Публикации
Системно-деятельностный подход в начальной школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Системно-деятельностный подход в начальной школе
Автор: Трошкина Ирина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Системно-деятельностный подход в начальной школе
Автор: Трошкина Ирина Николаевна
Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе “Великая цель образования — это не знания, а действия”.(Герберт Спенсер)Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации познавательной, коммуникативной, личностной и регулятивной деятельности обучающихся.Современный урок — это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Использование деятельностного метода в практике позволяет грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания. В начальной школе можно выделить уроки следующих типов. урок первичного предъявления новых знаний или ууд – урок «открытия» нового знания, нового вида учебного действия – личностного, регулятивного, познавательного, коммуниктивного; урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями; урок применения предметных знаний, универсальных учебных действий; урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий; урок повторения предметных ЗУНов или закрепление УУД; контрольный урок (урок проверки предметных ЗУНов, сформированности УУД, умений решать практический задачи); коррекционный урок (индивидуальная работа над допущенными ошибками); комбинированный урок; Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид:I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности. Приёмы работы: девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.III. Постановка учебной задачиЦель: обсуждение затруднения (Проблемный диалог. «Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?») На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:1. Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;2. Соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) .На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.V. Первичное закреплениеЦель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)· Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания). Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.Цель: самооценка результатов своей деятельности и всего класса.Отвечают, составляя предложение по схеме; «Раньше я не умел(а), знал(а), а теперь … умею, знаю, научился…Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Проектная деятельность является одним из эффективных методов обучения в начальной школе. Она позволяет учащимся применять полученные знания и навыки в практической деятельности, развивать творческие способности, коммуникативные навыки и умение работать в команде.Цель проектной деятельности в начальной школе — формирование у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, применять их на практике, а также развивать навыки исследовательской деятельности.Задачи проектной деятельности: развитие познавательных интересов учащихся, формирование навыков самостоятельной работы, развитие коммуникативных навыков, воспитание ответственности и целеустремлённости.Виды проектов в начальной школеВ начальной школе можно использовать различные виды проектов:•Исследовательские проекты — предполагают проведение исследования по определённой теме.•Творческие проекты — направлены на создание творческого продукта (рисунок, поделка, стихотворение и т. д.).•Практические проекты — связаны с решением практических задач (например, создание макета, модели и т. п.).Проекты по предметам1.Окружающий мир Проекты по окружающему миру могут быть посвящены изучению природы, истории, культуры и традиций своего края. Например, проект «Мой родной край», может включать в себя исследование истории и природы родного города или села, создание презентации или альбома с фотографиями и рисунками или проекты «Животные Красной книги», «Кто нас защищает», «Моё любимое домашнее животное», «Рекорды в животном мире», «Математика в окружающем мире». 2.Литературное чтение. Проекты по литературному чтению могут быть связаны с изучением творчества писателей, созданием иллюстраций к произведениям, постановкой спектаклей и т. д. Например, проект «Моя любимая книга» может включать в себя создание иллюстрации к книге, написание отзыва о книге, постановку спектакля по книге.3. Математика. Проекты по математике могут быть связаны с исследование чисел до 100, основных арифметических действий и сравнений, исследование точки, луча, отрезка, линии, времени, массы и длины и др. Например: «Мой город в цифрах», «Картины из геометрических фигур», «Мой класс в числах», «Наша улица в числах», «Числа вокруг нас», «Цифры вокруг нас», «Мое любимое число», Проект «Дадим рекордам наши имена». Дети взвешивают, измеряют, соревнуются в скорости решения примеров.Этапы проектной деятельностиПроектная деятельность включает в себя несколько этапов:Выбор темы проекта. Тема проекта должна быть интересной и доступной для учащихся. Постановка цели и задач проекта. Цель проекта должна быть конкретной и достижимой. Задачи проекта должны быть направлены на достижение цели. Планирование проекта. На этом этапе учащиеся определяют, какие действия необходимо предпринять для достижения цели проекта. Реализация проекта. На этом этапе учащиеся выполняют запланированные действия. Презентация проекта. На этом этапе учащиеся представляют результаты своей работы. Рефлексия. На этом этапе учащиеся анализируют свою работу, определяют, что удалось, а что нет, и делают выводы. В результате системного подхода в применении технологии проектной деятельности формируются универсальные учебные действия: Коммуникативные умения:Навыки коллективного планирования; Умение взаимодействовать с любым партнером; Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач; Навыки делового партнерского общения; Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы; Регулятивные умения:Умение проектировать процесс (изделие); Умение планировать деятельность, время, ресурсы; Умение принимать решения и прогнозировать их последствия; Навыки анализа собственной деятельности; Поисковые (исследовательские) умения:Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; Самостоятельно находить информацию в информационном поле; Запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя); Находить несколько вариантов решения проблемы; Выдвигать гипотезы; Устанавливать причинно-следственные связи; Презентационные умения и навыки:• Навыки монологической речи;• Умение уверенно держать себя во время выступления;• Артистические умения;• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении;• Умение отвечать на незапланированные вопросы;Рефлексивные умения:Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? ЗаключениеРеализация системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
