Публикации
Технологическая карта урока
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологическая карта урока
Автор: Табакаева Анна Павловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологическая карта урока
Автор: Табакаева Анна Павловна
Выступление на тему Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС третьего поколения
Мое выступление посвящено актуальной теме современного образования Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС третьего поколения
В проектировании и анализе урока помогает заполнение технологической карты урока. Технологическая карта урока - это инструментарий использования инновационных технологий обучения в соответствии с требованиями новых ФГОС. Она может заменить ставший традиционным конспект урока, помочь в его самоанализе.
Технологическая карта урока - способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения.
Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель урока и планируемые результаты урока.
Тема урока – проблема, определяемая рабочей программой учебного курса, предмета, материал, подлежащий преобразованию в процессе познавательной деятельности учащихся на уроке, который должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику учащегося, содержание его компетенций, вектор личностного развития.
Цель урока учитель определяет как решение триединой задачи –образовательной, развивающей, воспитательной. Цель урока включает также формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных.
В планируемых результатах урока в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования необходимо отразить предметные, личностные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия).
2.3. Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются: задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока.
Задачи урока – ряд действий, структурирующих деятельность учащихся на уроке, которые необходимо решить. Сформулированный перечень задач урока, позволяет выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности учащихся на уроке.
Тип урока играет служебную роль и определяется учителем самостоятельно в соответствии с логикой его сущностных целей и задач.
Учебно-методический комплекс урока должен отражать следующие разделы: источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение, материалы для познавательной деятельности учащихся.
2.4. Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются: основные понятия, организация пространства, межпредметные связи, действия учащихся, диагностика результатов, домашнее задание.
Основные понятия – определения, названия, правила, алгоритмы, которые в результате изучения учебного материала должны быть усвоены учащимися.
Организация пространства определяется учителем самостоятельно и отражает те формы деятельности учителя и учащихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся.
Межпредметные связи отражаются в технологической карте при их наличии. Учителю необходимо указать предметную область, дисциплину, которая будет интегрирована с изучаемым предметом.
Действия учащихся как раздел технологической карты отражает деятельность учащихся на уроке – действия и операции, выполняемые ими в индивидуальной, парной или групповой форме работы.
Кроме того, учитель может отобразить задания и упражнения, которые направлены на формирование и развитие универсальных учебных действий.
Диагностика результатов отображает в технологической карте урока разнообразные методы контроля и самоконтроля учащихся, подведение итога урока и проектирование самостоятельной работы дома.
Домашнее задание указывается в технологической карте при его наличии и должно определяться целью урока, его планируемыми результатами, носить индивидуальный характер.
2. 5.Этапы планирования урока:
– определение типа урока, разработка его структуры;
– отбор оптимального содержания учебного материала урока;
– выделение главного опорного учебного материала в общем содержании урока;
– выбор технологий, методов, средств, приемов обучения в соответствии стипом урока;
– выбор организационных формдеятельности учащихся на уроке и оптимального объема их самостоятельной работы;
– определение формы и объема домашнего задания;
– определение форм подведения итогов урока, рефлексии;
– оформление технологической карты урока.
2.6. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:
– учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом;
– подбор разнообразных учебных заданий и ситуаций, которые способствуют актуализации познавательной активности учащихся на уроке и развитию универсальных учебных действий;
– дифференциация учебных заданий.
Слайд 6.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:-учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;-используются эффективные методы работы с информацией;-организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;-обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
3. Оформление технологической карты урока
3.1.Технологическая карта урока оформляется в виде конспекта или таблицы, в которой учитель фиксирует необходимую информацию.
3.2. Учитель самостоятельно определяет объем содержательной частитехнологической карты урока и ее оформления.
4. Порядок хранения технологической карты урока
4.1. Технологическая карта урока разрабатывается учителем на каждый урок с учётом специфики преподаваемого предмета.
4.2. Технологическая карта урока хранится у учителя и является обязательным документальным приложением к уроку.
Слайд 7. Возможные варианты технологических карт.
Слайды 8-9. Представлены варианты технологических карт урока. Пройдя по ссылке увидим варианты технологических карт.
При составлении ТК урока у меня вызвало затруднение разделение целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.
Слайд 10 - 11. Технологическая карта позволяет провести анализ урока.
реализацию учителем целей урока;
использование развивающих форм, методов и способов
формирование УУД;
осуществление оценивания и контроля.
Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости):обучающиеся работали активно, все были включены вработу.
Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
Оценка достижения целей урока:урок достиг поставленных целей.
Слайд 12. Какие же возможности даёт обучение с использованием технологической карты?
Организовать эффективный учебный процесс на основе деятельностного подхода в соответствии с требованиями к современному уроку.
Обеспечить его продуктивность в реализации предметных умений.
Формировать у ребенка потребность в знаниях.
Обеспечить формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС.
Существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования, вот что должно, прежде всего, лечь в логику построения современного урока, его анализа, т.к. урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя.
Слайд 13. Успехов вам по реализации стандартов, совершенствованию мастерства в проектировании современного урока!
Мое выступление посвящено актуальной теме современного образования Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС третьего поколения
В проектировании и анализе урока помогает заполнение технологической карты урока. Технологическая карта урока - это инструментарий использования инновационных технологий обучения в соответствии с требованиями новых ФГОС. Она может заменить ставший традиционным конспект урока, помочь в его самоанализе.
Технологическая карта урока - способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения.
Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель урока и планируемые результаты урока.
Тема урока – проблема, определяемая рабочей программой учебного курса, предмета, материал, подлежащий преобразованию в процессе познавательной деятельности учащихся на уроке, который должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику учащегося, содержание его компетенций, вектор личностного развития.
Цель урока учитель определяет как решение триединой задачи –образовательной, развивающей, воспитательной. Цель урока включает также формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных.
В планируемых результатах урока в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования необходимо отразить предметные, личностные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия).
2.3. Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются: задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока.
Задачи урока – ряд действий, структурирующих деятельность учащихся на уроке, которые необходимо решить. Сформулированный перечень задач урока, позволяет выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности учащихся на уроке.
Тип урока играет служебную роль и определяется учителем самостоятельно в соответствии с логикой его сущностных целей и задач.
Учебно-методический комплекс урока должен отражать следующие разделы: источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение, материалы для познавательной деятельности учащихся.
2.4. Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются: основные понятия, организация пространства, межпредметные связи, действия учащихся, диагностика результатов, домашнее задание.
Основные понятия – определения, названия, правила, алгоритмы, которые в результате изучения учебного материала должны быть усвоены учащимися.
Организация пространства определяется учителем самостоятельно и отражает те формы деятельности учителя и учащихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся.
Межпредметные связи отражаются в технологической карте при их наличии. Учителю необходимо указать предметную область, дисциплину, которая будет интегрирована с изучаемым предметом.
Действия учащихся как раздел технологической карты отражает деятельность учащихся на уроке – действия и операции, выполняемые ими в индивидуальной, парной или групповой форме работы.
Кроме того, учитель может отобразить задания и упражнения, которые направлены на формирование и развитие универсальных учебных действий.
Диагностика результатов отображает в технологической карте урока разнообразные методы контроля и самоконтроля учащихся, подведение итога урока и проектирование самостоятельной работы дома.
Домашнее задание указывается в технологической карте при его наличии и должно определяться целью урока, его планируемыми результатами, носить индивидуальный характер.
2. 5.Этапы планирования урока:
– определение типа урока, разработка его структуры;
– отбор оптимального содержания учебного материала урока;
– выделение главного опорного учебного материала в общем содержании урока;
– выбор технологий, методов, средств, приемов обучения в соответствии стипом урока;
– выбор организационных формдеятельности учащихся на уроке и оптимального объема их самостоятельной работы;
– определение формы и объема домашнего задания;
– определение форм подведения итогов урока, рефлексии;
– оформление технологической карты урока.
2.6. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:
– учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом;
– подбор разнообразных учебных заданий и ситуаций, которые способствуют актуализации познавательной активности учащихся на уроке и развитию универсальных учебных действий;
– дифференциация учебных заданий.
Слайд 6.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:-учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;-используются эффективные методы работы с информацией;-организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;-обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
3. Оформление технологической карты урока
3.1.Технологическая карта урока оформляется в виде конспекта или таблицы, в которой учитель фиксирует необходимую информацию.
3.2. Учитель самостоятельно определяет объем содержательной частитехнологической карты урока и ее оформления.
4. Порядок хранения технологической карты урока
4.1. Технологическая карта урока разрабатывается учителем на каждый урок с учётом специфики преподаваемого предмета.
4.2. Технологическая карта урока хранится у учителя и является обязательным документальным приложением к уроку.
Слайд 7. Возможные варианты технологических карт.
Слайды 8-9. Представлены варианты технологических карт урока. Пройдя по ссылке увидим варианты технологических карт.
При составлении ТК урока у меня вызвало затруднение разделение целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.
Слайд 10 - 11. Технологическая карта позволяет провести анализ урока.
реализацию учителем целей урока;
использование развивающих форм, методов и способов
формирование УУД;
осуществление оценивания и контроля.
Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости):обучающиеся работали активно, все были включены вработу.
Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
Оценка достижения целей урока:урок достиг поставленных целей.
Слайд 12. Какие же возможности даёт обучение с использованием технологической карты?
Организовать эффективный учебный процесс на основе деятельностного подхода в соответствии с требованиями к современному уроку.
Обеспечить его продуктивность в реализации предметных умений.
Формировать у ребенка потребность в знаниях.
Обеспечить формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС.
Существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования, вот что должно, прежде всего, лечь в логику построения современного урока, его анализа, т.к. урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя.
Слайд 13. Успехов вам по реализации стандартов, совершенствованию мастерства в проектировании современного урока!
