Публикации
Эмоциональное сближение взрослого и ребенка в процессе реализации технологии «Волшебство прикосновений»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эмоциональное сближение взрослого и ребенка в процессе реализации технологии «Волшебство прикосновений»
Автор: Шипунова Елена Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эмоциональное сближение взрослого и ребенка в процессе реализации технологии «Волшебство прикосновений»
Автор: Шипунова Елена Николаевна
Эмоциональное сближение взрослого и ребенка в процессе реализации технологии «Волшебство прикосновений»Шипунова Елена Николаевна, старший воспитатель, высшая квалификационная категорияМКДОУ АМО «Ачитский детский сад «Улыбка»В настоящее время большое внимание уделяется вопросу сбережения здоровья детей, а это значит физического и психического здоровья. Для физического здоровья много разработано форм и методов работы и педагоги активно этому уделяют внимание, а вот сохранности психологического здоровья не в полном объёме уделяется внимание. Хотя в современном мире есть такая потребность, когда дети самолюбивы, капризны, не идут на компромисс, не имеют представление об уступках, не имеют терпения. От этого происходит развитие многих негативных факторов. В связи с этим педагогами изучается и внедряется технология «Волшебство прикосновений». Поскольку дети – это зеркало своих близких, то вполне есте- ственно, что они будут копировать своих взрослых. Мы можем научить детей искусству общения благодаря своим умениям. «Волшебство прикосновений» научит передавать любовь к ребенку, создавать у ребенка уверенность в том, что его любят и о нем заботятся. А ребенок, отражая в себе эти умения, научится показывать свою любовь другим людям и станет приятной в общении личностью. Эта технология реализуется через тренинг-игры с телесным общением, занятия, игры, мастер – классы с родителями, созданием специальных условий для детей.Каждый человек, каждый ребенок мечтает, чтобы его любили и ценили просто так, потому что он – это он, потому что другого такого нет, и никогда не будет. Наше расположение к ребенку можно выразить по-разному. Например, доверительно дотронуться до его руки или плеча, шутливо взъерошить волосы, обнять за плечи, нежно погладить по волосам или щеке, положить руку на плечо, ласково похлопать по плечу или по спине. Сколько нежных чувств могут передать эти жесты! Как много в них любви и уважения к ребенку!Итак, технология «Волшебство прикосновений»Описание технологии1шаг – Ритуал начала дня. Утреннее тактильное приветствие. 1. Здороваемся за руку; обнимаемся; дотрагиваемся до носика, гладим по головке со словами приветствия). Можно использовать какой- либо персонаж – приятную игрушку. 2. «Этот симпатичный зверек очень рад посидеть у тебя на голове (на плече, в кармане…). А теперь, иди поздоровайся с кем хочешь так, как тебе самому понравилось».3. В группе вазочка с изображением настроений (пиктограммы). Утром ребенок ставит свой цветочек в вазочку. «Вазочка почувствовала тебя. Ты дотронулся до нее собой-цветочком, и она ощущает твое тепло, как и я ощущаю его, ко- гда ты со мной здороваешься».Когда все дети собрались, можно сесть в круг и передать цветочек (сердечко) и подарить друг другу «живой» подарок – добрые, ласковые слова.4. «Ладошки»Садитесь напротив друг друга. Поздоровайтесь указательными пальцами. Попробуйте "побороться" мизинчиками. Обхватите большой палец ребенка своим большим пальцем. Погладьте ладошку малыша. Помашите только безымянным пальчиком, поздоровайтесь кулачками и т.д.2шаг – побуждение к тактильной игре В течении дня. (Эти игры можно организовать, как индивидуально, так и с группой детей. Организуется утром, в течении дня, вечером). 1. «Дракончики»Взрослый и ребенок держит согнутые в локтях руки перед собой, ладонями во внутрь так, что ладони взрослого и ребенка чередуются между собой (взрослый, ребенок, взрослый, ребенок) Произносятся по очереди слова, с одновременным легким ударом своей ладошкой, находящейся внутри, о ладошку партнера.«Летели дракончики,ели пончики,сколько пончиковсъели дракончики?»Далее тот, на ком закончились слова называет количество «пончиков», и начинается их счет на каждый удар ладошкой, на последний удар нужно попытаться зажать между своими ладошками ладошку партнера. Задача второго партнера успеть отдернуть свою руку, не дав зажать ее.2. «Дрозды»Взрослый и ребенок сидят или стоят напротив друг друга (взрослый на одном уровне с ребенком).Произносятся следующие слова:Я – дрозд Показываем ладошкой на себяИ ты – дрозд. Показываем ладошкой на партнера, дотрагиваясь до негоУ меня – колено дотрагиваемся до своего коленаИ у тебя – колено. Дотрагиваемся (показываем) до колено партнераУ меня плечи сильные Показываем на свои плечиИ у тебя плечи сильные. Дотрагиваемся (показываем) до плечей партнераМы с тобой два друга Пожимаем друг другу правые руки (здороваемся)И мы любим друг друга. Обнимаемся (взрослый нежно прижимает к себе ребенка)3. «РИСУНОК НА СПИНЕ»Атрибуты: несколько карточек со схематичными рисунками (изображение солнышка, флажка, елочки, домика), несколько маленьких листков бумаги (в два раза больше, чем карточек), 2 фломастера.Содержание:. Для проведения игры разделите участников парами. Первый участник выбирает картинку и по команде рисует изображение на спине второго участника, а тот в свою очередь отгадывает что ему нарисовали. 4. «ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ»Игроки становятся в круг парами. Водящий – в середине круга – объявляет два приказания, например «Ухо к уху», «Стопа к стопе». Игроки должны выполнить приказания, прижав части тела одного игрока к частям тела другого. Третье приказание звучит, как «Человек к человеку». Игроки должны ухватить другого партнера. В это время водящий тоже стремится найти пару. Если ему это удается, то водящим становится тот игрок, который остался без пары. 5. «Машины».Ребенок машина, взрослый – мойщик машин.Взрослый говорит: «Представь, что ты машина. Ты много ездил сегодня, потрудился хорошо, но запачкался. Вот здесь (обозначает место) будет мойка машин. Я – мойщик машин. Заезжай в наш гараж – я тебя буду мыть»Взрослый начинает мыть машину, ласково называя все «детали» машины.Потом взрослый и ребенок меняются местами3 шаг – введение тактильного ритуала укладывания на дневной Сон. (Например, это будет игра «Заботливая мама укладывает деток спать». Мама-курица и цыплята, мама-зайчиха и зайчата. «Самый крепкий сон приходит тогда, когда мама-курица гладит каждого цыпленка по голове перышком, а потом накрывает его перышком» (вместо перышка сначала рука, затем одеяло).Каждый день можно менять персонаж (становится интереснее и детям, и педагогу, а также развивается творчество). Дети сами могут придумать замысловатые роли: мама-Луна– дети - лунатики; мама- комета–дети - звездочки – инструмент огненный хвостик, который согревает каждого теплом. Может быть крокодилиха, мама-павлин или красная большая помидорка, которая укладывает спать маленьких зелененьких помидорчиков.4шаг – перед Eдой и после еды приятно потрогать чистые ручки друг у друга, в контакте со взрослым или проверить животики (пустые или полные), а после еды сделать имитацию роста ребёнка.5шаг – похвала. Хвалить надо за все и всегда. Похвалы много не бывает. Похвалу обязательно надо сочетать с поглаживанием по голове, по спине, рукопожатием, объятием, взъерошиванием волос, похлопыванием по плечу и т. д.1. «Хвалилки»Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.6шаг – родительские Cобрания или любые формы работы с родителями посвященные телесному общению. Родительская любовь – источник и гарантия эмоционального благополучия человека.1. «Мама (папа, хозяин) дома? Гармонь готова? Можно поиграть?»Такие вопросы задает взрослый ребенку. Если ребенок на вопросы отвечает «Да», то взрослый имитируя игру на баяне, перебирая своими пальцами по бокам ребенка (щекоча его). Ребенок смеется, увертывается от рук взрослого.Во время этой игры активизируется внимание ребенка (он переживает чувство радости от взаимоотношений со взрослым, задействована тактильная чувствительность.2. «Совместная ходьба»Ребенок стоит лицом ко взрослому или спиной к нему и ставит свои стопы на стопы взрослого. Взрослый прижимает ребенка к себе и они вместе идут.В процессе этой игры у детей активизируется внимание, сосредоточенность на совместном действии, тактильная и мышечная чувствительность. Партнеры учатся настраиваться друг на друга для совместного движения.3. «Ватрушки»Ребенок сидит или стоит спиной к взрослому, взрослый, выполняя легкое постукивание кулачками по спинке ребенка говорит такие слова: «Ушки, ушки, ушки! Мы печем ватрушки, а ватрушки в печи. С чем ватрушки?» Ребенок отвечает: «С вареньем (с медом!» - взрослый выполняет поглаживание спинки ребенка движением снизу вверх, к плечам. Если ребенок отвечает, например: С творогом – взрослый выполняет легкое пощипывание спинки ребенка снизу вверх. Если, например с сахаром, взрослый выполняет легкое, приятное постукивание пальчиками спинки ребенка.7шаг – Часто используем различную музыку. Общие движения способствуют еще большему сближению детей и взрослых;“Танец чувств”Танец лучше всего помогает снимать усталость, бороться со стрессом, снимать психоэмоциональное напряжение. Для такой игры-упражнения необходимо подобрать отрывок из спокойного классического произведения, а также подготовить вспомогательный материал: вырезать и раскрасить осенние листья из бумаги, собрать связки из разноцветных лент, надуть воздушные шарики и т.д. Для каждого случая можно придумать свою историю и свой танец: танец осенних листочков, танец ветра, танец облаков и т.д. Можно дать ребенку возможность танцевать одному или предложить придумать танец в паре. Главное — выполнять движения не механически, а с душой, с чувствами. Ребенок должен постараться представить себя этим листиком, шариком или ленточкой, вложить в движения все свои эмоции. Предложите дошкольнику по завершению музыки придумать себе позу, застыть в ней.8шаг – Автоматизация «ритуалов».Проходит какое-то время, и дети уже сами идут на контакт. Они обязательно подойдут утром, чтобы дотронуться до воспитателя. Сами напомнят ритуал перед или после еды или перед сном. Между собой будут играть дружнее, использовав тактильные прикосновения.9шаг – Самостоятельное использование прикосновений в любое время.10шаг – Творчество в использовании прикосновений. Дети придумывают приветствия, способы похвалить и пожелания.11шаг – Единство (единение).В результате дети в группе подружаться и научатся сплачивать всех окружающих, заражая их своим положительным эмоциональным состоянием, а значит психологическим здоровьем.
