Публикации Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования социально-педагогической направленности «Читайка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования социально-педагогической направленности «Читайка»
Автор: Ахметшина Ирина Ивановна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД №125 к.в.»ГОРОДА МАГНИТОГОРСКАДополнительная общеобразовательная программадошкольного образованиясоциально-педагогической направленности«Читайка» Руководитель: Ахметшина Ирина Ивановна МагнитогорскСОДЕРЖАНИЕ1. Целевой раздел программы1.1.Пояснительная запискаПрограмма «Читайка» осуществляется в форме кружковой работы;
  • по авторской принадлежности – адаптированная;
  • по уровню освоения – общекультурная;
  • по продолжительности реализации – одногодичная;
  • по форме реализации – групповая;
  • по целевой установке – художественная;
  • по форме организации содержания - модульная.
  • Нормативно-правовое обеспечение Программа разработана в соответствии:
  • Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Приказ министерства образования и науки российской федерации от 17 октября 2013 г. n 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
  • Актуальность данной программы обусловлена следующими факторами:
  • Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений и навыков, который послужит базой для последующего школьного обучения. Важное место в таком багаже занимает готовность к усвоению основ чтения и письма.
  • Отсутствие систематической, поэтапной работы по обучению грамоте может впоследствии вызвать нежелательные результаты в развитии письменной речи – дислексию (нарушения чтения) и дисграфию (нарушения письма).
  • Новизной программы является широкое применение в образовательной деятельности игровых методов, направленных на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение проводится в игровой форме. Игра – один из тех видов деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность в игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучения. Практическая значимость программы «Читайка» состоит в том, что большое место в работе с детьми занимают стихотворные тексты, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха. В образовательной деятельности по обучению грамоте детям даются разнообразные упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма, на развитие внимания, памяти, мышления. В процессе выполнения самостоятельных работ, сравнивая собственные результаты с заданным образцом, дети овладевают навыками самоконтроля и самооценки, готовят руку к письму. 1.1.1. Цели и задачи реализации ПрограммыЦель программы: подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать.Задачи программы: При работе с детьми:
  • Образовательные задачи:
  • Обучать правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению цельными словами;
  • Закреплять умения проводить звуковой анализ, определять количество слов в предложении;
  • Учить делить слова на слоги;
  • Развивать умение печатать буквы развивать мелкую моторику пальчиков;
  • Способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей.
  • Развивающие задачи:
  • Развивать интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;
  • Развивать психофизические функции (внимание, память, умение думать, слушать и слышать), необходимые для продуктивного обучения чтению и письму, обогащать словарный запас, развивать фонематический слух, желание читать.
  • Воспитательные задачи:
  • Воспитывать интерес к чтению;
  • Воспитывать коммуникабельность и любознательность;
  • Воспитывать старательность, аккуратность и усидчивость.
  • При взаимодействии с родителями: - использовать различные формы работы с семьей по развитию интереса у детей 6-7 лет к обучению чтению в целях реализации данной программы; - обеспечить знаниями по вопросам применения методики Н.С. Жуковой и работе с ней;- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. 1.1.2. Принципы формирования ПрограммыСодержание программы составлено с учетом следующих основных принципов и подходов: 1. последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей; 2. доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала); 3. наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);4. индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников). 5. результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения); 6. межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.);7. сотрудничество ДОУ с семьей; 8. учет этнокультурной ситуации развития детей.1.1.3. Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития воспитанников, обучающихся по Программе Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возрастаВ дошкольном детстве продолжает складываться потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Познавательное развитие. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, «другие люди» и «Я сам», к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.Волевое развитие. Ребенок избавляется от присущей более раннему этапу «глобальной подражательности» взрослому, может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной (в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональный (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению. Эмоциональное развитие. Эмоции ребенка все больше освобождаются от импульсивности, сиюминутности. Начинают закладываться чувства (ответственности, справедливости, привязанности и т. п.), формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Ребенок обнаруживает способность к отождествлению себя с другими, что порождает в нем способность к обособлению от других, обеспечивает развитие индивидуальности. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов чужих и своих поступков. Эмоции становятся «умными». К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач, овладению элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.).Психолого-педагогическая характеристика дошкольников 6-7 лет.Ключ возраста. Произвольность поведения и психических процессов имеет решающее значение для успешности школьного обучения, ибо означает умение ребёнка подчинять свои действия требованиям учителя. В школе, как известно, ребёнок занимается не тем, чем хочется, а прилагает все усилия для достижения целей, поставленных учителем. Трудность в достижении и удержании таких целей состоит в том, что не всё учебное содержание, даже при самой удачной методике, будет захватывающе интересно для всех детей. Поэтому ребёнок должен не только решать поставленную задачу по содержанию, например, аккуратно писать палочки, но и уметь заставить себя заниматься написанием палочек, когда на самом деле ему хочется рисовать что-то другое, например самолёт. Эмоции. Совершенствуется способность контролировать проявления непосредственных эмоциональных реакций. Развивается система устойчивых чувств и отношений — глубокая и осознанная любовь к близким, включая иногда домашних питомцев; устойчивые отношения дружбы, включающие эмпатию. Восприятие. Совершенствуется произвольность восприятия. Оно становится самостоятельным процессом. Ребёнок может произвольно ставить перед собой задачи на восприятие и использовать для этого специфические приёмы. Память и внимание. Формируется произвольность памяти и внимания, которое становится одной из важных составляющих готовности к школе. Произвольность этих процессов выражается в том, что ребёнок может запоминать то содержание, которое ему в данный момент неинтересно и не нужно, и быть внимательным. Психологическое отличие произвольных памяти и внимания от более ранних форм этих процессов в том, что раньше дети запоминали то, что «само запомнилось», и были внимательны, когда что -то приковывало их внимание. Теперь же ребёнок ставит перед собой особые цели — запомнить или быть внимательным — и стремится к их выполнению. Дети также овладевают особыми приёмами управления своей памятью и вниманием. Речь. На седьмом году жизни ребёнок практически овладевает всеми сторонами родного языка: звуковым составом, словарём, грамматическим строем. Развитие голосового аппарата ребёнка даёт ему возможность правильно произносить все звуки родного языка. В активном словаре ребёнка седьмого года насчитывается почти 3000—3500 слов. Достаточно развитой является грамматическая сторона речи ребёнка. Дети овладевают системой морфологических средств оформления грамматических категорий, усваивают типы склонений и спряжений, способы словоизменения; увеличивается объём сложных предложений. Специалисты отмечают чуткость детей к языковым явлениям; например, она проявляется в их способности понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями. Педагогам в работе с детьми седьмого года жизни важно использовать это языковое чутьё, а при решении некоторых задач делать на него ставку (например, упражняя детей в словообразовании, в употреблении имён существительных в родительном падеже и пр.). Таким образом, в речевом развитии ребёнка 6—7 лет акцент перемещается на формирование осознанного отношения к языку, а также на дальнейшее развитие связной речи ребёнка, как диалогической, так и монологической. Овладение ребёнком разнообразными навыками связной речи позволяет ему осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, даёт возможность делиться с ними накопленными знаниями и впечатлениями, а также получать необходимую и интересующую его информацию. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком: усвоение звукового и словарного состава, грамматического строя. Мышление ребёнка после 5 лет, как уже отмечалось, отличает способность удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий. На этой основе формируются представления об изменениях признаков предметов, а также их количества. Дети 6—7 лет могут оперировать количествами, увеличивать и уменьшать их, правильно описывать эти ситуации на языке математики как действия сложения и вычитания. Ребёнок обретает способность оценивать сохранение количества в той или иной ситуации. Так, при переливании воды из одного сосуда в другой общее количество воды не меняется, а при отливании или доливании — уменьшается или увеличивается. Большинство детей этого возраста обладают сильно развитым пространственным воображением по сравнению с более старшими детьми. Арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах первого десятка многие дети решают также на основе воображения и оперирования в уме описанными в условии задачи группами. При этом, если речь идёт о пирожках, они ответят на вопрос, с чем эти пирожки (хотя в условии об этом не говорилось), печёные они или жареные, большие или маленькие и какой формы. Разумеется, каждый ребёнок представляет себе свои пирожки — примечателен сам факт детализации подробностей, возникающих в представлении детей образов. К концу дошкольного детства у детей формируется первичный целостный образ мира, в котором они живут, отражающий основные его закономерности.Деятельность. Совершенствуются навыки произвольного контроля на всех этапах осуществления деятельности. Формируется произвольность внимания и памяти. Произвольное внимание необходимо в работе, так или иначе связанной с тем или иным образцом — наглядным или же заданным в форме словесной инструкции. Творческая работа без образца выполняется при желании и по желанию и потому не требует от ребёнка дополнительных усилий по организации собственного внимания. Ребёнок учится принимать задачи, поставленные перед ним взрослым, что постепенно подготавливает его к принятию позиции ученика. Ориентация не только на внутренние побуждения, но и на внешние требования — важный этап становления деятельности и общей социализации. Продолжает развиваться индивидуальная сюжетная и режиссёрская игра, которая также способствует психическому развитию ребёнка, развивая его познавательную сферу, символическое и наглядно- образное мышление. Вместе с тем ведущую роль в развитии детей по-прежнему принадлежит совместной сюжетной игре. Реальные отношения, которые возникают у детей в игре, выполняют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребёнка. Игра основывается на активном сотрудничестве детей, требующем налаживания контактов и установления взаимопонимания, на общей ориентации ребёнка на сверстника. Реализуемые в игре партнёрство и взаимодействие стимулируют развёртывание планирования, регуляции и контроля совместной деятельности и тем самым обеспечивают увеличение времени, приходящегося на совместную игру по сравнению с индивидуальной. Игровые замыслы детей 6—8 лет заметно отличаются от игровых замыслов детей среднего дошкольного возраста своей новизной, богатством и оригинальностью. Несмотря на то что бытовые сюжеты остаются, они приобретают несколько другой характер. Помимо этого, появляются романтические, героические, фантастические сюжеты. Появление таких сюжетов связано с тем, что, во -первых, реально накопившийся у детей игровой опыт значительно обогатился; во -вторых, дети приобрели многие знания и представления об окружающем их мире и о том, что находится за его пределами; в-третьих, после 6 лет жизни дети способны оперировать имеющимися у них представлениями, образами, реализуя их в разных взаимосвязанных событиях. Именно поэтому в играх детей этого возраста начинает ярко проявляться событийная сторона сюжета. Следующая особенность заключается в том, что заметное расширение знаний об окружающем, особенно о человеческих действиях и взаимоотношениях, приводит к увеличению в игре числа ролей, необходимых, с точки зрения детей, для полноценной игры. Поэтому игровые группировки детей расширяются от двух-трёх до пяти-семи участников. Увеличение числа ролей усложняет ролевые отношения, усиливает необходимость чёткой координации действий всех участников игры. Самостоятельно, без участия взрослых, дети в общих чертах могут обговаривать замысел игры, распределять роли и разыгрывать их. В играх старших дошкольников всегда есть лидер, который «двигает» сюжет. Остальные участники игры обычно «подстраиваются». Разногласия по поводу дальнейшего развёртывания сюжета дети этого возраста (в отличие от маленьких детей) улаживают без помощи взрослых. Дети, не разделяющие точку зрения лидера, пытаются найти аргументированные доказательства своего, на их взгляд более правильного, предложения по дальнейшему развитию сюжета, делают попытки отстоять свою точку зрения, скоординировать её с точкой зрения других партнёров по игре. Поскольку старшие дошкольники уверенны и самостоятельны в игре, то они совершенно по -иному относятся к участию в игре взрослого. Если у младших дошкольников игровой опыт был ещё несовершенен и они почти всегда с большим удовольствием принимали в игру взрослого с его идеями, уступали ему даже главные роли, то шестилетние дети сами охотно занимают главные роли. Взрослый их устраивает в качестве советчика, не принимающего непосредственного участия в игре, но вовремя помогающего преодолевать сюжетные или организационные трудности. У детей формируются предпосылки учебной деятельности. Сознание. Изменения характеризуются развитием так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать в уме, а не только в наглядном плане различными представлениями. Дальнейшее развитие и усложнение этих образований создаёт к 6 годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчёт в своих целях, способах их достижения, полученных результатах, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. По данным многих авторов, детям седьмого года жизни вполне доступно полноценное моральное поведение, т. е. соблюдение норм при отсутствии внешнего контроля и принуждения и вопреки собственным желаниям и интересам. У многих детей уже имеются или складываются те внутренние механизмы, которые позволяют им удерживаться от соблазна нарушать норму и свободно делать правильный моральный выбор. Первое условие соблюдения норм — это знание и понимание детьми моральных предписаний и требований, т. е. того, что хорошо, а что плохо. Они являются основанием для оценки поступков с точки зрения их соответствия требованиям морали — поступков других и самого себя. А оценка предполагает не только знания о том, как следует оценивать явление, но и такой субъективный момент, как отношение к тому, что оценивается, испытывает ли человек отвращение к нарушению нормы или, наоборот, смотрит на это снисходительно. Первая особенность морального сознания детей седьмого года жизни — это расхождение между знанием норм и личным отношением к их соблюдению и нарушению. Поэтому появление правильной моральной оценки других требует формирования у ребёнка личного отрицательного отношения, искреннего осуждения им фактов нарушения норм и такого же личного, искреннего одобрения фактов бескорыстного соблюдения этих же норм. Личность. Развитие личности характеризуется формированием дифференцированного отношения к сверстникам и ко многим взрослым, к одним из которых ребёнок безразличен, других он любит, к третьим испытывает неприязнь. У ребёнка формируется отношение к литературным героям и некоторым произведениям искусства, к природным явлениям и предметам техники, к поступкам других людей, к себе самому и ко многому другому. Это отношение может быть чётко выраженным и осознанным или почти не проявляться; может быть эмоционально окрашенным или, скорее, рациональным; положительным или отрицательным и т. д. Отношение к себе. У ребёнка продолжает формироваться его образ Я. Развивается и изменяется образ Я-потенциального, т. е. того, каким ребёнок хочет себя видеть. Ребёнок стремится к тому, чтобы этот образ стал позитивным. Каждый ребёнок нуждается в поддержке взрослыми убеждения в том, что в нём много хорошего, а также в том, чтобы взрослые сообщали о его достоинствах другим детям, родителям. Важной педагогической задачей становится воспитание у каждого ребёнка чувства уверенности в том, что взрослые (воспитатели, родители) его уважают. Образ Я-потенциального является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребёнка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Вряд ли старательное выписывание палочек и букв может представлять для детей особый интерес. Побуждением к учению, овладению новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим». Вы, возможно, обращали внимание на то, что некоторые дети хвастаются, до скольких они умеют считать, сколько букв знают и как охотно они готовы научиться ещё чему-нибудь. Причина такого отношения ребёнка к собственным возможностям лежит в том, что он как бы видит себя в ближайшем будущем более умным, знающим и компетентным, чем в данный момент. Иными словами, в его образ «себя», каким он хотел бы стать, входит владение новыми знаниями и умениями. И это стремление видеть себя более продвинутым и совершенным и тем самым соответствовать своему представлению о том, каким он может и хочет стать, является мощным побуждением учебной деятельности. Отношение к сверстникам. Благодаря педагогическим усилиям создаются условия для воспитания доброжелательного отношения ребёнка к другим детям, уважения прав сверстников, формируется установка на сотрудничество. Дети овладевают навыками совместной деятельности, понимают её преимущества. Отношение к взрослым. Меняется отношение к взрослому как безусловному авторитету. Взрослый принимается детьми в качестве советчика, равноправного партнёра и ценится детьми за умение решать организационные вопросы, придумывать интересные сюжеты для игр, организовать интересное дело. Уважение к авторитету взрослого поддерживается именно такими его способностями.1.2. Планируемые результаты освоения Программы.Планируемые промежуточные и итоговые результаты освоения программы:Воспитанники должны уметь:-достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;- соблюдать орфоэпические нормы произношения;- владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;- свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;- правильно согласовывать слова в предложении;- составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.; -ориентироваться на странице книги;-составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта; -правильно использовать предлоги;-правильно произносить звуки. 2.Содержательный раздел Программы 2.1 Описание образовательной деятельности по реализации ПрограммыОбучение чтению носит комбинированный характер, каждая встреча включает в себя несколько задач, детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время непосредственно образовательной деятельности широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков в области грамоты.Букварь Н.С.Жуковой основан на традиционном подходе к обучению чтению на русском языке, и дополнен оригинальными решениями. Надо отметить, что выделение слога из речи психологически проще и требует меньше аналитических усилий, чем выделение отдельного звука. Именно на этом принципе и построена методика Жуковой — начинаем читать слоги уже с 3- го занятия. Поскольку на начальном этапе чтение — это механизм воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели, то ребенку необходимо знание букв. Знакомимся вначале с гласными буквами, это буквы, которые умеют «петь» А, У, О. Их проще соединять в слоги: АУ, УА, ЭО, ОЫ и т.д. В итоге ребенок должен самостоятельно, водя пальчиком от одной буквы к другой, научиться читать слоги из двух гласных. И только после знакомства с гласными — переходим к согласным.Одновременно с началом обучения детей чтению, учимся определяйте с ребенком на слух, сколько звуков (букв) произнесли, какой звук (буква) был первым, какой — второй, и учим их выкладывать с помощью разрезной азбуки. Если ребенок овладел слитным прочтением слога, состоящего из двух букв, переходим к слогам из трех и четырех букв: О-СА, У-СЫ, МА-МА.Как правильно учить гласные и согласные.Вначале учим открытые гласные, твердые: А,О,У,Ы,Э.Затем учим твердые звонкие согласные: М,Л.Произносим согласные только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Д,Т и т.д.Повторение-мать учения.Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.Читаем по слогам.Когда дети выучили часть звуков, учим детей читать по слогам. Учим несложные слоги.Первые слоги, которые учим детей читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО. Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.Учим более сложные слоги.Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них – уже слов. Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинаем давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.Учим читать первые простые слова.Далее начинаем читать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО- КО.Следим за произношением.Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следим за первым произношением слогов и за соблюдением паузы между словами.Исходя из выше изложенного, содержание работы с детьми выстроено по модульному принципу и включает модули: Модуль «Знакомство со звуками и буквами». Модуль «Чтение слогов и слов». Модуль «Самостоятельное чтение». Итоговое занятие. Учебный год заканчивается открытым занятием для родителей, где дети демонстрируют все, чему научились за это время. Учебно-тематический план программыРезультатом данной программы является: - Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;- самостоятельное чтение ребенком текстов.Содержание программы «Читайка»2.2. Описание формы, способов, методов реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.Содержание Программы реализуется в форме кружковых занятий.Программа кружка построена на следующих положениях: 1. Обучение чтению положительно влияет на формирование и развитие личности ребенка, если дидактическая технология учитывает психологические особенности возраста и достигнутый уровень развития, а также опирается на потребности ребенка и его индивидуальные особенности. 2. Успешно, без напряжения овладеть навыками первоначального чтения ребенок может только при условии систематичности занятий и специальной организации процесса обучения. 3. Игровая основа занятий создает мотивацию для выполнения обучающих заданий. Обучение грамоте - это сложный процесс, который включает несколько этапов: • подготовительный этап - подготовка к звуковому анализу слова;• основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма. Подготовительный этап обучения – подготовка к звуковому анализу слова. На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом).Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слов. Задачи этапа:1. Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове. 2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении. 3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух. 4. Введение терминов «звук» и «слово».5. Научить называть слова с заданным звуком. 6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух. Основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма. Методика формирования элементарных навыков чтения и письма строится на 4 раздела. 1. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка. 2. Развитие звукобуквенного анализа слова. 3. Обучение чтению. 4. Формирование первоначальных навыков письма. Занятия по обучению чтению носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. План - программа кружка включает в себя: дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Образовательная деятельность проходит в форме игр и игровых упражнений с использованием презентаций, наглядного материала, игрушек и т.д.Во время образовательной деятельности широко применяем игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение проводится в игровой форме. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучение. Большое место в работе с детьми используются стихотворные тексты, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха. В образовательной деятельности по обучению грамоте детям даются разнообразные упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма, на развитие внимания, памяти, мышления. В процессе выполнения самостоятельных работ, сравнивая собственные результаты с заданным образцом, дети овладевают навыками самоконтроля и самооценки, готовят руку к письму. Структура занятия: 1. Создание игровой ситуации (загадки, игры) 2. Объяснение, демонстрация букв. 3. Физкультурная разминка, пальчиковая гимнастика. 4. Работа с тетрадями5. Физкультурные разминки (включая гимнастику для глаз и упражнения на расслабление мышц рук). 6. Работа с разрезной азбукой. 7. Чтение слов и предложений. Для обучения детей чтению используются разнообразные методы и приемы: 1. Словесные (беседа, рассказ, художественное слово); 2. Наглядные (демонстрация, показ образцов, схем, иллюстраций); 3. Практические (конкретные задания и упражнения).2.3. Поддержка детской инициативы.Приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, а также информационно познавательной деятельности. Для поддержки детской инициативы необходимо:- вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей, способов совершенствования процесса обучения чтению;- спокойно реагировать на неуспех ребенка и выяснять, что именно не понятно ребенку и где у него возникают затруднения;- создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;- поддерживать чувство гордости за успехи ребенка;- создавать условия для самостоятельного чтения детей;Обучение чтению помогает получить ребенку знания, что стимулирует его личностный рост и самореализацию.2.4. Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанниковРабота с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно - образовательной работы в ДОУ. Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, поскольку единство целей и задач общественного и семейного воспитания детей обусловлено самой природой. Только при поддержки семьи возможна динамика в интеллектуальном развитии ребенка. Педагог старается удовлетворить запросы родителей по развитию и воспитанию детей. ДОУ выступает в роли активного помощника семье для развития индивидуальных особенностей каждого ребенка, постоянно изучает и влияет на формирование образовательных запросов родителей, проектирует условия для их удовлетворения. Родители постепенно становятся единомышленниками и профессиональными помощниками педагога. Родители должны тоже быть активными участниками процесса. В течение года не раз проводится анкетирование, чтобы вовремя внести корректировку в программу кружка и в индивидуальные занятия. Чтобы расширить кругозор родителей, дать им действенные советы и рекомендации, проводим консультации, оформляем рекламный блок, памятки. Педагог кружка рассказывает о достижениях ребенка, о задачах, стоящих перед ним, и получают такую же информацию от родителей. Двусторонний поток информации, знаний и опыта, партнерский характер взаимодействия делает сотрудничество более успешным. 3. Организационный раздел3.1. Материально-техническое обеспечениеЗанятия по обучению чтению проводятся в кабинете психологической разгрузки, оснащенный детской светлой функциональной мебелью, мобильными столами, достаточным количеством стульев по росту и возрасту детей, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Для проведения занятий есть магнитная доска, магнитофон, ноутбук; Перечень материалов, необходимых для организации деятельности по программе «Читайка».Раздаточный материал:1 Буквари2 Тетради в крупную клетку (для первоклассников)3 Конвертики с разрезной азбукой, комплект на каждого ребѐнка.4 Азбука в картинках (отдельные карточки).5 Цветные карандаши.6 Простые карандаши.3.2. Описание обеспечения методическими материалами и средствами обучения.Методическое обеспечение по реализации программы «Читайка» отвечает требованиям комплектности обеспечения образовательной деятельности с учетом достижения целей и планируемых результатов. Методическая литература по реализации Программы: 1.Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие/Н.С.Жукова; ил. В. Трубицина и Ю. Трубициной.-М.: Эксмо, 2015.-96с.2. М.И.Мирошник, В.А. Самохвалова «Я читаю» (игровой материал) курс «Подготовка к чтению»3. М.Д.Маханѐва, Н.А.Гоголева, Л.В.Цыбирова «Обучение грамоте детей 5-7 лет (игры, физминутки).3.3 Регламентирование дополнительного непосредственнообразовательного процесса дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности «Читайка» 6-7 летГодовой календарный учебный график дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности «Гимназия Всезнайки»Регламент образовательной деятельности по программе «Читайка»Учебный план по реализации программы «Читайка»Интеграция образовательных областей в организованной образовательной деятельности4. Приложение4.1. Мониторинг освоения дополнительной общеобразовательной программысоциально - педагогической направленности «Читайка»Уровень развития знаний и умений: 1. Знание букв: Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать гласные и согласные буквы. Достаточный (+): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать гласные и согласные буквы. Средний (-): Может самостоятельно выбрать гласные и согласные буквы, но очень медленно, присутствуют неточности. Низкий (--): Не может без помощи педагога разделить буквы на гласные и согласные. Нулевой (0): Полное отсутствие навыка. 2. Умение читать слова по слогам: Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок читать слова. Достаточный (+): Может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе читать слова. Средний (-): Может читать слова по образцу в медленном темпе, исправляя ошибки, под руководством педагога. Низкий (--): Может читать слова только под контролем педагога. Нулевой (0): Полное отсутствие умения. 3. Умение самостоятельно читать текст и понимать смысл: Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок прочитать предложение и рассказать о чем оно. Достаточный (+): Может, самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе прочесть предложение и пересказать смысл. Средний (-): Может прочитать предложение и пересказать содержание в медленном темпе, исправляя ошибки, под руководством педагога. Низкий (--): Испытывает большие затруднения читая предложения и не всегда понимает о чем идет речь, работает под контролем педагога. Нулевой (0): Полное отсутствие умения.Диагностический инструментарий: 1. Задание на знание букв: Выбери из предложенных ниже букв гласные и согласные и выдели их цветами (красным и синим).2.Задание на умение читать слова по слогам.Прочти написанные ниже слова3.Задание на умение самостоятельно читать текст и понимать смысл.Прочти текст и расскажи о чем он.4.2. Краткая презентация программы Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возрастаВ дошкольном детстве продолжает складываться потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Познавательное развитие. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, «другие люди» и «Я сам», к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.Волевое развитие. Ребенок избавляется от присущей более раннему этапу «глобальной подражательности» взрослому, может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной (в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональный (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению. Эмоциональное развитие. Эмоции ребенка все больше освобождаются от импульсивности, сиюминутности. Начинают закладываться чувства (ответственности, справедливости, привязанности и т. п.), формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Ребенок обнаруживает способность к отождествлению себя с другими, что порождает в нем способность к обособлению от других, обеспечивает развитие индивидуальности. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов чужих и своих поступков. Эмоции становятся «умными». К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач, овладению элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.).Психолого-педагогическая характеристика дошкольников 6-7 лет.Ключ возраста. Произвольность поведения и психических процессов имеет решающее значение для успешности школьного обучения, ибо означает умение ребёнка подчинять свои действия требованиям учителя. В школе, как известно, ребёнок занимается не тем, чем хочется, а прилагает все усилия для достижения целей, поставленных учителем. Трудность в достижении и удержании таких целей состоит в том, что не всё учебное содержание, даже при самой удачной методике, будет захватывающе интересно для всех детей. Поэтому ребёнок должен не только решать поставленную задачу по содержанию, например, аккуратно писать палочки, но и уметь заставить себя заниматься написанием палочек, когда на самом деле ему хочется рисовать что-то другое, например самолёт. Эмоции. Совершенствуется способность контролировать проявления непосредственных эмоциональных реакций. Развивается система устойчивых чувств и отношений — глубокая и осознанная любовь к близким, включая иногда домашних питомцев; устойчивые отношения дружбы, включающие эмпатию. Восприятие. Совершенствуется произвольность восприятия. Оно становится самостоятельным процессом. Ребёнок может произвольно ставить перед собой задачи на восприятие и использовать для этого специфические приёмы. Память и внимание. Формируется произвольность памяти и внимания, которое становится одной из важных составляющих готовности к школе. Произвольность этих процессов выражается в том, что ребёнок может запоминать то содержание, которое ему в данный момент неинтересно и не нужно, и быть внимательным. Психологическое отличие произвольных памяти и внимания от более ранних форм этих процессов в том, что раньше дети запоминали то, что «само запомнилось», и были внимательны, когда что -то приковывало их внимание. Теперь же ребёнок ставит перед собой особые цели — запомнить или быть внимательным — и стремится к их выполнению. Дети также овладевают особыми приёмами управления своей памятью и вниманием. Речь. На седьмом году жизни ребёнок практически овладевает всеми сторонами родного языка: звуковым составом, словарём, грамматическим строем. Развитие голосового аппарата ребёнка даёт ему возможность правильно произносить все звуки родного языка. В активном словаре ребёнка седьмого года насчитывается почти 3000—3500 слов. Достаточно развитой является грамматическая сторона речи ребёнка. Дети овладевают системой морфологических средств оформления грамматических категорий, усваивают типы склонений и спряжений, способы словоизменения; увеличивается объём сложных предложений. Специалисты отмечают чуткость детей к языковым явлениям; например, она проявляется в их способности понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями. Педагогам в работе с детьми седьмого года жизни важно использовать это языковое чутьё, а при решении некоторых задач делать на него ставку (например, упражняя детей в словообразовании, в употреблении имён существительных в родительном падеже и пр.). Таким образом, в речевом развитии ребёнка 6—7 лет акцент перемещается на формирование осознанного отношения к языку, а также на дальнейшее развитие связной речи ребёнка, как диалогической, так и монологической. Овладение ребёнком разнообразными навыками связной речи позволяет ему осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, даёт возможность делиться с ними накопленными знаниями и впечатлениями, а также получать необходимую и интересующую его информацию. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком: усвоение звукового и словарного состава, грамматического строя. Мышление ребёнка после 5 лет, как уже отмечалось, отличает способность удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий. На этой основе формируются представления об изменениях признаков предметов, а также их количества. Дети 6—7 лет могут оперировать количествами, увеличивать и уменьшать их, правильно описывать эти ситуации на языке математики как действия сложения и вычитания. Ребёнок обретает способность оценивать сохранение количества в той или иной ситуации. Так, при переливании воды из одного сосуда в другой общее количество воды не меняется, а при отливании или доливании — уменьшается или увеличивается. Большинство детей этого возраста обладают сильно развитым пространственным воображением по сравнению с более старшими детьми. Арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах первого десятка многие дети решают также на основе воображения и оперирования в уме описанными в условии задачи группами. При этом, если речь идёт о пирожках, они ответят на вопрос, с чем эти пирожки (хотя в условии об этом не говорилось), печёные они или жареные, большие или маленькие и какой формы. Разумеется, каждый ребёнок представляет себе свои пирожки — примечателен сам факт детализации подробностей, возникающих в представлении детей образов. К концу дошкольного детства у детей формируется первичный целостный образ мира, в котором они живут, отражающий основные его закономерности.Деятельность. Совершенствуются навыки произвольного контроля на всех этапах осуществления деятельности. Формируется произвольность внимания и памяти. Произвольное внимание необходимо в работе, так или иначе связанной с тем или иным образцом — наглядным или же заданным в форме словесной инструкции. Творческая работа без образца выполняется при желании и по желанию и потому не требует от ребёнка дополнительных усилий по организации собственного внимания. Ребёнок учится принимать задачи, поставленные перед ним взрослым, что постепенно подготавливает его к принятию позиции ученика. Ориентация не только на внутренние побуждения, но и на внешние требования — важный этап становления деятельности и общей социализации. Продолжает развиваться индивидуальная сюжетная и режиссёрская игра, которая также способствует психическому развитию ребёнка, развивая его познавательную сферу, символическое и наглядно- образное мышление. Вместе с тем ведущую роль в развитии детей по-прежнему принадлежит совместной сюжетной игре. Реальные отношения, которые возникают у детей в игре, выполняют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребёнка. Игра основывается на активном сотрудничестве детей, требующем налаживания контактов и установления взаимопонимания, на общей ориентации ребёнка на сверстника. Реализуемые в игре партнёрство и взаимодействие стимулируют развёртывание планирования, регуляции и контроля совместной деятельности и тем самым обеспечивают увеличение времени, приходящегося на совместную игру по сравнению с индивидуальной. Игровые замыслы детей 6—8 лет заметно отличаются от игровых замыслов детей среднего дошкольного возраста своей новизной, богатством и оригинальностью. Несмотря на то что бытовые сюжеты остаются, они приобретают несколько другой характер. Помимо этого, появляются романтические, героические, фантастические сюжеты. Появление таких сюжетов связано с тем, что, во -первых, реально накопившийся у детей игровой опыт значительно обогатился; во -вторых, дети приобрели многие знания и представления об окружающем их мире и о том, что находится за его пределами; в-третьих, после 6 лет жизни дети способны оперировать имеющимися у них представлениями, образами, реализуя их в разных взаимосвязанных событиях. Именно поэтому в играх детей этого возраста начинает ярко проявляться событийная сторона сюжета. Следующая особенность заключается в том, что заметное расширение знаний об окружающем, особенно о человеческих действиях и взаимоотношениях, приводит к увеличению в игре числа ролей, необходимых, с точки зрения детей, для полноценной игры. Поэтому игровые группировки детей расширяются от двух-трёх до пяти-семи участников. Увеличение числа ролей усложняет ролевые отношения, усиливает необходимость чёткой координации действий всех участников игры. Самостоятельно, без участия взрослых, дети в общих чертах могут обговаривать замысел игры, распределять роли и разыгрывать их. В играх старших дошкольников всегда есть лидер, который «двигает» сюжет. Остальные участники игры обычно «подстраиваются». Разногласия по поводу дальнейшего развёртывания сюжета дети этого возраста (в отличие от маленьких детей) улаживают без помощи взрослых. Дети, не разделяющие точку зрения лидера, пытаются найти аргументированные доказательства своего, на их взгляд более правильного, предложения по дальнейшему развитию сюжета, делают попытки отстоять свою точку зрения, скоординировать её с точкой зрения других партнёров по игре. Поскольку старшие дошкольники уверенны и самостоятельны в игре, то они совершенно по -иному относятся к участию в игре взрослого. Если у младших дошкольников игровой опыт был ещё несовершенен и они почти всегда с большим удовольствием принимали в игру взрослого с его идеями, уступали ему даже главные роли, то шестилетние дети сами охотно занимают главные роли. Взрослый их устраивает в качестве советчика, не принимающего непосредственного участия в игре, но вовремя помогающего преодолевать сюжетные или организационные трудности. У детей формируются предпосылки учебной деятельности. Сознание. Изменения характеризуются развитием так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать в уме, а не только в наглядном плане различными представлениями. Дальнейшее развитие и усложнение этих образований создаёт к 6 годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчёт в своих целях, способах их достижения, полученных результатах, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. По данным многих авторов, детям седьмого года жизни вполне доступно полноценное моральное поведение, т. е. соблюдение норм при отсутствии внешнего контроля и принуждения и вопреки собственным желаниям и интересам. У многих детей уже имеются или складываются те внутренние механизмы, которые позволяют им удерживаться от соблазна нарушать норму и свободно делать правильный моральный выбор. Первое условие соблюдения норм — это знание и понимание детьми моральных предписаний и требований, т. е. того, что хорошо, а что плохо. Они являются основанием для оценки поступков с точки зрения их соответствия требованиям морали — поступков других и самого себя. А оценка предполагает не только знания о том, как следует оценивать явление, но и такой субъективный момент, как отношение к тому, что оценивается, испытывает ли человек отвращение к нарушению нормы или, наоборот, смотрит на это снисходительно. Первая особенность морального сознания детей седьмого года жизни — это расхождение между знанием норм и личным отношением к их соблюдению и нарушению. Поэтому появление правильной моральной оценки других требует формирования у ребёнка личного отрицательного отношения, искреннего осуждения им фактов нарушения норм и такого же личного, искреннего одобрения фактов бескорыстного соблюдения этих же норм. Личность. Развитие личности характеризуется формированием дифференцированного отношения к сверстникам и ко многим взрослым, к одним из которых ребёнок безразличен, других он любит, к третьим испытывает неприязнь. У ребёнка формируется отношение к литературным героям и некоторым произведениям искусства, к природным явлениям и предметам техники, к поступкам других людей, к себе самому и ко многому другому. Это отношение может быть чётко выраженным и осознанным или почти не проявляться; может быть эмоционально окрашенным или, скорее, рациональным; положительным или отрицательным и т. д. Отношение к себе. У ребёнка продолжает формироваться его образ Я. Развивается и изменяется образ Я-потенциального, т. е. того, каким ребёнок хочет себя видеть. Ребёнок стремится к тому, чтобы этот образ стал позитивным. Каждый ребёнок нуждается в поддержке взрослыми убеждения в том, что в нём много хорошего, а также в том, чтобы взрослые сообщали о его достоинствах другим детям, родителям. Важной педагогической задачей становится воспитание у каждого ребёнка чувства уверенности в том, что взрослые (воспитатели, родители) его уважают. Образ Я-потенциального является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребёнка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Вряд ли старательное выписывание палочек и букв может представлять для детей особый интерес. Побуждением к учению, овладению новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим». Вы, возможно, обращали внимание на то, что некоторые дети хвастаются, до скольких они умеют считать, сколько букв знают и как охотно они готовы научиться ещё чему-нибудь. Причина такого отношения ребёнка к собственным возможностям лежит в том, что он как бы видит себя в ближайшем будущем более умным, знающим и компетентным, чем в данный момент. Иными словами, в его образ «себя», каким он хотел бы стать, входит владение новыми знаниями и умениями. И это стремление видеть себя более продвинутым и совершенным и тем самым соответствовать своему представлению о том, каким он может и хочет стать, является мощным побуждением учебной деятельности. Отношение к сверстникам. Благодаря педагогическим усилиям создаются условия для воспитания доброжелательного отношения ребёнка к другим детям, уважения прав сверстников, формируется установка на сотрудничество. Дети овладевают навыками совместной деятельности, понимают её преимущества. Отношение к взрослым. Меняется отношение к взрослому как безусловному авторитету. Взрослый принимается детьми в качестве советчика, равноправного партнёра и ценится детьми за умение решать организационные вопросы, придумывать интересные сюжеты для игр, организовать интересное дело. Уважение к авторитету взрослого поддерживается именно такими его способностями.Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать.Задачи программы: При работе с детьми:
  • Образовательные задачи:
  • 1. Обучать правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению цельными словами; 2. Закреплять умения проводить звуковой анализ, определять количество слов в предложении;
  • Учить делить слова на слоги;
  • Развивать умение печатать буквы развивать мелкую моторику пальчиков;
  • Способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей.
  • Развивающие задачи:
  • Развивать интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;
  • Развивать психофизические функции (внимание, память, умение думать, слушать и слышать), необходимые для продуктивного обучения чтению и письму, обогащать словарный запас, развивать фонематический слух, желание читать.
  • Воспитательные задачи:
  • Воспитывать интерес к чтению;
  • Воспитывать коммуникабельность и любознательность;
  • Воспитывать старательность, аккуратность и усидчивость.
  • При взаимодействии с родителями: - использовать различные формы работы с семьей по развитию интереса у детей 6-7 лет к обучению чтению в целях реализации данной программы; - обеспечить знаниями по вопросам применения методики Н.С. Жуковой и работе с ней;- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Описание образовательной деятельности по реализации Программы.Обучение чтению носит комбинированный характер, каждая встреча включает в себя несколько задач, детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время непосредственно образовательной деятельности широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков в области грамоты.Методика формирования элементарных навыков чтения и письма строится на 4 раздела. 1. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка. 2. Развитие звукобуквенного анализа слова. 3. Обучение чтению. 4. Формирование первоначальных навыков письма. Исходя из выше изложенного, содержание работы с детьми выстроено по модульному принципу и включает модули: Модуль «Знакомство со звуками и буквами». Модуль «Чтение слогов и слов». Модуль «Самостоятельное чтение». Итоговое занятие. Учебный год заканчивается открытым занятием для родителей, где дети демонстрируют все, чему научились за это время.
    -