Публикации
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 7-8 классов "Лучшие знатоки литературы"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 7-8 классов "Лучшие знатоки литературы"
Автор: Петрова Инна Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 7-8 классов "Лучшие знатоки литературы"
Автор: Петрова Инна Николаевна
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 7 – 8 классов «Лучшие знатоки литературы».Цели:Образовательные:- повторить ранее изученный материал;- продолжить ведущуюся на уроках русского языка и литературы работу по обогащению словарного запаса, способствовать формированию и развитию культуры речи;- формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь;- учить навыкам подготовки и проведения устного выступления.Развивающие:- вырабатывать у обучающихся интерес к чтению, к поиску новой информации;- развивать речевые способности;- способствовать укреплению памяти;- формировать логическое мышление. Воспитательные:- вырабатывать усидчивость и внимание;- прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий. - прививать любовь к чтению художественной литературы.Оборудование: портреты писателей и поэтов, чье творчество изучается в 7 и 8 классах, мультимедийный проектор, аудиозаписи классической музыки.Ход мероприятия.Не наяву и не во сне, без страха и без робостиМы снова бродим по стране, которой нет на глобусе.На карту не нанесена, но знаем ты и я,Что есть она, что есть страна - Литературия.(Из радиопередачи «В стране литературных героев»). Ведущий: - Ребята, сегодня мы собрались, чтобы провести литературное соревнование между учащимися 7 и 8 классов, в конце мероприятия мы узнаем, какой класс заслуживает титула «Лучший знаток литературы». В игре участвуют две команды «Знатоки» и «Литераторы». Команды отвечают на вопрос и зарабатывают 1 балл за каждый правильный ответ. Если команда не может дать ответ, право отвечать получает вторая команда. Команда, которая ответила правильно, зарабатывает баллы в свою таблицу. В итоге игры подсчитывается общее кол-во баллов. Команда, набравшая наибольшее кол-во баллов, считается победителем. 1.Литературная разминка. Ведущий: Называются имена писателей, а команды называют по 5 произведений.1) А. С.Пушкин 3) Н. В.Гоголь2) А. П.Чехов 4) М. Ю. Лермонтов2. Ведущий: «Пословицы – перевертыши»Замените каждое слово антонимом – и вы узнаете русскую пословицу.7класс. Украденной кобыле глядят в затылок. - (Дареному коню в зубы не глядят).Мужик на сани – коню тяжелее. – (Баба с возу – кобыле легче).8 класс.Иной страус чужую пустыню ругает. – (Всяк кулик свое болото хвалит).Жара велика, нет прыгать разрешает. – (Мороз невелик, да стоять не велит.)3. Ведущий – Продолжается наша конкурсная программа, следующее испытание называется «Интерьер». (Интерьер – внутреннее помещение в здании).Назовите автора, из чьего произведения взято описание интерьера, укажите название произведения.7 класс. «Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». (И.С. Тургенев «Бирюк»).8 класс.«У меня дом первый в Петербурге. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, открою крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий раз на балах». ( Н.В. Гоголь «Ревизор»).7 класс.«Светлица была убрана во вкусе того времени… Все было чисто вымазано цветною глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружье, хитро отделанный рог для пороху, золотая уздечка для коня. Окна в светлице были маленькие, с тусклыми стеклами. Вокруг окон и дверей были красные отводы». (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).8 класс.«Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой, на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке, около него красовались лубочные картинки. У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал кривой старичок в офицерском мундире». ( А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).4. Ведущий: - Все вы любите разгадывать кроссворды, ребусы, давайте вспомним шарады. Третий конкурс: Шарады, шифровки, загадки. (Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей). 8 класс.Союз, предлог объединили –Малютку-слово получили.Им воинов крылатых звали,Что по - геройски воевали. (АС). 7 класс.С М – тягучий, С Л – холодный, твердый, гладкий. (Мед и лед). 8 класс.С буквой У – стоят с водою,С Ы - катают нас зимою. (Лужи и лыжи).Липкий, сладкий,7 класс. С буквой У – на нем сидят,С О - и пишут, и едят. (Стул и стол).5. Ведущий: Отыщите зашифрованных птиц в предложениях:Мощный кран перенеС ОКОЛо ста тысяч тонн металла.ТопОР Елку рубит.Медленно войдя во дВОР, ОНА окликнула хозяев.Дон И ВОЛГА соединены каналом.6. Ведущий: - Много лет назад по телевидению показывали передачу «Счастливый случай», одним из заданий этой игры был конкурс «Дальше, дальше, дальше».Каждой команде предлагаются 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше.7 класс.1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. П. Чехов).6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).7. Какими словами начинается сказка А.С.Пушкина «О царе Салтане…»?(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»: И. Репин или В. Васнецов? (И. Е. Репин.)9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов? (Хамелеон).10. Продолжи фразу из стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»: «…но нельзя верить, чтобы такой язык….(НЕ БЫЛ ДАН ВЕЛИКОМУ НАРОДУ!»)8 класс.1. Автор рассказа « Каштанка». (А.П. Чехов).2. Момент наивысшего острого действия в художественном произведении. (Кульминация).3. Дата рождения А.С. Пушкина: 1799 или 1796? (1799).4. Чей это портрет: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась». (Портрет Маши Мироновой).5.Почему гусар Бурмин из повести «Метель» не мог сделать предложение Марье Гавриловне? ( Он уже был женат).6. Продолжите фразу: « Немного лет тому назад,Там, где сливаяся, шумят,Обнявшись, будто две сестрыструи … ( АРАГВЫ И КУРЫ),Был монастырь. ( М. Лермонтов «Мцыри»).7. Что это: связанные между собой события, изображаемые в художественном произведении. (Сюжет).8.Назовите имя и отчество Тургенева. (Иван Сергеевич).9.Разговор двух или более лиц. (Диалог).10. Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина Родионовна).7. Ведущий: - Буриме. Это не строгий научный термин. Это веселая и хитрая литературная игра. Вы придумываете несколько рифм, а потом сочиняете стихи с этими рифмами. Началось это в 17 веке, во Франции, когда некий поэт Дюло заявил, что потерял рукопись с 300 сонетами. Стихи потерял, но заготовленные для них рифмы остались. Друзья – поэты не очень поверили Дюло. Но они были веселые люди. Взяли заготовленные рифмы и сочинили новые сонеты. Так родилось БУРИМЕ – игра с рифмованными концами строк.7 класс 8 класс. кружок у рекисоседи зналиснежок мужики медведи. кричали.Игра со зрителями. Пока команды готовятся, мы предлагаем вам немного отдохнуть и ответить на вопросы:1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)2. Кто из сказочных героев любил поговорку: «Одна голова хорошо, а две лучше»? (Змей Горыныч)3. Назовите героя французской сказки, который получил свое прозвище благодаря головному убору? (Красная Шапочка)4. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)5. Какой сказочный герой посадил деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай. (Буратино)6. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка)7. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? (Волк)8. Какое слово нужно было сложить Каю в сказке «Снежная королева» (Вечность)9. Сколько произведений входит в «Повести Белкина» (Пять)10. Кто автор рассказа «Муму»? (И. С.Тургенев)8. Ведущий: - Конкурс «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК» (Из него достают предметы, команды отгадывают их по описанию)1. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)3. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (камень)4. Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного влиятельного, отличающегося своей чрезмерной худобой господина. Глупый человек будет искать ее среди скошенной травы, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Что это за предмет? (иголка)5. Её нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)6. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)7. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (клубок)8. Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «Черном ящике»? (ключ)9. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)10. Когда его целый сосуд, то находятся, не побоюсь этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда хоть немного чего-нибудь горького и несъедобного. (мед)Ведущий: Пока жюри подводит итоги последнего конкурса и всего соревнования в целом, подумаем и мы - что нам дал этот праздник. Мы проверили себя на смекалку и сообразительность, побывали в разных областях страны Литературии. И не важно, кто сегодня победит. Вспомним благородный девиз греческих олимпиад: «Главное - не победа, а участие!». (Жюри объявляет победителей, вручает им памятные призы).
