Публикации Патриотическое воспитание дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание дошкольников
Автор: Доронина Ирина Алексеевна

Патриотическое воспитание дошкольников«К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать.»Лихачев Д.С. Нравственное воспитание- одно из приоритетных направлений в работе дошкольного учреждения, а его главная задача - воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.  Что такое чувство патриотизма? Как его определить и воспитать? Оно так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Патриотизм —представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству. Это, прежде всего, любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Чувство патриотизма у малыша начинается с любови к родным местам, ребенок подрастает и начинает испытывать гордость за свой народ, чувствовать неразрывность с окружающими, у него возникает желание сохранить, приумножить богатства страны. Ребенку трудно выделить наиболее существенное поэтому взрослые выступают посредниками между ребёнком и окружающим миром, они направляют, регулируют восприятие окружающего мира ребенкомЛюбовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.  Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Дошкольный возраст – период формирования и становления духовно- нравственных ценностей, в том числе высших нравственных чувств: любви к Родине, начал патриотизма. Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, увлекаться культурой, историей своего народа. В дошкольный период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Ребенок начинает осознавать себя в национально-культурной самоидентификации. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) поставлены цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Работа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста требует глубокого осмысления содержания, условий и методов реализации поставленных задач. Для воспитателя возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, что очень важно в воспитании патриотизма. Педагог формирует духовные основы ребенка, развивает его эмоции, чувства, мышление, процессы социальной адаптации в обществе, под руководством опытного наставника у ребенка начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Работа по патриотическому воспитанию проводится через различные виды деятельности: совместная деятельность педагогов и детей, беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, создание игровых ситуаций и организованная образовательная деятельность. Очень важна роль семьи в этом важном процессе, именно патриотический настрой родителей поможет развить в маленьких детях правильное восприятие патриотического отношения к Родине! На каждом возрастном этапе дошкольного детства имеются свои приоритетные средства воспитания патриотизма. В младшем дошкольном возрасте- это деятельность самого взрослого, как носителя положительного способа поведения. В работе с детьми, в основном, используются произведения фольклора - потешки, песенки, сказки. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. На следующем этапе воспитания, которое совпадает с возрастом 4-5 лет, происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Цель воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста - формирование у них необходимости делать добрые поступки и действия, чувство принадлежности к окружающим и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. Дошкольник уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. На данном этапе воспитатель должен привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учить «определять» эмоции внешнего состояния растений, животных и побуждать ребенка к адекватной реакции (порадоваться, пожалеть, посочувствовать или помочь). Для детей старшего дошкольного возраста важна совместная деятельность со взрослыми и сверстниками. В процессе совместной деятельности формируются зачатки коллективного мнения, повышается влияние группы на эмоциональное развитие ребенка. Особенно важны игры и коллективные занятия, которые способствуют развитию командного духа и взаимопомощи. У ребенка формируется эмоционально-действенное отношение к окружающим, развиваются его личностные качества. Взаимодействие с окружающей средой, знание культурных ценностей и традиций своей страны создают базу для формирования у детей чувства гордости за родину. Через рассказы о героях, праздники и народные обычаи, дети учатся любить свою страну и ценить ее историю. Одна из наиболее эффективных форм патриотического воспитания старших дошкольников — это сюжетно-ролевая игра. Она является не только средством развлечения и отдыха, но и ориентирована на всестороннее развитие ребенка, а также выступает источником знаний, способом познания окружающего мира. Именно в игре ребенок может примерить на себя различные роли, к которым ребенка подготавливает патриотическое воспитание. В игре он может взять на себя роль защитника, гражданина, созидателя, помощника. В процессе использования этих ролей в своей игре ребенок учится чувствовать свою Родину, осознавать принадлежность к своему народу, у него формируется психологическая готовность для отстаивания их интересов, осуществления созидательного труда для их процветания. Достоинство сюжетно-ролевой игры состоит и в том, что она позволяет ребенку реализовать бесчисленное количество сюжетов, развивая не только психологическую, но и физическую, интеллектуальную готовность к деятельности на благо Родины. Игра позволяет воспитывать у детей патриотические чувства посредством применения различных ориентированных на патриотизм игровых сюжетов и соответствующих им ролей, достигать целей патриотического воспитания. Это подтверждает эффективность сюжетно-ролевой игры как средства патриотического воспитания. Таким образом, патриотическое воспитание старших дошкольников имеет определенные особенности, которые обусловлены возрастными и психологическими характеристиками. Для лучшего восприятия и понимания задач патриотического воспитания педагогу необходимо разнообразить преподносимую информацию, используя в работе с детьми разнообразные методы и средства воспитания и обучения. При отборе содержания педагогу нужно учитывать умственные возможности детей, уровень развития их мышления, памяти, способности к общению и т.д. Деятельность детей в дошкольном возрасте организуется взрослыми, ребенок еще зависит от внешних факторов, его возможности ограничены. Процесс детского развития обусловлен воспитанием и условиями жизни, что делает чрезвычайно актуальной задачу создания тех педагогических условий, которые благоприятствуют качественному изменению личности ребенка, его отношений с окружающими. Цели патриотического воспитания первоначально реализуются в совместной деятельности ребенка со взрослым и под его влиянием, а затем и в свободной самостоятельной деятельности дошкольника. Нравственно-патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс, который включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, эстетического, физического и умственного развития. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества. Содержание патриотического воспитания призвано обеспечить воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родным и родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу РФ).Список использованной литературы:
  • Л.Е. Осипова «Мы живем в России» Издательство «Скрипторий 2003» 2024г.
  • Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А. Н. Вырщиков, М. П. Бузский. — Волгоград: Издатель, 2014.
  • Разговоры о важном «Россия моя страна» Издательство «Экамодетсво» 2023г.
  • Петрова, В. И. Этические беседы с детьми 4–7 лет / В. И. Петрова. — Москва: Мозаика-Синтез, 2013.
  • М.Ю. Мартынова, О.Н. Журавлева. «Народы России: дорога дружбы» Издательство «Просвещение» 2024г.
  • Доронина И.А.МБДОУ д/с № 62 «Журавушка»г.Таганрог
    -