Публикации Программа ЛДП "По страницам боевой славы" в виде сюжетно-ролевой игры "Путешествие по городам героям"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа ЛДП "По страницам боевой славы" в виде сюжетно-ролевой игры "Путешествие по городам героям"
Автор: Мазина Татьяна Сергеевна

Утверждаю __________________ М. А. СорокинаМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЛЕНЬКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛАЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ «СОЛНЫШКО»ЛЕНЬКОВО, 2025Содержание программы
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
  • АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
  • В период с 3 по 21 июня 2024 года в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Солнышко» была реализована комплексная, краткосрочная программа «Нескучно о научном». Участниками смены стало 33 ребенка в возрасте от 7 до 11 лет включительно, из семей различных категорий.Ключевая идея смены состояла в раскрытии внутреннего потенциала каждого ребенка через создание условий, способствующих их самореализации, пропаганде здорового образа жизни.Достижение цели осуществлялось посредством игрового сюжета. Игра придала эмоциональную окраску всему происходящему, создала атмосферу сотворчества, учила принимать решения, помогала общаться. Поддержанию интереса к игре способствовали благоприятный эмоциональный климат и физическая активность детей. Деятельность детей в рамках программы организовывалась по следующим направлениям:
  • Организационное - создание условий для развития лидерских качеств.
  • Интеллектуальное – создание условий для развития интеллектуальных способностей детей.
  • Спортивно-оздоровительное - создание условий для оздоровительной работы и формирование здорового образа жизни.
  • Экологическое – создание условий для формирования экологического воспитания у ребят
  • Творческое - создание условий для развития творческих способностей детей.
  • Патриотическое - создание условий для формирования чувства патриотизма и личной ответственности за будущее России, своей малой Родины.
  • С целью анализа удовлетворенности работой смены ребятам была предложена анкета. Анализ анкетирования позволил сделать следующие выводы:
  • Воспитанники высоко оценили культурную программу, организованную в лагере;
  • Самыми интересными были названы: (80%) спортивные, игровые программы, интеллектуальные игры, (20 %) просмотр мультфильмов, игровые шоу.
  • Родители выделили следующие положительные стороны работы пришкольного лагеря: * Обеспечение безопасности детей – 100%, * Разнообразная культурная программа – 100%, * Укрепление здоровья детей – 100%, * Разнообразное и здоровее питание -100%. Заболеваемости, травматизма и правонарушений среди участников смены «Нескучно о научном» зафиксировано не было. Вместе с тем, в период смены педагогический коллектив столкнулся с такими трудностями как недостаточно осмысленное отношение детей к гражданско-патриотическим ценностям и невысокая творческая активность и инициативность детей.Таким образом, можно сделать выводы: 1. Содержание комплексной программы «Нескучно о научном» обеспечило удовлетворение запросов её участников и родителей (законных представителей) на оптимальном уровне; 2. Деятельность в рамках комплексной программы «Нескучно о научном» обеспечила её участникам: - сохранение и укрепление здоровья, - общефизическое и социальное развитие, - развитие коммуникативных, познавательных, творческих способностей, умение работать в коллективе; - условия для самореализации в творческой деятельности.
  • При разработке комплексной программы 2025 года необходимо обеспечить создание условий для формирования осмысленного отношения детей к гражданско- патриотическим ценностям и развития инициативности детей.
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Актуальность и новизна программы.
  • Организация летнего отдыха детей и подростков, создание условий для полноценного развития подрастающего поколения – одно из приоритетных направлений государственной молодежной политики.Право детей на отдых неоспоримо, и наше государство стремится всесторонне поддержать систему детского отдыха и оздоровления, что нашло свое отражение и в федеральных целевых и региональных программах, направленных на улучшение положения детей и подростков.Летний период – активная пора социализации учащихся. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Это пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья и развитие творческого потенциала.Лагерь с дневным пребыванием детей создаёт оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.Ежегодно в июне ребята начальных классов окунаются в бурлящую жизнь творчества, дружбы и радости в лагере дневного пребывания «Солнышко», организованного на базе МБОУ Леньковской основной школы.За многолетний опыт организации лагеря создана воспитательная система лагеря – все это позволяет получать положительные результаты. Каждый день в лагере насыщен разнообразными видами массовой, познавательно-досуговой, творческой, физкультурно-спортивной деятельности.Анализ работы оздоровительного летнего лагеря прошедших годов показал, что очень эффективной является работа, организованная в форме сюжетно-ролевой игры. Каждый год мы стараемся разнообразить работу лагеря, каждая программа имеет свое конкретное название и цели. За последние годы успешно реализованы: 2021 г - программа «Звездная экспедиция» (социально-педагогическая направленность); 2022 г - духовно-нравственное : «От Истоков до наших дней» (духовно-нравственная направленность), 2023 г – «Стать человеком» (гражданско – патриотическая направленность), 2024- «Нескучно о научном» (научно-техническая направленность)Проанализировав накопленный опыт по организации работы лагеря дневного пребывания, приняв во внимание пожелания и замечания родителей, а также в рамках Года Защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне мы решили создать программу «По страницам боевой славы». Определено приоритетное направление: формирование духовно – нравственных ценностей, значимых для личностного развития ребенка и доступных для его понимания: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье; развитие в ребенке гражданского самосознания через интеграцию патриотического воспитания с нравственно – этической, эстетической, экологической, физической культурой и здоровым образом жизни. Программа является краткосрочной, реализуется в течение одной лагерной смены и ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.Доступность, открытость и разноплановость программы поможет создать комфортный микроклимат в процессе проводимых мероприятий.Новизна программы «По страницам боевой славы», заключается:- в том, что она ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка, организацию активного, насыщенного отдыха детей, проведение работы по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни, воспитания активных граждан общества путем включения в реализацию проекта «Орлята России». Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья;- в использовании инновационных форм организационно-игровой деятельности (игровая модель «Путешествие по городам героям») по реализации идеи смены. Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами;
  • Адресность программы и сроки ее реализации
  • Программа рассчитана на детей 6,5 - 11 лет. В этом году участниками программы станут 25 детей, основной состав- учащиеся 1-4 классов, в том числе, дети из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, дети участников СВО, а также дети, с ослабленным здоровьем.По продолжительности программа является краткосрочной, т.к. реализуется в течение одной лагерной смены: со 02 по 27 июня 2025 года.
  • Цели и задачи программы
  • Говоря о постановке целей и задач программы, следует, прежде всего, отметить, что оздоровительная деятельность признается на уровне государства основой функционирования детских оздоровительных лагерей, а ее специфика определяется направленностью на формирование личностных компетенций.Основной ЦЕЛЬЮ программы является формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями; воспитание культуры общения, воспитание любви и уважения к своей семье, малой Родине, России, её истории, культуре, природе; развитие самостоятельности и ответственности.Обеспечение образовательного отдыха и продуктивного досуга конкретизируется в следующих ЗАДАЧАХ:
  • способствовать становлению ценностного отношения к своей Родине – России через включение ребёнка и детского коллектива в совместную познавательную, игровую и коллективную творческую деятельность;
  • расширять знания, формировать чувство сопричастности к истории страны и малой Родины;
  • формировать положительное отношение ребенка и детского коллектива к духовно-нравственным ценностям: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье;
  • формировать единый коллектив с эмоциональным климатом взаимопонимания и сотрудничества, толерантности и культуры общения, доброты и радости, способствующей успешной социализации детей.
  • способствовать развитию у ребенка навыков самостоятельности: самообслуживания и безопасной жизнедеятельности;
  • Предполагаемые результаты
  • общее оздоровление воспитанников, укрепение их здоровья;
  • осознаёт значимость совместной творческой, игровой, познавательной, физкультурно-оздоровительной (коллективной) деятельности;
  • ребёнок демонстрирует в деятельности полученные знания и позитивное отношение к своей семье, малой Родине, России, её истории, культуре, природе, способен обсуждать данные вопросы со сверстниками, вожатыми, другими взрослыми;
  • демонстрирует коммуникативные способности, направленные на взаимодействие с коллективом сверстников и взрослыми. положительное отношение ребенка к духовно-нравственным ценностям: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье;
  • ребенок демонстрирует базовые умения самостоятельной жизнедеятельности: самообслуживание, бережное отношение к своей жизни и здоровью, безопасное поведение.
  • СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Содержание сюжетной линии
  • Летом 2025 года воспитанники лагеря «Солнышко» становятся пассажирами одного из трех вагонов (отрядов) «Поезда Победы» -«Наследники Победы», «Патриоты России» и «Защитники Отечества». и совершают «Путешествие по городам–героям». Руководят жизнедеятельностью отрядов командиры. Ориентироваться в игровом пространстве карта, которую ребята обнаружили во время игры-вертушки «Посвящения в путешественники» (старт сюжетно- ролевой игры «Путешествие по городам героям») Руководит составом – начальник поезда (начальник лагеря), ему помогают гиды-экскурсоводы (воспитатели) и проводницы (вожатые). Каждый день ребята делают остановки в разных городах –героях. Посещая их на протяжении всей смены, участники знакомятся с истрией и достопримечательностями этих городов, участвуют в играх и мероприятиях, узнают больше о своей Родине в годы Великой Отечественной войны.В течение смены дети «копят медали», активно участвуя в лагерной жизни, выигрывая в различных соревнованиях, не нарушая правил и помещают их в свою «Зачетную книжку юного путешественника». Медали в конце смены можно обменять на ордена: 5 медалей – 1 орден. По количеству «орденов» определяются претенденты на получение «Памятной награды 80 лет Победы»Также ежедневно оценивается участие отрядов в мероприятиях и общелагерных делах. За победу и активное участие команды получают «Флажки», которые в конце смены можно обменять на «Флаг Победы». (3 флажка – 1 «Флаг Победы») Команда набравшая наибольше количество «Флагов Победы» получит право первой выступить на Параде Победы. ГлавнаяИгровая модель завершается «Парадом Победы» (закрытие смены).
  • Механизм реализации игрового сюжета
  • Для данной сюжетно- ролевой игры очень важно проявление уникальности каждого участника проекта, раскрытие в нем творческого потенциала, формирование приоритетности здорового образа жизни. Логика развития игрового сюжета строится на основе логики вхождения ребенка в игру: 1 этап - знакомство в рамках малой общности – отряд , выход на сцену в группе (роль аморфна и не является главной, все участники как бы составляют роли второго и третьего плана;2 этап – комбинация коллективной и индивидуальной деятельности (спортивные соревнования, творческие конкурсы)3 этап – представление проявлений способностей ребенка широкой аудитории (закрытие смены)
  • Этапы развития игрового сюжета
  • Организационная структура смены
  • Физкультурно- оздоровительная деятельностьКоллективно - творческая деятельностьПродуктивная деятельностьИгровая деятельностьПроектная деятельностьПсихологопедагогическая деятельностьВажное место в содержательной составляющей педагогического проекта занимает пропаганда здорового образа жизни. Организационная структура смены простраивается таким образом, чтобы у ребенка формировалась потребность к содержательно – насыщенной деятельности в течении всего дня, что позволяет направить эмоции ребенка в позитивное русло и увести его от проблем наркомании, алкоголизма и табакокурения.
  • Распорядок дня
  • Тематическое планирование смены
  • Важным направлением работы лагеря является работа мастер – классов (приложение 2), что способствуют расширению кругозора, развитию познавательный интересов и творческих способностей детей. Содержание работы кружков и творческих объединений соответствуют содержанию программы «По страницам боевой славы»:
  • Хореография: военный танец
  • Юный театрал: память сквозь поколения
  • Умелые руки: символы победы
  • Программа каждой мастерской предполагает проектную деятельность, результат которой будет представлен на «Параде Победы» в день закрытия лагерной смены.
  • Система стимулирования
  • Система стимулирования развития деятельности , индивидуального роста включает два уровня : 1 уровень – индивидуальный. В течение смены ребята стараются накопить наибольшее количество «медалей» (активно участвуя в лагерной жизни, выигрывая в различных соревнованиях, не нарушая правил), которые помещают в личную «Зачетную книжку юного путешественника». Медали в конце смены можно обменять на ордена: 5 медалей – 1 орден. По количеству «орденов» определяются претенденты на получение «Памятной награды 80 лет Победы "(3 человека) 2 уровень – командныйЕжедневно оценивается участие отрядовв мероприятиях и общелагерных делах. За победу и активное участие команды получают «Флажки», которые в конце смены можно обменять на «Флаг Победы». (3 флажка – 1 «Флаг Победы») Команда набравшая наибольше количество «Флагов Победы» получит право первой выступить на Параде Победы. Главная задача – обеспечить всех участников экипажа «Флагами Победы»Цвета флажков:Розовый – активность в общелагерных, отрядных культурно-досуговых мероприятиях, творческих делах;Синий – активность в физкультурно-спортивных мероприятиях;Зеленый – активность в экологической и природоохранной деятельности.Желтый – активность в интеллектуальных и образовательных мероприятиях.
  • МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  • Этапы реализации программыЦели и задачи педагогического проекта последовательно реализуются на следующих этапах:Подготовительный этап (январь- май 2025)
  • предпрограммная диагностика интересов и ожиданий детей, родителей, педагогов;
  • подбор педагогического персонала: разработка педагогического проекта смены;
  • подбор вожатых для работы в отрядах: разработка смысловой концепции отряда, символики, изготовление оформления отрядных мест, разработка организационно – методических материалов по своему отряду;
  • проведение вожатским отрядом теоретической и практической подготовки к работе, как правило, методом творческого практикума
  • формирование разновозрастных отрядов;
  • участие в семинаре, направленном на подготовку к летнему оздоровительному сезону;
  • оформление документации.
  • Организационный этап (02.06)Этот этап осуществляется непосредственно в рамках летней смены. Это короткий, но очень значимый в жизни лагеря период лагеря период. Основной деятельностью является:
  • С момента встречи детей воспитатели и вожатые демонстрируют стиль и тон отношений в лагере, включают детей в игру на местности, закрепляющую правила поведения и нормы взаимоотношений в лагере; знакомящую с территорией, условиями жизни и быта.
  • В лагере создается «атмосфера быстрого знакомства»: внешние атрибуты, специальные упражнения и игры на сплочение и запоминание особенностей друг друга, высокая насыщенность совместными действиями. Друг друга дополняют тестирующие игры (спортивные, творческие и интеллектуальные) и психологические процедуры установления атмосферы открытости, доверия, взаимного интереса и взаимопомощи. В то же время четко предъявляются распорядок дня, нормы поведения, дисциплинарные требования. День завершается продолжительной, эмоционально привлекательной процедурой «огонька дружбы» (знакомства), настраивающей на гуманистические ценности в общении и взаимодействии.
  • В оргпериод закрепляется образ лагеря и отряда в сознании ребенка, автоматизируются способы его существования в условиях смены, укрепляется уверенность в себе. Проходят традиционные ритуалы, творческие конкурсы, переживается опыт совместного создания праздника для всех.
  • В оргпериод производится запуск игровой сюжетной линии.
  • В ходе организационного периода воспитатели и вожатые разъясняют детям характер и смысл органов детского самоуправления в смене.
  • Основной этап ( 03.06-26.06)
  • Начинается со второго дня смены – дня разгрузки, восполнения эмоционального истощения от оргпериод. В этот день проводится серия упражнений на быстрое сплочение коллектива, выработку единых ценностей отряда. Стартует сюжетно- ролевая игра «Путешествие по городам - героям». В основной период активизируется проектная деятельность на различных уровнях (индивидуальная, групповая)
  • В остальном основной период сохраняет (содержательно) традиционный вид. Много спорта и свежего воздуха. В основном периоде чередуются формы работы спортивно – оздоровительного плана (спортивные и ролевые игры, состязания и др.) и интеллектуально- творческого плана. Эмоциональная насыщенность то повышается, то понижается. Деятельностная насыщенность остается максимальной, но с возможно более частыми ( до 2-3х раз в день) сменами видов деятельности в общелагерном масштабе. Ежедневные ритуалы поддерживают обстановку традиционного общения и деятельности в лагере, а ежедневные рефлексивные процедуры обеспечивают актуализацию и порождение индивидуальных смыслов происходящего.
  • Итоговый этап (27.06)
  • Подводятся итоги смены и переживается опыт общественной оценки индивидуальных заслуг ребенка, его самооценки и личностного роста.
  • Формируется образ лагеря как стимула саморазвития. Осознаваемый мотив: добиться большего в следующей смене.
  • Постлагерный этап
  • рефлексия;
  • самоопределение ребенка и его выводы по поводу того, оправдались ли его ожидания от смены;
  • анализ смены педколлективом;
  • участие педагогов в семинаре по подведению итогов лета 2025 г;
  • публикация методических материалов по итогам реализации программы «Путешествие по городам-героям» в СМИ, в сети Интернет.
  • Для успешной реализации программы необходимы определенные условия, наличие организационных и методических возможностей.
  • РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  • Кадровое обеспечение
  • Важной составляющей частью программы является кадровое обеспечение. В целом, программный кадровый педагогический состав ДОЛ «Солнышко» - это опытные педагоги, неординарные, творческие личности, обладающие хорошими коммуникативными и организаторскими навыками.Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.Старший вожатый осуществляют воспитательную работу, организуют активный отдых детей, несут ответственность за их жизнь и здоровье, осуществляют реализацию программы смены лагеря.Воспитатели организуют жизнедеятельность учащихся, отвечают за жизнь и безопасность ее участников, осуществляют реализацию программы смены лагеря, организуют работу детских объединений.Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.Для успешной реализации программы необходимы определенные условия, наличие организационных и методических возможностей.
  • Методическое обеспечение
  • Основа методического обеспечения программы «По Страницам боевой славы»: «Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей» (Приложение №2 к письму Минобрнауки России от 14. 04. 2011г № МД-463/06), Методика коллективной творческой деятельности И. П. Иванова, методические материалы программы «Содружество Орлят России».Программно-методическое обеспечениеВключает в себя:
  • Краткосрочная тематическая программа на летнюю смену 2025 г –«По страницам боевой славы»
  • Тематическое планирование с смены
  • Комплект информационно – методических материалов: методических разработок, сценариев, рекомендаций, публикаций и др. по тематике смены.
  • Информационно – аналитические отчеты, фотоотчеты и иные отчеты.
  • Режим работы лагеря.
  • Должностные инструкции педагогического персонала.
  • Нормативно – правовое обеспечение
  • В основе программы лежит следующая нормативная база:
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Декларация прав человека и гражданина Российской Федерации;
  • Федеральный закон «Об обрзовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Федеральный закон « О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  • Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;
  • Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» ГОСТ Р 52887-2007
  • Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Федеральные государственные образовательные стандарты;
  • СанПиН 2.4.4.2599-10. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ к устройству, дневным пребыванием детей в период каникул;
  • Закон по Нижегородской области от 31.10.2012 № 141-3 «О профилактике алкогольной зависимости у несовершеннолетних в Нижегородской области»;
  • Закон по Нижегородской области от 28 марта 2002 г. N 16-з «О профилактике наркомании и токсикомании»;
  • Закон по Нижегородской области от 09.09.2010 №23-З «Об ограничении пребывания детей в общественных местах»
  • Приказ Управления образования и молодежной политики аминистрации Лысковского муниципального районаот 17.03.2021 «О мерах по оргнизации отдыха. Оздоровления и занятости детей и молодежи в летний период 2025 года
  • Положение о лагере с дневым пребыванием детей «Солнышко»
  • Приказ по ОУ №29-о от 14.02.2022 «Об открытии лагеря с дневным пребыванием».
  • Штатное расписание ЛДП «Солнышко»
  • Материально – техническая база
  • Деятельность лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» осуществляется на базе здания МБОУ Леньковской основной школы. И включает в себя:
  • 2 игровые комнаты
  • спортзал
  • спортивная площадка
  • актовый зал
  • столовая
  • библиотека
  • Для организации культурно – массовой и спортивно- оздоровительной работы имеется:
  • спортинвентарь
  • настольные игры
  • аудио- видео аппаратура
  • канцтовары
  • СИСТЕМА ВНЕШНИХ КОНТАКТОВ ЛАГЕРЯ
  • СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
  • СИСТЕМА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
  • В течение работы лагеря медсестрой и воспитателями проводится рядпрофилактическое -оздоровительных мероприятий с детьми:
  • Зарядка на свежем воздухе;
  • Солнечные, воздушные ванны;
  • Совместная двигательная активность;
  • Подвижные и спортивные игры
  • В начале и в конце смены медсестра взвешивает и измеряет роста каждого воспитанника с целью выявления динамики веса. Также два раза за смену проводится осмотр детей на педикулез.К работе в лагере допускаются работники, имеющие прививку АДСМ, ФЛГ, медицинские книжки и прошедшие санитарный минимум.
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕБЫВАНИЯ В ЛАГЕРЕ
  • Психологическое сопровождение детей в условиях летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием включает грамотную организацию деятельности, обеспечивающую нормальное развитие детей, в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте и с учетом их интересов и способностей и опирается на следующие принципы: принцип субъектности (направленность на возбуждение самостоятельного осмысления событий и явлений);принцип ценности (выявление и раскрытие ценностного содержания окружающего мира);принцип системности (направленность на личностную целостность ребенка как носителя социальных отношений);принцип поля личностного влияния (создание духовного пространства (через эмоциональное насыщение, апелляцию к разуму детей, увлекательные формы приложения собственных физических и духовных сил), в котором разворачивается взаимодействие педагога с детьми);принцип свободы выбора (необходимость создания непрерывающейся ситуации выбора для ребенка). Каникулы – особое ценностное и деятельностное пространство образования, принципиально важное для развития и саморазвития детей. Основная особенность и отличие активного отдыха детей в период каникул от образовательного процесса в рамках школы связано с неформальным характером организации самодеятельности детей на основе принципов их самоопределения и самореализации. Эффективное выполнение воспитательных задач каникулярного отдыха достигается при соблюдении следующих условийпо организации: деятельность должна быть спланирована с учетом динамики развития временного детского коллектива: предлагаемые мероприятия и их содержание должны способствовать командообразованию, формированию жизнестойкости, а не провоцировать конфликтные ситуации и буллинг отдельных детей; по содержанию: деятельность должны быть разнообразной, СО-бытийной, эмоционально привлекательной, формирующей ценностно-смысловую систему личности детей; по технологии: организация разнообразной деятельности, в которой дети выступают в качестве организаторов и участников, а не зрителей (технология коллективно-творческой деятельности (далее - КТД), социальное проектирование, ролевая и деловая игра, работа во временных разновозрастных группах). Распространенная практика приглашения сторонних организаций для проведения мероприятий с детьми, в которых они выступают в качестве зрителей, не решает задачи командообразования, формирования коммуникативных навыков и ценностно-смысловой системы личности в связи с отсутствием межличностного общения внутри группы сверстников.При планировании каникулярной смены необходим баланс видов деятельности: развлекательной, познавательной, спортивной, трудовой, творческой, духовно-нравственной.Таким образом, психологическим сопровождением ребенка во время его пребывания в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания выступает грамотная организация деятельности, обеспечивающая нормальное развитие ребенка, в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте и с учетом его интересов и способностей.В работе с каждым возрастом формируются конкретные задачи, учитывающие особенности детей данного возраста .Возраст детей: 7 – 9 летЗадачи психологического сопровождения:
  • приобретение детьми навыков социального взаимодействия с группой сверстников;
  • развитие у детей навыков самоконтроля и саморегуляции;
  • усвоение детьми моральных норм, ценностей, правил поведения;
  • формирование “эмоциональной грамотности”;
  • содействие ребенку в поиске ресурсов в типичных трудных ситуациях.
  • Возраст детей: 10 летЗадачи психологического сопровождения:
  • развитие у детей навыков сотрудничества со сверстниками;
  • формирование умения правильно относиться к успехам и неудачам;
  • формирование уверенности в себе.
  • Выбор воспитателями и вожатыми методов и форм работы с детьми необходимо соотносить с динамикой развития временного детского коллектива, этапы которого соответствуют психологии развивающейся личности А.В. Петровского и представлены в таблице: Схема развития детского временного коллективаОсновной акцент психологической работы с педагогическим коллективом заключается в ежедневном анализе общего психоэмоционального состояния детей и обоснованной корректировки содержания запланированных мероприятий, а также в проведении комплекса мероприятий, направленных на профилактику их эмоционального выгорания.Психологическое сопровождение ведется по нескольким направлениям:1. Диагностическое;2. Коррекционно-развивающее;Содержание диагностики ориентировано на определение психологического климата во временном детском коллективе и психоэмоционального состояния детей (приложение)Содержание коррекционно-развивающей работы педагога- психолога зависит от запроса педагогов и вожатых отдельных отрядов, может быть вплетена в канву сюжета смены, выступать в виде самостоятельных психологических занятий с целым отрядом или ограниченным количеством детей (по результатам диагностики).Наиболее популярным и распространенным методом в работе этого направления является игротерапия. Игры для решения разных задач, возникающих в детском лагере (Приложение):
  • ОРГАНЗАЦИЯ ПИТАНИЯ
  • В лагере организовано двухразовое питание. Меню разработано на основании сборника рецептур для возрастных групп 7-11лет с учетом выполнения норм питания САНПиН 2.3/2.43590-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» и соответствует САНПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • А.В. Джеус, Л.В. Спирина, Л.Р. Сайфутдинова, О.В. Шевердина, Н.А. Волкова, А.Ю. Китаева, А.А. Сокольских, О.Ю. Телешева Программы смен «Содружество Орлят России» для проведения в детских лагерях Российской Федерации. – Краснодар, 2022
  • Афанасьев С., Комарин С. -Мы в школьном лагере: коллективно-творческие дела в школьном лагере \ метод. пособие для организаторов летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях. - Выпуск № 4\2001г.
  • Бухвалов В. А. «Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества». Москва, 2000
  • Интерактивные модели летнего отдыха. Н. Новгород, 2012
  • Коллективно-творческие дела в школьном лагере \ метод. пособие для организаторов летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях. - Выпуск № 5\2009г.
  • Журнал «Читаем, учимся, играем»
  • Журнал «Воспитание школьников»
  • Интернет ресурсы: «Инфоурок», «Педсовет», «Учительский портал» и т.д.
  • ПРИЛОЖЕНИЯПРИЛОЖЕНИЕ 11 отряд «Наследники Победы»Девиз: Достоин будь отца и деда, Тогда придёт к тебе Победа!2 отряд «Патриоты России»Девиз: Мы-патриотыпомним о чести!Родину крашесделаем вместе!3 отряд «Защитники Отечества»Девиз: За Россию, за народ,за Отечество-вперед!ПРИЛОЖЕНИЕ 2Механизм соуправления сюжетно – ролевой игрыСовет путешественников – орган соуправления сюжетно – ролевой игрой. В состав совета входят:
  • Начальник поезда – начальник лагеря;
  • Гиды-экскурсоводы - воспитатели;
  • Командиры отрядов – представитель детского органа самоуправления;
  • Совет командиров отрядов – координационный орган детского самоуправления. В состав совета входят командиры отрядов и их заместители.Деятельность Совета путешественников
  • Осуществление детского самоуправления в лагере.
  • Организация сюжетно – ролевой игры.
  • Помощь командирам в организации жизни отряда.
  • Поддержка традиций «Солнышка» и создание благоприятного эмоционального фона.
  • Обеспечение и отслеживание личностного роста путешественников.
  • Система самоуправленияВ основу детского самоуправления поставлен деятельностно- ориентированный подход, при котором вначале педагог определяет объём деятельности, который следует разделить с ребятами, и лишь затем формируется детское сообщество, способное реализовывать эту деятельность совместно со взрослыми.Принципы детского самоуправления: - добровольность; - включённость в процесс самоуправления всех групп детей; - приоритет развивающего начала для ребёнка; - повсеместное присутствие (участие ребёнка в принятии всех решений, касающихся его, с учётом степени его социализации в коллективе, возрастных и психологических возможностей); - доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); - открытость, честность взрослых в общении с детьми и недопущение использования детей в качестве инструмента достижения собственных целей; - ориентация на результат. Для оптимизации процесса детского самоуправления в смене предлагается ввести систему чередования творческих поручений (далее – ЧТП), основанную на двух простых правилах: «от меньшего к большему» и «от простого к сложному». Система ЧТП строится на разделении отряда на микрогруппы для выполнения творческих заданий и поручений, благодаря которым каждый ребёнок сможет проявить свои способности в различных видах деятельности. Согласно игровой модели в начале смены ребята договариваются о том, как назвать отряд, что может быть представлено на эмблеме их отряда, предлагают варианты того, что может быть включено в творческую визитку. Дальше в играх на сплочение ребята принимают ответственность за свои решения и за решения команды. Став путешественниками и приняв правила игры, дети объединяются в микрогруппы для решения общих задач, которые им предлагают (здесь могут быть представлены как творческие, так и рутинные поручения, которые реализуются на протяжении смены). В завершение смены ребята берут на себя посильные роли в организации общего праздника. Для решения задач, которые стоят перед ребятами, формируются микрогруппы по 3-5 человек. В процессе смены педагогу важно координировать формирование микрогрупп таким образом, чтобы каждый ребёнок попробовал себя в разных ролях. Таким образом, детское самоуправление проявляется в деятельности микрогрупп, посильной самостоятельности в принятии решений, выполнении тех или иных поручений и сопровождается взрослыми на протяжении всей смены. ПРИЛОЖЕНИЕ 4Тематическое планирование мастер классовХореография: военный танецЮный театрал: память сквозь годаУмелые руки: символы победыПРИЛОЖЕНИЕ 5Входящая диагностикаАнкетаАНКЕТА (в начале лагерной смены)Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
  • Твои первые впечатления от лагеря?
  • __________________________________________________________
  • Что ты ждешь от лагеря?
  • __________________________________________________________
  • Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
  • __________________________________________________________
  • В каких делах ты хочешь участвовать?
  • __________________________________________________________
  • Что тебе нравиться делать?
  • __________________________________________________________
  • Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
  • __________________________________________________________
  • Кто твои друзья в лагере?
  • __________________________________________________________– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………..Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………………Я хочу, чтобы…………………………………………………………………………….Я боюсь, что……………………………………………………………………………...Пожалуйста, напиши также:Имя…………………….. Фамилия………………………………Итоговая диагностикаАНКЕТА ( в конце лагерной смены)
  • Что ты ожидал (а) от лагеря? ________________________________
  • Что тебе понравилось в лагере? ______________________________
  • Что тебе не понравилось? ___________________________________
  • С кем из ребят ты подружился? ______________________________
  • Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему? _________________________________________________
  • Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену? ___________________________________________________
  • Было ли скучно в лагере?____________________________________
  • Было ли тебе страшно?_____________________________________
  • Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем? ___________________________________________
  • Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
  • __________________________________________________________
  • Что бы ты хотел(а) пожелать себе? ___________________________
  • Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
  • __________________________________________________________
  • Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.
  • _____________________________________________________________
  • Самое важное событие в лагере? Было или оно?
  • _____________________________________________________________
  • Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
  • _____________________________________________________________– Закончи предложения: Я рад, что _________________________________Мне жаль, что __________________________________________________Я надеюсь, что __________________________________________________Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________ПРИЛОЖЕНИЕ 6Игры на понимание и сплочениеИГРЫ НА ЗНАКОМСТВОБилетикиИграющие становятся лицом друг к другу, образуя два круга. Внутренний круг – это «билетики», внешний круг – это «пассажиры». В центре стоит безбилетный «заяц». По команде ведущего круги начинают двигаться в разные стороны. Ведущий кричит: «Контролер»! Билетики остаются на местах, а пассажиры должны найти свою пару. «Заяц» хватает тот «билетик», который ему понравился. «Пассажир», оставшийся без билетика, становится водящим – «Зайцем». При встрече «пассажир» и «билетик» знакомятся. Через некоторое время «пассажир» может ловить не только свой, но и любой понравившийся ему «билетик». Игру можно сопровождать музыкой.ПаспортКаждый ребенок получает задание изготовить паспорт (картонная карточка), по которому смогут все участники игры лучше познакомиться друг с другом. В паспорте содержится небольшая информация о владельце. (5–8 фактов). Каждый факт (внешность, интересы, детали личной жизни) описывается в одном предложении. Готовые паспорта складываются в большую шляпу или коробку и перемешиваются. Каждый участник вытягивает один паспорт и по данным, которые в нем описаны, старается узнать о ком идет речь. Содержание всех паспортов прочитывается вслух, и все участники игры стараются выяснить о ком идет речь.ИГРА НА СПЛОЧЕНИЕ ГРУППЫВосковая палочкаВыбирается желающий первым попробовать на себе этот захватывающий аттракцион. Он встает в центр круга, образованного остальными участниками. Круг должен быть плотным, игроки стоят, тесно прижавшись плечами друг к другу, выставив вперед ладони. Когда все готовы, игрок в центре круга закрывает глаза и начинает свободно падать в любом направлении прямо на руки товарищей, которые его слегка перебрасывают друг другу. Если ему удалось расслабиться и ощутить надежную поддержку всех игроков, он получит большое удовольствие от такого свободного перекатывания. Желательно, чтобы в аттракционе участвовали все.ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫЗдравствуйтеВсе встают в круг лицом плечо к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: «Здравствуйте». Можно еще назвать свое имя. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.НеводИгра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя «невод». Их задача – поймать как можно больше «плавающих рыб», т.е. остальных игроков. Задача «рыб» – не попасться в «невод». Если «рыбка» не смогла увильнуть и оказалась в «неводе», то она присоединяется к водящим. «Рыбки» не имеют права рвать «невод», т.е. расцеплять руки водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой проворной «рыбкой».Атомы и молекулыВсе играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке: они являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы – более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов. Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!», то это значит, что три игрока-«атома» сливаются в одну «молекулу». Если ведущий произносит: «Реакция идет по пять!», то уже пятеро играющих должны схватиться друг за друга. Сигналом к тому, чтобы молекулы вновь распались на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена». Если ребята еще не знают, что такое «атом», «молекула», «реакция», то взрослый человек должен популярно им объяснить. Сигналом для возвращения в игру временно выбывших игроков служит команда: «Реакция идет по одному».ИГРЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРА ГРУППЫПальчикиИграющие сидят на стульях. Ведущий показывает несколько пальцев на руке и ровно столько человек должно подняться. Ведущий проигрывает несколько комбинаций (2, 6, 1, 5…), наблюдая при этом, кто чаще встает. Таким образом, выявляются те, кому в организационный период можно поручать организацию дела, у кого можно найти поддержку. Это так называемая «совесть группы».ФигурыИграющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо всем закрыть глаза и, не размыкая рук построить квадрат, равносторонний треугольник, используя только устные переговоры. Ведущий может также сообщить, что эта игра на пространственное воображение и внимательность.Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает за тем, кто из ребят выступает в роли организатора перемещения. Из наблюдений можно сделать вывод о сплоченности группы, ее организованности, выявить лидеров.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВАГоловомячС помощью упражнения «Головомяч» можно развивать навыки сотрудничества в парах или тройках. Чтобы выполнить поставленную задачу, дети должны медленно и согласованно двигаться в паре с партнером. Это требует от них точного восприятия движений партнера. Каждый ребенок должен синхронизировать свой собственный темп с темпом своего партнера. Материалы: для каждой пары детей - мяч среднего размера. Инструкция: Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг против друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами, постепенно поднимаясь. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги.Когда дети научатся легко справляться с этой задачей, вы можете ее усложнить. Для этого можно объединять детей не в пары, а в тройки. А потом предложите детям опытным путем выяснить, с каким максимальным числом игроков можно поднять мяч головами.Анализ упражнения:- Что было наиболее сложным в этой игре?- С кем тебе поднимать мяч легче всего?- Что самое важное для того, чтобы мяч не упал?Двое с одним мелкомВ этой игре партнеры не должны разговаривать друг с другом. Общение между ними может быть только невербальным. Для того чтобы сделать атмосферу более приятной, в ходе игры должна звучать музыка — та, которая нравится детям.Материалы: Каждой паре нужны один большой лист бумаги (формат A3) и один восковый мелок (фломастер); в качестве сопровождения должна звучать популярная или классическая музыка (в зависимости от музыкальных вкусов детей отряда).Инструкция: разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом со своим партнером. Положите на стол лист бумаги. Сейчас вы одна команда, которая должна нарисовать картину. И рисовать вы должны одновременно одним и тем же мелком. При этом строго следуйте правилу, запрещающему говорить друг с другом. Вы не должны договариваться заранее о том, что будете рисовать. Оба человека в паре должны постоянно держать мелок в руке, не выпуская его ни на мгновение. Постарайтесь понимать друг друга без слов. Если захочется, вы можете время от времени поглядывать на партнера, чтобы увидеть, как он себя при этом чувствует и понять, что он хочет нарисовать. А вдруг он хочет нарисовать что-то совсем другое? Чтобы подбодрить вас, я приготовила небольшой сюрприз вы будете рисовать под красивую музыку. У вас три-четыре минуты времени. (Подберите музыкальную композицию на указанное время.) Как только закончится музыка, завершайте свою работу и вы.По завершении игры попросите команды показать получившиеся у них изображения.Анализ упражнения:- Что ты нарисовал, работая в паре со своим партнером?- Сложно ли было вам рисовать молча?Ковер мираИгра «Ковер мира» предлагает вам хорошую стратегию разрешения конфликтов в отряде с помощью переговоров и дискуссий. Само наличие «ковра мира» побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.Материалы: кусок не слишком толстого пледа размером 90 на , или мягкий коврик такого же размера, или несколько листов ватмана, соединенных в прямоугольник указанного размера. Кроме того, нужны фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное.Инструкция: сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими братьями или сестрами? О чем вы спорите здесь, в лагере, отряде? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если сталкиваются различные мнения?Я принесла для всех нас небольшой кусок ткани, который станет нашим «ковром мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы.Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед в центр круга, а на него — красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что Степа и Олег хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на «ковер мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре.) У кого есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему?После двух минут дискуссии предложите детям украсить «ковер мира»: «Сейчас мы можем превратить этот кусок пледа в «ковер мира» нашего отряда. Я напишу на нем имена всех ребят нашего отряда, а вы должны мне помочь украсить его».Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «ковер мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте «ковер мира» исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «ковер мира» без Вашей помощи. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Ковер мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.Анализ упражнения:- Почему так важен для нас «ковер мира»?- Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?- Почему недопустимо применение в споре насилия?- Что ты понимаешь под справедливостью?Корабль среди скалИгра дает детям возможность приобрести коммуникативные навыки, опираясь на интуицию и доверие к партнеру. Кроме того, эту игру можно с легкостью видоизменять применительно к любому возрасту.Материалы: повязка на глаза.Инструкция: Встаньте, пожалуйста, образуя большой круг. Сейчас я объясню вам, правила игры, и что каждый из вас должен будет делать. Все, кто образует круг, будут берегом. Они должны взять друг друга за руки. В середине круга находится море. Но это очень опасное море, поскольку в нем есть несколько скалистых утесов. Эти «утесы» чуть позже мы сделаем из стульев. Один из вас будет кораблем, а кто-то другой капитаном корабля. «Кораблю» мы завяжем глаза, и капитан будет управлять им с помощью одних только слов. При этом он должен будет так управлять кораблем, чтобы тот не налетел ни на один «утес». Любой из вас может сейчас сказать, что он хочет быть кораблем, и встать внутри круга на любое место, которое становится гаванью. В этой точке начинается путешествие. Тот, кто стал кораблем, должен попросить кого-нибудь из вас стать капитаном, который будет управлять кораблем в его пути через море между скалами. После этого мы завяжем «кораблю» глаза.Нам осталось еще выяснить, к какой гавани отправится корабль в путешествие. Любой из ребят, образующих «берег», может сейчас сказать: «Пусть корабль плывет ко мне». Теперь мы знаем почти все, что нужно, чтобы начать игру. Нам не хватает только скал. Сейчас еще четверо из вас могут сказать: «Мы хотим быть скалами». Эти ребята выходят в круг вместе со своими стульями и, устраивают на предполагаемом маршруте следования корабля такие скалы, через которые кораблю будет достаточно сложно добраться до гавани.Помогите «скалам» создать в меру сложные препятствия — такие, чтобы затруднить выполнение задания для «корабля» и «капитана», но не сделать его невыполнимым. Вы можете, конечно, регулировать количество «утесов» в зависимости от уровня развития и возраста детей. Иногда имеет смысл дать возможность «кораблю» и «капитану» сообща определить, сколько «скал» они хотели бы преодолеть. Такая возможность управлять игрой — отличный способ мотивации для детей.«Скалы» остаются сидеть на своих стульях внутри круга, а потом расскажут нам, задел ли их «корабль». Капитан же должен вести «корабль» очень осторожно, говоря ему, куда плыть. Он может давать, например, такие команды: «Сделай два маленьких шага вперед», «Сделай еще один шаг вперед», «Стоп!», «Повернись направо… Еще немного», «Сделай один шаг вперед», «Стоп!», «Сделай один шаг влево» и т.д. Когда «корабль» подойдет к конечной точке своего маршрута, «гавань» должна сказать «кораблю»: «Ты достиг цели», и радостно заключить «корабль» в объятия.Дети очень любят эту игру. Но, несмотря на это, каждый раз стоит отправлять в плавание не больше двух-трех кораблей, иначе дети могут устать.Анализ упражнения:- Что ты чувствовал, когда был «кораблем»?- Чувствовал ли ты себя достаточно безопасно со своим капитаном?- Что в следующий раз твоему капитану стоит делать по-другому?- Что было самым трудным для тебя как капитана?- Как часто твой «корабль» налетал на «скалы»?- Были ли «скалы» честным препятствием?- Что ты чувствовал, когда был «скалой», а «корабль» проходил совсем рядом с тобой?Танцующие рукиЕсли дети неспокойны или расстроены, эта игра дает им прекрасную возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.Материалы: большие листы оберточной бумаги (или старые обои), клейкая лента, цветные мелки или фломастеры. Игра сопровождается оживленной музыкой.Разложите оберточную бумагу длинной полосой на полу. (Другой вариант состоит в том, чтобы прикрепить листы клейкой лентой к столу и дать детям возможность рисовать стоя.)Инструкция: Возьмите, пожалуйста, каждый по два мелка. Выберите для каждой руки мелок нравящегося вам цвета. Закройте глаза, и когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге.Двигайте руками в такт музыке. Потом вы сможете посмотреть, что у вас получилось. (2-3 минуты.)ТриоБольшинство детей лучше всего учатся конструктивно взаимодействовать друг с другом, когда при этом они могут использовать все свое тело. Это прекрасная групповая игра с нарастающим уровнем сложности, в ходе которой дети могут научиться синхронизировать свои движения с движениями других детей.Материалы: пустые коробки или небольшие куски коврового покрытия.Инструкция: Я приготовила для вас сложное задание, выполняя которое, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом.Для начала мне понадобятся три добровольца. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки из-под обуви, одна коробка предназначена для его левой ноги, а другая для правой. Двое других ребят ставят по одной своей ноге в те же коробки: стоящий справа ставит твою ногу рядом с правой ногой того, кто стоит в центре, а стоящий слева ставит свою правую ногу в одну коробку с левой ногой соседа… Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров. Наверное, будет лучше, если они возьмут друг друга за плечи.Когда первая тройка успешно справится с заданием, можно подключить в эту группу еще одного ребенка. Если группа большая, имеет смысл начинать с двух или трех трио, к которым постепенно будут подключаться и другие дети. Тогда будет интересно выяснить, какая из групп сможет двигаться с большим числом участников. Подбадривайте детей, пусть они обсуждают друг с другом, как им поступить. При желании они могут меняться местами, чтобы их маленькая команда могла лучше справиться с заданием.Анализ упражнения:- Вам понравилась эта игра?- Что было труднее всего?- Смогли ли вы в своей команде сработаться друг с другом?ХвасталкиВремя от времени имеет смысл хвалиться перед самим собой своими успехами. Это позволяет людям вести позитивные внутренние монологи, особенно в сложных ситуациях. Инструкция: сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы можете быть успешным. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.Сейчас я расскажу, как будет проходить игра. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Главное, чтобы оно было важным для вас самих. Я подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это мое достижение. Тот, кому я расскажу об этом успехе, скажет: «Я рад за тебя.» Потом я сяду на свое место, а мой собеседник подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот в свою очередь тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит игру дальше. Вы поняли, как играть?Очень важно, что ребенок рассказывает о своих достижениях не всей группе в целом, а конкретному человеку, ведь для этого требуется гораздо больше мужества.Анализ упражнения:- Понравилась ли тебе эта игра?- Легко ли тебе было говорить о своих успехах?- Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят?- Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?Что важно для меняЭта игра способствует развитию взаимодействия между членами группы и дает каждому ребенку возможность представить себя другим детям. Материалы: бумага и карандаш каждому ребенку.Инструкция: Представьте себе, что вы с родителями надолго уезжаете, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Вам говорят, что вы можете взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для вас. Что вы выберете? Хорошо подумайте над этим и напишите названия этих вещей на листе бумаги. (5 минут.)Теперь встаньте и начните бродить по классу. Держите при этом свой лист бумаги перед собой так, чтобы остальные могли прочитать, что на нем написано. Пожалуйста, ходите молча и лишь читайте, что написано у остальных. Когда я крикну: «Стоп!», вы можете остановиться рядом с кем-нибудь из детей. Расскажите друг другу, почему вы выбрали именно эти три вещи. А теперь начните расхаживать по комнате…Дайте детям возможность походить примерно с минуту. Ограничьте время обмена мнениями примерно тридцатью секундами. Затем попросите детей вновь побродить в тишине, читая записи других одноклассников. После восьми сигналов «Стоп!» игру можно закончить.Анализ упражнения:- Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?- Чьи записи тебя удивили?- Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?Это почти пианиноВ ходе этого упражнения дети могут немного поэкспериментировать со своим голосом. Кроме того, необычная структура игры обеспечивает особую концентрацию детей на происходящем и заставляет их внимательно слушать друг друга. Конечно же, при этом развивается музыкальная эрудиция и способность творческого самовыражения. Оптимальный по сложности «инструмент» Вы можете составить из пятерых детей. Помогите детям придумать звучание и тональность их инструмента, а через некоторое время передайте им и роль Музыканта. После того, как вы несколько раз проведете эту игру, наверняка заметите, что дети становятся изобретательнее при выдумывании новых форм и окрасок звучания «инструмента».Инструкция: сегодня я хочу «построить» из вас такой музыкальный инструмент, какого в природе не существует. Разбейтесь, пожалуйста, на группы, по шесть человек в каждой. Пятеро из вас станут музыкальным инструментом, а один - музыкантом. Я помогу каждой группе начать работу.Начните работать с одной из групп, а остальные пусть пока посмотрят.Пусть кто-то один из вашей группы ляжет на пол. Клава, какой нотой, каким звуком ты хочешь стать? Этот звук ты можешь сейчас пропеть. Но помни, что эту ноту тебе придется в ходе игры пропевать много раз и делать это все время одинаково. (Попросите ребенка воспроизвести выбранный им звук.) Теперь пусть к Клаве присоединится следующий. Ложись, пожалуйста, перпендикулярно Клаве на пол и положи свою голову ей на живот. А ты каким звуком хочешь стать?Расположите всех пятерых детей «лесенкой» на полу так, чтобы каждый следующий положил голову на живот предыдущему. Пусть перед этим каждый ребенок продемонстрирует свой звук.Шестой будет Музыкантом. Потом он сможет поменяться местами с кем-нибудь из «инструмента». Поэтому постарайся заранее продумать свое собственное звучание… А теперь я покажу вам, как нужно «играть на этом инструменте». Когда я буду прикасаться к твоему лбу, ты будешь петь свой звук до тех пор, пока я не уберу руку. Таким образом, я буду «играть» одну ноту. Одной рукой можно «играть» только одну ноту. Если я буду «играть» двумя руками, то смогу извлечь из «инструмента» сразу два звука, они могут быть долгими или короткими.Продемонстрируйте разные возможности «инструмента» и передайте роль Музыканта шестому ребенку. Помогите затем и остальным группам сформировать свои «инструменты». Проследите за тем, чтобы в ходе игры как можно больше детей побыли Музыкантами.Анализ упражнения:- Понравился ли тебе «инструмент», частью которого ты был?- Что тебе понравилось больше всего?- Какой Музыкант лучше всех «играл» на вашем «инструменте»?
    -