Публикации
Взаимодействие с родителями в системе работы учителя начальных классов
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимодействие с родителями в системе работы учителя начальных классов
Автор: Шаламова Наталья Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимодействие с родителями в системе работы учителя начальных классов
Автор: Шаламова Наталья Владимировна
Взаимодействие с родителями в системе работы учителя начальных классов
Шаламова Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ Масловопристанская СОШ
Задумываясь над вопросом, что в работе учителя самое важное, я непрестанно прихожу к выводу: ВСЕ!
Нравственное воспитание и эстетическое, вопросы физического развития и здоровьесбережения, учебная деятельность и внеурочная занятость, питание детей и их психическое состояние – нельзя определить какое из направлений приоритетней. В этом же ряду стоит и работа учителя с родителями.
Рассматривая эту сторону работу учителя, правомернее говорить о взаимоотношениях и взаимодействии с родителями. Естественно, семья и школа решают свои задачи, но цель у нас – одна. Поэтому учащиеся, родители и учитель – это обязательные и равноправные участники учебно – воспитательного процесса.
Можно сказать, что взаимоотношения учителей, учащихся и их родителей – это замкнутый треугольник. И если стороны его совпадают, то это прочнейшая фигура, а несовпадения и разногласия приводят к ухудшению взаимодействия и взаимопонимания сторон. (слайд)
Взаимодействие с родителями учащихся происходит по трем направлениям При этом важно заметить, что сейчас родители получили более широкий доступ к учебно – воспитательному процессу, куда традиционно их не допускали – выбору предметов обучения, определению объемов их изучения, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке мер по обеспечению дисциплины, труда, питания, медицинского обслуживания, системы поощрений и наказаний; родители имеют право выбора учителя и программы обучения для ребенка.
Среди форм работы следует особенно отметить инновационные, современные, которые имеют активную составляющую, отличаются личностно – ориентированной направленностью и сочетают в себе и теоретический, и практический компонент..
В журнале Начальная школа были опубликованы результаты исследования взаимоотношений учеников, их родителей и учителей. Одним из аспектов исследования был вопрос о разнообразии форм работы. Излюбленной формой оказалось проведение праздников, а далее по мере уменьшения процентности – родительские собрания, индивидуальные консультации, лекции и дискуссии, совместные экскурсии, концерты и спектакли учеников и родителей, открытые уроки для родителей и анкетирование. Редкими являются такие формы, как психологический тренинг, круглый стол, встречи родителей с врачами и психологами, педагогические ринги, введение тетрадей общения. Думаю, что такое соотношение форм взаимодействия сохраняется и в наших школах.
Итак, форм работы с родителями существует достаточно много: традиционных и современных. Все учителя эти формы в той или иной степени используют. Но опыт показывает, что для действительных и действенных взаимоотношений этого бывает недостаточно. Не достигается нужный воспитательный эффект. Что еще необходимо в отношениях с родителями?
Когда большинство из нас училось в институте, такого предмета, как психология отношений с родителями не существовало. Поэтому это искусство нам пришлось постигать в практической деятельности. Думаю, что такой изюминкой является стиль педагогического общения . стиль общения с детьми и родителями детей.
Позвольте еще раз обратиться к результатам диагностики. Журнал Начальная школа за 2001 год знакомит читателей с результатами тестирования психологом одной из московских школ родителей учащихся. Цель диагностики – определение факторов, которые влияют на отношение родителей учащихся к учителю начальных классов. Это исследование показало, что в родительских оценках эмоциональные аспекты взаимодействия с детьми стоят наравне (если не превалируют) с оценками деловых и профессиональных качеств учителя. Это означит, что учителю начальных классов для установления контакта с родителями мало быть профессионалом. От непривлекательного учителя родители не воспринимают даже самые правильные и точные суждения относительно их ребенка. Это вывод, который делает психолог. А какой вывод сделаем мы? Вспомните, какой предмет вы любили в школе? Предмет любимого учителя!
Великий педагог, практик В. Сухомлинский на вопрос о том, на каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, отвечал так: Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций и как можно больше духовного общения, которое приносит радость матерям и отцам
Работа педагога является таким видом трудовой деятельности, которая просто невозможна вне общения. Вот этому – общению – и стоит учиться педагогу и в этом постоянно совершенствоваться.
В психологии существует даже такой термин гений общения. Какие черты присущи им, на что нужно ориентироваться учителю?
1. Плюс интерес.
Огромное любопытство в хорошем смысле этого слова. Повышенная наблюдательность и память на все, что касается другого человека. Гений коммуникабельности – не самый общительный человек, но самый превосходный в общении. Проявляй к человеку искренний интерес!-его девиз
2. Минус тревожность.
Душевное спокойствие, как запах роз, привлекает людей. Умение ладить с людьми – это наука и искусство высокого класса. Вспомните, что нам желают все на день учителя, 8 марта, ДР – здоровья и терпения
3. Плюс обратная связь.
Гений общения принимает ваш взгляд, как взгляд старого знакомого. В ходе беседы собеседник замечает лишь одно: разговор идет, обстановка приятная. Сопутствующие качества – тактичность и остроумие.
4. Плюс артистизм.
Богатство жестов, интонаций превосходного рассказчика и мима. Он разный с разными людьми.
5. Плюс – минус агрессивность.
При общем фоне добродушия гений не лишен агрессивности, которая проявляется редко, но метко…эта способность образует в людских отношениях подтекст силы, и не менее привлекательна, чем обаяние.
6. Минус предвзятость.
Совершеннейшая невосприимчивость к каким-либо посторонним мнениям о человеке.
7. Плюс предвидение. Плюс симпатия.
Излучение доброжелательности возвращается к вам отраженным светом.
Принято считать, что подсолнух – символ единства. Однако, его семечко может не прорасти, если ему не хватает тепла, если ему не хватает теплого дождя. Что значит одна дождевая капля? Почти ничего. А ведь самый сильный дождь состоит из таких маленьких, почти ничего не значащих капель. В моем представлении, воспитание – это дождь, каждый день проливающийся на благодатную почву детских душ. Такими каплями я и хочу с вами поделиться.
1. Работа с родителями первоклассников. Родители чрезвычайно активны. Необходимо знакомство с семьями первоклассников. Тестирование для определения взглядов на воспитание. Тестирование на определение стиля общения в семье. (Пример парного теста)
2. Проведение праздников, спортивных мероприятий, акций, походов, участниками и авторами которых являются родители.
3. О проведении родительских собраний.
- приглашение на собрание;
- выставка творческих работ;
- ознакомление родителей с контрольными работами;
- парное анкетирование;
- приобщение родителей к планированию воспитательной работы
- использование активных и нетрадиционных форм проведения собраний. Принципы: не говорить плохого о ребенке при всех родителях.
4. Привлечение учащихся к участию в кружках и секциях. В этом заинтересованы сейчас все родители, чтобы оторвать детей от гаджетов.
5. Проведение родителями экскурсий, классных часов. Профориентационная работа в классе с привлечением родителей.
6. Посещение родителями уроков, индивидуально и коллективно.
Какими бы ни были наши ученики, каждый из них по – своему труден. Поэтому в работе учителя должна господствовать серьезность, допускающая шутку, ласковость без притворности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма, и, главное, постоянная разумная деятельность. (К.Д. Ушинский)
Шаламова Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ Масловопристанская СОШ
Задумываясь над вопросом, что в работе учителя самое важное, я непрестанно прихожу к выводу: ВСЕ!
Нравственное воспитание и эстетическое, вопросы физического развития и здоровьесбережения, учебная деятельность и внеурочная занятость, питание детей и их психическое состояние – нельзя определить какое из направлений приоритетней. В этом же ряду стоит и работа учителя с родителями.
Рассматривая эту сторону работу учителя, правомернее говорить о взаимоотношениях и взаимодействии с родителями. Естественно, семья и школа решают свои задачи, но цель у нас – одна. Поэтому учащиеся, родители и учитель – это обязательные и равноправные участники учебно – воспитательного процесса.
Можно сказать, что взаимоотношения учителей, учащихся и их родителей – это замкнутый треугольник. И если стороны его совпадают, то это прочнейшая фигура, а несовпадения и разногласия приводят к ухудшению взаимодействия и взаимопонимания сторон. (слайд)
Взаимодействие с родителями учащихся происходит по трем направлениям При этом важно заметить, что сейчас родители получили более широкий доступ к учебно – воспитательному процессу, куда традиционно их не допускали – выбору предметов обучения, определению объемов их изучения, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке мер по обеспечению дисциплины, труда, питания, медицинского обслуживания, системы поощрений и наказаний; родители имеют право выбора учителя и программы обучения для ребенка.
Среди форм работы следует особенно отметить инновационные, современные, которые имеют активную составляющую, отличаются личностно – ориентированной направленностью и сочетают в себе и теоретический, и практический компонент..
В журнале Начальная школа были опубликованы результаты исследования взаимоотношений учеников, их родителей и учителей. Одним из аспектов исследования был вопрос о разнообразии форм работы. Излюбленной формой оказалось проведение праздников, а далее по мере уменьшения процентности – родительские собрания, индивидуальные консультации, лекции и дискуссии, совместные экскурсии, концерты и спектакли учеников и родителей, открытые уроки для родителей и анкетирование. Редкими являются такие формы, как психологический тренинг, круглый стол, встречи родителей с врачами и психологами, педагогические ринги, введение тетрадей общения. Думаю, что такое соотношение форм взаимодействия сохраняется и в наших школах.
Итак, форм работы с родителями существует достаточно много: традиционных и современных. Все учителя эти формы в той или иной степени используют. Но опыт показывает, что для действительных и действенных взаимоотношений этого бывает недостаточно. Не достигается нужный воспитательный эффект. Что еще необходимо в отношениях с родителями?
Когда большинство из нас училось в институте, такого предмета, как психология отношений с родителями не существовало. Поэтому это искусство нам пришлось постигать в практической деятельности. Думаю, что такой изюминкой является стиль педагогического общения . стиль общения с детьми и родителями детей.
Позвольте еще раз обратиться к результатам диагностики. Журнал Начальная школа за 2001 год знакомит читателей с результатами тестирования психологом одной из московских школ родителей учащихся. Цель диагностики – определение факторов, которые влияют на отношение родителей учащихся к учителю начальных классов. Это исследование показало, что в родительских оценках эмоциональные аспекты взаимодействия с детьми стоят наравне (если не превалируют) с оценками деловых и профессиональных качеств учителя. Это означит, что учителю начальных классов для установления контакта с родителями мало быть профессионалом. От непривлекательного учителя родители не воспринимают даже самые правильные и точные суждения относительно их ребенка. Это вывод, который делает психолог. А какой вывод сделаем мы? Вспомните, какой предмет вы любили в школе? Предмет любимого учителя!
Великий педагог, практик В. Сухомлинский на вопрос о том, на каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, отвечал так: Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций и как можно больше духовного общения, которое приносит радость матерям и отцам
Работа педагога является таким видом трудовой деятельности, которая просто невозможна вне общения. Вот этому – общению – и стоит учиться педагогу и в этом постоянно совершенствоваться.
В психологии существует даже такой термин гений общения. Какие черты присущи им, на что нужно ориентироваться учителю?
1. Плюс интерес.
Огромное любопытство в хорошем смысле этого слова. Повышенная наблюдательность и память на все, что касается другого человека. Гений коммуникабельности – не самый общительный человек, но самый превосходный в общении. Проявляй к человеку искренний интерес!-его девиз
2. Минус тревожность.
Душевное спокойствие, как запах роз, привлекает людей. Умение ладить с людьми – это наука и искусство высокого класса. Вспомните, что нам желают все на день учителя, 8 марта, ДР – здоровья и терпения
3. Плюс обратная связь.
Гений общения принимает ваш взгляд, как взгляд старого знакомого. В ходе беседы собеседник замечает лишь одно: разговор идет, обстановка приятная. Сопутствующие качества – тактичность и остроумие.
4. Плюс артистизм.
Богатство жестов, интонаций превосходного рассказчика и мима. Он разный с разными людьми.
5. Плюс – минус агрессивность.
При общем фоне добродушия гений не лишен агрессивности, которая проявляется редко, но метко…эта способность образует в людских отношениях подтекст силы, и не менее привлекательна, чем обаяние.
6. Минус предвзятость.
Совершеннейшая невосприимчивость к каким-либо посторонним мнениям о человеке.
7. Плюс предвидение. Плюс симпатия.
Излучение доброжелательности возвращается к вам отраженным светом.
Принято считать, что подсолнух – символ единства. Однако, его семечко может не прорасти, если ему не хватает тепла, если ему не хватает теплого дождя. Что значит одна дождевая капля? Почти ничего. А ведь самый сильный дождь состоит из таких маленьких, почти ничего не значащих капель. В моем представлении, воспитание – это дождь, каждый день проливающийся на благодатную почву детских душ. Такими каплями я и хочу с вами поделиться.
1. Работа с родителями первоклассников. Родители чрезвычайно активны. Необходимо знакомство с семьями первоклассников. Тестирование для определения взглядов на воспитание. Тестирование на определение стиля общения в семье. (Пример парного теста)
2. Проведение праздников, спортивных мероприятий, акций, походов, участниками и авторами которых являются родители.
3. О проведении родительских собраний.
- приглашение на собрание;
- выставка творческих работ;
- ознакомление родителей с контрольными работами;
- парное анкетирование;
- приобщение родителей к планированию воспитательной работы
- использование активных и нетрадиционных форм проведения собраний. Принципы: не говорить плохого о ребенке при всех родителях.
4. Привлечение учащихся к участию в кружках и секциях. В этом заинтересованы сейчас все родители, чтобы оторвать детей от гаджетов.
5. Проведение родителями экскурсий, классных часов. Профориентационная работа в классе с привлечением родителей.
6. Посещение родителями уроков, индивидуально и коллективно.
Какими бы ни были наши ученики, каждый из них по – своему труден. Поэтому в работе учителя должна господствовать серьезность, допускающая шутку, ласковость без притворности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма, и, главное, постоянная разумная деятельность. (К.Д. Ушинский)
