Публикации
Дидактическая игра "Собери свою Родину!"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактическая игра "Собери свою Родину!"
Автор: Доронина Марина Батырбиевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактическая игра "Собери свою Родину!"
Автор: Доронина Марина Батырбиевна
Дидактическая игра "Собери свою Родину!"Цель: Формировать начальные представления о Родине (России) через узнавание ее ключевых символов, природы и культурных элементов в игровой форме. Развивать патриотические чувства (любовь, гордость), внимание, память, мелкую моторику, речь, умение работать в группе.Задачи:1. Познакомить с простыми, узнаваемыми символами России (флаг, матрешка, береза, медведь, самовар, Кремль/Спасская башня, колокольчик).2. Формировать представление о Родине как о месте, где мы живем, где наш дом.3. Активизировать словарь (названия символов, слова: Родина, Россия, дом, большой, красивый, любимый).4. Развивать умение соотносить предмет и его изображение, собирать целое из частей.Материалы:1. Большое сердце (основа): Из плотного картона или фанеры, вырезанное в форме сердца. Размер примерно А2 или больше. Окрашено в цвета российского флага (белый-синий-красный) горизонтальными полосами. 2. Карточки-пазлы (символы России): 6-8 крупных, ярких карточек (размером с ладошку ребенка). Каждая карточка: С одной стороны: Часть изображения сердца-основы. Когда все карточки собраны вместе на сердце-основе, они образуют целую картинку (например, простой рисунок России в виде медведя, или просто контур страны с солнышком и домиками внутри - очень условно!). С другой стороны: яркая фотография или понятная картинка символа России: * Российский флаг (триколор) * Матрешка * Береза (можно с зелеными листочками) * Бурый медведь (добрый, не страшный) * Самовар (или пирожки/блины) * Золотая Спасская башня Московского Кремля (самая узнаваемая) * Колокол / Колокольчик (символ России, колокольные звоны) * Ромашка / Василек (простые полевые цветы)3. Волшебный мешочек: Непрозрачный мешочек, куда помещаются миниатюрные копии или игрушечные аналоги символов (маленькая матрешка, флажок, игрушечный медведь, маленький колокольчик, пластмассовая березка и т.д.).4. Колокольчик: Настоящий маленький колокольчик.5. Музыкальное сопровождение: записи русских народных мелодий (инструментальных, без слов, не слишком громких), детских патриотических песен ("Моя Россия" Г. Струве и т.п.).Ход игры:1. Вводная часть: Дети стоят в кругу. Включается спокойная русская мелодия. Воспитатель: "Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей большой и красивой стране! Как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Правильно! Россия – это наша Родина. Родина – это место, где мы родились, где наш дом, где живут наши родные. Давайте покажем, какая наша Родина большая!" (Дети широко разводят руки в стороны). "А теперь обнимем ее!" (Дети обнимают себя или соседей). "Мы ее любим!" (Дети прикладывают руки к сердцу).2. Знакомство с символами (Рассматривание карточек): Воспитатель достает карточки-пазлы картинкой символа вверх, показывает по одной. "Посмотрите, что это? (Показывает флаг). Правильно, это флаг России! У него три полоски: белая, синяя, красная. Давайте представим, что мы флажки!" (Дети машут руками). Показывает следующую: "А это кто? (Матрешка). Матрешка – веселая русская игрушка!" (Дети улыбаются). И так все карточки. Карточки выкладываются на стол картинками вверх.3. Собираем Родину ( игра-пазл ): Воспитатель показывает большое сердце: "Посмотрите, это большое сердце – символ нашей любви к Родине! Но оно пока пустое. На нем должно быть изображение нашей России. Давайте его соберем!" "На столе лежат карточки. На одной стороне – символ России, а на другой – кусочек картинки для нашего сердца. Мы будем по очереди брать карточку, называть, что на ней изображено (символ), а потом переворачивать и искать, куда на сердце подходит этот кусочек!" Дети по очереди (можно использовать считалочку) подходят к столу, выбирают ОДНУ карточку. Ребенок должен: 1) Назвать, что изображено на карточке (например, "Береза!"). 2) Перевернуть карточку. 3) Найти на сердце-основе место, куда подходит этот пазл, и приложить/прикрепить его (можно на липучки, магниты или просто приложить, если основа лежит на полу или столе). Если ребенок затрудняется назвать символ, ему помогают другие дети или воспитатель. Если не находит место пазла – тоже помогают. Воспитатель комментирует: "Молодец, Саша! Ты нашел место для березки – красавицы русских лесов! Теперь наша Родина стала чуть красивее!" и т.д. Игра продолжается, пока все пазлы не будут собраны на сердце. Все хлопают в ладоши: "Ура! Мы собрали нашу Родину! Мы ее любим!"4. Игра "Угадай на ощупь" (Волшебный мешочек): Воспитатель: "В нашей России много чудесных вещей! Давайте узнаем их на ощупь!" В непрозрачный мешочек кладутся маленькие предметы-символы (матрешка, флажок, игрушечный медведь и т.д.). Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают один предмет, пытаются угадать, что это, и называют его прежде, чем достать. ("Я думаю, это матрешка!"). Достают предмет, проверяют. Если угадал – все хлопают. Предмет кладется рядом с большой карточкой с таким же символом.5. Физкультминутка "Русская березка": Воспитатель: "А теперь давайте отдохнем и превратимся в стройные русские березки!" Дети встают. "Солнышко светит (руки вверх, потянулись), ветерок колышет веточки (покачивание руками и корпусом в стороны). Березки стоят высокие и красивые (встать на носочки). Вдруг подул сильный ветер! (Быстрые наклоны в стороны). А теперь снова тихий ветерок (плавные покачивания). Молодцы, березки!"6. Завершающая часть: Все смотрят на собранное сердце-Родину. Воспитатель звонит в колокольчик: "Колокольный звон – тоже символ России!" Воспитатель: "Ребята, что мы сегодня собрали? (Нашу Родину, Россию!). Какие символы России вы запомнили? (Дети перечисляют, глядя на карточки или предметы из мешочка). Мы с вами молодцы! Мы живем в большой, красивой стране России! Давайте скажем ей: "Мы тебя любим!". Дети хором: "Мы тебя любим, Россия!" и машут руками или посылают воздушный поцелуй большому сердцу. Под веселую русскую мелодию игра завершается.
