Публикации
Особенности развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемических приемов.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемических приемов.
Автор: Кислякова Юлия Сергеевна Серова Ольга Евгеньевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемических приемов.
Автор: Кислякова Юлия Сергеевна Серова Ольга Евгеньевна
Особенности развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемических приемов.На сегодняшний день проблема развития памяти дошкольников является одной из центральных задач дошкольного учреждения. Старший дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития памяти. Одним из важных направлений развития памяти выступает создание в детском саду условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мысли тельной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Таким образом, развитие памяти дошкольника имеет важнейшее значение для дальнейшей его жизни. В ходе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования нами были выявлено противоречие между тем, что в теории существует достаточно много исследований по проблеме развития произвольной памяти с использованием мнемических приемов и тем, что данные исследования не в полной мере используются в практической деятельности ДОО из-за недостаточной методической проработанности и представленности с учетом возрастной специфики ребенка-дошкольника..Практическая значимость работы заключается в возможности использования авторских наработок в дошкольных учреждениях, в личном опыте, а также в возможности использования материалов, полученных в ходе исследования, на различных конференциях, педсоветах, родительских собраниях. Мы рассмотрели такие понятия, как память и произвольная память. ✓ Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. ✓ Произвольная память – запоминание и воспроизведение информации, осуществляющиеся при участии активного внимания и требующие во левых усилий человека. С целью изучения особенностей развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемических приемов нами был проведен эксперимент, который проходил в несколько этапов. На первом этапе эксперимента были подобраны критерии развития произвольной памяти, а также следующие методики для выявления уровня развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста: - Методика «10 слов» (автор: А.Р. Лурия);- Методика «Изучение зависимости объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала» (авторы: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) – 3 серии;- Методика «Изучение уровня развития произвольной образной памяти» (автор: Г.А. Урунтаева). Суть методик заключается в определении динамики процесса заучивания. Были сделаны следующие выводы: у детей старшего дошкольного возраста не был выявлен высокий уровень развития произвольной памяти. 34% детей (5 человек) находятся на низком уровне развития произвольной памяти. Многие дети не могут в полной мере реализовать свои возможности:- не умеют выделять отдельные детали в предметах; - очень рассеяны и невнимательны; - имеют небольшой личный жизненный опыт; - не умеют проявлять свою индивидуальность; - затрудняются анализировать, сравнивать. У детей старшего дошкольного возраста недостаточно развиты наглядно-образная и словесно-логическая память, а именно эти виды памяти являются основой для развития произвольной памяти. На втором этапе было проведено анкетирование педагогов с целью изучения особенностей организации работы по формированию произвольной памяти у детей. По результатам проведенного анкетирования можно сделать вывод о том, что все педагоги отмечают проблемы в развитии памяти у детей изучаемой группы, необходимость целенаправленной коррекционной работы в этом направлении. При этом, педагоги (80%) считают, что в группе не созданы все необходимые условия для решения данной проблемы. Анализируя планы педагогов, мы выяснили, что работа по развитию памяти ведется, но педагогами не учитываются особенности развития различных видов произвольной памяти; методы однообразны и используются не всегда систематично. На третьем этапе для выявления отношения родителей к процессу развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста, с ними так же было проведено анкетирование. Безусловно, все 100% родителей считают важным проводить коррекцию памяти именно на этапе обучения в детском саду, так как отмечают, что проблемы в развитии памяти могут серьезно повлиять на успешность школьного обучения их детей. Только 20% родителей уделяют время для работы с детьми по развитию указанного психического процесса дома: играют с детьми в различные игры, заучивают стихи. 70% родителей признают необходимость проведения коррекционной работы за пределами дошкольного учреждения и готовы принять в этом участие.По результатам эксперимента было выявлено, что у детей особенно важно развивать наглядно-образную и словесно-логическую память. Для этого мы предложили использовать систему мнемотехнических приемов, суть которых заключается в применении символов, схем, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти. Список литературы.Бортникова, Е. А. Развиваем память, внимание, воображение [Текст] / Е. А. Бортникова. – М. : Литер, 2016. – 58 с. Венгер Л.А. Психология: учебное пособие для пед. уч. /Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1998.- 336 с. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. -М.,2013 Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Лекции по психологии. - М.: Владос, 1999. - 234 с. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Психология, 1999. – 219 с.
