьях
1
Выполнение фона в цвете. Приклеивание листьев к листу бумаги нанесение росписи с помощью гуаши.
15.10.2024
4
Аппликация с использованием каракулеграфия
1
Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Подбор деталей для аппликации. Работа в цвете.
22.10.2024
5
Рисование линейкой
1
Создание абстрактных пятен с помощью линейки. Замок.
5.11.2024
6
Рисование с использование марли
1
Выполнение творческого задания. Фон. Эскиз. Выбор темы рисунка. Композиция работы
12.11.2024
7
Техника гризайль
1
Получение красок с помощью кофе. Использование различных оттенков коричневого при рисовании. Пейзаж.
19.11.2024
8
Рисование цветов целлофановым пакетом
1
Эта нетрадиционная техника рисования состоит в том, чтобы с помощью кисти нанести акварель на лист, а затем целлофановым кульком создать на нем узор.
26.11.2024
9
Фроттаж
1
Подбор предметов с рефлёной поверхностью. Выполнение рисунка. Композиция работы. Рисунок морской пейзаж.
3.12.2024
10
Резервирование белых линий
1
Использование не пишущих ручек в качестве, карандаша. Навыки работы с цветными карандашами.
10.12.2024
11
Правополушарное рисование
1
Использование методики правополушарного рисования – вверх ногами. Проработка фона, составление композиции, прорисовка деталей.
17.12.2024
12
Рисование бросовым материалом (пластиковая бутылка)
1
Создание ветки сакуры с помощью отпечатка пластиковой бутылки. Композиция работы.
24.12.2024
13
Рисуем мелками и крахмалом
1
Выполнение творческого задания. Смешение материалов. Фон. Прорисовка рисунка. Композиция работы.
14.01.2025
14
Рисование вилкой
1
Работа со столовыми принадлежностями – вилкой. Рисование цветов, травы.
21.01.2025
15
Рисование с помощью цифр
1
Выбор цифры для рисования. Дорисовывание деталей. Получение образа. Проработка фона.
28.01.2025
16
Отпечатки поролоном
1
Рисование панды при помощи кусочка поролона
4.02.2025
17
Монотипия
1
Рисунок бабочки. Рисунок, созданный на основе кляксы (На что похоже?).
11.02.2025
18
Рисование ватными палочками
1
Рисование животных новой техникой. Выполнение рисунка. Композиция работы
4.03.2025
19
Рисование способом примакивания
1
Использование различных кистей в качестве штампа. Выполнение рисунка. Композиция работы.
11.03.2025
20
Кляксография
1
С помощью капель краски нанесенных на бумагу и трубочки от коктейлей выдуваются кляксы. Рисуем причёски человечкам.
18.03.2025
21
Знакомая форма
1
Развитие воображения фантазирования у детей. Способность узнавать в различных формах предметы.
25.03.20251
22
Рисование мыльной пеной
1
Выполнение рисунков на свободную тему. Проявление фантазии.
1.04.2025
23
Абстрактное раскрашивание
1
С помощью простого карандаша создаётся абстрактная фигура. Берем цветные карандаши и приступаем: раскрашиваем каждый отрезок, плоскость в разные цвета.
15.04.2025
24
Итоговая аттестация. Выставочный просмотр.
1
Подведение итогов работы за год. Отбор работ для выставочного просмотра.
22.04.2025
Календарный учебный график программы
Группа 3,4
№
Тема Занятия
Количество часов
Содержание занятия
Дата
1
Вводное занятие
1
Знакомство с коллективом, техникой безопасности. Подбор необходимых материалов, знакомство с планом работы на год.
4.10.2024
2
Рисуем ластиком
1
Ластик обмакивается в краску и прикладывается к бумаге. С помощью отпечатков ластика создаётся рисунок, дорабатывается фон.
11.10.2024
3
Рисование на осенних листьях
1
Выполнение фона в цвете. Приклеивание листьев к листу бумаги нанесение росписи с помощью гуаши.
18.10.2024
4
Аппликация с использованием каракулеграфия
1
Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Подбор деталей для аппликации. Работа в цвете.
25.10.2024
5
Рисование линейкой
1
Создание абстрактных пятен с помощью линейки. Замок.
8.11.2024
6
Рисование с использованием марли
1
Выполнение творческого задания. Фон. Эскиз. Выбор темы рисунка. Композиция работы
15.11.2024
7
Техника гризайль
1
Получение красок с помощью кофе. Использование различных оттенков коричневого при рисовании. Пейзаж.
22.11.2024
8
Рисование цветов целлофановым пакетом
1
Эта нетрадиционная техника рисования состоит в том, чтобы с помощью кисти нанести акварель на лист, а затем целлофановым кульком создать на нем узор.
29.11.2024
9
Фроттаж
1
Подбор предметов с рефлёной поверхностью. Выполнение рисунка. Композиция работы. Рисунок морской пейзаж.
6.12.2024
10
Резервирование белых линий
1
Использование не пишущих ручек в качестве, карандаша. Навыки работы с цветными карандашами.
13.12.2024
11
Правополушарное рисование
1
Использование методики правополушарного рисования – вверх ногами. Проработка фона, составление композиции, прорисовка деталей.
20.12.2024
12
Рисование бросовым материалом (пластиковая бутылка)
1
Создание ветки сакуры с помощью отпечатка пластиковой бутылки. Композиция работы.
27.12.2024
13
Рисуем мелками и крахмалом
1
Выполнение творческого задания. Смешение материалов. Фон. Прорисовка рисунка. Композиция работы.
10.01.2025
14
Рисование вилкой
1
Работа со столовыми принадлежностями – вилкой. Рисование цветов, травы.
17.01.2025
15
Рисование с помощью цифр
1
Выбор цифры для рисования. Дорисовывание деталей. Получение образа. Проработка фона.
24.01.2025
16
Отпечатки поролоном
1
Рисование панды при помощи кусочка поролона
31.01.2025
17
Монотипия
1
Рисунок бабочки. Рисунок, созданный на основе кляксы (На что похоже?).
7.02.2025
18
Рисование ватными палочками
1
Рисование животных новой техникой. Выполнение рисунка. Композиция работы
14.02.2025
19
Рисование способом примакивания
1
Использование различных кистей в качестве штампа. Выполнение рисунка. Композиция работы.
7.03.2025
20
Кляксография
1
С помощью капель краски нанесенных на бумагу и трубочки от коктейлей выдуваются кляксы. Рисуем причёски человечкам.
14.03.2025
21
Знакомая форма
1
Развитие воображения фантазирования у детей. Способность узнавать в различных формах предметы.
21.03.20251
22
Рисование мыльной пеной
1
Выполнение рисунков на свободную тему. Проявление фантазии.
28.03.2025
23
Абстрактное раскрашивание
1
С помощью простого карандаша создаётся абстрактная фигура. Берем цветные карандаши и приступаем: раскрашиваем каждый отрезок, плоскость в разные цвета.
4.04.2025
24
Итоговая аттестация. Выставочный просмотр.
1
Подведение итогов работы за год. Отбор работ для выставочного просмотра.
18.04.2025
Дата начала и окончания обучения
Количество учебных недель
Количество учебных дней
1.10.2024 – 30.04.2025
24
24
Методические материалы
Формы проведения занятий включают в себя:
Индивидуальная - учащемуся дается самостоятельное задание с учётом его возможностей;
Парная – обучающиеся объединяются в пары для выполнения задания.
Групповая - разделение на мини группы для выполнения определенной работы
Коллективная – работа выполняется всеми участниками объединения вместе, с применением разделения работы для каждого обучающегося.
Особенности организации образовательного процесса
Группы формируются из детей с учетом возраста, индивидуальных способностей. Набор обучающихся производится в начале учебного года по желанию детей и их родителей.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка – это индивидуальный подход, в связи с этим на занятиях учитываются поло-возрастные, индивидуально-психические, физические особенности обучающихся. Проявляется это в содержании каждого занятия, материал подбирается таким образом, чтобы он был интересен, как мальчикам, так и девочкам, детям в возрасте от 7 до 10 лет. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Методы обучения
Для организации учебного процесса используются следующие методы обучения:
по способу подачи материала:
словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, сказка);
наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения обучающихся, экскурсии);
практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами);
по характеру деятельности учащихся;
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
проблемный.
Формы организации учебного занятия
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами.
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Проходит в виде просмотра творческих работ, их отбора и подготовки к отчетной выставке.
Педагогические технологии
Для реализации данной программы используются элементы следующих педагогических технологий:
личностно-ориентированного обучения;
технологии индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения);
проблемного обучение;
технологии развивающего обучения;
игровые технологии.
Программа опирается на следующие педагогические принципы:
последовательности и системности;
поэтапного углубления знаний - усложнение учебного материала от простого к более сложному, при условии выполнения обучающимися предыдущих заданий;
воспитывающего обучения;
доступности;
наглядности.
Дидактические материалы
Для проведения занятий по изучаемым темам используются картины, раздаточные материалы, схемы.
Наглядные материалы:
Природные элементы: высушенные листья, гербарий, камни.
Технические средства обучения:
компьютер;
интерактивная доска
Перечень материалов необходимых для занятий:
краски в наборах, гуашь художественная по 12-16 цветов;
краски акварель художественная, медовая;
восковые мелки;
ластики;
палитры пластиковые;
кисти плоские, овальные синтетика №1-8;
кисти круглые №1-8;
баночки для воды;
гелевые ручки чёрного цвета;
цветная бумага двусторонняя;
картон плотный;
ватные палочки;
ножницы;
свечи;
поролоновая губка;
линейка;
нитки;
ткань (ситец).
Информационное обеспечение
Электронно-образовательные ресурсы
1. Гид по музеям мира и галереям (материалы по искусству, статьи) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
2. Энциклопедия искусства - галереи, история искусства, дополнительные темы [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
3. Виртуальные путешествия по странам мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
4. Галерея произведений изобразительного искусства, сгруппированных по эпохам и стилям [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
5. Галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифология [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
6. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
7. Государственный музей-заповедник Кижи [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
8. Картинные галереи и биографии русских художников [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
9. Культура регионов России (достопримечательности регионов) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
10. Лувр (история, коллекции, виртуальная экскурсия) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
11. Официальный сайт Третьяковской галереи [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
12. Официальный сайт Русского музея [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
13. Официальный сайт Эрмитажа [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
14. Сборник галерей живописи русских художников и художников XX века [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом, имеющим опыт работы более 10 лет, образование высшее педагогическое.
Формы работы
Отслеживание результатов реализации программы происходит в процессе анализа и оценки творческих работ (рисунков), в ходе наблюдения за деятельностью детей (педагогическое наблюдение), по итогам которых организуются выставки, делается фотоотчёт.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся:
входной контроль – оценка стартового уровня образовательных возможностей обучающихся при поступлении в кружок (изобразительное творческое мышление (методика П. Торренса), определение типов мышления и уровня креативности. Диагностика по методу Дж. Брунера) ;
текущий контроль – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся (педагогическое наблюдение) – в течение года;
промежуточный контроль - проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие (анализ творческих работ обучающихся) – в конце декабря;
итоговый контроль – определяется уровень освоения программы по окончании всего курса обучения (анализ творческих работ, участие в конкурсах, выставках) – в конце мая.
Итоговая аттестация проходит в виде выставочного просмотра. На итоговом занятии подводятся итоги работы объединения за год, проходит отбор работ каждого ученика для отчётной выставки
Список литературы для учителя
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования. Часть 1.- М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007. – 80 с.
Комарова Т. С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей и педагогов/ Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 117 с.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/ А.В. Никитина. – Санкт- Петербург: КАРО, 2016. – 96 с.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя/ Б.М. Неменский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение,1987. – 253 с.
Список литературы для учащихся:
Герчук Ю.Я. Что такое орнамент?: Структура и смысл орнамент. образа/ Ю. Я. Герчук. – М.: Галарт, 1998. – 326 с.
Иванова О.Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребёнка/ О.Л. Иванова, И.И. Васильева. М.: Сфера: СПб.: Речь, 2010. -92 с.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке/ Л.В. Компанцева – М.: Просвещение,1985. – 96 с.
Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазёров/ авт.-сост. М.В. Кудейко. 2-е изд. – Мозырь.: Содействие, 2007. – 52 с.
Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве/ Н.В. Одноралов. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1988. – 172 с.
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М.: Просвещение, 1978. – 159 с.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
Энциклопедический словарь юного художника/ Сост. Платонова Н.И., Синюков В.Д. – М.: Педагогика, 1983. – 415 с.
25
