Публикации
Познание музыки через науку
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Познание музыки через науку
Автор: Елецкая Валентина Германовна Рустамянц Лариса Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Познание музыки через науку
Автор: Елецкая Валентина Германовна Рустамянц Лариса Васильевна
Познание музыки через наукуКогда мы слышим слово «музыка», сразу же возникают мысли об артистической или развлекательной ценности музыки, однако музыка является широкой областью научного познания, которая находит отражение в истории, философии, математике. На заре становления наук музыка преподавалась наравне с арифметикой, геометрией и астрономией. Само слово музыка берет свое начало от греческого «Муза», что является очень символичным. Известные мыслители, философы, ученые и музыканты не раз пытались выразить словами собственное понимание музыки и роли, которую она играет в индивидуальном, общественном и культурном развитии. По словам Пифагора, музыка является созвучием нескольких звуков, находящихся в гармонии друг с другом. Ж.-Ж. Руссо определял музыку как искусство создания звуков, приятных для слуха, а Кант утверждал, что музыка представляет собой способ выражения чувств с помощью звуков. Изучение музыки практически ничем не отличается от изучения других дисциплин, это особая форма художественного восприятия и отражения окружающей действительности. И мы не можем пренебрегать широчайшими возможностями музыкального искусства как фактора воздействия на воспитание и развитие ребенка. В тот благословенный час, когда ученик делает свои первые шаги в музыке, начинает обучение игре на музыкальном инструменте, он безотлагательно погружается в мир науки о музыке. Путь его исследования музыки начинается с вопросов «что?», «как?», «когда?» и «почему?». Музыкальные представления формируются у ребенка раньше игры на инструменте. Для осознанного восприятия музыки и исполнения музыкальных произведений необходимыми попутчиками являются наука о музыкальном звуке, история музыки, нотная музыкальная грамота, музыкальная психология и социология. В рамках начального исполнительского обучения происходит всестороннее аналитическое осмысление музыки: изучается текст произведения, выявляются его стилевые и жанровые черты, познаются особенности строения и смысла музыкального языка. Учащиеся знакомятся с эпохой создания музыкального произведения и личностью композитора. Музыковедение, музыкознание — наука, изучающая музыку как особую форму художественного освоения мира в её конкретной социально-исторической обусловленности, отношении к другим видам художественной деятельности и духовной культуре общества в целом и включает в себя ряд учебно-научных дисциплин соответственно основным элементам музыки: теория музыки, история музыки, социология музыки, музыкальная эстетика, музыкальная акустика, музыкальная психология, музыкальная фольклористика. В теории музыки рассматривается гармония, полифония, анализ музыкальных форм, сольфеджио, ритмика. В истории музыки изучается музыка по эпохам, странам и школам. Эмоции и идеи, выражаемые в музыке, ситуации, в которых музыка исполняется и воспринимается, а также отношение к исполнителям и композиторам варьируются в зависимости от региона и эпохи. Музыкальная акустика позволяет раскрыть физические свойства музыкальных звуков. Социология музыки рассматривает различные аспекты социального бытования музыки. Музыкальная психология занимается изучением различных психологических аспектов музыкального языка и строения музыкальных произведений, а также исследует закономерности психологического восприятия музыки и её воздействия на различные стороны человеческой психики. Музыкальная эстетика изучает закономерности музыкального языка как оператора «звуко-смыслов». Музыкальная фольклористика — наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества.Перечисленные выше направления музыковедения нашли свое отражение в исследовательской деятельности участников секции музыковедения ДАНЮИ, научным руководителем которых являлась Елецкая В.Г.Виктор Чуров представил работу по истории музыки «Орнаментика в музыке». В музыке орнаментикой называется учение о способах украшения мелодий при помощи специальных музыкальных приемов от мелодических формул определенной структуры до кратких украшений. Обращение к данной тематике вначале было вызвано сугубо практической необходимостью изучения музыки И.С. Баха. Стиль барокко характерный для искусства и архитектуры XVI—XVII веков отличающийся своей монументальностью, стремлением к украшательству и помпезности также получил свое отражение в исследовании.Елена Череватенко подготовила исследование «Истоки и история героической интонации в музыке» в контексте музыкальной эстетики, музыкальная психологии, истории музыки. В работе прослеживается многовековое бытование в музыкальной культуре человечества интонации восходящей кварты от первобытных племен до музыки эпохи Классицизма и современной гимновой музыки. Семантика восходящей кварты символизирует уверенность, силу. Интервал восходящей кварты используется для выражения бодрости, устойчивости, надёжной опоры. Это знак-сигнал призыва к военным и другим решительным действиям. В иллюстрации к докладу исполнялись фрагменты танцев племен Амазонки, Марсельеза, песня «Священная война», Гимн России.Павел Борзых представил исследование по музыкальной фольклористике, истории музыки, музыкальной ритмике «Возникновение джаза». Интерес к джазовой музыке, особенностям её интерпретации, характерные черты стиля побудили учащихся обратиться к данной работе. Теоретическую основу доклада подготовил Павел Борзых. Он исследовал условия возникновения и бытования джаза, раскрыл гармонические, ритмические особенности джазовой музыки, основы свингования и блюзовой формы. В иллюстрации участвовали обучающиеся фортепианного класса и вокальный ансамбль «Ростовские непоседы» под руководством М. Б. Папазовой.Следующим шагом в исследовании джазовой музыки стало обращение к творчеству ростовского композитора и педагога Николая Мордасова. Ирина Мазявкина занималась исследованием современной истории музыки и представила работу «Ростовский композитор и педагог Николай Мордасов». Учащиеся исполняли джазовые миниатюры автора. На конференцию бал приглашен сын композитора музыкант преподаватель Ростовской консерватории им. С. В. Рахманинова Андрей Мордасов.Исследование Головань Ирины «Феномен Аве Марии» осуществлялось в контексте истории музыки, музыкальной психологии, искусствоведения и религиоведения. Поводом к проведению исследования послужили жемчужины мировой классической и современной музыки. Примеры музыкальных произведений этой тематики «Аве Мария» наиболее известные «Ave Maria» Баха-Гуно, Франца Шуберта, Джулио Каччини. Иллюстрации - инструментальная, вокальная музыка в аудиофайлах и живое исполнение Валерии Ильяшенко , тудентки парижской Сорбонны на тот момент с Аве Мария (фр.Notre-Dame de Paris) – французско-канадский по мотивам романа Виктора Гюго Собор Парижской Богоматери. Живописные полотна Рафаэля и Леонардо-да-Винчи, православные иконы Божьей матери Владимирской, Казанской и др.Спижевская Лидия представила результаты исследования по музыкальной социологии, психологии музыки, музыкальной эстетики в работе «Музыкальные предпочтения моих одноклассников». Была исследована сформированность художественно-эстетических предпочтений, и состояние акустического окружения современных подростков; выявлены предпочтительные музыкальные направления и жанры музыки. Приведена таблица процентного соотношения исследованных материалов, продемонстрированы аудио фрагменты. В аудитории одноклассников проведена презентация доклада. Обсуждаемые направления: классическая, народная, популярная, рэп, рок, джаз, шансон, авторская, опенинг (японские мультфильмы).Михаил Гончаров осуществил исследование в контексте синтеза искусств, музыки и архитектуры - «Архитектура – застывшая музыка». Были проведены аналогии смыслового содержания мировых шедевров архитектуры: Собор Василия Блаженного (Москва), Голубая мечеть (Стамбул), Собор Парижской Богоматери (Париж), замок Нойшвайштайн (Германия), Саграда Фамилия (Барселона), храм Киёмицу – Дера (киото), Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Москва) и музыки (субъективное впечатление).Объектом исследования Михаила Гончарова «Интерпретация произведения Шуберта «Аве Мария» явились три знаменитых музыкальных произведения на тему молитвы Пресвятой Богородице «Аве Мария». Михаил Гончаров продолжил учебно-исследовательскую деятельность в контексте истории музыки, теории музыки, музыкальной эстетики и музыкальной психологии и представил работу «Некоторые особенности гармонического языка Людвига ван Бетховена на примере 14 сонаты». Объектом исследования является знаменитейшее произведение для фортепиано немецкого композитора – классика Л. Ван Бетховена, так называемая «Лунная соната». Сделан анализ «комплекса художественных открытий», которыми так богато это уникальное произведение. Это одно из многочисленных выражений бетховенского духа, со специфическими чертами данного творческого акта великого композитора».Мурад Муртозалиев провел исследование в направлении музыкальной акустики, музыкальной истории и инструментоведения - «Маленькие прелюдии И. С. Баха, инструментальное многоголосие». Были исполнены три прелюдии И.С. Баха и выявлена их инструментальность с позиции струнных инструментов скрипки, альта и виолончели.Секция музыковедения является платформой для изучения музыки, ее академического анализа. Музыка - это особая форма художественного восприятия и отражения мира. Вся информация о музыке находится в ведении музыковедения. Как именно появилось искусство музыки, его эволюция, разнообразные подходы людей к этому искусству являются основными областями исследования в музыковедении. Исследовательские работы в области музыковедения изучают музыку в контексте ее развития в целом и в определенные социально-исторические моменты.На протяжении почти 50 лет существования ДАНЮИ секция музыковедения сохраняет традиции научного сотрудничества и содружестве юных исследователей и их руководителя. Самые разные области музыковедения стали предметом исследований обучающихся Елецкой В.Г. Передача культуры научного творчества от поколения к поколению непрерывна и постоянна. Деятельность юных исследователей - это своеобразная «общественная память» знаний о музыке. Для многих юных исследователей путь в науку начинается в научном творчестве в Донской Академии наук юных исследователей.
