Публикации Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС
Автор: Никитина Светлана Юрьевна

С.Ю.Никитина,
учитель начальных классов
Филиала МБОУ СОШ № 75 г.Челябинска
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС
Аннотация: Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога. Именно этой актуальной проблеме нашего времени и посвящена данная статья.
Ключевые слова: образование, здоровьесбережение, начальная школа, технологии.
Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае, поддерживатьего высокий уровень здоровья вполне возможно.
Академик, хирург Н. М. Амосов.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. Подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов. Здоровье детей - самое ценное, что у нас есть. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе должны быть направлены на то, чтобы дети уже в этом возрасте приучались правильно питаться и заботиться о своем самочувствии[6].
Профессор Н.К. Смирнов говорил: Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, который построен на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся. Понятие здоровьесберегающая технология относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья педагога и воспитанников. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулированы профессором Н. К. Смирновым:
Не навреди!.
Приоритет заботы о здоровье педагога.
Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Субъект - субъектные взаимоотношения- обучающийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся младшего школьного возраста.
Комплексный, междисциплинарный подход.
Успех порождает успех- акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность- активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье. [7].
Термин здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, наделяют их признаком здоровьесбережения, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания. В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
( создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов образовательного процесса;
( творческий характер образовательного процесса;
( обеспечение мотивации образовательной деятельности;
( принцип целостности;
( осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности;
( рациональная организация двигательной активности;
( обеспечение адекватного восстановления сил;
( обеспечение прочного запоминания;
( комплексная система закаливания детей;
Одной из причин резкого снижения уровня здоровья детей младшего школьного возраста является нарастающая интенсификация образовательного процесса. Следовательно, важная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателями организации учебного процесса являются: объём учебной нагрузки – количество уроков, их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; нагрузка от дополнительных внеурочных занятий в школе; занятия активно-двигательного характера (уроки физической культуры, спортивные мероприятия, динамические паузы).
Решение задачи оздоровления имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. В оздоровительной работе в школе физические упражнения имеют большое значение. Движение стимулирует процессы роста, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, развитие и формирование организма, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса. Поэтому в режим дня обучающихся введены уроки физкультуры три раза в неделю, физкультурные паузы и подвижные перемены. С их помощью у нас в школе увеличен объём двигательной активности школьников. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения, танцы под музыку. Время — 2-3 минуты. Обязательным пунктом на каждом уроке является проведение физкультминуток в начальных классах. Физкультминутки проводятся в хорошо проветренном классе, светлом и чистом. Их можно проводить, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. В состав упражнений для физминуток включаются: упражнения по формированию правильной осанки, укреплению зрения, укрепления мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, массаж области груди, лица, рук, ног, потягивание, релаксационные упражнения для мимики лица, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Некоторые дети выполняют упражнения со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата это не даёт, поэтому приходится личным примером, интересным материалом, музыкальностью преподносить данный продукт. Также, особенно, на письменных уроках необходимо делать пальчиковую гимнастику с музыкальным сопровождением, её дети тоже очень любят. Научные исследования выявили прямую зависимость между развитием мелкой моторики и развитием функциональных возможностей головного мозга. Пальчиковые игры могут помочь: подготовить руку к письму; развить внимание, терпение; предотвратить появления писчего спазма; стимулировать фантазию; активизировать работу мозга; научиться управлять своим телом.
Большое значение в режиме дня обучающихся начальной школы имеет перемена и в 1 классе динамическая пауза. Игры – хороший отдых между уроками. Они тонизируют нервную систему, снимают чувство усталости, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность ребёнка на уроке [2]. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности применяются некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогов. На уроках можно поставить цель – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта педагогики сотрудничества – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Технология уровневой дифференциации обучения. Дифференцированное обучение позволяет создать благоприятные условия для развития сильных обучающихся и снять трудности у слабых. Для медлительных детей снижают темп опроса, не торопят ученика, дают время на обдумывание, подготовку, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу. При дифференцированном обучении каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе. Учитель начальных классов помогает каждому ребёнку осознать свои трудности, создаёт условия для их развития, способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Несомненно, стиль общения педагога с обучающимися влияет на состояние здоровья школьников [9].
Демократический стиль общения, который создаёт условия для развития психической активности ребёнка, даёт свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Находясь в состоянии душевного комфорта, ученик с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям. Следует помнить, что любая перегрузка обучающихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у обучающихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объёмах материала. Поэтому, учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, каждый раз надо продумывать виды и приёмы учебной деятельности на уроке, избегать однообразия, чтобы не наступило быстрого утомления.
Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна. Формы подачи материала и оценивание знаний с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа с интерактивной доской, тесты. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление, использование интерактивных обучающих программ – всё это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости обучающихся.
Так же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п. Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: Чем дальше в лес, тем больше дров (возрастание), Подальше положишь, поближе возьмешь (убывание). В этот момент процесс обучения как бы скрыт от обучающихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.
Несомненно, лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Учитывая возрастные психологические особенности младших школьников, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому я стараюсь не требовать от обучающихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Иногда я разрешаю им пересаживаться и передвигаться по классу (во время урока) при смене видов деятельности и заданий. Во избежание таких последствий, как нарушение осанки, затекание ног, ослабление зрения 2 раза в месяц пересаживаю ребят с одной парты на другую, с ряда на другой ряд.
Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки:шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым обучающиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в социальном и образовательном пространстве.
Здоровый ученик – это успешный ученик. Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек. Любое нездоровое состояние может снижать эффективность обучения. Для всех участников образовательного процесса сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний. Учителю необходимо научить ребёнка укреплять и сохранять своё здоровье, предотвратить излишние, как психологические, так и физические нагрузки на детский организм, создать условия для здоровой учёбы. Только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровыми и развитыми не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Литература:
1. Абрамова И.В., Бочкарева Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе (Методическое пособие) издание 3, дополненное. Самара, 2004.
2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Творческий центр СФЕРА, Москва, 2010.
3. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Физическая культура и здоровье школьника: от А до Я. Советы родителям. Москва, 2011.
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы..,Москва, Издательство Вако, 2005.
5.Назарова Т.Н. Научно-методическая деятельность учителя. Методические исследования, технологические находки. Волгоград: Учитель, 2011.
6. Науменко Ю.В.: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. Глобус 2010.
7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе., Москва, Издательство АПК и ПРО, 2002.
8. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии., Ростов н/Д, Издательство Феникс, 2007.
9. Цыренова Л. Ж. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 166-169.
-