Публикации Воспитание волевых качеств в цирковом искусстве

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание волевых качеств в цирковом искусстве
Автор: Лесина Алиса Викторовна

Методическая работаФормирование волевых качеств в цирковом искусствевыполнила: Лесина Алиса ВикторовнаСодержаниеВведение……………………………………………………………………3Глава 1 Теоретическая часть……..…………………………..…………...41.1 Структура и общие характеристики волевых качеств……………….41.2 Возрастные особенности воли младшего и подросткового возраста…………………………………………………………………………….61.3 Способы и средства формировании морально-волевых качеств занимающегося цирковому искусству……………….…………………….…...16Заключение……………………………………………………………….20Список литературы……………….……………...………………………..21Приложения…………...………….………………………………………..22ВведениеИндустриальная революция внесла в нашу жизнь много удобств связанных с решением ежедневных цикличных задач. Однако изобилие бытовой, транспортной, цифровой и другой техники привели за собой современные проблемы, связанные с растущим отсутствием необходимости проявлять волевые качества для удовлетворения первичных потребностей.Современная программа подготовки артиста цирка является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т. п., обеспечивающие процесс подготовки учащегося к достижениям им наивысших показателей. Интерес к цирковой подготовке повышает стремление тренироваться упорно и настойчиво, вкладывать все силы в достижение цели. В то же время систематические занятия - это мощный фактор, способствующий развитию лучших человеческих качеств, воспитанию смелых, сильных, выносливых и закаленных людей, подготовленных к труду и защите Родины.Актуальность темы заключается в необходимости изучения развития волевых качеств ребенка в процессе обучения (в частности школьника) через физические нагрузки занимаясь цирковым искусством. В последствии, это создает базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний, что обеспечит эффективность их применения. Так как развитие волевых качеств приводит к стабильному эмоциональному настрою ребенка, то это помогает ему лучше вовлекаться в процесс обучения. Что делает знания о развитии волевых способностей детей, необходимыми для дальнейшей организации педагогического процесса.Объект: процесс развития нравственно-волевых качеств в процессе занятий цирковым искусством у школьников.Предмет: формирование нравственных качеств в занятиях цирковым искусством.Цель: выявить возможности формирования нравственных качеств в цирковом искусстве.Задачи: 1. Проанализировать литературу по нравственному и физическому воспитанию школьников, сформировать понятийный аппарат;
  • 2. Раскрыть сущность и содержание развития нравственно-волевых качеств в структуре развития личности подростка;
  • 3. Разработать формы и методы формирования нравственно-волевых качеств личности подростка при занятиях цирковым искусством.
  • Глава 1 Теоретическая частьИзучаемая среда в которой формируется ребенокЦирковое искусство - это вид зрелищного искусства, в основе которого лежит выразительный номер состоящий преимущественно из трюков. Цирк соединяет в себе спорт и театр, танцы и дрессуру, каскадерство и фокусы. Выразительные средства цирка разнородны, в этом и состоит его основная специфика, а критерием мастерства служит субъективная оценка зрителем.Трюк — эффектный искусный маневр или технический прием, зачастую опасный для жизни и невозможный к выполнению неподготовленным человеком. Трюком можно выразить многое : раскрыть характер персонажа, показать возможности человеческого тела, дарить эстетическое удовольствие, продемонстрировать смелость и мастерство артиста. Именно трюки так завораживают и восхищают зрителя. Вторым по значимости является актерское мастерство (сценическое движение, пластика, хореография и даже сценическая речь). Также важными средствами выразительности являются: цирковой костюм, грим, декорации (в отличие от театра, декорации преимущественно служат реквизитом), сценический свет и музыка.Таким образом, цирк использует в своем арсенале разнообразные средства выразительности - как театральные (мастерство актера, костюмы, декорации, свет и звук), так и присущие чисто цирковому искусству (трюк, цирковой реквизит).1.1 Структура и общие характеристики волевых качествСуществует множество понятий воли. Однако все они сходятся в двух вещах, осознанности и целеустремленности. Считаю, что на основе существующих определений от разных авторов, предлагаю свое, воля - это способность человека добиваться цели, обусловленной осознанной необходимостью. Воля, как и другие психические процессы, формируется, развивается, меняется и корректируется в ходе возрастного развития человека, начиная с рождения и до самой смерти.Первые спонтанные желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Они быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый, сознательный характер.С малых лет действия ребенка носят в основном неустойчивый характер с мимолетными целями и лишь к четырем годам жизни приобретают форму т.н. борьбы мотивов. Но только с планомерной работой над собой действия начинают приобретать более осознанный характер.Мотив — это то, что побуждает человека к действию.Цель — то, чего человек стремится достигнуть в результате действия.Соответственно, каждый раз, когда мотив побуждает к достижению цели, мы развиваем в человеке целеустремленность и соразмерно волю. Проявляется оно в волевом поведении человека или способности подчинять свои действия своему сознанию. В овладении волевым поведением помогает развитие волевых качеств.В настоящее время в психологии принято считать основными волевыми качествами, следующие: целеустремленность — это подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы для ее достижения, планомерное и неуклонное ее осуществление.решительность — способность своевременно принимать обоснованные решения и без мнимых задержек переходить к их выполнению;настойчивость — способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели преодолевая всякие препятствия на пути к ней;выдержка — способность постоянно контролировать свое поведение. Умение воздержаться от ненужных действий;мужество (смелость) — готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни или личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания, лишения;и наконец, самостоятельность и дисциплинированность, где самостоятельность — подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям, а дисциплинированность — осознанное подчинение своего поведения общественным правилам. Высокое развитие этих качеств в просторечии принято называть силой воли (стоит остановиться на этой общей фразе, которую мы специально избегаем так как она ничего не раскрывает и соответственно не представляет научной ценности), в науке же по приблизительному смыслу принято использовать такое определение, как волевая регуляция — это сознательное управление не только своим поведением, но и своими мыслями, чувствами, желаниями. Так же волевое усилие особое состояние нервно-психического напряжения мобилизующего физические, моральные и интеллектуальные силы человека.Интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов: 1. Моральная устойчивость личности2. Степень общественной значимости поставленных целей3. Установка по отношению к действительности4. Уровень самоорганизации личностиПроявить волевое усилие, преодолевая препятствия различной степени трудности, – это значит прежде всего преодолеть, превозмочь самого себя, то есть, как выражаются в спорте, действовать через "не могу", "не хочу", "не выдержу".Выдержка и самообладание проявляются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.Трудности возникающие в достижении цели делят на две категории внешние — не зависящие от человека, объективные препятствиявнутренние — зависят от самого человека, от нежелания что-то делать.1.2 Возрастные особенности воли младшего и подросткового возрастаОсобое значение в процессе занятий цирковым искусством, нужно уделять развитию волевых качеств ученика, так как любые достижения это, в первую очередь, результат усилия воли.В воспитании воли у школьников тренеру необходимо придерживаться следующих правил:1) начинать с незначительных трудностей, постепенно повышая их интенсивность. Легкие задания на начальной стадии способствуют формированию уверенности у школьников;2) вызывать у занимающихся стремление выполнить поставленную задачу;3) создавать уверенность, что трудное задание выполнимо;4) вызывать у занимающихся быстрые и энергичные движения;5) требовать, чтобы занимающиеся выполняли задание с сосредоточенным на упражнении вниманием;6) добиваться результативности при выполнении заданий, помня, что усилия, затраченные впустую, разрушают способность к волевому усилию.Важным и необходимым условием воспитания воли является самовоспитание. Кроме того, что тренер, используя физические упражнения, воспитывает волю у занимающихся, они должны еще и самостоятельно уметь ставить цели и достигать их. Самовоспитание воли начинает проявляться у некоторых учеников в подростковом возрасте, достигая высокого уровня в старшем школьном возрасте.Тренеру не следует забывать, что процесс самовоспитания воли у школьников не должен уходить из-под внимания педагога и в определенной степени им нужно управлять. Учащиеся (младших классов) должны быть ознакомлены с принципами самовоспитания, представленными для постоянного обозрения (в коридоре, в спортивном уголке, в зале и т. д.).Основные принципы самовоспитания:1) научиться владеть собой, делать не то, что хочется, а то, что нужно;2) совершенствоваться всегда и во всем, делать все наилучшим образом, точно, аккуратно, предвидя результаты и последствия своих действий;                                                                                                                  В одних случаях воспитание воли осуществляется стихийно. Учитель физкультуры специально не планирует работу по воспитанию воли. Отсюда и незначителен воспитательный эффект. В других случаях воспитание воли осуществляется сознательно. И учитель физкультуры, и сами учащиеся заинтересованы в этом и работают в содружестве. Эффект здесь выше и обусловлен планированием процесса воспитания и контролем за его выполнением.Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы умело подбирать и ставить сложные, но преодолимые для ученика препятствия, постепенно повышая степень их трудности.Развитию волевых качеств способствуют учебные занятия, в процессе которых от учащихся в состоянии утомления требуются проявления новых усилий, сосредоточенности, концентрации внимания. Широкое распространение при воспитании волевых качеств получили упражнения, выполняемые с различными отягощениями. Эффективным средством воспитания волевых качеств является соревновательный метод.Очень важное значение для развития воли — знание подхода и методик  всех  возрастов учащихся.У школьников 1-3-го классов заметно растет умение проявлять волевые усилия, что наглядно проявляется в их умственной деятельности. Начинают формироваться произвольные умственные действия намеренное запоминание и припоминание учебного материала, произвольное внимание, направленное и устойчивое наблюдение, упорство в решении мыслительных задач.Если в 1-м и 2-м классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, в том числе и учителя, то уже в 3-м классе они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. При необходимости воздержаться от какого-либо действия дети сами создают условия, исключающие привлекательные действия, например отворачиваются, чтобы не посмотреть на интересные картинки, запрещенные для рассматривания, или берутся за другое дело.Самостимуляция в этом возрасте используется достаточно широко, но в подавляющем большинстве случаев она диффузная, не подкреплена нравственными принципами. Школьник может проявить настойчивость в учебной деятельности, при занятиях физкультурой, только при наличии интереса к этому. Школьники со слабым уровнем развития воли проявляют высокую и достаточно устойчивую активность в изучении предметов только при наличии интереса к ним, а при изучении нелюбимых предметов высокая и устойчивая активность проявлялась только школьниками с высоким уровнем развития воли. У детей в этом возрасте еще не развиты волевые механизмы достаточной силы, способные побороть влияние мешающих делу сильных эмоций, внешних воздействий. Часто школьники младших классов проявляют волевую активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, и прежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе и учителя.У младших школьников в определенной мере развита и самостоятельность. Однако их самостоятельность проистекает чаще всего от импульсивности вследствие возникающих у них эмоций и желаний, а не в результате критического осмысления ситуации и своей роли в ней.Высокая подвижность детей 6–10 лет может отрицательно сказываться на воспитании волевых качеств. Младшим классам необходимо давать достаточно трудные, но доступные для них упражнения. Попытки выполнить недоступные упражнения будут оказывать отрицательное влияние на воспитание волевых качеств. Большое значение для проявления воли имеет самооценка, которая в названном возрасте только формируется. Поэтому переоценка либо недооценка своих возможностей отрицательно сказывается на проявлении волевых качеств (смелости, решительности и др.).Нарастающее стремление к самостоятельности и развитие самосознания нередко толкают школьников младших классов на намеренное неподчинение общим правилам. Такое поведение они считают проявлением своей взрослости и независимости. Часто, защищая свои решения, суждения и поступки, школьники проявляют упрямство. Даже зная, что они не правы, школьники горячо отстаивают свое мнение. Проявление упрямства младшие школьники расценивают как проявление ими упорства, настойчивости. Поводом для проявления упрямства в учебной деятельности является конфликт между учащимся и учителем, например по поводу «несправедливо выставленной отметки». Чаще всего это происходит в том случае, когда учитель не мотивирует выставление той или иной отметки или, постоянно порицая ученика, не замечает его усилий, не поощряет его. В этом случае упрямство возникает как протест и проявляется в нежелании подчиняться требованиям тренера.Нельзя не отметить и проявление уже в 3-м классе высокого уровня такого волевого качества, как решительность, которая в определенной мере может быть связана со все еще достаточно высокой в этом возрасте импульсивностью.Проявление смелости младшими школьниками во многом зависит от того, находится ли ребенок в группе сверстников или ему приходится проявлять смелость одному. Как известно, родителям, пытающимся обучать плаванию своих детей, очень часто не удается завести детей на глубину и заставить их лечь на воду. Однако при обучении плаванию первоклассников на уроках физкультуры все дети смело прыгали в глубокую воду, независимо от того, имелись у них типологические особенности, предрасполагавшие к проявлению боязливости, или нет. К примеру, у совершеннолетних, влияние группы не сказывается на проявлении смелости: при обучении плаванию на занятиях по физкультуре была выявлена четкая зависимость между типологическим комплексом трусливости и несмелым поведением студентов в начальном периоде обучения.У младших школьников возрастает выдержка (сдержанность), умение сдерживать свои чувства. Выдержка проявляется сначала в подчинении требованиям взрослых. Появляется и закрепляется она именно в младшем школьном возрасте, когда правила поведения в школе начинают регламентировать поведение детей.В. Ф. Иванова, изучавшая выдержку у школьников младших классов, отмечает, что если первоклассники имеют еще поверхностные, отрывочные представления о выдержке, слабо осознают свои возможности в ее проявлении и, стремясь быть выдержанными, руководствуются связанными с ближайшей перспективой мотивами, то ко второму классу у них увеличивается способность сдерживать свои побуждения, мотивы сдержанного поведения в какой-то мере становятся связанными уже с отдаленной перспективой.Второклассники уже применяют и некоторые приемы самостимуляции, самоободрения, воспоминания о героях прочитанных книг. У учащихся третьих классов многие элементы сдержанного поведения автоматизируются, оно проявляется уже в нескольких видах деятельности.Девочки более сдержанны, чем мальчики, у которых импульсивность сильнее. Авторы объясняют это особым положением девочек в семье, где они выполняют ряд домашних поручений по организации быта и имеют больше ограничений, что способствует воспитанию у них сдержанности. В то же время школьники младших классов еще не умеют владеть собой и сдерживать резкость тона, развязность поведения или эмоциональную возбужденность, вызванные случайными обстоятельствами. Отсутствие выдержки проявляется и в преобладании непроизвольного внимания над произвольным, что приводит к легкой отвлекаемости детей от учебных заданий, т. е. к непреднамеренному нарушению учащимися младших классов дисциплины.Третьеклассники проявляют инициативность в игре и учении лучше, чем в труде. Упорство у младших школьников развито еще слабо. Мальчики могут проявить упорство в подвижных играх, физической работе, но у них может не хватать его при выполнении домашнего задания или для того, чтобы дисциплинированно вести себя на уроках.В этом возрасте, происходит коренная перестройка структуры волевой активности. В отличие от школьников младших классов подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции (самостимуляции). В то же время волевая сфера подростков весьма противоречива. Это связано с тем, что при значительно возросшей общей активности подростка механизмы его волевой активности еще недостаточно сформированы. Внешние же стимуляторы (воспитательные воздействия и пр.) в силу критичности подростков, их стремления к независимости воспринимаются иначе, чем в младшем школьном возрасте, и поэтому не всегда вызывают соответствующую волевую активность. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства, отчасти это связано с тем, что вследствие утверждения своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения советы взрослых воспринимаются критически. Настойчивость проявляется только в интересной работе.Приходящийся на этот возраст процесс полового созревания существенно изменяет нейродинамику (увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигает баланс в сторону возбуждения), что тоже приводит к изменению волевой сферы. Преобладание возбуждения над торможением затрудняет применение запрещающих санкций, основанных на соображениях морали, снижается выдержка, самообладание.Возрастает смелость (которая в этот период вообще достигает наибольшего проявления). Под влиянием патриотических чувств подростки могут совершить даже героический поступок, что неоднократно наблюдалось во время войн и чрезвычайных ситуаций.В то же время, подростки 12-14 лет переоценивают уровень развития у себя волевых качеств, особенно терпеливости и энергичности. У школьников 12 лет наблюдается дисгармония в развитии основных волевых качеств, но уже в 13 лет появляется некоторая гармония. Пятнадцатилетние подростки в целом адекватно оценивают развитие у себя основных волевых качеств самооценка и оценка со стороны группы совпадают. Но эти подростки склонны к переоценке настойчивости, самостоятельности, целеустремленности.В 13-15 лет у учащихся заканчивается формирование познавательной сферы. У ребят повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом. В силу высокого уровня развития мыслительных процессов у старшеклассников ярко выражено стремление к самосовершенствованию и самопознанию, сознательному обучению и тренировке. В этом возрасте проявляется достаточно высокая волевая активность, проявляется настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Ориентированность обучения в этом возрасте идет по пути усиления тренировочной направленности уроков.Воспитание чувства коллективизма, ответственного отношения к общему делу создает хорошие предпосылки для волевых проявлений. На значение коллектива и коллективистских настроений в воспитании воли указывали многие психологи: А.В. Веденов, А.Б. Запорожец, К.Н. Корнилов , В.А. Крутецкий и др. Во многих исследованиях, например, установлено, что групповой (командный) соревновательный мотив стимулирует проявление силы воли в большей мере, чем индивидуальный.Необходимым условием воспитания волевых качеств подростков является постоянная требовательность в сочетании с одобрением, убеждением, разъяснением значения в жизни воли, теоретическими знаниями в этой области.Проявление волевой активности у старшеклассников осуществляется, в основном, по принципу самостимуляции. Достигают высокого уровня такие волевые качества, как настойчивость, целеустремленность. Учащиеся становятся более выдержанными, чем подростки. Однако такие волевые качества, как самостоятельность и инициативность, если они были недостаточно сформированы ранее, не находят должного развития. Регулярные занятия физическим трудом позволяют получить максимальный результат.Юноша-старшеклассник должен быть достаточно физически развит, чтобы при стечении жизненных обстоятельств быть готовым к защите Родины, к защите своей семьи и собственного достоинства. Осуществляя принцип гуманизации педагогического процесса, на практике необходимо создать ситуации, которые помогают учащимся почувствовать собственную значимость, акцентировать внимание на преодолении себя связывая с мужественными поступками. В процессе учебной деятельности пытаться воспитывать у учащихся положительное отношение к предстоящим трудностям, связанным со вступлением во взрослую жизнь. Проводить сюжетно-ролевые уроки, в которых учащийся проигрывает ситуации, встречающиеся во взрослой жизни. Такие уроки обогащают личностный опыт школьников, позволяют моделировать поведение в различных ситуациях. Итоговый анализ результатов деятельности занимающихся должен проводиться как в конце каждого занятия, так и после каждого соревнования, что требует от педагога определенного такта, чтобы у занимающихся повышался интерес к осваиваемому учебному материалу и к спорту в целом. Основным условием осуществления названных функций является контакт и взаимопонимание преподавателя и занимающихся.Занятия цирковым искусством с подростками имеют особенности: 1. Акцентом на закрепление и совершенствование основных двигательных качеств, на подготовку к сдаче нормативных требований учебной программы.2. Использованием нестандартных условий при обучении навыкам и умениям, совершенствованием их, включением упражнений, требующих принятия решений в сложных и неожиданных ситуациях.3. Разнообразием занятий с различными помехами и дефицитом времени, при максимальных физических и психологических нагрузках (заучивание сложных элементов и комбинаций требующих большей высоты или скорости), что положительно сказывается на координации.Таким образом, сложный процесс взросления обусловлен многими факторами. Биологическое и психическое строения имеют разные этапы созревания, где индивидуальная особенность каждого организма ребенка должна педагогом обязательно учитываться, чтобы в дальнейшем подготовить его волевые качества к жизни в социуме.1.3 Формы и средства формирования морально-волевых качеств личности занимающихся цирковым искусствомШкольники при занятиях цирковым искусством испытывают те же сложности, что и школьники в спорте. Отличием могут являться разнообразие предметов. Цирк исторически складывался как пристанище для кавалеристов, спортсменов закончивших с карьерой, актеров, дрессировщиков, фокусников, каскадеров, певцов, танцоров и всех тех кто в совершенстве владел каким-то ремеслом способным развеселить публику.Направления изучающиеся в Детской цирковой школе искусств им. В.М. Агарева: гимнастика, акробатика, эквилибристика, жонглирование, хореография, театральное мастерство.Требования по каждому из предметов значительно занижены, нежели у профильных гимнастов или акробатов, однако ставка делается на разностороннее развитие качеств ребенка. Так же у каждого ребенка есть ряд особенностей гарантирующих ему успех в том или ином жанре. В жонглировании, например, в котором важна усидчивость, умение концентрироваться на постороннем предмете быстро изменяющемся в пространстве, а так же развитие мелкой моторики, в акробатике на первый план выходит контроль скорости тела, мышечная координация, а так же способность самому очень быстро ориентироваться в пространстве. Схожесть же состоит в том, что каждый элемент требует наработки, вплоть до того, что сложные трюки такие как двойное сальто или жонглирование пятью булавами требуют нескольких лет тренировки, а для кого-то данная планка останется недостижимой. В этом случае, для тренера на первый план выходит умение видеть задатки ребенка, а так же преобразование их в талант.Такой сложный процесс невозможен без выработки реальных, плана и методов в формировании воли у учащихся.В начале любой программы следует указать цели и задачи физического совершенствования: перспективную цель (на 3-4 года вперед), годичную (общую и по периодам тренировки), очередные или ближайшие задачи. Затем рекомендуется поставить перед собой конкретные задачи и описать пути и средства решения каждой из них. Затем с учетом слабых сторон в развитии волевых качеств наметить и записать в тетрадь задачи, пути и средства самовоспитания этих качеств. Необходимые пункты:1. Наметить при выполнении физических упражнений систему препятствий и трудностей, преодоление которых требует проявления запланированного волевого умения. Имеется в виду: длительная физическая нагрузка и борьба с утомлением; риск и опасность, ограниченность времени на принятие и выполнение решений; повышенная ответственность за исполнение двигательных действий; необходимость действовать по личному почину.2. Предусмотреть благоприятные условия для выполнения физических упражнений, которые стимулировали бы активность по преодолению препятствий и трудностей. Таковыми могут быть, например, занятия на красивой местности, помощь и страховка, соревновательный или игровой метод тренировки.3. Отработать и начать использовать индивидуально пригодные приемы самостимуляции волевых усилий:
  • а) мобилизующие приемы, логически обосновывающие необходимость выполнения намеченных действий (самоубеждение, обращение к чувству долга и др.), вызывающие стенические переживания (самоободрение, самопобуждение, игра на самолюбии и др.), принуждающие непосредственно к действиям (самоприказание, самозапрещение);
  • б) организующие приемы, связанные с отвлечением, переключением, распределением и сосредоточением внимания, идеомоторной подготовкой, регуляцией дыхания и др.
  • 4. Установить обязательные для себя правила в воспитании целеустремленности (поставил цель - иди к ней твердо; выполнение плана - основа успеха; окончил день - подведи итоги), настойчивости и упорства (делай не то, что нравится, а то, что нужно; препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать), решительности (сначала пойми - потом решай; если решил - делай), выдержки и самообладания (научись владеть собой; делай все и всегда наилучшим образом), самостоятельности и инициативности (не полагайся только на тренера, пусть даже самого лучшего; не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание, - действуй по собственному почину; будь самым строгим судьей для самого себя).5. Пополнить свои знания с целью наиболее квалифицированного решения поставленной задачи (изучение специальной литературы и опыта других спортсменов, наблюдение, экспериментирование, консультации у специалистов и т.д.).6. По каждому пункту эффективнее будет включить систему поощрений и наказаний от «выполнения заданий за приз» до «тренировка сама по себе награда»2. Формы и средства формирования морально-волевых качеств личности занимающихся цирковым искусствомИгры способствует свободному самовыражению личности, стимулирует стремление показать себя, открывает в человеке неизвестные ему возможности, мобилизует волю. Соревновательная игра всегда предполагает четкие правила, дает неоценимый опыт командного взаимодействия, совместного движения к цели. Для учащихся становится очевидной мысль, что успех зависит от согласованных действий.В соревновательной игре формируется чувство ответственности не только за себя, но и за всю команду. Эти качества в современных условиях ценятся очень высоко, они позволяют успешно решать жизненные, учебные, а впоследствии и профессиональные задачи. Использование соревновательных игр создает благоприятные условия и для повышения уровня физической подготовленности детей, и для воспитания их нравственно-волевых качеств.Проведению такого соревнования как эстафеты предшествует проектировочная деятельность педагога. Ему необходимо: - четко сформулировать воспитательную цель и задачи, правила игры и характер предполагаемых учащимися заданий, учесть время и место проведения, количество участников и уровень их подготовленности. Эстафеты обеспечивают не только соответствующую физическую подготовку, но и формируют морально-волевые качества человека целенаправленно составленные тренером. Ведущий принцип построения учебно-тренировочной работы с учащимися – меньше диктата и принуждения, больше свободы, а в итоге – выше результаты.  Учащимся необходимо предоставлять возможность самостоятельно выбирать игру, в которой они хотят участвовать и обосновывать свой выбор. Очень важно научить их анализировать свои поступки и действия.Физические нагрузки в цирковом искусстве обладают богатейшим воспитательным потенциалом. Они не только обеспечивают физическую подготовку, укрепляют здоровье и закаливают характер, но и способствуют формированию системы нравственных ценностей, выбору здорового образа жизни и эффективных путей самореализации. Успехи зависят не только от технико-тактического мастерства, но и от уровня нравственного развития.Одним из самых эффективных методов воспитания ребенка является игровой метод. Игровой метод может быть воплощен в различных спортивных и подвижных играх. Такой вариант двигательной активности заинтересовывает детей разных возрастов. Многие игры привлекают в первую очередь соревновательным элементом. Каждому ребенку хочется одержать победу, получить звание самого сильного, ловкого или быстрого. Интерес вызывает и «сюжетная» организация большинства игр. Замысел часто заимствуется из реальной жизни. Имитация охоты, каких-либо бытовых или трудовых действий – возможные варианты для сюжета игр.Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.Сюжетные подвижные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, цирковых профессиях, различных снарядах, а так же явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры.Бессюжетные подвижные игры. Бессюжетные игры очень близки к сюжетным — но в них нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам. Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются на более сложные задания.Бессюжетные игры с использованием определенных предметов: скакалки, предметы для жонглирования, предметы для эквилибра и т. п. Играющие выполняют в них более сложные движения. Двигательные задания в этих играх довольно сложные и требуют определенных условий, играть могут небольшие группы детей. В этих играх появляются некоторые элементы индивидуального соревнования.Игровые упражнения. Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел. Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий на победителя: прыжки на скакалке, удержание равновесия или выполнение силового элемента и т. д.Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании навыков общения развитии взаимоотношений детей в группе детского сада. Особо этот момент важен в настоящее время, когда большинство детей по причинам безопасности лишены возможности участвовать в дворовых играх, еще недавно являющихся хорошей школой воспитания.Соревновательные игры являются высшей формой подвижных игр. Они, как это понятно из названия, связаны со спортом и базируются на соревновании. Простыми подвижными или подвижными играми на основе цирковых жанров.Соревновательные игры принято подразделять на 2 группы. Первая из них – это командные. В таких играх соревнования проходят между группами. В качестве примера этих игр можно назвать групповое жонглирование, групповая акробатика. Вторая группа - лично-командные.Соревновательные игры можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания всех категорий. С их помощью достигается цель - формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни.ЗаключениеБлагодаря технологической революции в обществе, у детей и у взрослых появились более простые и рациональные возможности для устройства быта, поиска информации, меньших затрат времени логистики и т. д. Это все высвобождает время на полезные занятия. Остается только правильно устроить процесс обучения, чтобы дети учились рационально использовать время. Большая часть этого времени уходит школьниками не на общение, учение или домашний труд, а на игру, именно в ней идет процесс воспитания в той же мере, что и в остальных видах деятельности. Если педагог замечает, что в учении, общении или труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться.В связи с утратой необходимости проявления волевых качеств в добыче средств первой необходимости у детей наблюдавшееся вплоть до середины ХХ века, все большая ответственность по развитию сознательного преодоления жизненных трудностей ложится на плечи педагога. А значит, именно наша задача как тренера, последовательно приучать детей формировать, разбивать на подзадачи и планомерно реализовывать амбициозные проекты.Воспитывая волевые качества в процессе занятий цирковым искусством, необходимо стремиться к тому, чтобы все они формировались не только на тренировке, а проявлялись в жизни, в быту, труде и поведении, т. е. стали чертами характера ученика.Умение тренера заставлять, побуждать постоянно преодолевать трудности на тренировке, быть дисциплинированным, твердо выполнять режим и распорядок дня, играет огромную роль в волевой подготовке.Надо всегда иметь ввиду, что формирование волевых качеств - это не эпизодическая работа тренера-педагога, которую он проводит перед соревнованием или фестивалем, а постоянный кропотливый труд, требующий большой затраты сил, времени, упорства и энтузиазма в течении всей многолетней подготовки учащихся.Список литературы:1. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте (Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т.З. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 2015. — С. 279-280.)2. Ражабова, Ф. П. Роль волевых процессов в формировании личности / Ф. П. Ражабова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 106-109.3. Воспитание личности подростка в волевой деятельности: Метод. рекомендации / Ом.гос. пед. ин_т им. Горького - Омск: ОГПИ, 2011. - c. 83.4. Калин В.К. На путях построения теории воли //Психологический журнал.-2019.-№2 с. 32.5. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. М., 2017. - c. 17.6. Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств. - СПб, 2021. - с. 32.7. Рубинштейн, С. М. Основы общей психологии / Сборник сочинений С. М. Рубинштейн. – Санкт-Пeтербург, 2023 – с. 76.8. Джемс, У. Психология. - М., 2021. - с. 98.9. Рудик, П. А. Психология воли спортсмена / П. А. Рудик. – Москва: Просвещение, 2014 – c. 74.Приложения:1. 2. 3. 4. 5.
    -