Публикации Взаимодействие с родителями в системе работы учителя начальных классов

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимодействие с родителями в системе работы учителя начальных классов
Автор: Шаламова Наталья Владимировна

Взаимодействие с родителями в системе работы учителя начальных классов
Шаламова Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ Масловопристанская СОШ
Задумываясь над вопросом, что в работе учителя самое важное, я непрестанно прихожу к выводу: ВСЕ!
Нравственное воспитание и эстетическое, вопросы физического развития и здоровьесбережения, учебная деятельность и внеурочная занятость, питание детей и их психическое состояние – нельзя определить какое из направлений приоритетней. В этом же ряду стоит и работа учителя с родителями.
Рассматривая эту сторону работу учителя, правомернее говорить о взаимоотношениях и взаимодействии с родителями. Естественно, семья и школа решают свои задачи, но цель у нас – одна. Поэтому учащиеся, родители и учитель – это обязательные и равноправные участники учебно – воспитательного процесса.
Можно сказать, что взаимоотношения учителей, учащихся и их родителей – это замкнутый треугольник. И если стороны его совпадают, то это прочнейшая фигура, а несовпадения и разногласия приводят к ухудшению взаимодействия и взаимопонимания сторон. (слайд)
Взаимодействие с родителями учащихся происходит по трем направлениям При этом важно заметить, что сейчас родители получили более широкий доступ к учебно – воспитательному процессу, куда традиционно их не допускали – выбору предметов обучения, определению объемов их изучения, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке мер по обеспечению дисциплины, труда, питания, медицинского обслуживания, системы поощрений и наказаний; родители имеют право выбора учителя и программы обучения для ребенка.
Среди форм работы следует особенно отметить инновационные, современные, которые имеют активную составляющую, отличаются личностно – ориентированной направленностью и сочетают в себе и теоретический, и практический компонент..
В журнале Начальная школа были опубликованы результаты исследования взаимоотношений учеников, их родителей и учителей. Одним из аспектов исследования был вопрос о разнообразии форм работы. Излюбленной формой оказалось проведение праздников, а далее по мере уменьшения процентности – родительские собрания, индивидуальные консультации, лекции и дискуссии, совместные экскурсии, концерты и спектакли учеников и родителей, открытые уроки для родителей и анкетирование. Редкими являются такие формы, как психологический тренинг, круглый стол, встречи родителей с врачами и психологами, педагогические ринги, введение тетрадей общения. Думаю, что такое соотношение форм взаимодействия сохраняется и в наших школах.
Итак, форм работы с родителями существует достаточно много: традиционных и современных. Все учителя эти формы в той или иной степени используют. Но опыт показывает, что для действительных и действенных взаимоотношений этого бывает недостаточно. Не достигается нужный воспитательный эффект. Что еще необходимо в отношениях с родителями?
Когда большинство из нас училось в институте, такого предмета, как психология отношений с родителями не существовало. Поэтому это искусство нам пришлось постигать в практической деятельности. Думаю, что такой изюминкой является стиль педагогического общения . стиль общения с детьми и родителями детей.
Позвольте еще раз обратиться к результатам диагностики. Журнал Начальная школа за 2001 год знакомит читателей с результатами тестирования психологом одной из московских школ родителей учащихся. Цель диагностики – определение факторов, которые влияют на отношение родителей учащихся к учителю начальных классов. Это исследование показало, что в родительских оценках эмоциональные аспекты взаимодействия с детьми стоят наравне (если не превалируют) с оценками деловых и профессиональных качеств учителя. Это означит, что учителю начальных классов для установления контакта с родителями мало быть профессионалом. От непривлекательного учителя родители не воспринимают даже самые правильные и точные суждения относительно их ребенка. Это вывод, который делает психолог. А какой вывод сделаем мы? Вспомните, какой предмет вы любили в школе? Предмет любимого учителя!
Великий педагог, практик В. Сухомлинский на вопрос о том, на каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, отвечал так: Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций и как можно больше духовного общения, которое приносит радость матерям и отцам
Работа педагога является таким видом трудовой деятельности, которая просто невозможна вне общения. Вот этому – общению – и стоит учиться педагогу и в этом постоянно совершенствоваться.
В психологии существует даже такой термин гений общения. Какие черты присущи им, на что нужно ориентироваться учителю?
1. Плюс интерес.
Огромное любопытство в хорошем смысле этого слова. Повышенная наблюдательность и память на все, что касается другого человека. Гений коммуникабельности – не самый общительный человек, но самый превосходный в общении. Проявляй к человеку искренний интерес!-его девиз
2. Минус тревожность.
Душевное спокойствие, как запах роз, привлекает людей. Умение ладить с людьми – это наука и искусство высокого класса. Вспомните, что нам желают все на день учителя, 8 марта, ДР – здоровья и терпения
3. Плюс обратная связь.
Гений общения принимает ваш взгляд, как взгляд старого знакомого. В ходе беседы собеседник замечает лишь одно: разговор идет, обстановка приятная. Сопутствующие качества – тактичность и остроумие.
4. Плюс артистизм.
Богатство жестов, интонаций превосходного рассказчика и мима. Он разный с разными людьми.
5. Плюс – минус агрессивность.
При общем фоне добродушия гений не лишен агрессивности, которая проявляется редко, но метко…эта способность образует в людских отношениях подтекст силы, и не менее привлекательна, чем обаяние.
6. Минус предвзятость.
Совершеннейшая невосприимчивость к каким-либо посторонним мнениям о человеке.
7. Плюс предвидение. Плюс симпатия.
Излучение доброжелательности возвращается к вам отраженным светом.
Принято считать, что подсолнух – символ единства. Однако, его семечко может не прорасти, если ему не хватает тепла, если ему не хватает теплого дождя. Что значит одна дождевая капля? Почти ничего. А ведь самый сильный дождь состоит из таких маленьких, почти ничего не значащих капель. В моем представлении, воспитание – это дождь, каждый день проливающийся на благодатную почву детских душ. Такими каплями я и хочу с вами поделиться.
1. Работа с родителями первоклассников. Родители чрезвычайно активны. Необходимо знакомство с семьями первоклассников. Тестирование для определения взглядов на воспитание. Тестирование на определение стиля общения в семье. (Пример парного теста)
2. Проведение праздников, спортивных мероприятий, акций, походов, участниками и авторами которых являются родители.
3. О проведении родительских собраний.
- приглашение на собрание;
- выставка творческих работ;
- ознакомление родителей с контрольными работами;
- парное анкетирование;
- приобщение родителей к планированию воспитательной работы
- использование активных и нетрадиционных форм проведения собраний. Принципы: не говорить плохого о ребенке при всех родителях.
4. Привлечение учащихся к участию в кружках и секциях. В этом заинтересованы сейчас все родители, чтобы оторвать детей от гаджетов.
5. Проведение родителями экскурсий, классных часов. Профориентационная работа в классе с привлечением родителей.
6. Посещение родителями уроков, индивидуально и коллективно.
Какими бы ни были наши ученики, каждый из них по – своему труден. Поэтому в работе учителя должна господствовать серьезность, допускающая шутку, ласковость без притворности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма, и, главное, постоянная разумная деятельность. (К.Д. Ушинский)
-