Публикации Системно-деятельностный подход в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Системно-деятельностный подход в начальной школе
Автор: Трошкина Ирина Николаевна

Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе Великая цель образования — это не знания, а действия”.(Герберт Спенсер)Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации познавательной, коммуникативной, личностной и регулятивной деятельности обучающихся.Современный урок — это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
  • Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  • Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  • Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  • Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  • Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  • Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  • Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
  • Использование деятельностного метода в практике позволяет грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания.  В начальной школе можно выделить уроки следующих типов.
  • урок первичного предъявления новых знаний или ууд – урок «открытия» нового знания, нового вида учебного действия – личностного, регулятивного, познавательного, коммуниктивного;
  • урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями;
  • урок применения предметных знаний, универсальных учебных действий;
  • урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий;
  • урок повторения предметных ЗУНов или закрепление УУД;
  • контрольный урок (урок проверки предметных ЗУНов, сформированности УУД, умений решать практический задачи);
  • коррекционный урок (индивидуальная работа над допущенными ошибками);
  • комбинированный урок;
  • Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид:I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности. Приёмы  работыдевиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.III. Постановка учебной задачиЦель: обсуждение затруднения (Проблемный диалог. «Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?») На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:1. Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;2. Соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) .На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.V. Первичное закреплениеЦель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)· Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания). Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется  вместе с изученными ранее.VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.Цель: самооценка результатов своей деятельности и всего класса.Отвечают, составляя предложение по схеме; «Раньше я не умел(а), знал(а), а теперь … умею, знаю, научился…Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Проектная деятельность является одним из эффективных методов обучения в начальной школе. Она позволяет учащимся применять полученные знания и навыки в практической деятельности, развивать творческие способности, коммуникативные навыки и умение работать в команде.Цель проектной деятельности в начальной школе — формирование у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, применять их на практике, а также развивать навыки исследовательской деятельности.Задачи проектной деятельности: развитие познавательных интересов учащихся, формирование навыков самостоятельной работы, развитие коммуникативных навыков, воспитание ответственности и целеустремлённости.Виды проектов в начальной школеВ начальной школе можно использовать различные виды проектов:Исследовательские проекты — предполагают проведение исследования по определённой теме.Творческие проекты — направлены на создание творческого продукта (рисунок, поделка, стихотворение и т. д.).Практические проекты — связаны с решением практических задач (например, создание макета, модели и т. п.).Проекты по предметам1.Окружающий мир Проекты по окружающему миру могут быть посвящены изучению природы, истории, культуры и традиций своего края. Например, проект «Мой родной край», может включать в себя исследование истории и природы родного города или села, создание презентации или альбома с фотографиями и рисунками или проекты «Животные Красной книги», «Кто нас защищает», «Моё любимое домашнее животное», «Рекорды в животном мире», «Математика в окружающем мире». 2.Литературное чтение. Проекты по литературному чтению могут быть связаны с изучением творчества писателей, созданием иллюстраций к произведениям, постановкой спектаклей и т. д. Например, проект «Моя любимая книга» может включать в себя создание иллюстрации к книге, написание отзыва о книге, постановку спектакля по книге.3. Математика. Проекты по математике могут быть связаны с исследование чисел до 100, основных арифметических действий и сравнений, исследование точки, луча, отрезка, линии, времени, массы и длины и др. Например: «Мой город в цифрах», «Картины из геометрических фигур», «Мой класс в числах», «Наша улица в числах», «Числа вокруг нас», «Цифры вокруг нас», «Мое любимое число», Проект «Дадим рекордам наши имена». Дети взвешивают, измеряют, соревнуются в скорости решения примеров.Этапы проектной деятельностиПроектная деятельность включает в себя несколько этапов:
  • Выбор темы проекта. Тема проекта должна быть интересной и доступной для учащихся.
  • Постановка цели и задач проекта. Цель проекта должна быть конкретной и достижимой. Задачи проекта должны быть направлены на достижение цели.
  • Планирование проекта. На этом этапе учащиеся определяют, какие действия необходимо предпринять для достижения цели проекта.
  • Реализация проекта. На этом этапе учащиеся выполняют запланированные действия.
  • Презентация проекта. На этом этапе учащиеся представляют результаты своей работы.
  • Рефлексия. На этом этапе учащиеся анализируют свою работу, определяют, что удалось, а что нет, и делают выводы.
  • В результате системного подхода в применении технологии проектной деятельности формируются универсальные учебные действия: Коммуникативные умения:
  • Навыки коллективного планирования;
  • Умение взаимодействовать с любым партнером;
  • Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • Навыки делового партнерского общения;
  • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
  • Регулятивные умения:
  • Умение проектировать процесс (изделие);
  • Умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • Навыки анализа собственной деятельности;
  • Поисковые (исследовательские) умения:
  • Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • Самостоятельно находить информацию в информационном поле;
  • Запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя);
  • Находить несколько вариантов решения проблемы;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Презентационные умения и навыки:• Навыки монологической речи;• Умение уверенно держать себя во время выступления;• Артистические умения;• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении;• Умение отвечать на незапланированные вопросы;Рефлексивные умения:
  • Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
  • ЗаключениеРеализация системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
    -