Публикации Оценивание образовательных результатов обучающихся на уроках литературы в рамках ФГОС ОО

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Оценивание образовательных результатов обучающихся на уроках литературы в рамках ФГОС ОО
Автор: Навальнева Александра Ивановна

Оценивание образовательных результатов обучающихсяна уроках литературы в рамках ФГОС ООСогласно новым стандартам, оценивание становится одним из средств управления всем процессом обучения учащихся для достижения запланированных образовательных результатов. Оценка выступает одновременно как цель и элемент содержания и как средство обучения и учения. Система оценивания позволяет получать дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы. В какой форме это происходит?Объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. В рабочей программе прописаны нормы оценки предметных результатов учащихся. Они призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по предмету. Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках литературы мы оцениваем устные и письменные ответы учащихся.Для каждого вида работ есть свои нормы оценивания. Данные результаты оцениваются по пятибалльной системе. Данные отметки выставляются в журнал и дневник ребенка. Стартовая диагностика, промежуточная и итоговая диагностики оцениваются по уровням: высокий, средний, низкий, критичный; достаточный, недостаточный. Каждый уровень соответствует определенной отметке по пятибалльной системе. Данные заносятся в мониторинговые таблицы, в которые прописаны все проверяемые умения и навыки. По таблицам можно проанализировать динамику индивидуального роста каждого ученика по овладению планируемыми результатами.Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся по литературеI. Нормы оценивания устной работы по литературеОбщие требования к устному ответу по литературе1. Соответствие ответа формулировке темы.2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения.3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений.6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
  • Критерии оценивания устного ответа:Высокий уровень (Отметка «5») оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно - эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Допускается одна-две неточности в ответе.Базовый уровень (Отметка «3») оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.Низкий уровень (Отметка «2») оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно - эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.2.СообщениеКритерии:Высокий уровень (Отметка «5») оценивается сообщение, соответствующий критериям:1.Соответствие содержания заявленной теме2. Умение логично и последовательно излагать материалы доклада.3. Свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме сообщения.4. Свободное владение монологической литературной речью.5. Наличие презентации, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается сообщение, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы сообщения, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, не владеет монологической речью.Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части излагаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.3.Пересказ текста (подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный)Критерии:Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если содержание работы полностью соответствует теме и заданию;-фактические ошибки отсутствуют;-содержание излагается последовательно;-работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;-достигнуто стилевое единство и выразительность текста.Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если содержание работы в основном соответствует теме и заданию(имеются незначительные отклонения от темы); содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы и задания; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; допущены отдельные нарушения последовательности изложения; беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если работа не соответствует теме и заданию; допущено много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления; нарушено стилевое единство текста.4. Выразительное чтение наизусть«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).5.ИнсценированиеII. Нормы оценивания письменных работ по литературе1. Сочинение (сочинение, развернутый ответ на проблемный вопрос, характеристика героя, отзыв и др.);создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказы, стихотворения);2. Тестирование;3. Контрольная работа;4. Проект;5. Создание иллюстраций, их презентация и защита;6. Составление таблиц.1. СочинениеОбъем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4 Сочинение по литературе оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:-правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;-точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Критериями оценивания учащихся по русскому языку».Высокий уровень (Отметка «5») ставится за сочинение: глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.Повышенный уровень (Отметка «4») ставится за сочинение:-достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;-логичное и последовательное изложение содержания;-написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.Базовый уровень (Отметка «3») ставится за сочинение, в котором:-в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;-материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;-обнаруживается владение основами письменной речи;-в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.Низкий уровень (Отметка «2») ставится за сочинение, которое:-не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;-характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;-отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.2. ТестированиеВысокий уровень (Отметка «5») Выполнено 90-100% заданий теста.Повышенный уровень (Отметка «4») Выполнено 70-89% заданий теста.Базовый уровень (Отметка «3») Выполнено 50-69% заданий теста.Низкий уровень (Отметка «2» Выполнено менее 50% заданий теста.3. Контрольная работа (состоит из теста и краткого ответа на один из проблемных вопросов (по выбору ученика).Высокий уровень (Отметка «5») ставится за правильное выполнение 100% заданий тестовой части. и ответ на один из проблемных вопросов, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, стройный по композиции, логичный и последовательный в изложении мыслей; написанный правильным литературным языком и стилистически соответствующий содержанию.Повышенный уровень (Отметка «4»)ставится за правильное выполнение 90% заданий тестовой части и ответ на один из проблемных вопросов, достаточно полно и убедительно раскрывающий тему, обнаруживающий хорошее знание литературного материала, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанный правильным литературным языком, стилистически соответствующий содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.Базовый уровень (Отметка «3») ставится за правильное выполнение 65%- 90% заданий тестовой части.Низкий уровень (Отметка «2») ставится за правильное выполнение менее 65% заданий тестовой части.Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся, таких умственных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. Она может проводиться в ходе различных процедур, однако основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.4.ПроектКритерииПредметные результаты (максимальное значение – 3 баллов)1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения3.Знание источников информацииМетапредметные результаты (максимальное значение –7баллов)1.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность2.Умение формулировать цель, задачи3.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы4.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами5.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью6.Умение находить требуемую информацию в различных источниках7.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речьюТаблица перевода оценки индивидуального проекта5. Создание иллюстраций, их презентация и защита«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).6. Составление таблицКритерии«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).Результаты мониторинга можно отслеживать при помощи оценочных листов, т. к. вовлечение учащихся в оценочную деятельность – важный фактор, позволяющий ученикам приобретать навыки и привычку к самооценке и самоанализу.Основной целью этапа рефлексии является фиксация соответствия результатов деятельности поставленной цели.Удачные приемы для эмоциональной самооценки учащихся:
  • Закончи предложение.
  • Плюс – минус – интересно
  • Рисуем настроение
  • Инсерт
  • Прием «Пометки на полях» («ИНСЕРТ») технология критического мышленияЭтот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке или самостоятельно. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом напротив выполняемого задания на полях рабочей тетради или в тетради для работы в классе и дома. Помечать следует отдельные определения, предложения,задания в рабочей тетради или тетради конспекта урока.Общепризнанные знаки:«v» - если информация известна;«+» - информация, которая услышана впервые;«-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;«!» - сведения, которые вызвали интерес«?» - то, что осталось непонятным.Этот прием актуален и в период изучения темы на уроке, когда ученикам приходится самостоятельно разбирать материал учебника. При составлении краткого конспекта учащиеся делают пометки на полях или обводят такие знаки в овал или выделяю цветом, кому как удобно. Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.Такие приемы также способствуют формированию познавательных, личностных, коммуникативных УУД.Оценочный лист Ф.И. ученика Тема:1 балл – знания и умения не сформированы;балла – знания и умения частично сформированы;3 балла –знания и умения полныеПримеры оценочных листов, используемых на уроках литературы1.Оценочный лист. Оцени свою работу на уроке.Ответь на вопросы:1. Сегодня на уроке я узнал(а) ____________________________________________2. Сегодня на уроке я научился(лась) ____________________________________3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать _________________________4. Самым неожиданным для меня сегодня стало _____________________________5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше __________________6. Осталось непонятным _________________________________________________2.Лист самооценки ФИ ученика_________________1. На уроке я работал активно, пассивно2. Своей работой на уроке я … доволен,- не доволен3. Урок для меня показался коротким , длинным4. Материал урока мне был понятен, полезен, интересен /не понятен ,бесполезен, скучен7. Домашнее задание мне кажется легким, интересным, трудным, не интересным3.Лист самооценки (заполняется по результатам выполнения проверочной работы)1.Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что _________2.Наиболее трудным мне показалось _________________________________________3.Я думаю, это потому, что _________________________________________________4.Самым интересным было ___________5.Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал _______________________6.Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал ______________7.Я бы хотел попросить своего учителя ____________________________Предложенная система оценивания предусматривает и обеспечивает постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы, что обеспечивает системный подход к формированию учебного процесса.Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды, а ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, что ему еще предстоит преодолеть.
    -