Публикации Реализация проектно-исследовательского подхода в семейном фольклорном ансамбле

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Реализация проектно-исследовательского подхода в семейном фольклорном ансамбле
Автор: Бржезинская Наталья Алексеевна Погонцева Дарья Викторовна

Реализация проектно-исследовательского подхода
в семейном фольклорном ансамбле
Семья - это один из основных социальных институтов в жизни человека, в котором отражены обычаи, законы и правила поведения, где формируются ценности человека и принятие норм и традиций страны, в которой живешь. Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, состоящая из распорядка дня, обычаев, уклада жизни и привычек его обитателей. В историческом контексте мы видели, как устное народное творчество передавалось из уст в уста, от родителей – детям. К сожалению, в современном мире подобные традиции утеряны. Однако именно в семьях, где есть традиции и обычаи, в детях укрепляется чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Как писал А.Н. Острогорский: Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа питается впечатлениями, полученными в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть… здесь получает первые эстетические вкусы. Семья является педагогической системой, которая в последнее время теряет свою силу в связи с динамикой современной жизни, конфликт отцов и детей приводит к разрыву связей между поколениями. Однако использование данного ресурса в педагогическом процессе может помочь сформировать новые и значимые личностные качества, обеспечить формирование не только крепких семейных отношений, но и формирование знаний, умений, навыков и развитие творческого потенциала.
Приоритеты в части системы ценностей, с которыми связаны ценности семьи: обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей; обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
Впервые Год семьи был объявлен в России в 2008 году, а затем и в 2024. Основываясь на приоритетах, отмеченных правительством РФ, а также запросах от родителей, в рамках проекта Славен Великий Дон нами была разработана программа Семейного фольклорного ансамбля, в котором занимаются родители вместе с детьми. Предлагаемая программа включает изучение календарных (рождественских, масленичных, пасхальных) песен и традиций. С марта 2024 года 6 семей (7 воспитанников 3-5 года обучения ансамбля Феникс 10-15 лет и 8 родителей - 6 мам и 2 отца) приняли участие в данной программе. Для более глубокого погружения родителей в процесс изучения фольклора был использован проектно-исследовательский подход. Каждой семье было предложено подготовить концертный номер, провести теоретическое исследование и сделать небольшое сообщение для других участников коллектива.
В ходе подготовки семейных номеров родители отмечали, что на первом этапе были включены в процесс подготовки больше, чем дети, однако в ходе вечерних обсуждений о новой найденной информации, увидели, что и дети проявляют больше интереса как к песне, так и поиску информации, а также дети уделили существенное внимание поиску разных вариантов исполнения выбранной песни.
Силами семей, принимающих участие в проекте, было подготовлено несколько видеороликов поздравлений для бойцов, находящихся в зоне проведения специальной военной операции. Как отмечали и взрослые и дети – исполнение стихов и песен стали очень эмоциональным и значимым моментом совместной работы.
Как писал А.С. Макаренко, истинная сущность воспитания заключается не в разговорах с ребенком, а в организации семьи, вашей общественной жизни и организации жизни ребенка. На данный момент мы можем сделать вывод о том, что такой проект способствует не только формированию семейных традиций и расширению знаний о календарных песнях и фольклорных традициях нашего региона, но и способствует повышению социальной и коммуникативной компетенции родителей, а также формированию и сохранению семейных песенных традиций. Такого рода семейные проекты становятся тем самым воспитанием, когда организуется не только жизнь ребенка (когда его записывают на дополнительные занятия), но и когда организуется семья, проводя вместе время в эмоциональном совместном творчестве.
-