Публикации
" Игры по финансовой грамотности для дошкольников"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Игры по финансовой грамотности для дошкольников"
Автор: Волощук Светлана Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Игры по финансовой грамотности для дошкольников"
Автор: Волощук Светлана Алексеевна
Мастер класса « Игры по финансовой грамотности »На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предъявляет жесткие требования к развитию личности ребенка, к методам развития, воспитания, образования. Важное место занимает в развитии и воспитании дошкольника развитие финансовой грамотности.Финансовая грамотность – способность использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Дети с рождения знакомятся с экономической составляющей в семье. Посещают с родителями магазины, кино, парки, видят, как родители пользуются денежными средствами, как оплачивают покупки пластиковыми картами, знакомятся с рекламой. Все это формирует у ребенка первые представления о финансовой грамотности. Стоит отметить, что многие дети сегодня не знают цену деньгам, требуют покупать дорогие игрушки, с которыми просто не играют, не умеют копить деньги, тратят сами деньги на ненужные вещи.Дошкольник должен понимать, что деньги — это итог трудовой деятельности. За работу родители получают заработную плату, бабушки и дедушки получают пенсию, за хорошую учебу студенты получают стипендию, все деньги, которые являются результатом трудовой деятельности, называются доходом, который формирует семейный бюджет. Основы финансовой грамотности для детей включают:Понимание, откуда берутся деньги, как и за какое время они зарабатываются; Умение распределять свои карманные деньги, откладывать на крупные покупки; Представление об экономике и о том, что такое кредит, депозит, инвестирование, налоги; Ответственность за свои финансовые решения(расходы, сбережения и т. д.) Главным приемом развития финансовой грамотности дошкольника является использование игровой деятельности. Поэтому такие финансовые понятия, как обмен, продажа, покупка, деньги, лучше донести до детей через игру.1.Начнем мы с вами с разминки «Загадки – добавлялки ». Вы должны будете закончить предложение На товаре должна быть обязательно……. ЦЕНАКоль трудился целый год, будет кругленьким…… ДОХОДКак ребенка нет без мамы, так продажи без …….РЕКЛАМЫСколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно….. ВЕСЫБудут целыми, как в танке, сбереженья ваши в ….. БАНКЕЛюди ходят на базар, там дешевле весь……ТОВАРИ врачу, и акробату выдают за труд …….ЗАРПЛАТУОчень вкусная витрина у овощного ……МАГАЗИНА2. А теперь предлагаю сыграть в антонимы. Эта игра не требует подготовки, но поможет развить логическое мышление, обогатить словарный запас ребенка в сфере экономических понятий.Например: Доход – расход дешево – дорого, продавец – покупатель, прибыль – убыль, скупой – щедрый, богатство – бедность, экономить – тратить.3. Следующие задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т. д. У вас на столе находятся картинки с изображением обложек детских книг. Я буду задавать вопросы, а вы должны найти обложку с изображением сказки, которая соответствует описанию, поднять вверх . 1.Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? (Колосок)3. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок)4. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (Лисичка со скалочкой)5. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? (Теремок)6. В какой сказке умение девицы вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко)7. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).8. В какой сказке реклама сыграла злую шуту с главным героем? («Как старик корову продавал»)9. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход? (Вершки корешки).Вывод: Знакомя детей с художественной литературой, мы, таким образом, знакомим детей с финансовой грамотностью.Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия. Следующая иг ра называется «Услуги и товары». Что такое услуга и товар? Услуга – это деятельность, товар – предмет, который можно купить или продать. Перед вами сюжетные картинки из сказок. Определите где услуга, а где товар.Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Маша варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д Задание № 4 Игра «Два кошелька» (доходы - расходы)Цель : закрепление у детей представления о семейных доходах и семейных расходах. Ход игры: У нас есть 2 кошелька. (красный и синий) . Карточки – картинки с изображением различных семейных расходов и доходов. Один игрок распределяет доходы, а другой игрок распределяет расходы.В красный кошелек должны попасть те картинки, которые символизируют доходы, а в синий те, которые символизируют расходы.СТАНЦИЯ 3. «СТРАТЕГИЯ»Всем давно известно, что «реклама двигатель прогресса»! У нас на полках залежался некоторый товар, который вам нужно успешно продать. Для этого вам, конечно, нужно придумать удачный рекламный ход, чтобы ваш товар захотели купить. Вспомните мультфильм по стихотворению С. Михалкова и подумайте: «Почему старик передумал корову продавать?»Кому какой товар (мыло, зубная паста, шампунь, стиральный порошок, крем для рук) достанется решит «слепой жребий». Ваша задача разрекламировать товар, не называя его. Следующая игра :«Что можно и нельзя купить за деньги». Цель игры: Формирование у детей понимания того, что не всё покупается за деньги, что есть ценности, которые важнее вещей и которые за деньги не купишь Ход игры: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории : что «можно купить за деньги» и «нельзя купить»Задание № 10 Игра «Банк» Материалы: монеты и купюры разных номиналов. Цель: научить считать деньги и производить обмен. Задание: Вам нужно посчитать монеты и обменять их на купюры. Ход игры: Дети считают монеты и меняют их на купюры. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее произведёт обмен. С каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»? (обмен). Сегодня вы познакомились с играми, которые можете использовать в работе по формирования финансовой грамотности дошкольников.
