Публикации Сказкотерапия как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сказкотерапия как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Полынцева Наталия Николаевна

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение». Д. Родари.Дошкольный возраст уникален тем, что является благоприятным периодом в разностороннем развитии ребенка, а особенно в развитии речи, то есть в этот возрастной период речь у детей активно развивается. Речь старших дошкольников достигает достаточно высокого уровня своего развития: богатый словарный запас, в общении дети зачастую употребляют больше простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются негативное отношение к речевым ошибкам, а также умение контролировать свою речь. Конечно же, развитие речи само по себе, просто так не происходит: оно тесно связано с развитием представлений ребенка об окружающем мире, личности в целом. Всем известно, что развитием речи занимаются педагоги в профильных организациях, а также ответственные родители, которые следуют рекомендациям специалистов.В последнее время мы видим устойчивый рост нарушений речи у детей. При этом зачастую нарушена не только речь, но и общая и мелкая моторика, ориентирование в пространстве, творческая инициативность и эмоционально-волевая сфера. Важно не упустить время и исправить эти нарушения в дошкольном возрасте, иначе потом возникнут трудности общения с окружающими, которые будут мешать детям в полной мере раскрыть свои возможности и таланты.Речь необходима для полноценного общения, развития дошкольника. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, выстраивать взаимоотношения с сверстниками и взрослыми. Для ребёнка дошкольного возраста важно научится пользоваться устной речью, выражать свои мысли, иметь определённый запас слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным, вести беседы, общаться. Чем богаче речь ребёнка, тем сильнее его стремление к общению. Старшие дошкольники болезненно ощущают имеющиеся у них недостатки речи, становятся застенчивыми, замкнутыми и раздражительными. У таких детей часто проявляются агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым. Дошкольный возраст- возраст интенсивного формирования речи, если упустить этот период, то потом развить речь будет гораздо труднее.Для решения всех этих задач метод сказкотерапии незаменим. Именно поэтому развитие ребёнка через сказку является отличным педагогическим и психологическим методом.Сказкотерапия – метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.Сказкотерапия – «лечение сказкой». Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке то, что позволяет решить ему поставленные задачи. В дошкольных учреждениях такую терапию используют широко. Ведь дети очень любят, когда им читают сказки, поэтому данный метод подходит каждому ребенку и позволяет ему справиться с любой жизненной проблемой.Можно найти много различных классификаций сказок. Для сказкотерапии для дошкольников могут использовать следующие виды произведений:-Народные или художественные сказки. Они позволяют воспитать в детях духовные и нравственные ценности, научить сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу.-Поучительные сказки. Они расширяют кругозор читателя о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях, какие последствия вызывает неправильное поведение.-Диагностические сказки. Такие произведения позволяют выявить черты характера малыша, а также то, как он относится к этому миру.-Психологические сказки. Совместно с героями этих историй дети учатся справляться с трудностями, страхами, обретают собственную уверенность.-Логопедические сказки, предназначенные для развития речи. Данные произведения применяются, как средство формирования развития речи дошкольников.Таким образом, для сказкотерапии для дошкольников используют различные виды сказок, которые направлены на выполнение конкретной задачи в развитии ребенка, в том числе и как средство развития связной речи.Метод сказкотерапии помогает решать следующие задачи:- развитие речи, причём сразу и развитие компонентов речи, и связной речи (развитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, улучшение речевого дыхания, артикуляции, автоматизации и дифференциации звуков, словарного запаса, устранение проблем слоговой структуры слова, улучшение дикции, монологической и диалогической речи);-воспитание гуманности, доброты, внимания, выдержки, ответственности-развитие мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии;-развитие мимики, жестикуляции и движение;--развитие мелкой моторики при использовании пальчикового театра, пластилина, песка, теста.Существует несколько вариантов работы со сказкой:- рассказывание сказки;- сочинение сказки;-фиксация сказки;-сказка на песке;-постановка сказки.В работе педагога по развитию речи необходимо использовать сочетание всех вариантов.Рассказывание сказки. Любое рассказывание сказки уже оказывает положительное влияние на речь и психологическое состояние ребёнка, но сказку надо именно рассказывать, а не читать, тогда мы можем следить за реакцией ребёнка на то или иное событие, для дальнейшей её коррекции. Сказки сочетают в себе воспитательный и познавательный потенциал, являются эффективным педагогическим средством. Содержание сказки знакомят нас с категориями «добро» и «зло», подтверждает ребёнку социально одобряемые нормы отношений и поведения, что позволяет нам корректировать поведение ребёнка в социуме. Для эффективности метода сказкотерапии сказка должна быть подобрана в зависимости от возраста ребёнка, особенностей характера и окружающей обстановки. Сочинение сказки. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно или вместе со взрослыми. Можно придумать сказку целиком или придумать продолжение известной сказки, модифицировать сюжет. Можно сочинять сказку по картине, по серии картин, или с помощью наводящих слов (жили-были, когда-то давным-давно, и т. д). Ход сказки можно изменить в любой момент, всё зависит от самих детей, и это вызывает у них интерес, развивает фантазию и воображение. Яркие художественные образы, удивительные сюжеты становятся основой для свободной творческой игры.Фиксация сказки. После того, как сказку придумали, ее лучше зафиксировать. Наиболее распространенный метод фиксации – визуализация. Здесь нам в помощь все методы арт-терапии. Можно сказку нарисовать, слепить или сделать аппликацию.Во время творческой работы у ребенка развивается мелкая моторика рук, воплощаются его мысли и чувства, что действует успокаивающе на ребенка.Еще лучше для развития мелкой моторики служит поделка в стиле пластилинографии, плюсом является то, что дети очень любят работать с пластилином и такая работа для них не так традиционна, как работа с карандашами, это вызывает неподдельный интерес у детей и потом получаются красочные работы.Замечательным методом фиксации сказки является запись сказки на диктофон. При записи сказки дети стараются говорить чётко, громко, изменяя интонацию голоса, что существенно влияет на красоту нашей речи, в-третьих, они могут прослушивать раз за разом запись, слышать свои ошибки, и исправлять их, ведь в любой другой творческой работе это невозможно, что не вызывает дополнительного волнения ребенкаСказочная песочная терапия. Одним из интереснейших синтезов сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Этот метод позволяет эффективно решать задачи, как психологического развития личности, коррекции отдельных поведенческих реакций, так и задачи речевого развития дошкольника. В подносе с влажным или сухим песком ребёнок создаёт картины, развивая мелкую моторику рук, воображение, творчество, и в то же время снимает напряжение.Постановка сказки. Театрализованная игра помогает детям становиться более раскрепощенными, общительными, у них формируются сопереживание, сочувствие, интенсивно развивается связная речь, обогащается словарный запас, улучшается дикция, речевое дыхание, дети учатся интонационно правильно исполнять материал, появляется способность ориентироваться в вербальных средствах выразительности речи, улучшается фонематическое восприятие. Участвуя в инсценировке ребенок непосредственно и естественно вживается в образ. Он реально передает все действия и движения персонажа, как будто это происходит с ним самим, тем самым происходит всестороннее гармоничное развитие личности. Постановка сказок может быть с использованием кукол, пальчикового театра, театра теней, с помощью ярких костюмов, настольного театра, с помощью нарисованного театра.В детском саду разнообразие методов и приемов, используемых в педагогической работе с детьми дошкольного возраста, позволяет использовать сказку, как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах для развития речи. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять ее героев и отношения между ними. У ребенка необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая его к этому. Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сформулировать вывод, что огромные возможности сказкотерапии при условии творческого подхода позволяют предлагать «сказочные сюжеты» не только в организованной образовательной деятельности, охватывая все образовательные области, но и в свободной деятельности с целью развития связной речи. В результате использования сказкотерапии можно достигнуть значительных результатов в развитии речи старших дошкольников.
-