Публикации СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕСОХРАННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕСОХРАННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Автор: Фиохина Нина Владимировна

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕСОХРАННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИФиохина Нина Владимировна воспитатель группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад №26 комбинированного вида» о. Муром, Владимирской области С каждым годом в нашей стране увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья и перед воспитателями ставится трудная задача социализировать такого ребенка. Особую трудность испытывают педагоги дошкольных учреждений при попытке социализации детей с интеллектуальными нарушениями. Ведь дети с несохранным интеллектом с трудом овладевают навыками самообслуживания и навыками коммуникации. Перед специалистами нашего  детского сада стоит задача сформировать у детей с особыми потребностями в развитии навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоения навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации. Главное для детей с несохранным интеллектом - это максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Данные навыки, педагоги, начинают формировать у детей с первых дней их пребывания в нашем детском саду. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа и организованные игры, ведь наилучшее усвоение любого материала происходит у детей в процессе игры. Обычно к началу обучения навыкам самообслуживания ребенок владеет определенной суммой навыков и умений: •устойчиво сидит, контролирует положение головы, мышцы плечевого пояса должны быть достаточно сильными, поскольку от этого зависит точность движений рук; •ему необходимо уметь имитировать движения взрослых; •он должен координировать движения рук и глаз; •малышу необходимо управлять предплечьем, уметь менять положение кистей рук, поворачивая их тыльной или ладонной стороной, а также действовать двум руками; •к началу освоения навыков самообслуживания у ребенка бывает выработана определенная сумма мелких движений. В то же время ребенок с ограниченными возможностями здоровья может владеть не всеми перечисленными выше навыками и умениями. В этом случае при обучении навыкам самообслуживания используется адаптивный подход. Для каждого ребенка создается индивидуальная программа, включающая специальное оборудование и подбор методов формирования того или иного навыка в доступном для ребенка варианте. Использование навыков, находящихся в зоне актуального развития, сопровождается обучением с учетом зоны ближайшего развития. Например: ребенку с несохранным интеллектом трудно застегивать рубашку на мелкие пуговицы, но это не значит, что еще рано формировать навык одевания. Можно использовать более крупные пуговицы, кнопки, липучки и другие виды застежек. Параллельно с этим будут проводиться игры, помогающие малышу усвоить данный навык. Только после усвоения данного навыка его можно будет включить в цепочку бытовых действий. В курсе социально-бытовой ориентации педагоги детского сада  активно используют сформированные у детей компенсаторные навыки. Формируются навыки предметно-практической деятельности. Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая овладение сначала простейшими, а затем более сложными  действиями. Педагог применяет метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Наглядный материал для занятий по социально-бытовой ориентировке подбирается с учетом получения максимума разносторонней информации об изучаемых объектах или явлениях. Детей знакомят с предметами ближайшего окружения (мебель, посуда, одежда и т.д.), учат выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением.Большое место на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке отводится различным видам игр. В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Педагог выступает непосредственным участником игры, активизируя детей, направляя их действия в соответствии с правилами игры. Одним из основных положений методики является то, что ребенок должен каждый день овладевать новой способностью.   Это существенно улучшает мотивацию. Примером положительной динамики развития дошкольников с несохранным интеллектом можно считать результаты мониторинга обследования воспитанников. Наиболее удачными рекомендациями по развитию детей с недостатками развития, на мой взгляд, являются разработки Стребелевой Е.А., которая предлагает ряд методических разработок по обучению и воспитанию дошкольников с нарушением интеллекта.Система работы включает несколько этапов:
  • Развитие мотивации в овладении двигательными навыками.
  •  Создание условий, облегчающих выполнение движений и действий.
  • Постепенное преодоление трудностей.
  •  Закрепление сформированных действий в практических ситуациях.
  • Формирование навыков самообслуживания включает отработку действий с соответствующей помощью. В течение дня постоянно происходит обучение навыкам самообслуживания и закрепление двигательных навыков, в процессе режимных моментов, что является одним из условий освоения первого этапа социально-бытовой адаптации, а именно:
  • гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела;
  • навыки культуры еды;
  • навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования;
  • навыки содержания порядка в окружающей обстановке;
  • навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений.
  • Организация и методика работы по формированию навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья на первом этапе обучения. Формирование навыков приёма пищи: Мы начинаем с того, что детям предлагается для еды каша. В группе всегда есть хотя бы один ребенок, умеющий пользоваться ложкой, и у остальных ребятишек есть хорошая возможность действовать по подражанию. Мы же можем помочь ребенку, положив свою руку поверх его руки и направляя ее легким движением. Во время еды в детском саду дети также учатся брать из тарелки мелкое печенье, им предлагаются фрукты и сок. Педагог, предлагает каждому малышу попросить еду и старается получить ответ. Во время еды, помимо закрепленных навыков самообслуживания, малыш учится дожидаться своей очереди, вытирать рот салфеткой, а, поев - убирать за собой посуду, складывая ее на специально предназначенный для этого столик.Формирование навыков умывания: Чтобы сформировать хороший навык, очень важно правильно «наращивать» цепочку действий. Для начала нужно определить, что может самостоятельно сделать ребенок и что ему еще не под силу, затем разбить процесс на составляющие компоненты или небольшие шаги, обучение которым приведет ребенка к освоению навыка в целом. Следующий шаг - определить оптимальную последовательность обучения. Она должна быть организована таким образом, чтобы самые доступные для конкретного ребенка навыки изучались сначала, а более трудные - позже, причем обучение одному звену должно облегчать обучение последующему. При обучении удобнее всего использовать чередование действий ребенка и взрослого. Мытье рук строится следующим образом: взрослый открывает кран, ребенок подставляет руки под воду, взрослый берет мыло, вкладывает его ребенку в руки, и помогает намылить их. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого трет руки друг о друга. Далее малыш должен смыть мыло, потерев руки, одновременно подставив их под струю воды. После того, как взрослый закрывает кран, малыш сам берет полотенце и с помощью вытирает руки. Полотенце взрослый и ребенок вешают вместе. Постепенно, по мере совершенствования общих навыков мелкой моторики, ребенок начинает самостоятельно совершать все большее число операций, а доля участия взрослого уменьшается.Формирование навыков одевания:Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо, социально адаптироваться. Перед тем как начать работать над процессом одевания, необходимо убедиться, что ребенок находится в устойчивой позе. Очень важно, чтобы он не тратил лишних сил на сохранение равновесия. Каждое действие необходимо разбить на шаги. Можно применить как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок - завершает процесс. Количество самостоятельных шагов последовательно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий. Обучая ребенка с ОВЗ одеванию, нельзя спешить, и, конечно, не следует напрасно торопить ребенка; одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать; отрабатывать навыки, связанные с умением самостоятельно одеваться и раздеваться, удобно во время игры. Виды помощи при формировании навыков самообслуживания (помощь или содействие) ребенку может быть разной: устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие. •демонстрация - показать само действие, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания. •наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение__задания. физическая - физические действия, помогающие малышу справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна. Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, чтобы ребенок сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.Формы обучения социально-бытовой социализации детей с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад №26 комбинированного вида»:• предметно-практические занятия• экскурсии• сюжетно-ролевые игры• беседы•  дидактические игры.Формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями способствует абилитации и социально-бытовой социализации к условиям окружающего общества. В своей практической деятельности педагоги группы компенсирующей направленности используют различные игровые приемы для формирования навыков самообслуживания, приведем примеры некоторых из них:
  • Игра «Умывайся» Цель: Учить мыть лицо и руки, подражать действиям взрослого. Воспитатель приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умыться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно делать. В процессе действия произносят вместе потешку:
  • Выходи, водица! Мы пришли умыться! Лейся на ладошку По – нем – нож – ку! Нет, не понемножку – Посмелей, будем умываться веселей!
  • Игра «Мыльные перчатки»
  • Цель: учить намыливать руки с внешней и внутренней стороны. Оборудование: детское мыло, полотенце. Ход игры: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук с мылом. Затем ребенку передает кусок мыла и просит повторить движения намыливания. Намыливание рук нужно проводить до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот, какие у нас перчатки белые!» Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом проговаривает одну из потешек. Например: Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово! Моет рученьки сама Машенька Егорова (или взрослый называет имя ребенка) Знаем, знаем, да, да, да! Где тут прячется вода! В конце игры взрослый хвалит ребенка и обращает внимание на его чистые руки. При затруднениях используются совместные действия взрослого и ребенка.
  • Игра « Купание кукол»
  • Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: "А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?" и т.д.
  • Игра «Вода грязная и чистая»
  • Цель: уточнение знаний о чистой и грязной воде в ходе практических действий.Оборудование: две миски с чистой водой, песок.Ход игры: Перед ребенком находятся две миски с чистой водой.Инструкция: «Посмотри, здесь вода. Какая она чистая, прозрачная! Опусти ручки в водичку. Ты видишь свои ручки. А в этой миске чистая  вода? Опусти в нее свои ручки. В ней тоже хорошо видны пальчики. Здесь также чистая вода. Сейчас мы в одну мисочку добавим песок. Возьми песочек одной рукой и положи его в водичку. Размешай ее. Вот гак. Посмотри, какой стала вода. Вода грязная, мутная. Опусти в нее ручки. Ты  не видишь свои пальчики. А теперь опусти ручки в другую мисочку. А здесь хорошо видны ручки. Здесь вода чистая».В ходе поочередного опускания рук то в одну, то в другую миску выясняется, что в одном случае руки видны хорошо, а в другом — плохо. Кроме того, взрослый обращает внимание на то, что после грязной воды обязательно надо вымыть руки.
  • Игра «Делаем прическу»
  • Цель: учить держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз. Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла. Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать расчесаться самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает ему удерживать расческу, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
  • Игра «Обед у кукол» Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду и приему пищи Воспитатель просит накрыть стол для кукол, показывает предметы и действия с ними. Затем предлагает посадить кукол за стол и угостить обедом. Показ сопровождается проговариванием ребенка как правильно надо куклам есть, воспитатель оказывает помощь.
  • Игра «Угостим кукол чаем»
  • Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки). Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник). Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку: Чайник на столе поставим, Блюдца, чашки мы расставим, Будем мы гостей встречать, Кукол чаем угощать!
  • Игра «Убери со стола»
  • Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки. Оборудование: посуда, щетка, совочек. Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д." Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!" Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.
  • Игра «Катя на прогулку»
  • Цель: развивать представление детей об одежде, назначении вещей. Учить последовательно одеваться. Воспитывать бережное отношение к одежде Перед детьми сидит кукла Катя. На столе лежат вещи. Воспитатель говорит и показывает: - Это Катина одежда - Это пальто (дети повторяют за воспитателем) - цвет пальто (повторяют) - На, Катя шапочку (её надевают на голову). Дети поочередно подают колготки, кофточку и одевают куклу. Затем последовательно надевают колготки, кофточку, шапку, пальто… Куклу выносят в раздевалку. Дети начинают последовательно одеваться на примере куклы, воспитатель напоминает последовательность, поощряет. Также в обратной последовательности дети раздевают куклу и себя.
  • Игра «Найди пару»
  • Цель: учить различать парную обувь, подбирать нужную пару обуви. Оборудование: обувь — сапоги, ботинки, кукла Маша. Ход игры: взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: «Маша-растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!» и т.д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Взрослый показывает один ботинок, предлагает найти пару и т.д. Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.
  • Игра «Почистим туфли»
  • Цель: формировать самостоятельные действия: учить чистить обувь щеткой. Оборудование: обувь, щетка. Ход игры: взрослый обращает внимание детей на грязную обувь. Объясняет назначение щетки для обуви, показывает действия с ней, произносит потешку: Щеткой чищу свои туфли - раз, два, три! Будут чистыми они - раз, два, три! Предлагает детям самостоятельно почистить свои туфли (ботинки)
  • Игра «Оденемся на прогулку»
  • Цель: учить одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду на липучки. Оборудование: одежда ребенка. Ход игры: взрослый предлагает одеваться на прогулку: раскладывает вещи перед ребенком и объясняет, что определенный предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, при затруднении взрослый помогает ему одеваться, обращает внимание на способ застежки липучкой. В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Обслуживая себя, ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия. Детей с особенностями умственного развития необходимо учить самым простейшим, но таким необходимым навыкам по самообслуживанию. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним, ребенок стремится быть полезным, не обременять окружающих, обходиться своими силами. Таким образом, отметим, что применение игровых технологий в формировании культурно-гигиенических навыков у обучающихся с несохранным интеллектом способствует появлению у каждого ребенка положительного отношения к себе, становлению образа «Я», что оказывает влияние на формирование личности ребенка в целом. Дети становятся более спокойными, уверенными в себе, у них реже встречается агрессивность, появляется интерес к самой деятельности и ее результату. Является бесспорным, что овладение культурно-гигиеническими навыками помогает детям обрести независимость от взрослого, создает условия для переживания собственного личного успеха, положительно сказывается на всем психическом развитии детей, что впоследствии способствует их активному адекватному включению в социум.Список используемой литературы:
  • Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д.Н. Исаев. - СПб., 2003.
  • Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.
  • Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика/ Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2008. - 272 с.
  • Петрова, В.Г. Психология умственно отсталого школьника / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М., 2002.
  • М. Пишчек «Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью» Спб. – Речь.- 2006.
  • Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты / С.Г. Шевченко. - М.: Владос, 2001.
  • -