Публикации
"Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Автор: Майнгард Евгения Леонидовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Автор: Майнгард Евгения Леонидовна
Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.Бедность речи. Недостаточный словарный запас.Употребление нелитературных слов и выражений.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.Плохая дикция.Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что речь у дошкольников носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты предметы, явления, события близкие их жизненному опыту.Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.Чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример:Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку:Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит ФазанПо первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами.Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.Мнемотехника помогает развивать:- зрительную и слуховую память;- зрительное и слуховое внимание;- воображение;- восприятие;- развивает кругозор;- развивает все стороны речиНачиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель должен поставить перед собой следующие задачи:1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.2 этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.Мнемоквадрат - Структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы.Это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа• «Подскажи словечко»,• «Найди пару»• «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст• «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возрастМнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы. Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.• соответствовать уровню развития детей.Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы.Этап 2: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.Этап 3: Составление сюжета, т. е. отработка одного из методов запоминания.4 этап : Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок. Разбор таблицы происходит 1-2 минуты5 этап: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности, например:- при заучивании стихов, потешек, скороговорок;- при пересказах художественной литературы;- при обучении составлению рассказов;- при отгадывании и загадывании загадок;Чем отличается мнемотехника от других технологий.• Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.• Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.• Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;• Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника.• Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителями. Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
