Публикации Азбука семейного воспитания

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Азбука семейного воспитания
Автор: Оганян Ирина Анатольевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Основная школа № 79 Красноармейского района Волгограда»«Азбука семейного воспитания»Методическая разработкаАвтор: Оганян Ирина Анатольевна,учитель физической культурыг. Волгоград, 2025 г.Методическая разработка представляет собой долгосрочный проект, в результате работы над которым, классный руководитель решает ряд воспитательных задач и способствует развитию и поддержки такого социального института общества, как семья. В разработке наряду с традиционными методами и формами организации воспитательного процесса широко используются новые педагогические технологии, изучены и систематизированы полезные для родителей источники информации и представлены в виде ссылок. Ценность методической разработки состоит в том, что её можно адаптировать под любую возрастную категорию школьников. Предназначено для использования в работе классных руководителей и педагогов образовательных учреждений.Методическая разработка воспитательного мероприятия«Азбука семейного воспитания»(долгосрочный проект)Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора (актуальность)Тематическое направление данной методической разработки - духовное и нравственное воспитание.Тема воспитательного мероприятия: «Азбука семейного воспитания».Тематическое направление методической разработки выбрано не случайно. Одной из приоритетных целей нацпроекта «Образование» является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей. В Стратегии развития воспитания РФ подчеркивается важность поддержки семейного воспитания, включающего: содействие укреплению семьи; защиту приоритетного права родителей на воспитание своих детей; повышение социального статуса и престижа отцовства и материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей; содействие развитию культуры семейного воспитания; популяризацию лучшего опыта воспитания в семье; возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий, создание условий для активного участия семьи в воспитательной деятельности образовательных учреждений.Целевая аудитория воспитательного мероприятияПроект «Азбука семейного воспитания» был разработан нами с учетом возрастных особенностей учащихся 5-6 классов.Однако данная методическая разработка представляет собой универсальный план действий, который подойдёт любой возрастной категории школьников. Целевой аудиторией воспитательного мероприятия могут быть учащиеся как начальной школы или среднего звена, так и старшеклассники. Мероприятие продумано и выстроено таким образом, что педагог может самостоятельно адаптировать формы и методы работы под решение своих воспитательных задач и запросов коллектива класса. В этом и состоит главная методическая ценность представленной работы.Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)Процесс работы над проектом является частью деятельности классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательном учреждении в соответствии с ФГОС и Стратегией развития воспитания в РФ.Преемственность заключается во взаимодействии всех участников воспитательного процесса: учащихся, их родителей, классного руководителя, учителей-предметников, педагога-библиотекаря, социального педагога, психолога, завуча по воспитательной работе, инспектора ПДН и медработника. Этапы работы над проектом удачно «вписываются» в план воспитательной работы образовательного учреждения и являются его частью.Продукт проекта, как результат совместной деятельности всех участников воспитательного процесса, оформленный в виде страницы в интернете (мы использовали для этого онлайн доску Padlet), продолжает «работать» и осуществлять воспитательную функцию и в последующие годы обучения. Под тематику рубрик можно подводить и календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам РФ, памятным датам и событиям российской истории и культуры. Онлайн-площадка проекта будет развиваться, учитывая возрастные особенности и интересы подростков.Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятияЦель воспитательного мероприятия: повышение уровня ответственности родителей за воспитание детей.Задачи:Выявить семейные проблемы, интересы и увлечения через мониторинги с привлечением специалистов образовательного учреждения: педагога-библиотекаря, социального педагога, психолога.Организовать онлайн-площадку для совместной деятельности обучающихся, их родителей и педагогов по вопросам воспитания.Повысить уровень компетенции родителей в вопросах воспитания и организации семейного досуга.Планируемые результаты:Создание оптимальных условий для решения проблем семей, психологического комфорта и социальной защищённости каждого обучающегося.Совместная работа всех участников проекта на онлайн-площадке, формирование позитивного опыта участников в воспитательной коллективной деятельности.Популяризация лучшего опыта семейного воспитания и сплочение всех участников воспитательного процесса класса через общее коллективное дело.Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбораОсновным видом деятельности в подростковом возрасте является общение. Выбранная нами форма организации воспитательного мероприятия - долгосрочный творческий проект, позволяет учитывать этот фактор, а также психологические особенности учащихся данного возраста и реализовывать системно - деятельный подход в образовании.Собранные внутри проекта разнообразные виды деятельности делают его интересным и актуальным для всех участников воспитательного процесса.Современные информационные и педагогические технологии позволяют вовлечь подростков в коллективно-творческое дело воспитательного мероприятия.Педагогические технологии, методы, приёмы, используемые для достижения планируемых результатовПедагогические технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология проектной деятельности, педагогика сотрудничества, технология «Портфолио».Методы формирования сознания: лекция, беседа, пример, объяснение.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: кейс-методы, воспитывающая ситуация.Приемы воспитания: «акцент на лучшее», «ломка стереотипов», «истории о себе», «общаться по правилам».Описание этапов подготовки и проведения мероприятияПроект реализуется в течение всего учебного года и осуществляется одновременно в нескольких направлениях (рубриках), которые представляют собой отдельные мини-проекты с определёнными целями, формами работы и результатами, т. е. имеет образ «проектов в проекте».Такой подход в реализации коллективно-творческого дела позволяет, на наш взгляд, более эффективно и интересно построить совместную работу участников воспитательного процесса.К реализации проекта привлекаются такие специалисты школы, как: педагог-библиотекарь, социальный педагог, психолог, учителя-предметники, завуч по воспитательной работе. В случае необходимости можно задействовать и сотрудников ПДН и медработника.Работа над проектом состоит из пяти основных этапов: подготовительный, организационный, этап реализации проекта, подведения итогов и анализа проведённой воспитательной работы.Так как итоговое мероприятие проекта представляет собой «семейный» классный час, в форме живого журнала и состоит из отдельных рубрик, то и календарно-тематический план работы над проектом разрабатывается с учетом тематики этих рубрик. Ежемесячно ведется работа с семьёй в направлении сразу нескольких таких разделов. Подбирать тематику рубрик можно индивидуально в зависимости от особенностей класса.Каждый вид работы сопровождается поддержкой специалиста-тьютера, который направляет и помогает участникам добиться цели.Результатом работы в рамках каждой рубрики являются накопленные семьей материалы, в виде полезных ссылок на образовательные источники; профессиональные советы и рекомендации от специалистов; творческие проекты в виде презентаций, визитных карточек, сочинений, видеороликов, интервью, рисунков, буклетов, мастер-классов и др.К моменту организации итогового классного часа будут собраны воедино и систематизированы разнообразные ресурсы, содействующие развитию культуры семейного воспитания, укреплению семьи и сплочению коллектива класса. В том числе будут сохранены и индивидуальные авторские творческие проекты, среди которых и номера художественной самодеятельности.Перед проведением живого журнала согласовываются с семьями их роли в сценарии мероприятия, распределяются обязанности при подготовке к «семейному» классному часу, изготавливаются пригласительные открытки и сувениры своими руками, оформляются выставки, монтируются видеоролики, делается фоновая презентация в виде журнала с рубриками. Определяются ведущие программы, которыми, по нашему опыту, могут быть родители учеников, например, семейная пара, прожившая в счастливом браке долгие годы.Классный руководитель и педагог-библиотекарь производят систематизацию накопленного материала и оформляют её в виде подарочного сертификата для каждой семьи с QR-кодом (приложение).Участие во всех проектах – добровольное, однако с результатами воспитательной работы, представленными на итоговом мероприятии, необходимо ознакомить все семьи. Полезные материалы, накопленные в процессе реализации «Азбуки семейного воспитания» получает каждый родитель.Далее вашему вниманию предлагаем краткое описание основных этапов работы над воспитательным проектом «Азбука семейного воспитания».Подготовительный этапДля решения воспитательных задач в коллективе класса классный руководитель определяет цель воспитательной работы и наиболее важные на предстоящий учебный год задачи.На этом этапе педагог-психолог и социальный педагог осуществляют психолого-педагогическую диагностику учащихся. В результате которой, выясняются особенности данного ученического коллектива, уровень его развития в направлении соответствующем тематике воспитательного мероприятия.Затем осуществляется этап планирования работы над проектом, определяются участники и их роли, методы, приемы, педагогические технологии для реализации данного мероприятия.Классный руководитель при поддержке специалиста или самостоятельно создаёт онлайн площадку для совместной работы над проектом, например, доска Padlet или блог.Организационный этапОрганизационный этап включает в себя следующие основные моменты:Размещение на онлайн-площадке проекта заданий по каждой рубрике.Знакомство родителей с содержанием и временным регламентом проекта на родительском собрании.Составление списка семей-участников.Реализация проектаТак как каждая рубрика представляет собой отдельный мини – проект, то определяются цели, формы работы и планируемые результаты каждой рубрики, на основе которых в дальнейшем составляется календарно-тематический план работы над воспитательным мероприятием.Рубрика «Всё начинается с семьи»Цель: повысить уровень компетенции родителей в вопросах воспитания через консультации специалистов и знакомство с материалами сайтов, блогов по вопросам воспитания, организации семейного досуга, семейного чтения и т.д.Формы работы:Мониторинг среди родителей: проблемы, с которыми сталкиваются родители в воспитании детей, интересы семьи, увлечения, хобби и т.д.Лекторий с привлечением специалистов образовательного учреждения: педагога-библиотекаря, социального педагога, психолога.Составление списка сайтов, освещающих вопросы семейного воспитания, развития детей, организации семейного досуга, культурного просвещения.
-