Публикации Методическое пособие "Избранные вокализы"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическое пособие "Избранные вокализы"
Автор: Дьячкова Ирина Петровна


МБУДО Зареченская детская школа искусств
Избранные
вокализы
Составитель И.П. ДЬЯЧКОВА
Тула 2024 г.
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Вокализ – это стилистически и жанрово оформленное упражнение, обычно с сопровождением, ставящее перед вокалистом как технические, так и конкретные художественные задачи.
Систематическое пение вокализов вырабатывает кантилену, являющуюся основным признаком голосообразования, сглаживает регистры, развивает подвижность голоса, расширяет диапазон, выравнивает гласные (при сольфеджировании), учит понимать музыкальное содержание произведения, его форму, жанровые особенности и т. д.
Все перечисленные элементы имеют самое прямое отношение к исполнению вокальных художественных произведений любых жанров.
В настоящем сборнике представлены избранные вокализы Г. Панкофки, М. Маркези, И. Вилинской, Г. Шарфа, Б. Лютгена, Г. Зейдлера.
Предлагаемые вокализы довольно часто используются в педагогической практике.
Этот сборник предназначен для самого начального периода обучения певцов, когда их вокально-технические возможности ещё очень невелики. Вокализы, включённые в сборник, легко запоминаются. Их диапазон и интервалика идеальны для самых первых шагов обучающихся пению.
Лаконичность формы, диатонизм и плавность голосоведения, поступенный характер, повторность мелодического материала так же делают их удобными для голоса.
Большая часть предлагаемых вокализов предусматривает связное пение в умеренных темпах. Для начинающих такой характер исполнения наиболее целесообразен.
Эти вокализы могут быть использованы как учебно-педагогический материал в процессе развития голоса для овладения кантиленой, элементами виртуозной техники, звуковой динамикой, а также для воспитания у исполнителя музыкального вкуса и чувства стиля.
Все вокализы можно исполнять сольфеджируя (с названием нот) и вокализируя (на слоги или гласные звуки). Возможно транспонирование (по усмотрению педагога) в тональность, удобную для обучающегося.
Прекрасным учебным материалом по выработке определённых вокально-технических навыков, как известно, служат вокализы-упражнения или музыкальные произведения, написанные для голоса без текста или со специальным текстом. Учебные вокализы – важнейший переходный материал в процессе певческого обучения вокальным приёмам, умениям и специальным навыкам, которые необходимы для исполнения вокально-художественных произведений. Вокализы являются обязательной составной частью процесса выработки тех или иных вокально-технических элементов, которые осуществляет в своей работе педагог – вокалист.
Сборник, составленный И.П. Дьячковой, включает в себя большое количество разнообразных вокализов для голоса с различной степенью умения, но в основном для начального этапа обучения. В сборнике представлены вокализы различных авторов – Г. Панофки, М. Маркези, И. Вилинской, Г. Шарфа, Б. Лютгена, Г.Зейдлера. Эти вокализы небольшие по размеру, лаконичные по форме, доступные по диапазону и т. д.
Сборнику предпослана вступительная записка, поясняющая принципы составления самого сборника и задачи, которые составитель преследовал в процессе подбора данных вокализов.
Сборник, несомненно, будет полезен педагогам-вокалистам в практическеой деятельности, а студентам – будущим учителям музыки в процессе постижения азов исполнительского вокального мастерства.
Содержание
Часть I
Четыре вокализа Г. ПАНОФКИ
№1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
№2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7
№3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9
№4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11
Три вокализа М. МАРКЕЗИ
№1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
14
№2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
№3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
20
Четыре вокализа И. ВИЛИНСКОЙ
№1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . .
23
№2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
№3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
28
№4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31
Четыре вокализа Г. ШАРФА
№1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
33
№2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
34
№3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
36
№4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
38
Четыре вокализа Б. ЛЮТГЕНА
№1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
40
№2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
41
№3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
42
№4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
43
Восемь вокализов Г. ЗЕЙДЛЕРА
№1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
44
№2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
46
№3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
48
№4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
50
№5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
52
№6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
54
№7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
56
№8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
58
Часть II
Десять упражнений - вокализов Н. ТАТАРИНОВОЙ
№1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
60
№2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
61
№3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
62
№4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
64
№5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
65
№6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
66
№7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
67
№8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
68
№9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
69
№10 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
70
-