Публикации Методы достижения предметных результатов на уроках русского языка в 5-9 классах в соответствии с ФГОС ООО и ФОП ООО

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы достижения предметных результатов на уроках русского языка в 5-9 классах в соответствии с ФГОС ООО и ФОП ООО
Автор: Татьяна Дмитриевна Севостьянова

Методы достижения предметныхрезультатов на уроках русскогоязыка в 5-9 классах в соответствии сФГОС ООО и ФОП ООО
В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования (ФГОС ООО) и федеральной образовательной
программы (ФОП ООО) центральной задачей является формирование у учащихся
предметных результатов, которыми они смогут воспользоваться в повседневной жизни
и будущем обучении. Предметные результаты по русскому языку подразумевают
развитие грамотности, способности понимать и интерпретировать тексты, развитие
навыков письменной и устной речи, а также способность оперировать нормами языка.
Предлагаем обзор проверенных методов, которые помогут достигнуть указанных
предметных результатов на уроках русского языка в 5-9 классах.
1 Работа с текстами
Работа с текстами является ключевым методом достижения предметных результатов.
Задания на чтение, понимание и анализ текстов помогают учащимся овладеть
ключевыми компетенциями, необходимыми для жизни и учебы.
Примеры заданий:
Анализ текста: выделение основной мысли, определения типа текста
(описание, повествование, рассуждение);
Сравнительный анализ: сопоставление разных источников информации,
сравнение мнений авторов;
Пересказ: развитие навыков говорения и понимания текста, работа над
полнотой и точностью изложения.
Пример: при изучении повести Н.В. Гоголя Шинель можно предложить учащимся
выделить характерные черты героев, описать сюжет и прокомментировать главную
идею произведения.
2 Деятельностный подход
Деятельность учащихся на уроках русского языка должна быть деятельностной, тоесть учащиеся должны активно участвовать в освоении материала, а не просто
пассивно воспринимать информацию.
Примеры методов:
Творческие задания: написать рассказ, сочинение, сценарий;
Исследовательская работа: проведение мини-исследований, например, собрать
материал по происхождению фамилии, имени персонажа;
Диалоги и дискуссии: обсуждение прочитанного текста, выражение мнения,
аргументация позиций.
Пример: при изучении глаголов учащиеся могут придумать рассказы с употреблением
разных форм глагола, обсудить случаи употребления причастий и деепричастий.
3 Коммуникативный подход
Предметные результаты подразумевают не только знание языка, но и умение
эффективно общаться на нём. В связи с этим важно развивать навыки устной и
письменной речи.
Примеры:
Ролевые игры: моделирование ситуаций общения (например, интервью,встреча гостей, экскурсия);
Выступления: защита проектов, участие в конференциях, конкурсах чтецов;
Публичные выступления: сообщение докладов, презентации.
Пример: при изучении биографии писателя можно попросить учащихся подготовиться квыступлению с рассказом о его жизни и творчестве.
4 Проектная деятельность
Проектная деятельность помогает выработать у учащихся навыки планирования,
исследования, презентации и самооценки. Данная форма работы активно
поддерживается ФГОС ООО и ФОП ООО.
Примеры проектов:
Лингвистические исследования: составление справочника синонимов,антонимов, омонимов;
Анкетирование: проведение опроса среди одноклассников по поводуупотребления редких слов, конструкций предложений;
Подготовка сценария спектакля: переработка сюжета известного произведения
для театрализации.
Пример: проект Русский язык в моём городе может включать анкетирование жителейрайона о местных диалектах, жаргонах, разговорных особенностях.
5 Рефлексия и самооценка
Процесс обучения должен сопровождаться рефлексией учащихся, способностью
оценивать свои достижения и анализировать ошибки. Важно развивать у школьников
навыки самооценки и саморефлексии.
Примеры:
Оценочные листы: самооценка по итогам выполнения заданий;
Дневники достижений: запись успехов и неудач, оценка прогресса;
Совместная оценка: взаимопомощь и обсуждение результатов в паре илигруппе.
Пример: после изучения темы Односоставные предложения учащиеся могут
заполнить таблицу самооценки, отметив степень понимания темы и выявив трудности.
Применение указанных методов и подходов способствует достижению предметных
результатов на уроках русского языка в 5-9 классах. Благодаря комплексной работе с
текстами, деятельностному подходу, развитию коммуникативных навыков, проектной
деятельности и процессу самооценки учащиеся обретают способность эффективно
использовать русский язык в повседневной жизни и в академической деятельности.
-