Публикации Развитие личностных качеств ребёнка через проектную деятельность

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие личностных качеств ребёнка через проектную деятельность
Автор: Каспшакова Ирина Григорьевна

Методическая разработка по музыке«Развитие личностных качеств ребёнка через проектную деятельность»В современном обществе проектная деятельность всё шире применяется и становится востребованной в разных сферах и видах человеческой деятельности.Технология проектирования делает учеников активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития школьников. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребёнком в школьном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми задачами и проблемами, создаёт привычку самостоятельно искать и находить пути решения, учитывая имеющиеся условия.Во Всемирной конвенции ЮНЕСКО обозначена цель образования:- научиться познавать;- научиться действовать;- научиться жить;- научиться жить совместно друг с другом. Достижение двух последних целей в большей степени и наиболее успешно достигается через реализацию проектной деятельности.При реализации проекта развиваются качества личности ребёнка. А это значит, что при постановке цели проекта, я, как наставник проекта, должна уточнить или обсудить с ребёнком, какие качества ему нужны для достижения цели проекта и/или какие качества/компетенции он хочет приобрести в ходе работы над проектом. Какими компетенциями для начала работы над проектом он уже обладает, а какие ему нужно наработать по ходу реализации проекта.Проектная деятельность способствует развитию личностных качеств ребёнка в разных направлениях:
  • Формирование жизненной компетентности.
  • Ребёнок может адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Это знания и умения бытового труда, умение организовать свой досуг, умение общаться, эмоционально-положительное отношение к окружающим, развитие высших нравственных чувств, волевых качеств, веры в свои силы и возможности.
  • Активизация познавательной деятельности воспитанников. Эта деятельность стимулирует ученика познавать всё новое, открывать новые горизонты познания.
  • Формирование и повышение уверенности в себе («я могу», «я хочу», «меня принимают», «меня ценят», «я - востребован»).
  • Развитие креативности и самостоятельности в принятии решений.
  • На этом этапе развиваются, совершенствуются способности ребёнка к нестандартной и самостоятельной деятельности.
  • Развитие личностных качеств эмоционально-образной сферы каждого ребёнка.
  • Это целеустремлённость, решительность, смелость, настойчивость, выдержка, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность.
  • Формирование умений и навыков учебного, воспитательного и коммуникативного направления.
  • Проектная деятельность может влиять как на физическое, так и познавательное, и эстетическое развитие ребёнка.Шаги развития проекта:Любой проект требует многозадачного решения (презентация, сообщение, клип, разработка мероприятия и участие в его реализации, которое приведёт к созданию проектного продукта.При этом проектная команда выбирает, каким путём будет следовать для достижения результата.Схема «Шаги развития»1. Проектировщик входит в позицию преобразователя2. Проектировщик преодолевает сопротивление.1. Работая с детьми над проектом, педагог помогает осознать, какую практическую пользу ребёнок может принести своим проектом.2. Выполняя проект, ребёнок преодолевает сопротивление, т.е. выходит из «зоны комфорта». Например, он может попытаться преодолеть своё стеснение в связи с коммуникацией с взрослыми людьми. В ходе проекта ребёнок может взять интервью у взрослого человека, предложить свою услугу в выполнении чего-либо, написать официальное письмо… Важно в ходе проекта не допустить подмену понятий «вместЕ» и «вместО», педагог не должен выполнять работу за ребят. Он направляет, организовывает обсуждение вариантов, по которым может развиваться проект. Важно, чтобы ребёнок сам выбрал направленность своей работы для наилучшего достижения результата. В прошлом 2023-2024 учебном году я была наставником по проектной деятельности у учащихся 9 классов, в ходе данной работы ребята создавали свои проекты и проходили предзащиту в конце 1 полугодия и защиту проекта в конце учебного года. Будучи их наставником, первым делом я помогала ребятам осознать: для чего они хотят заняться разработкой и реализацией данного конкретного проекта, на что хотят обратить внимание, какой проектный продукт они хотят получить через реализацию своей идеи, какие пути реализации хотят применить. Так как в рамках одного и того же проекта можно применить разные варианты реализации, а, следовательно, получить различные результаты.Например, реализация проекта «Мир музыкального театра» может вылиться как в познавательное внеклассное мероприятие, так и в постановку спектакля. Учащийся может сделать персонажей спектакля своими руками или попробовать себя в качестве художника-декоратора, а может выступить в роли организатора и/или режиссёра и сделать постановку спектакля.Крайне важно, чтобы ребёнок в самом начале определился, какие задачи он должен и сможет решить в ходе работы над проектом. Проекты, реализованные учащимися под моим руководством: Под моим руководством учащиеся выполнили ряд проектов по предмету «Музыка». Итогом реализации проекта был проектный продукт, который приносит пользу семье участника проекта, классу, школе или обществу, в котором мы живём. Список реализованных проектов:
  • Тема/название проекта: «Рок-музыка в моей жизни»
  • Выполнил учащийся 8Б класса Дуленко Илья. Проектный продукт: создание семейного фотоальбома.
  • Тема/название проекта: «Музыка в моей жизни»
  • Выполнила учащаяся класса Мельникова Полина. Проектный продукт: создание из картона балалайки, как наглядный пример для учеников начальной школы.
  • Тема/название проекта: «Как зависит спорт от музыки»
  • Выполнил учащийся класса Чернышов ДмитрийПроектный продукт: создание плейлиста для занятий спортом.
  • Тема/название проекта: «Жанры современного искусства»
  • Выполнила учащаяся класса Дубовик НатальяПроектный продукт: картина на листе А3 тушью в стиле «стимпанк» на музыкальную композицию
  • Тема/название проекта: «Эстрадный вокал как часть музыкального искусства»
  • Выполнила учащаяся класса Головко АринаПроектный продукт: создание буклета со скороговорками для начинающих вокалистов.
  • Тема/название проекта: «Может ли классическая музыка быть современной»
  • Выполнила учащаяся класса Бабина АлександраПроектный продукт: опрос жителей Каневского района.Моя ученица 9 класса в 2020-2021 учебном году Никитенко Валерия задумала и реализовала проект «Осталась в памяти война», с которым стала призёром краевого конкурса научно-практической конференции «Эврика». В ходе реализации проекта Валерия научилась работать в видеопрограммах. Эта работа вызвала интерес у девочки и побудила её поступить на факультет информационных технологий Дагестанского государственного педагогического университета.Это является примером того, как работа над различными проектами может повлиять на интересы ребёнка и даже стать решающим фактором в выборе будущей профессии.С учащимися 8-х классов мы реализуем проекты, связанные с информационными технологиями, такие как создание клипа-караоке на рождественские и новогодние песни. Примеры видео. «Новогодняя» Бабина Александра, «Новогодняя колыбельная» Денисенко АннаЗаключительный этап работы, рефлексия.На заключительном этапе, рефлексии, важно, чтобы учащиеся сами подвели итог своей работы. Самоанализ, рефлексия позволяют осознать сильные и слабые стороны выполненной работы. Важно не ограничиваться только выполнением проекта, а делиться опытом с другими, изучать и перенимать чужой опыт.«В ходе проекта я обнаружил у себя такие качества…, каких личных качеств не хватило для более успешной реализации проекта мне не хватило следующих качеств… Благодаря каким качествам смог сделать .., какие качества приобрёл, какие выводы сделал».Педагог, как наставник, работает с зоной ближайшего развития ребёнка, его умениями и его личностной позицией. Работая над проектом, автор проекта буквально «растёт». Он нарабатывает новые для себя умения, навыки, компетенции. Очень важно в этот период направить ребёнка, мотивировать его на реализацию проекта, где он проявит и наработает умелость - способность обладать умениями и навыками в чём-либо, искусно выполнять какую-либо работу, а также алгоритм выполнения действий и способы решения проблемы.Мотивацию ребёнка наставник растит через притязание ребёнка на признание, через открытие новых возможностей.Умелость как качество личности успешно нарабатывается через включение в работу над проектом наставников из профессиональной сферы.Наставник должен помнить, что он работает и с материалами проекта, и с командой (ученик или группа учащихся), личностным развитием команды.В результате работы над проектом всегда будет появляться/приобретаться что-то новое: новое знание, новая система донесения знания, новый смысл, новый объект. А в педагогической деятельности - новые личностные качества ученика.
    -