Публикации
"Пословицы как средство усвоения грамматических норм английского языка"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Пословицы как средство усвоения грамматических норм английского языка"
Автор: Волгина Елена Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Пословицы как средство усвоения грамматических норм английского языка"
Автор: Волгина Елена Николаевна
Пословицы как средство усвоения грамматических норм английского языкаВолгина Елена НиколаевнаМОУ «СОШ № 63» г. МагнитогорскРассматривая вопрос изучения иностранного языка в современном образовании, мы сталкиваемся с рядом противоречий:1.Во-первых, возникает противоречие между возрастающей практической значимостью, востребованностью знания иностранного языка и спада интереса к его изучению у обучающихся школ. 2.Во-вторых, мы имеем практически неограниченные технические, технологические возможности для обучения языку. Мы можем использовать различные видеоматериалы, программы, возможности Интернета, которые позволяют в том числе напрямую общаться с носителями языка. Но несмотря на это, у детей часто возникают проблемы с изучением английского языка, особенно с усвоением его грамматических структур.В связи с вышесказанным необходимо найти средство для облегчения усвоения обучающимися грамматических норм английского языка и при этом повышающее интерес к его изучению. Я считаю, что таким средством могут стать английские пословицы.Английские пословицы как эффективное средство усвоения грамматических норм английского языкаВажную роль пословицы играют в овладении языком как средством общения, причем во всех его составляющих: фонетики, грамматики и лексики. Наиболее сложным в овладении английским языком является изучение грамматики. Система времен английского языка и другие грамматические явления отличаются от русского языка, а часто и не имеют аналогов в нем. Почему именно пословицы в качестве средства обучения английскому языку так интересуют ученых и педагогов-практиков? Попробую ответить на этот вопрос:1. Пословицы – это жанр народного творчества, который широко распространен и передается в устной форме. Пословицы сопровождают людей разных культур с давних времен. Их характеризуют следующие выразительные средства, которые и позволили стать стойкими, запоминающимися и широко употребляемыми фигурами речи:- точная рифма, - простая форма, - краткость,- легкая и быстрая запоминаемость,- образность [6].Роль пословиц для обучения разным составляющим языка велика. С их помощью обучающиеся получают много информации о традициях и культуре стран изучаемого языка. С помощью заучивания пословиц мы развиваем память, чувство языка. И, что наиболее важно для возраста обучающихся, о котором мы говорим в нашем исследовании, работа с пословицами несет элемент игры, поддерживает интерес, повышает активность в изучении языка:«Пословицы … иллюстрируют всю гамму грамматических … структур» [5], то есть на каждую изучаемую тему по грамматике можно подобрать пословицу, иллюстрирующую её. Учителя на материале пословиц могут разработать разнообразные упражнения на закрепление грамматики. Упражнения с пословицами вовлекают обучаемых в своего рода игру, которая способствует развитию воображения и творческих способностей обучающихся. Более того, они создают благоприятную обстановку на занятиях и делают процесс обучения грамматике более интересным и динамичным. Пословицы благодаря особенностям, указанным в п.1, легко запоминаются. Затем вместе с её текстом вспомнится нужное грамматическое правило, заключенное в этой пословице. Будучи, с одной стороны, средством выражения мыслей, а с другой стороны, пониманием форм или конструкций, изучаемых в речи, пословицы – лучший способ внести свой вклад в автоматизацию и активацию этих грамматических форм и структур. Поэтому разнообразие содержания пословиц с точки зрения грамматических явлений позволяет считать их наиболее продуктивным материалом, что как нельзя лучше способствует автоматизации и активизации определенных грамматических форм и структур [3]. Использование пословиц не утрачивает своей актуальности и в современных методиках преподавания английского языка. Например, популярная сейчас коммуникативная методика предполагает обучение грамматике на функциональной и интерактивной основе. Это означает, что грамматические явления изучаются не как «формы» и «структуры», а как средства выражения определенных мыслей, отношений, коммуникативных намерений. Пословицы и поговорки можно широко использовать для активизации грамматических конструкций в речи [7]. Применение пословиц при изучении грамматики – очень эффективный прием поддержания интереса обучающихся к изучению английского языка. Это вносит элемент игры в занятие, чем повышает активность и работоспособность детей. Это в свою очередь будет способствовать решению проблемы с повышением мотивации обучающихся, а значит подтверждает актуальность моего исследования. Вряд ли можно построить обучение грамматике полностью на материале пословиц и поговорок, но представляется целесообразным их использование для иллюстрации грамматических явлений и закрепления их в речи.ВЫВОДЫ: Пословицы играют важную роль в овладении языком как средством общения во всех его составляющих, в том числе и наиболее сложной – грамматике. Характеристики выразительных средств английских пословиц позволяют широко использовать их для активизации грамматических конструкций в речи. Применение пословиц при изучении грамматики – эффективный прием повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка. Методическое пособие «Английская грамматика в пословицах»В этом пособии собраны английские пословицы из «Словаря употребительных английских пословиц: 326 статей», составленного коллективом авторов: М. В. Буковская, С. И. Вяльцева, З. И. Дубянская, Л. П. Зайцева, Я. Г. Биренбаум. Эти пословицы систематизированы по темам, которые составляют раздел «Языковые знания и умения. Грамматическая сторона речи» Рабочей программы учебного предмета «Иностранный (английский) язык» для обучающихся 5 класса.Грамматические нормы, которые содержатся в пословицах, для удобства выделены жирным шрифтом.Список литературыБуковская М. В., Вяльцева С.И., Дубянская З.И., Зайцева Л.П., Биренбаум Я.Г. Словарь употребительных анrлийских пословиц: 326 статей. 3-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1990 - 240с. Афанасьева Т.Ю. Методическая ценность английских пословиц и поговорок в обучении иностранному языку//НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА. 2017. № 3(15). С. 163-167. Каракетова Ш. Использование пословиц и поговорок в обучении иностранным языкам// Вестник магистратуры. 2022. № 1-2 (124). С. 89-93. Шурыгина Ю. А. К. Д. Ушинский об изучении иностранных языков. Актуальность, традиции, современность//Известия ПГПУ. 2006. № 2(6). С. 127-129. Герюгова Д.К. Использование английских пословиц и поговорок при изучении языка Рендоренко И. Возможности использования пословиц и поговорок как средство развития лексических навыков учащихся на старшей ступени обучения английскому языку. Тюкина Л.А., Мельникова К.А. Использование пословиц и поговорок при обучении грамматике английского языка.
