Публикации
Подготовка исследовательской работы на открытую городскую детскую научно-практическую конференцию «Музыка и Я», посвященную 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка исследовательской работы на открытую городскую детскую научно-практическую конференцию «Музыка и Я», посвященную 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
Автор: Рустамянц Лариса Васильевна Коробкова Екатерина Владимировна Чукарина Елена Григорьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка исследовательской работы на открытую городскую детскую научно-практическую конференцию «Музыка и Я», посвященную 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
Автор: Рустамянц Лариса Васильевна Коробкова Екатерина Владимировна Чукарина Елена Григорьевна
Подготовка исследовательской работы на открытую городскую детскую научно-практическую конференцию «Музыка и Я», посвященную 80-летию Победы в Великой Отечественной войнеВ 2008 году во Дворце творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону была основана конференция «Музыка и Я», которая является конференцией-спутником Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова и проводится для вовлечения детей в проектную, исследовательскую деятельность в области музыковедения, поддержки одаренных учащихся, популяризации интеллектуально-творческой деятельности детей 9-14 лет. В этом году состоялась очередная открытая городская детская научно-практическая конференция «Музыка и Я - 2025», посвященная 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Целью конференции является выявление и поддержка обучающихся учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ, детских музыкальных школ, музыкальных студий, детских школ искусств г. Ростова-на-Дону, способных к исследовательской деятельности. Задачами конференции выступают: стимулирование интереса детей к истории музыкального искусства; содействие развитию познавательной активности детей в различных формах исследовательской деятельности; пропаганда музыкальной культуры; развитие у обучающихся интереса к будущей профессиональной деятельности; мотивация педагогов к организации интеллектуально–творческой и исследовательской деятельности обучающихся; изучение традиций и новых явлений в музыке различного направления; создание сферы, формирующей истинные представления о патриотизме, национальном самосознании и развивающей высокохудожественное мышление; изучение музыки, написанной во время Великой Отечественной войны; развитие интереса к музыке отечественных композиторов патриотической направленности. Для участия в открытой городской детской научно-практической конференции «Музыка и Я - 2025», посвященной 80-летию Победы в Великой Отечественной войне была подготовлена исследовательская работа «Героические и лирические образы в песенном творчестве В. П. Соловьева-Седого» (Клейменов Владимир). Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка литературы и интернет-ресурсов и Приложения. Песни о войне - неотъемлемая часть музыкальной культуры, актуальность их вне времени. Они пользуются всенародной любовью, находят эмоциональный отклик в сердцах разных поколений, звучат сегодня в исполнении профессиональных и любительских коллективов и солистов. Но в то суровое военное время, для тех, кто прошел и пережил войну, песня несла особый смысл. Актуальность темы обусловлена особым значением в творчестве композитора песни, прежде всего военной. Решение об обращении к этой теме возникло после знакомства с песенным творчеством композитора. Проблема исследования: противоречие между необходимостью формирования понимания и значения роли военной песни в музыкальном наследии и недостаточной изученностью героических и лирических образов в песенном творчестве В. П. Соловьева-Седого. Цель работы: формирование понимания и значения роли военной песни в музыкальном наследии в целом и творчестве В. П. Соловьева-Седого как «летописи эпохи», сохранения памяти о героических поступках людей в годы Великой Отечественной войны. Задачи: поиск новых информационных источников, слуховых впечатлений для более целостного подхода к изучению музыкального произведения; проанализировать в избранных произведениях: героические и лирические образы; средства музыкальной выразительности; жанровые особенности; применение полученных знаний и представлений для совершенствования практических навыков - выразительного, содержательного, эмоционального исполнения.В первой главе представлен краткий обзор творческого пути В. П. Соловьева-Седого и песен, написанных в годы Великой Отечественной войны. Рассматриваются в сравнении понятия «музыкальный образ», «музыкальный жанр», «средства музыкальной выразительности», раскрываются лирические образы песен «Вечер на рейде» и «Соловьи». Вторая глава посвящена послевоенному творчеству В. П. Соловьева-Седова. Представлено еще одно направление творчества композитора - музыка к кинофильмам. Раскрывается героико-эпический образ песни «Баллада о солдате», написанной на слова М. Матусовского к кинофильму «В трудный час» (режиссер И. Гурин), посвященном трагическим дням 1941 год. Анализируется лирический вальс «Грустная песенка» (в других источниках «Летняя песенка») из фильма «Навстречу жизни» (режиссер Н. Лебедев, 1952) о послевоенных трудовых буднях, где проблемам производства всегда сопутствуют дружба, честь, совесть, взаимовыручка, любовь. В Заключении выделены положения, обозначенные в работе. В ряду военных песен творчество В. П. Соловьева-Седого занимает особое место. Композитор выбрал тот жанр, ту «свою тему», которая наиболее эмоционально и ярко отозвалась в сердцах слушателей - песню. С одной стороны, этот выбор был продиктован тем суровым временем, с другой – именно талант композитора-песенника дал возможность сочинять песни в разных жанрах. Лирические песни композитора, написанные в военное время, не в меньшей степени способствовали духоподъемным, героическим состояниям. Рассуждения об этом мы находим в источниках, в очерках самого композитора. С помощью педагога и концертмейстера ведется работа над музыкальным образом произведения, пониманием его содержания. Песенное творчество В. П. Соловьева-Седого представляет собой ценный творческий материал в исполнительском отношении- работы над вокальной техникой, образным содержанием. Огромное песенное наследие В. П. Соловьева-Седого открывает новые возможности для исполнителя. А изучение песен, которые менее известны и популярны, представляет дополнительный интерес и открывает новые перспективы.
