Публикации "Формирование универсальных учебных действий как условие реализации инклюзивного образования"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование универсальных учебных действий как условие реализации инклюзивного образования"
Автор: Анциферова Мария Алексеевна

Формирование универсальных учебных действий как условие реализации инклюзивного образованияFormation of universal learning actions as a condition for the implementation of inclusive educationУДК 376.4Анциферова Мария Алексеевна, магистрант, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет просвещения», г. МоскваAntsiferova Maria Alekseevna, Master's student, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «State University of Enlightenment», MoscowEmail: m.anciferova@mail.ruАннотацияСтатья посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий (УУД) как одного из важнейших условий успешной реализации инклюзивного образования. Целью является доказательство значимости формирования УУД в рамках инклюзивного образования. В условиях современного образовательного процесса особое внимание уделяется включению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательную среду. При несформированности УУД реализация инклюзивного образования будет неполной, недостаточно качественной: у детей с ОВЗ будут страдать такие аспекты как социализация и учебная успеваемость. Формирование УУД выступает ключевым механизмом, способствующим адаптации таких учащихся и их полноценному участию в учебной деятельности. В статье рассматриваются определение и структура универсальных учебных действий, психолого-педагогические аспекты, способствующие эффективному обучению в инклюзивных классах. Приводятся рекомендации для педагогов и образовательных учреждений, направленные на улучшение качества инклюзивного образования. Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, инклюзивное образование, начальное образование, универсальные учебные действия.AbstractThe article is devoted to the problem of formation of universal learning actions (ULA) as one of the most important conditions for successful implementation of inclusive education. In the context of the modern educational process, special attention is paid to the integration of children with special educational needs into the general educational environment. Formation of ULA is a key mechanism that promotes the adaptation of such students and their full participation in educational activities. The article considers the definition and structure of universal learning actions, methods of their formation, as well as psychological and pedagogical aspects that contribute to effective learning in inclusive classes. Examples of successful practice and recommendations for teachers and educational institutions aimed at improving the quality of inclusive education are given.Key words: children with mental retardation, inclusive education, primary education, universal learning actions.ВведениеС каждым годом инклюзивное образование становится все более важной составляющей образовательной политики многих стран, стремящихся к созданию доступной и равноправной среды для всех учащихся. Инклюзия предполагает не только физическое присутствие детей с особыми образовательными потребностями в обычном классе, но и их активное участие в учебном процессе, что требует от образовательных учреждений адаптации методов и технологий обучения.Одним из ключевых аспектов успешной реализации инклюзивного образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают учащимся необходимые навыки для самостоятельного обучения, эффективного взаимодействия с окружающими и успешной социализации. УУД включают познавательные, регулятивные и коммуникативные компоненты, которые не только способствуют развитию образовательных компетенций, но и помогают детям с особыми потребностями интегрироваться в образовательную среду.В данной статье мы рассмотрим, каким образом формирование УУД может стать важным условием для успешной реализации инклюзивного образования, какие методы и подходы могут быть использованы для их формирования, а также проанализируем примеры успешной практики, которые демонстрируют эффективность внедрения этих действий в образовательный процесс.Основная информацияВ широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [3, с. 9].Универсальные учебные действия в процессе обучения в начальной школе выполняют следующие функции: - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью; - обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [3, с. 11].Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе. Так, происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками. Из общения и саморегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих, и в первую очередь оценок близкого взрослого, формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения. Из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка [2, с. 23].Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: - личностные – самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях; - регулятивные – целеполагание, планирование и прогнозирование, контроль и коррекция, оценка, волевая саморегуляция; - познавательные – общеучебные логические действия и операции, постановка и решение проблем; - коммуникативные – сотрудничество и кооперация, учёт чужой позиции, адекватная передача информации, контекстная речь и постановка вопросов.Итак, что же дают универсальные учебные действия? Они: обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты: – создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками.Почему в инклюзивной среде необходимо обратить внимание на формирование УУД? Формирование этих действий повлияет не только на эффективное включение в образовательный процесс, но и в последующем – в социум после завершения учебы. Эти действия базовый элемент умения учиться. У детей с ЗПР нарушены предпосылки поэтому необходимо делать акцент уже в начальной школе. УУД облегчают включение ребенка в образовательный процесс и социум. Сформированность УУД говорит о достижении главного результата школьного образования. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.Формирование универсальных учебных действий (УУД) является важным условием успешной реализации инклюзивного образования. УУД включают в себя знания, умения и навыки, которые учащиеся развивают в процессе обучения и которые позволяют им эффективно учиться, сотрудничать и адаптироваться в разных образовательных и жизненных ситуациях.В контексте инклюзивного образования, где обучаются дети с разными образовательными потребностями, формирование УУД помогает:1. Создать равные возможности для всех учеников, независимо от их особенностей развития.2. Развить у каждого ученика способность к самостоятельному обучению и саморегуляции.3. Способствовать социализации и развитию коммуникативных навыков через совместную деятельность.4. Обеспечить адаптацию образовательного процесса под индивидуальные возможности и потребности учащихся.5. Формировать мотивацию к обучению, позитивное отношение к образовательному процессу и лидерские качества.Таким образом, включая в программу обучения развитие универсальных учебных действий, педагоги создают условия, при которых каждый ребенок может максимально реализовать свои способности в инклюзивной среде.Формирование универсальных учебных действий (УУД) является ключевым аспектом инклюзивного образования, особенно для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Каждая категория УУД — познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные — играет свою уникальную роль в обеспечении успешного обучения и социализации этих детей. Рассмотрим подробнее каждую из категорий УУД и их значимость для учащихся с ЗПР. 1. Познавательные действияПознавательные УУД влияют на умение детей воспринимать, осваивать и перерабатывать информацию. Дети с ЗПР часто сталкиваются с трудностями в понимании учебного материала, поэтому развитие познавательных навыков особенно важно для них.Предложения по формированию:- Систематическое использование наглядных материалов: Визуальные инструменты, такие как схемы, картинки, видеоматериалы, могут значительно облегчить понимание сложных тем. Например, использование визуальных карточек для изучения новых слов поможет детям ассоциировать их с изображениями.- Работа через игру: Игровые методы (например, интерактивные задания или развивающие игры) способствуют более легкому и увлекательному усвоению информации. Это может включать ролевые игры, где дети принимают на себя различные роли и получают возможность применять полученные знания на практике.- Регулярные повторения и тренировочные задания: Принципы частичного повторения и дробления информации на мелкие блоки помогут детям лучше усваивать знания. 2. Регулятивные действияРегулятивные УУД помогают детям организовать свою деятельность, управлять временем и контролировать свои действия. Дети с ЗПР могут испытывать трудности с планированием и самоорганизацией, поэтому работа над этими навыками является приоритетной.Предложения по формированию:- Четкая структура уроков: важно, чтобы уроки имели четкую структуру, включающую начало, основную часть и заключение. Это поможет детям лучше ориентироваться и понимать, что от них ожидается на каждом этапе.- Индивидуальные планы действий: Создание индивидуальных планов для каждого ребенка, в которых представлены этапы и задания. Это может включать в себя визуальные шкалы, где детям будет легче следить за своими успехами.- Обратная связь и самооценка: Предоставление возможностей для получения обратной связи и поддержка в процессе оценки себя помогут детям учиться на своих ошибках и находить способы их исправления. 3. Коммуникативные действияКоммуникативные УУД обеспечивают развитие социальных навыков и умений выражать свои мысли и чувства. Дети с ЗПР часто имеют трудности в общении и взаимодействии со сверстниками, что делает развитие данных навыков крайне важным.Предложения по формированию:- Групповая работа: Участие в групповых проектах и заданиях. Например, работа в паре или маленькой группе создает ситуацию, где дети могут обсуждать свои идеи и находить решения вместе.- Ролевые игры и сценки: Использование ролевых игр для отработки социальных ситуаций помогает детям развивать умения взаимодействовать и понимать эмоциональные контексты. Например, обыгрывание ситуации посещения магазина или встречи с другом.- Навыки активного слушания: важно обучать детей активному слушанию, задаванию вопросов и умению выражать свои мысли таким образом, чтобы собеседник их понимал. Это может быть реализовано через специальные упражнения и игры. 4. Личностные действияЛичностные УУД помогают детям развивать самоидентификацию, ответственность, мотивацию и эмоциональную устойчивость. Для детей с ЗПР развитие этих аспектов становится особенно важным для их самопринятия и интеграции в общество.Предложения по формированию:- Развитие самооценки: Создание ситуаций, в которых дети могут успешно что-то делать и получать положительную обратную связь, способствует повышению их самооценки. Педагоги могут выделять даже самые незначительные успехи и хвалить детей за достижения.- Формирование ценностей и навыков ответственности: важно обучать детей ценностям совместной ответственности за выполнение заданий и работы в группе. Это может быть достигнуто через совместные проекты, где каждая роль важна для общего успеха.- Эмоциональное развитие: Работа над развитием эмоциональной осведомленности, осознания своих чувств и реакций способствует формированию здоровой самооценки. Это может включать в себя работу с эмоциональными карточками, обсуждение эмоций и методов их выражения.ЗаключениеФормирование универсальных учебных действий представляет собой ключевой аспект инклюзивного образования, особенно для учащихся с задержкой психического развития. Адаптация образовательного процесса и использование различных методов и подходов позволяет создать условия, способствующие успешной интеграции этих детей в образовательную среду. Это, в свою очередь, обеспечивает равные возможности для всех учащихся, что является основополагающим принципом инклюзии. Важно продолжать исследования и разработку новых стратегий, направленных на улучшение практики инклюзивного образования и поддержку педагогов в этой важной сфере.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Беспалько, В. П. Универсальные учебные действия в условиях инклюзии / В. П. Беспалько // Педагогика, 2018. – № 4. – С. 12-19.
  • Бессчетнова Л. А. Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе [Текст]: научный журнал «Поволжский педагогический поиск» / Л. А. Бессчетнова. — 2015. — № 2. — с. 36–39.
  • Ковалева Г. С. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 109 с.
  • Хнычкина Е. Е. Познавательные универсальные учебные действия и их оценка — стратегия развития учителя [Текст]: теоретический журнал «Муниципальное образование: инновации и эксперимент» / Е. Е. Хнычкина. — 2014. — № 4. — С. 18–20.
  • REFERENCES1. Bespalco, V. P. Universal learning actions in the conditions of inclusion / V. P. Bespalco // Pedagogy, 2018. - № 4. - С. 12-19.2. Besschetnova, L. A. Formation of cognitive UUD at lessons in elementary school [Text]: scientific journal “Volga Pedagogical Search” / L. A. Besschetnova. - 2015. - № 2. - с. 36-39.3.Kovaleva G. S. Program for the formation of universal learning actions // Planned results of primary general education / ed. by G. S. Kovaleva, O. B. Loginova. - Moscow: Prosveshchenie, 2009. - 109 с.4. Khnychkina E. Е. Cognitive universal learning actions and their assessment - a strategy for teacher development [Text]: theoretical journal “Municipal education: innovation and experiment” / E. E. Khnychkina. - 2014. - № 4. - С. 18-
    -