Публикации
Мастер-класс «Нетрадиционные методы и приемы работы на уроках биологии»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс «Нетрадиционные методы и приемы работы на уроках биологии»
Автор: Силаева Ольга Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс «Нетрадиционные методы и приемы работы на уроках биологии»
Автор: Силаева Ольга Александровна
Мастер-класс «Нетрадиционные методы и приемы работы на уроках биологии»Учитель биологии Силаева О.А.=Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Силаева Ольга Александровна, я рада встречи с вами! Тема моего сегодняшнего выступления «Нетрадиционные методы и приемы работы на уроках биологии» Цель моего мастер-класса: поделиться опытом применения нетрадиционных приемов и методов на своих уроках биологии. Задачи, которые я поставила – это: - рассмотреть различные методы и приемы, способствующие активизации познавательной деятельности обучающихся. - рассказать, как я применяю эти приемы на своих уроках. - провести совместную работу В своем мастер- классе я хочу продемонстрировать некоторые методические приемы, которые чаще всего я использую на своих уроках. 1) Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю Вас к совместной работе, если вы принимаете мое приглашение, то откройте мне свои ладони, а если нет отверните их от меня. …. Спасибо вам большое! Мы продемонстрировали сейчас прем обратной связи «Ладошки».Сейчас я попрошу помахать рукой тех, -у кого есть дома кошка,- у кого больше одной кошки,- кто боится собак,- кто пытался завести хомяка,- крокодила,- кто хоть раз грозился убить питомца за испорченную обстановку=Если вы были внимательны, то вы легко ответите мне, что связывало все вопросы, адресованные вам. Ответы. =Да, все они связаны с домашними животными. Они, в свою очередь, относятся к классу млекопитающих.2)Именно с этой темой и будет связан следующий прием, который называется «АЛФАВИТ» Этот прием можно провести на этапе изучения нового материала или на этапе закрепления. У всех вас есть знания по этой теме (у кого-то в большей, у кого-то в меньшей степени). Я предлагаю составить как можно больше слов, относящихся к этой теме и начинающихся с каждой буквы слова «млекопитающие» После работы вам нужно будет обосновать свой список, показав связь слов с темой.М медведь морж Л лось лиса Е енот К кит О олень П писец И ирбис (снежный барс )Т тигр А антилопа Ю Юруми, более известный как МуравьедЩ Шиншилла Шимпанзе ШакалИ изюбрь (подвид благородного оленя )Е ехидна еж -Можно такую работу провести в начале урока, а затем вернуться к ней после изучения темы, чтоб увидеть положительную динамику в знаниях.3)На уроках биологии, как и на уроках химии, не обойтись без практической работы. Она позволяет повысить интерес учеников к предмету и поможет прочнее усвоить знания. Перед вами колбы, в одной находится куриный белок, в другой - спиртосодержащая жидкость. Попробуйте смешать содержимое колб и понаблюдайте, что произойдет.- как вы думаете, что произошло с содержимым?Мы увидели, что происходит с белком в теле человека под влиянием алкоголя, спирт вызывает свертывание белков, препятствует перевариванию пищи. Такая работа позволит не только проиллюстрировать материал учебника, но имеет и воспитательный аспект, так как наглядно покажет вред алкоголя для здоровья человека.4) Еще один прием называется “ДЕЛО В ШЛЯПЕ” ( можно использовать на любом уроке для проверки домашнего задания ). Шляпу под музыку пускаем по кругу, музыка останавливается – учащийся, у которого оказалась в руках шляпа, достает из нее вопрос и отвечает на него. Например, Какое значение имеет линька для зайца-беляка? (зимний покров гуще и теплее и даёт маскировочную окраску) Все ли млекопитающие живут на суше? (нет - дельфины и киты - млекопитающие, живущие в воде) Является ли человек млекопитающим? (Да) сколько камер в сердце млекопитающих? (4) сколько шейных позвонков у млекопитающих? (7, искл. - ленивцы) Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (травоядные) 5) Теперь поработаем в группах. Для этого разделимся на две группы, Посмотрите на слайд и определите четвертого лишнего. Ответ свой обоснуйте.Прием «Четвертый лишний?»1 группа: МАЛИНА, ЖЕЛУДЬ, ПЕРСИК, СМОРОДИНА – (лишний ЖЕЛУДЬ - т.к. сухой плод, остальные плоды сочные)2 группа: ЛАМИНАРИЯ, УЖОВНИК, ОДУВАНЧИК, РЫЖИК- (лишний РЫЖИК- т.к. это гриб)ИЛИ: ЛИСИЧКИ, ПОДОСИНОВИК, БЕЛЫЙ ГРИБ, МАСЛЕНОК. –( лишний ЛИСИЧКИ- т.к. пластинчатый гриб, остальные трубчатые)Перед учащимися поставлена задача- определить, лишнего в каждом ряду и обосновать свой ответ.Как вы увидели, такую работу можно проводить как с картинками, так и с муляжами или со слайдами презентации.6) Следующий прием называется «Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. НАПРИМЕР, при закреплении темы «Позвоночные животные»: Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.1. Позвоночные животные имеют позвоночник, череп, челюсти.2. К позвоночным животным относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие . 3. Рыбы дышат лёгкими. 4. К пресмыкающимся относятся лягушки. 5. Жираф, морж, кит – это животные класса Земноводные.Ошибки допущены в предложениях:1)3 – Рыбы дышат жабрами 2)4 – К пресмыкающимся относятся ящерицы, крокодилы, черепахи.3)5 – Жираф, морж, кит – это животные класса Млекопитающие. Нетрадиционных методов и приемов очень много, мы продемонстрировали некоторые из них. Эти методы я использую для достижения различных целей:-стимулировать интерес к изучению предмета,-развивать деятельностный подход к учебному процессу со стороны ученика, -формировать стремление к самостоятельности, -повысить результативность обучения.Выбор нестандартных методов обучения требует соблюдения меры, потому что учащиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес к традиционным методам и успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных занятий определяю сама в зависимости от условий содержания материала, конкретной ситуации и индивидуальных особенностей.=И в конце мастер-класса я предлагаю вам взять в руки карандаш и нарисовать самое большое наземное животное. Кто это? =Вы правы, это слон. Изобразите его, пожалуйста, проявите свои скрытые таланты.Дается задание на листочках нарисовать слона, затем устно дается характеристика элементов. Если выделяются:Уши - значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; Глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; Хобот – знания, которые вы приобретаете; Голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: Большая голова – автор рисунка больше действует головой; Ноги тонкие – неуверенность. Это ПРИЕМ «СЛОН» Таким приемом можно завершить работу с учениками, провести рефлексию так же, как завершаю свой мастер-класс и я. Спасибо вам за внимание и сотрудничество. Принципы технологии нетрадиционного обучения следующие: Принцип самооценки промежуточных и итоговых результатов обучения – направлен на определение уровня овладения определенными знаниями, умениями, навыками и видами деятельности, за конкретный промежуток времени, либо по итогам изучения темы или раздела учебного предмета. Принцип систематичности и регулярности - систематическое отслеживание результатов своей деятельности, отбор наиболее интересных работ в свой «портфель», организация их в предусмотренную структуру.
