Публикации
Открытый урок «Истоки джаза»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок «Истоки джаза»
Автор: Щетинина Наталья Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок «Истоки джаза»
Автор: Щетинина Наталья Александровна
Открытый урок
Истоки джаза
31 октября, 2021
16-00 часов
кабинет № 13
(Звучит песня в исполнении Луи Амстронга)
(На слайде идет фильм, глее поёт Луи Амстронг)
(под эту музыку сначала гости, потом дети заходят в кабинет, садятся на свои места)
СЛАЙД 1 – ПОЕТ ЛУИ АМСТРОНГ+
Педагог: Добрый день, дорогие мои девчонки, здравствуйте наши уважаемые гости, сегодня вы зашли в наш кабинет под ритмы моей любимой музыки. И сегодня я хочу поближе познакомить вас с этим направлением в мире музыки, и предлагаю всем нам окунуться в джазовые фантазии, совершить путешествие и почувствовать себя композиторами, музыкантами и даже исполнителями джаза. А с помощью средств музыкальной выразительности, мы с вами попробуем изобразить какое-нибудь явление, например, поезд времени!!!
ПОЕЗД
Кто из вас готов не прохлопать ритм стука колёс поезда? А вы хоть раз слышали, как стучат колёса поезда? Вот смотрите, я сейчас попробую этот звук изобразить (вяло хлопает в ладоши), скажите, похож мой ритм на то, как стучат колёса? (Дети отвечают - нет). А если так? (Педагог показывает ритмичные хлопки, похожие на стук колёс поезда). (Дети отвечают - да).
Педагог: Давайте этот ритм возьмём с собой. Все вместе (педагог и дети хлопают ритмично, и получается стук колёс поезда).
Педагог: Спасибо большое, а теперь давайте все вместе дадим звук нашему ритму.
Педагог: На одной ноте: Дум – дэ – дум – дэ – дум – де – дум. (Дети и педагог поют на одной ноте строчку Дум – дэ – дум – дэ – дум – де – дум.)
Педагог: Хорошо. Перед тем, как поехать поезд даёт сигнал, какой сигнал, кто знает? Кто покажет этот сигнал? (Дети отвечают – ту-ту).
Педагог: Прекрасно, приготовьтесь попробуем все вместе ТУ_ТУ (Дети - ТУ-ТУ)
Педагог: Отлично, когда поезд останавливается он тоже издаёт какой-то звук, покажите какой. (Дети показывают – выдыхают на буквы ПШ)
Педагог: Прекрасно, а вот теперь мы с вами постараемся мелодию поезда уже представить.
(Дети и педагог поют распевку Дум – дэ – дум – дэ – дум – де – дум)
Педагог: А смотрите, какой здесь четкий ритм, (педагог сам ещё раз показывает Дум – дэ – дум – дэ – дум – де – дум). И вновь пробует вместе с детьми.
Педагог: А теперь сами, без меня. (Дети поют).
Педагог: Готовы мы отправляться в путь, за приключениями, за музыкой, за новыми интересными фактами? (Дети отвечают). Сначала даём сигнал, потом ритм нашего поезда, и, конечно, же остановку. Для этого мы разделимся на мини-группы, первая группа вы отвечаете за сигнал – ТУ-ТУ!!!
Вторая группа – за остановку, на выдохе звук ШШШ. Помним, да? И все вместе мы отвечаем за звуковой ритм поезда. Готовы? (Педагог показывает на первую группу, затем на всех, и в завершении на вторую группу, чтобы дети смогли сориентироваться) ТРЕК 1 Звучит ритм музыки – ДУМ-ДЭ-ДУМ
ПРОХОДИТ ИГРА ПОЕЗД
ГАЗЕТЫ
Педагог: И мы с вами на первой остановке, и перед нами газеты, которые нам принесли, они в нашем багажном отделении ручной клади. Название газеты поможет нам дать определение, где мы находимся, в каком веке, в какой стране и в каком городе.
Педагог: США, какой век? Начало 20-го века, первая колонка, посмотрите, пожалуйста, мир политики, что она нам рассказывает? Президент, который прославился, за что он прославился? За свободу, он был избран на второй срок. Как зовут этого президента? Томас …
Педагог: Вторая колонка – Мир науки, пожалуйста, Ксюша, (учёные в поисках освобождения открыли бактериофаки), третья колонка, Аделина, что мы там видим, где события происходят? В России. Что мы видим на картинки? Смена власти – Долой орла автор Иван Владимиров, кто восстал, там были обычные люди или дворяне? И лозунг, который они выдвинули, скажите какой лозунг? Свобода ради свободы.
Педагог: Перевернули газету, посмотрите статья Мир музыкальной культуры, что же здесь написано, что нам принёс 17 год, его начало? (Дети отвечают). Джаз, искусство 20 века. А почему именно 17 год, посмотрите внимательно и постарайтесь ответить, кто готов сказать? Что произошло 30 января 17 года? В Нью-Ёрке была записана первая джазовая гран пластика, которая взорвала весь мир. Друзья, вот теперь скажите мне, какую тему урока сегодня мы с вами будем рассматривать, исходя из вышесказанного? (Дети отвечают - джаз). Вы готовы эту тему взять с собой?
СЛАЙД – Джаз – искусство ХХ века
Педагог: Ребята, теперь внимательно посмотрите, что нам говорит статья Мир музыкальной культуры, и ответьте на мой вопрос, в каком же городе появился джаз? В Новом Арлеане. А теперь полистайте нашу газету и скажите, какое слово объединяет все наши статьи? (Это слово - СВОБОДА). Я предлагаю свободу взять с нами в наше путешествие, отложите газеты.
Впомним ещё раз – дум де дум, только теперь с понижение и добавлением Дап-дап – дап – уау-уау.
Педагог: Повторяем под музыку соединяя всё вместе. Готовы?
ТРЕК 1 ПОД МУЗЫКУ – ДЖАЗОВЫЙ КАНОН
Педагог: А теперь, попробуем соединить всё, включая сигнал, и то, как поезд останавливается, готовы? Первая группа? (Сигнал).
Педагог: Господа, мы с вами в Новом Арлеане, это портовый город, который помнит всех переселенцев, и в первую очередь из Европы и Африки. Скажите, что могли взять переселенцы с собой из своих стран, кроме одежды и еды? (Дети отвечают - Музыку, свою культуру). Попробуем догадаться, из какой страны, какого континента прибыла эта музыка?
ТРЕК 2 - МУЗЫКА
(Дети отвечают - Европа). А теперь пробуем ответить, какой характер в этой музыке услышали вы? (Марш, агитация, призыв, торжественная, праздничная, бойкая).
Табличку ХАРАКТЕР - приклеить на поезд
Педагог: Характер – мы с вами возьмём в наш багажный вагон.
Педагог: А скажите, какие инструменты, как вам кажется, исполняли эту музыку? (Дети перечисляют – духовые, труба, ударные, тумба).
Табличку ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - приклеить на поезд
А теперь скажите, какой был характер у ритма?
СЛАЙД – ХАРАКТЕР РИТМА
Чёткий, 1. Вялый.
Упругий, 2. Мягкий
Акцентный 3. Ровный
4. Острый 4. Расслабленный
Педагог: Выберите из 2 колонок, то, что больше подходит к этой музыке. Конечно, первая колонка. Вот этот ОСТРЫЙ РИТМ мы тоже возьмём с собой в дорогу.
Педагог: Нам нужно познакомится и с Африканской культурой, послушайте небольшой фрагмент Африканской народной песни, и скажите, какой характер носит это произведение. (Чем он отличается от Европейской музыки?) (Мелодия здесь построена, как речь).
Табличку ПРАВИЛЬНАЯ ЧЁТКАЯ РЕЧЬ - приклеить на поезд
Педагог: Это тоже возьмём в наш багажный вагон.
ТАБЛИЧКА – АКЦЕНТЫ
Педагог: А зачем я использовала эти инструменты, чтобы что сделать? (Передать характер музыки). У них в музыке, в ритме, была очень чётко слышна острота характера, и чтобы добавить больше акцентов, они использовали вот такие инструменты, они жили в жутких условиях, поэтому всё, что было под рукой, автоматически становилось шумовым инструментом. А вот что получилось от слияния этих двух культур.
3.ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕСНИ ЛЕТ МАЙ ПИПЛ ГОУ
ТРЕК № 2- ЗВУЧИТ МУЗЫКА – ЛУИ АМСТРОНГ ЛЕТ МАЙ ПИПЛ ГОУ
Педагог: Знакомая музыка? Слышали? Это музыкальное произведение вобрало в себя сюжет из библии, о том, как Моисей боролся за свободу своего народа, от рабского плена египетских фараонов: ЛЕТ МАЙ ПИПЛ ГОУ, он буквально требовал своей манерой исполнения, чтобы фараоны освободили свой народ: Отпусти мой народ - ЛЕТ МАЙ ПИПЛ ГОУ, спойте, пожалуйста эту фразу. (Дети - ЛЕТ МАЙ ПИПЛ ГОУ), эта песня стала духовным гимном, духовным песнопением, молитвой – называется спиричуэл,
СЛАЙД – спиричуэл
спиричуэл -
духовные песнопения афроамериканцев + картинка
познакомьтесь пожалуйста, с таким интересным сложным словом и что оно означает.
Педагог: Лет май пипл гоу – когда пели это произведение, брали солиста и хор, солист доносил основное содержание музыки, мелодию, а хор давал самый главный акцент, давайте мы с вами попробуем сейчас вместе – старшие девочки
будут солировать, а младшие – будут петь самую главную (несущую самый важный смысл строчку – Лет май пипл гоу), а чтобы акцент добавить, что мы можем использовать, что у нас есть под рукой? Наши пальцы, наши руки, можно хлопнуть, можно щёлкнуть.
СЛАЙД – СЛОВА ПЕСНИ
СЛОВА, которые повторяют дети
Педагог: Пробуем без музыки. (Поём первый куплет без музыки). Спасибо большое, ну а чтобы нам с вами почувствовать ту самую свободу, я хочу вас познакомить с самым главным словом в джазовой музыки Импровизация - свобода исполнения.
СЛАЙД - Импровизация
- свобода исполнения.
Педагог прикрепляет слово Импровизация на вагон с богажом.
Педагог: И импровизацию и слово спиричуэл возьмём с собой в дорогу. Давайте дадим свободу нашему телу (показывает движения и дети делают вместе с педагогом покачиваются вперёд и счёлкают пальцами). Теперь так, пусть первая группа делает покачивания вперёд, а вторая группа – раскачивается. Попробуем, (ДЕТИ ПОЮТ). Спасибо большое.
ТРЕК № 4 Звучит музыка минусовка песни ЛЕТ МАЙ ПИПЛ ГОУ
ДЕТИ ПОЮТ
Педагог: Я хочу вас познакомить с тем человеком, который встречал нас сегодня в кабинете, и фрагмент из чьей песни мы только что пели.
СЛАЙД – ФОТО ЛУИ АРМСТРОНГА И ЕГО ЦИТАТА
Мировая легенда джаза – Луи Армстронг, он говорил: Если вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ЛУИ АРМСТРОНГА
Педагог: И сейчас я предлагаю вам исполнить композицию Лет май пипл гоу только в концертном варианте. Вставайте, берём инструменты, напоминаю, импровизируем, напоминаю свобода движений и жизнерадостный настрой, боевой дух. Готовы? Ещё разочек проблемную фразу Гоудан - Дети - ГОуДАН, Моузис - Моузис, Вэй - Вэй, Ган-Ган, Денизен плеен, Делоун - Делоун, Фэроун - Фэроун. Лэт май пипл гоун. Здорово, поехали!!!
ТРЕК № 4 Звучит музыка минусовка песни ЛЕТ МАЙ ПИПЛ ГОУ
(ДЕТИ ПОЮТ)
ФИНАЛ
Педагог: Немного дали свободу нашему джазу.
СЛАЙД
Музыкальная культура Музыкальная культура
афроамериканцев европейцев
ДЖАЗ
Педагог: Теперь, давайте возьмём наши, так называемые планшеты, посмотрите, у каждого из вас, есть тот самый багажный вагончик, который мы сегодня брали с собой в наше путешествие. Возьмите фломастеры и я попрошу вас вспомнить, всё то, о чём мы сегодня с вами говорили, вспомнить тему, которую мы сегодня рассмотрели, с которой мы познакомились. Теперь я прошу вас, в свободном окошечке нашего вагона, написать те слова, которые у вас ассоциируются со словом джаз и пусть музыка вам в этом поможет. (Звучит Луи Армстронг)
ДЕТИ ПИШУТ
Педагог: Я смотрю, многие уже заполнили свои вагончики, ну давайте послушаем, что с собой вы взяли, какие слова вызывают у вас ассоциации, когда вы слышите слово джаз? Пожалуйста, Аделина? Дарья, Ксюша. (Дети зачитывают)
А теперь я предлагаю всем на вернуться домой на Родину, вспомнить наш паровозик музыкальный, предлагаю его окрасить в джазовые тона, и исполнить его в свободном, раскрепощённом ритме, импровизируйте, с нашей ударной группой, добавь движения, помним, да? Я тоже с вами, только я оформлю свою партию, а вы поёте строго свою, дум-де мум.
СПЕЛИ
Педагог: Педагог: А теперь в ваших вагончиках, отразите своё настроение, как это сделать? Нарисуйте тот смайлик, который сейчас выражает ваше настроение. Покажите мне свои смайлики, судя по смайликам – настроение у вас просто суперское!!! Я рада. С собой на память о нашем сегодняшнем уроке, возьмите эти газеты.
Педагог: И наше занятие я хочу закончить
СЛАЙД – фото и цитата композитора
словами американского композитора: Леонардо Бернстани: Самый что ни на есть весёлый забойный джаз, всегда чуть чуть отдаёт печалью. Я прошу вас ответить на этот вопрос: Почему же самый забойный и весёлый джаз отдает печалью? Но ответ на это вопрос я жду от вас на следующее занятие.
Я поблагодарю всех вас за прекрасный настрой, хорошую работу, мои аплодисменты для вас.
Необходимо для открытого урока:
Мультимедийное оборудование;
Музыкальное сопровождение;
Инстументы (маракасы, стиральная старая доска, ложка, шейкер)
Стулья;
Фломастеры;
Планшеты (сделать самостоятельно на картоне, с обратной стороны красивая картинка – Вагон паровозика);
Таблички для детей с именами;
Приглашения гостям и родителям на открытый урок;
Печатный материал (газета с новостями о свободе, вагончик с багажным отделением, (где дети будут писать в течение урока);
Подборка музыкального сопровождения;
Подборка фото и видео материала;
Цитаты и фото;
Сценарий открытого урока;
Большой нарисованный вагончик;
Магниты, надписи (для наклеивания на вагончик);
Подготовленный кабинет.
ССЫЛКИ НА ВИДЕО С ЛУИ АМСТОРНГОМ
Луи Армстронг биография и творчество Жизнь Луи Армстронга началась 4 августа 1901 года в самом бедном районе Нового Орлеана в семье работника шахты. Детство мальчика нельзя назвать счастливым, он вырос в районе, где проживали только негритянские семьи. Его отец ушел из семьи и уехал из города, мать вынуждена была стать женщиной легкого поведения, чтобы прокормить Луи и его старшую сестру Беатрис. Бабушка детей, узнав, чем занимается их мать, забирает детей к себе. В 7 лет детство Луи закончилось. Чтобы помочьбабушке он решает найти работу. Первый заработок он получил, разнося прессу. Потом устроился развозчиком угля. Однажды, устроившись на работу в семью богатых евреев, он настолько приглянулся Карновским, что они стали считать трудолюбивого парня своим приемным сыном. На день рождения Луи они подарили корнет – первый в его жизни музыкальный инструмент. Будучи на седьмом небе от счастья, парень устраивается на работу в питейные заведения Сторивилла, играя на инструментах. Параллельно с этим он начинает брать участие в ансамблях. За проступок в 1913 году Луи Армстронга отправляют в исправительный лагерь-интернат. Здесь юноша получил музыкальное образование и набрался опыта. За пару лет он виртуозно обучился игре на тамбурине, альтгорне, улучшив игру на корнете. Луи устроился работать в ансамбль. Исполняя марши и польки, он зарабатывал себе на жизнь. Однажды, выступая в клубе, его заприметил Кинг Оливер ипредложил Армстронгу сотрудничество. Оно было коротким, но плодотворным. В 1918 году Кинг посоветовал Луи еще одной уважительной персоне в мире музыки – Киду Ори. Он сделал парня участником ансамбля Tuxedo Brass Band. Позже Луи познакомился со знатоком в сфере искусства и музыки – Мэрейблом. Благодаря этому человеку Армстронг получил достойное музыкальное образование и делает попытки самостоятельно сочинять музыку на корнете. В 1922 году бывший партнер по музыке Кинг Оливер приглашает Армстронга в состав креольского ансамбля, музыкального бэнда Creole Jazz Band. Корнетист с ансамблем путешествует по стране и приобретает первых поклонников. Спустя некоторое время онпереехалв Нью-Йоркиустроился на работу в оркестре Флетчера Хендерсона, мастера джаза. У Флетчера Луи перенимает знания и сформировался как музыкант с собственной, неповторимой и яркой манерой игры на корнете. Именно за нее Луи Армстронга полюбили фанаты со всего мира. С 1925 года музыкант записывает свои знаменитые композиции: Go Down Moses, Heebie Jeebies, What a Wonderful World, A Rhapsody in Black and Blue, Hello Dolly. Он начинает записываться со знаменитыми композиторами и исполнителями. На сцене последний раз Армстронг появился 10 февраля 1971 года. Сердечный приступ приковал его к постели. В марте, Луи встал на ноги и вместе со своим ансамблем All Stars дал концерты в Нью-Йорке. Повторившийся сердечный приступ опять приковал его к больничной койке. Спустя 2 месяца 6 июля 1971, после последней репетиции, от сердечной недостаточности и отказу почек основатель джазовой музыки умирает.
Истоки джаза
31 октября, 2021
16-00 часов
кабинет № 13
(Звучит песня в исполнении Луи Амстронга)
(На слайде идет фильм, глее поёт Луи Амстронг)
(под эту музыку сначала гости, потом дети заходят в кабинет, садятся на свои места)
СЛАЙД 1 – ПОЕТ ЛУИ АМСТРОНГ+
Педагог: Добрый день, дорогие мои девчонки, здравствуйте наши уважаемые гости, сегодня вы зашли в наш кабинет под ритмы моей любимой музыки. И сегодня я хочу поближе познакомить вас с этим направлением в мире музыки, и предлагаю всем нам окунуться в джазовые фантазии, совершить путешествие и почувствовать себя композиторами, музыкантами и даже исполнителями джаза. А с помощью средств музыкальной выразительности, мы с вами попробуем изобразить какое-нибудь явление, например, поезд времени!!!
ПОЕЗД
Кто из вас готов не прохлопать ритм стука колёс поезда? А вы хоть раз слышали, как стучат колёса поезда? Вот смотрите, я сейчас попробую этот звук изобразить (вяло хлопает в ладоши), скажите, похож мой ритм на то, как стучат колёса? (Дети отвечают - нет). А если так? (Педагог показывает ритмичные хлопки, похожие на стук колёс поезда). (Дети отвечают - да).
Педагог: Давайте этот ритм возьмём с собой. Все вместе (педагог и дети хлопают ритмично, и получается стук колёс поезда).
Педагог: Спасибо большое, а теперь давайте все вместе дадим звук нашему ритму.
Педагог: На одной ноте: Дум – дэ – дум – дэ – дум – де – дум. (Дети и педагог поют на одной ноте строчку Дум – дэ – дум – дэ – дум – де – дум.)
Педагог: Хорошо. Перед тем, как поехать поезд даёт сигнал, какой сигнал, кто знает? Кто покажет этот сигнал? (Дети отвечают – ту-ту).
Педагог: Прекрасно, приготовьтесь попробуем все вместе ТУ_ТУ (Дети - ТУ-ТУ)
Педагог: Отлично, когда поезд останавливается он тоже издаёт какой-то звук, покажите какой. (Дети показывают – выдыхают на буквы ПШ)
Педагог: Прекрасно, а вот теперь мы с вами постараемся мелодию поезда уже представить.
(Дети и педагог поют распевку Дум – дэ – дум – дэ – дум – де – дум)
Педагог: А смотрите, какой здесь четкий ритм, (педагог сам ещё раз показывает Дум – дэ – дум – дэ – дум – де – дум). И вновь пробует вместе с детьми.
Педагог: А теперь сами, без меня. (Дети поют).
Педагог: Готовы мы отправляться в путь, за приключениями, за музыкой, за новыми интересными фактами? (Дети отвечают). Сначала даём сигнал, потом ритм нашего поезда, и, конечно, же остановку. Для этого мы разделимся на мини-группы, первая группа вы отвечаете за сигнал – ТУ-ТУ!!!
Вторая группа – за остановку, на выдохе звук ШШШ. Помним, да? И все вместе мы отвечаем за звуковой ритм поезда. Готовы? (Педагог показывает на первую группу, затем на всех, и в завершении на вторую группу, чтобы дети смогли сориентироваться) ТРЕК 1 Звучит ритм музыки – ДУМ-ДЭ-ДУМ
ПРОХОДИТ ИГРА ПОЕЗД
ГАЗЕТЫ
Педагог: И мы с вами на первой остановке, и перед нами газеты, которые нам принесли, они в нашем багажном отделении ручной клади. Название газеты поможет нам дать определение, где мы находимся, в каком веке, в какой стране и в каком городе.
Педагог: США, какой век? Начало 20-го века, первая колонка, посмотрите, пожалуйста, мир политики, что она нам рассказывает? Президент, который прославился, за что он прославился? За свободу, он был избран на второй срок. Как зовут этого президента? Томас …
Педагог: Вторая колонка – Мир науки, пожалуйста, Ксюша, (учёные в поисках освобождения открыли бактериофаки), третья колонка, Аделина, что мы там видим, где события происходят? В России. Что мы видим на картинки? Смена власти – Долой орла автор Иван Владимиров, кто восстал, там были обычные люди или дворяне? И лозунг, который они выдвинули, скажите какой лозунг? Свобода ради свободы.
Педагог: Перевернули газету, посмотрите статья Мир музыкальной культуры, что же здесь написано, что нам принёс 17 год, его начало? (Дети отвечают). Джаз, искусство 20 века. А почему именно 17 год, посмотрите внимательно и постарайтесь ответить, кто готов сказать? Что произошло 30 января 17 года? В Нью-Ёрке была записана первая джазовая гран пластика, которая взорвала весь мир. Друзья, вот теперь скажите мне, какую тему урока сегодня мы с вами будем рассматривать, исходя из вышесказанного? (Дети отвечают - джаз). Вы готовы эту тему взять с собой?
СЛАЙД – Джаз – искусство ХХ века
Педагог: Ребята, теперь внимательно посмотрите, что нам говорит статья Мир музыкальной культуры, и ответьте на мой вопрос, в каком же городе появился джаз? В Новом Арлеане. А теперь полистайте нашу газету и скажите, какое слово объединяет все наши статьи? (Это слово - СВОБОДА). Я предлагаю свободу взять с нами в наше путешествие, отложите газеты.
Впомним ещё раз – дум де дум, только теперь с понижение и добавлением Дап-дап – дап – уау-уау.
Педагог: Повторяем под музыку соединяя всё вместе. Готовы?
ТРЕК 1 ПОД МУЗЫКУ – ДЖАЗОВЫЙ КАНОН
Педагог: А теперь, попробуем соединить всё, включая сигнал, и то, как поезд останавливается, готовы? Первая группа? (Сигнал).
Педагог: Господа, мы с вами в Новом Арлеане, это портовый город, который помнит всех переселенцев, и в первую очередь из Европы и Африки. Скажите, что могли взять переселенцы с собой из своих стран, кроме одежды и еды? (Дети отвечают - Музыку, свою культуру). Попробуем догадаться, из какой страны, какого континента прибыла эта музыка?
ТРЕК 2 - МУЗЫКА
(Дети отвечают - Европа). А теперь пробуем ответить, какой характер в этой музыке услышали вы? (Марш, агитация, призыв, торжественная, праздничная, бойкая).
Табличку ХАРАКТЕР - приклеить на поезд
Педагог: Характер – мы с вами возьмём в наш багажный вагон.
Педагог: А скажите, какие инструменты, как вам кажется, исполняли эту музыку? (Дети перечисляют – духовые, труба, ударные, тумба).
Табличку ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - приклеить на поезд
А теперь скажите, какой был характер у ритма?
СЛАЙД – ХАРАКТЕР РИТМА
Чёткий, 1. Вялый.
Упругий, 2. Мягкий
Акцентный 3. Ровный
4. Острый 4. Расслабленный
Педагог: Выберите из 2 колонок, то, что больше подходит к этой музыке. Конечно, первая колонка. Вот этот ОСТРЫЙ РИТМ мы тоже возьмём с собой в дорогу.
Педагог: Нам нужно познакомится и с Африканской культурой, послушайте небольшой фрагмент Африканской народной песни, и скажите, какой характер носит это произведение. (Чем он отличается от Европейской музыки?) (Мелодия здесь построена, как речь).
Табличку ПРАВИЛЬНАЯ ЧЁТКАЯ РЕЧЬ - приклеить на поезд
Педагог: Это тоже возьмём в наш багажный вагон.
ТАБЛИЧКА – АКЦЕНТЫ
Педагог: А зачем я использовала эти инструменты, чтобы что сделать? (Передать характер музыки). У них в музыке, в ритме, была очень чётко слышна острота характера, и чтобы добавить больше акцентов, они использовали вот такие инструменты, они жили в жутких условиях, поэтому всё, что было под рукой, автоматически становилось шумовым инструментом. А вот что получилось от слияния этих двух культур.
3.ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕСНИ ЛЕТ МАЙ ПИПЛ ГОУ
ТРЕК № 2- ЗВУЧИТ МУЗЫКА – ЛУИ АМСТРОНГ ЛЕТ МАЙ ПИПЛ ГОУ
Педагог: Знакомая музыка? Слышали? Это музыкальное произведение вобрало в себя сюжет из библии, о том, как Моисей боролся за свободу своего народа, от рабского плена египетских фараонов: ЛЕТ МАЙ ПИПЛ ГОУ, он буквально требовал своей манерой исполнения, чтобы фараоны освободили свой народ: Отпусти мой народ - ЛЕТ МАЙ ПИПЛ ГОУ, спойте, пожалуйста эту фразу. (Дети - ЛЕТ МАЙ ПИПЛ ГОУ), эта песня стала духовным гимном, духовным песнопением, молитвой – называется спиричуэл,
СЛАЙД – спиричуэл
спиричуэл -
духовные песнопения афроамериканцев + картинка
познакомьтесь пожалуйста, с таким интересным сложным словом и что оно означает.
Педагог: Лет май пипл гоу – когда пели это произведение, брали солиста и хор, солист доносил основное содержание музыки, мелодию, а хор давал самый главный акцент, давайте мы с вами попробуем сейчас вместе – старшие девочки
будут солировать, а младшие – будут петь самую главную (несущую самый важный смысл строчку – Лет май пипл гоу), а чтобы акцент добавить, что мы можем использовать, что у нас есть под рукой? Наши пальцы, наши руки, можно хлопнуть, можно щёлкнуть.
СЛАЙД – СЛОВА ПЕСНИ
СЛОВА, которые повторяют дети
Педагог: Пробуем без музыки. (Поём первый куплет без музыки). Спасибо большое, ну а чтобы нам с вами почувствовать ту самую свободу, я хочу вас познакомить с самым главным словом в джазовой музыки Импровизация - свобода исполнения.
СЛАЙД - Импровизация
- свобода исполнения.
Педагог прикрепляет слово Импровизация на вагон с богажом.
Педагог: И импровизацию и слово спиричуэл возьмём с собой в дорогу. Давайте дадим свободу нашему телу (показывает движения и дети делают вместе с педагогом покачиваются вперёд и счёлкают пальцами). Теперь так, пусть первая группа делает покачивания вперёд, а вторая группа – раскачивается. Попробуем, (ДЕТИ ПОЮТ). Спасибо большое.
ТРЕК № 4 Звучит музыка минусовка песни ЛЕТ МАЙ ПИПЛ ГОУ
ДЕТИ ПОЮТ
Педагог: Я хочу вас познакомить с тем человеком, который встречал нас сегодня в кабинете, и фрагмент из чьей песни мы только что пели.
СЛАЙД – ФОТО ЛУИ АРМСТРОНГА И ЕГО ЦИТАТА
Мировая легенда джаза – Луи Армстронг, он говорил: Если вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ЛУИ АРМСТРОНГА
Педагог: И сейчас я предлагаю вам исполнить композицию Лет май пипл гоу только в концертном варианте. Вставайте, берём инструменты, напоминаю, импровизируем, напоминаю свобода движений и жизнерадостный настрой, боевой дух. Готовы? Ещё разочек проблемную фразу Гоудан - Дети - ГОуДАН, Моузис - Моузис, Вэй - Вэй, Ган-Ган, Денизен плеен, Делоун - Делоун, Фэроун - Фэроун. Лэт май пипл гоун. Здорово, поехали!!!
ТРЕК № 4 Звучит музыка минусовка песни ЛЕТ МАЙ ПИПЛ ГОУ
(ДЕТИ ПОЮТ)
ФИНАЛ
Педагог: Немного дали свободу нашему джазу.
СЛАЙД
Музыкальная культура Музыкальная культура
афроамериканцев европейцев
ДЖАЗ
Педагог: Теперь, давайте возьмём наши, так называемые планшеты, посмотрите, у каждого из вас, есть тот самый багажный вагончик, который мы сегодня брали с собой в наше путешествие. Возьмите фломастеры и я попрошу вас вспомнить, всё то, о чём мы сегодня с вами говорили, вспомнить тему, которую мы сегодня рассмотрели, с которой мы познакомились. Теперь я прошу вас, в свободном окошечке нашего вагона, написать те слова, которые у вас ассоциируются со словом джаз и пусть музыка вам в этом поможет. (Звучит Луи Армстронг)
ДЕТИ ПИШУТ
Педагог: Я смотрю, многие уже заполнили свои вагончики, ну давайте послушаем, что с собой вы взяли, какие слова вызывают у вас ассоциации, когда вы слышите слово джаз? Пожалуйста, Аделина? Дарья, Ксюша. (Дети зачитывают)
А теперь я предлагаю всем на вернуться домой на Родину, вспомнить наш паровозик музыкальный, предлагаю его окрасить в джазовые тона, и исполнить его в свободном, раскрепощённом ритме, импровизируйте, с нашей ударной группой, добавь движения, помним, да? Я тоже с вами, только я оформлю свою партию, а вы поёте строго свою, дум-де мум.
СПЕЛИ
Педагог: Педагог: А теперь в ваших вагончиках, отразите своё настроение, как это сделать? Нарисуйте тот смайлик, который сейчас выражает ваше настроение. Покажите мне свои смайлики, судя по смайликам – настроение у вас просто суперское!!! Я рада. С собой на память о нашем сегодняшнем уроке, возьмите эти газеты.
Педагог: И наше занятие я хочу закончить
СЛАЙД – фото и цитата композитора
словами американского композитора: Леонардо Бернстани: Самый что ни на есть весёлый забойный джаз, всегда чуть чуть отдаёт печалью. Я прошу вас ответить на этот вопрос: Почему же самый забойный и весёлый джаз отдает печалью? Но ответ на это вопрос я жду от вас на следующее занятие.
Я поблагодарю всех вас за прекрасный настрой, хорошую работу, мои аплодисменты для вас.
Необходимо для открытого урока:
Мультимедийное оборудование;
Музыкальное сопровождение;
Инстументы (маракасы, стиральная старая доска, ложка, шейкер)
Стулья;
Фломастеры;
Планшеты (сделать самостоятельно на картоне, с обратной стороны красивая картинка – Вагон паровозика);
Таблички для детей с именами;
Приглашения гостям и родителям на открытый урок;
Печатный материал (газета с новостями о свободе, вагончик с багажным отделением, (где дети будут писать в течение урока);
Подборка музыкального сопровождения;
Подборка фото и видео материала;
Цитаты и фото;
Сценарий открытого урока;
Большой нарисованный вагончик;
Магниты, надписи (для наклеивания на вагончик);
Подготовленный кабинет.
ССЫЛКИ НА ВИДЕО С ЛУИ АМСТОРНГОМ
Луи Армстронг биография и творчество Жизнь Луи Армстронга началась 4 августа 1901 года в самом бедном районе Нового Орлеана в семье работника шахты. Детство мальчика нельзя назвать счастливым, он вырос в районе, где проживали только негритянские семьи. Его отец ушел из семьи и уехал из города, мать вынуждена была стать женщиной легкого поведения, чтобы прокормить Луи и его старшую сестру Беатрис. Бабушка детей, узнав, чем занимается их мать, забирает детей к себе. В 7 лет детство Луи закончилось. Чтобы помочьбабушке он решает найти работу. Первый заработок он получил, разнося прессу. Потом устроился развозчиком угля. Однажды, устроившись на работу в семью богатых евреев, он настолько приглянулся Карновским, что они стали считать трудолюбивого парня своим приемным сыном. На день рождения Луи они подарили корнет – первый в его жизни музыкальный инструмент. Будучи на седьмом небе от счастья, парень устраивается на работу в питейные заведения Сторивилла, играя на инструментах. Параллельно с этим он начинает брать участие в ансамблях. За проступок в 1913 году Луи Армстронга отправляют в исправительный лагерь-интернат. Здесь юноша получил музыкальное образование и набрался опыта. За пару лет он виртуозно обучился игре на тамбурине, альтгорне, улучшив игру на корнете. Луи устроился работать в ансамбль. Исполняя марши и польки, он зарабатывал себе на жизнь. Однажды, выступая в клубе, его заприметил Кинг Оливер ипредложил Армстронгу сотрудничество. Оно было коротким, но плодотворным. В 1918 году Кинг посоветовал Луи еще одной уважительной персоне в мире музыки – Киду Ори. Он сделал парня участником ансамбля Tuxedo Brass Band. Позже Луи познакомился со знатоком в сфере искусства и музыки – Мэрейблом. Благодаря этому человеку Армстронг получил достойное музыкальное образование и делает попытки самостоятельно сочинять музыку на корнете. В 1922 году бывший партнер по музыке Кинг Оливер приглашает Армстронга в состав креольского ансамбля, музыкального бэнда Creole Jazz Band. Корнетист с ансамблем путешествует по стране и приобретает первых поклонников. Спустя некоторое время онпереехалв Нью-Йоркиустроился на работу в оркестре Флетчера Хендерсона, мастера джаза. У Флетчера Луи перенимает знания и сформировался как музыкант с собственной, неповторимой и яркой манерой игры на корнете. Именно за нее Луи Армстронга полюбили фанаты со всего мира. С 1925 года музыкант записывает свои знаменитые композиции: Go Down Moses, Heebie Jeebies, What a Wonderful World, A Rhapsody in Black and Blue, Hello Dolly. Он начинает записываться со знаменитыми композиторами и исполнителями. На сцене последний раз Армстронг появился 10 февраля 1971 года. Сердечный приступ приковал его к постели. В марте, Луи встал на ноги и вместе со своим ансамблем All Stars дал концерты в Нью-Йорке. Повторившийся сердечный приступ опять приковал его к больничной койке. Спустя 2 месяца 6 июля 1971, после последней репетиции, от сердечной недостаточности и отказу почек основатель джазовой музыки умирает.
