Публикации Экологический проект "Цветы"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологический проект "Цветы"
Автор: Антонова Елена Павловна

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение № 18 Экологический проект«Цветы»в группе общеразвивающей направленности с 5-6 лет №8 Подготовили: Антонова Е.П. – воспитатель 1 категорииг. Оренбург 2025Экологический проект «Цветы».Проблема: незнание детьми старшего дошкольного возраста классификации и роли цветов в природе.Цель: знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания.Задачи:
  • формировать осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира, развитие творческих способностей детей;
  • углублять знания детей о цветах и их разнообразии;
  • учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения;
  • упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы;
  • закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах;
  • формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами; воспитывать любовь к прекрасному, к красоте окружающего мира.
  • Актуальность: Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Ребята познакомятся с многообразием цветов, их внешним видом, особенностями, целебными свойствами, их строением.Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий.Участники: педагоги, дети 5-6 лет, родители.Срок реализации проекта: 2 недели.Игровая мотивация: «Путешествие в страну цветов».Этапы проекта.1 этап. Подготовительный. (2 дня).- выявление проблемы;- сбор и анализ информации;- разработка проекта.2 этап. Основной. (7 дней)Выполнение проекта (организация совместной работы детей, педагогов и родителей над проектом).Содержание.1. Комнатные цветы. «Путешествие в царство комнатных растений». Лепка.2. Полевые цветы. «Одуванчик и полевые цветы». Рисование тычком.3. Садовые цветы. «Астры в вазе». Аппликация.4. Лекарственные растения. Беседа и рассматривание иллюстраций.5. Создание тематического альбома «Садовые и полевые цветы»6. Развлечение.«Путешествие в царство комнатных растений».Цель: закрепить знания названий комнатных растений; уметь отмечать различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.Уголок природы. Уход за растениями.Задачи:- обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями;- закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях;- обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление);- развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса;- развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний;- познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой;- воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.Составление модели условной жизни комнатных растений, с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва).«Одуванчик и полевые цветы».Цель: воспитывать бережное отношение к одуванчику и полевым цветам.Задачи:- закреплять знания о строении цветов, их названия;- развивать наблюдательность, речь детей;- уточнить представления о последовательности роста и развития растения. Упражнение «Волшебные цветы».Фея говорит детям, что из семени они выросли и стали прекрасными цветами. Вокруг которых летают бабочки. Стрекозы. Дети – необычные цветы. Которые умеют двигаться. Предлагает встать в круг, сплести их цветов венок. Слушание песни «Полевые цветы».Дидактические игры и упражнения. «Назови ласково цветок», «Я знаю пять названий цветов…», «Кто больше назовёт цветов?», «Из каких цветов венок?», «Закончи слово» с целью развивать умение детей делить слова на слоги.Словесные игры.«Посчитаем цветы», «Назови какое» (Поле, где растут ромашки – ромашковое), «Опиши цветок».Гимнастика для глаз «Рисуем цветы».Дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы цветов», «Подуй на одуванчик».Сюжетно - ролевая игра «Магазин цветов».Настольно- печатные игры: «Собери цветок из геометрических фигур», «Четвёртый лишний» (садовые и полевые цветы).Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация.Цель: вызывать у детей интерес к художественно-творческой деятельности.Задачи: развивать эстетический вкус, воображение и творческое мышление; ориентироваться на листе бумаги; упражнять в занятии коллективной деятельностью; закрепить способ рисования «тычком».«Астра и садовые цветы». Беседа о садовых цветах. Просмотр презентации. Аппликация «Астры в вазе».Пальчиковые игры. Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, чувство ритма. «Наши алые цветы», «Цветы», «Мак», «Растения».Музыкально – ритмические движения: «Не рвите цветы» Ю.АнтоновЗадачи: развитие музыкального слуха, чувство ритма, умение сочетать движения со словами, выразительность, певческие навыки. развитие умения двигаться под музыку, выразительно выполнять движения; развивать воображение.Беседа «Лекарственным растения». Цель: уточнение знаний свойствах лекарственных растений, их особенностях;Трудовая деятельность.Цель: воспитание экологической культуры и бережного отношения к окружающей природе.Задачи: воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы; расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и по уходу за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки комнатных растений; умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивать из пульверизатора; определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними; обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульверизатор;
  • Поливка комнатных растений.
  • Мытье комнатных растений.
  • Поливка клумб с многолетниками.
  • Посадка рассады цветов.
  • Пересадка комнатных растений.
  • Посадка семян кукурузы
  • Чтение художественной литературы.Цель: развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам;В. Катаев «Цветик - семицветик»С. Аксаков «Аленький цветочек»М. Пришвин «Золотой луг»А. Толстой «Колокольчики», Е. Благинина «Ромашка», Е. Трутнева «Цветы». 3 этап. Итоговый. (1 день)Беседа «Что мне больше всего запомнилось и понравилось?» с целью систематизировать знания детей, полученные за 2 недели; активизировать память.Развлечение.Цель: закрепить знания детей о цветах в весёлых соревнованиях и эстафетах.Конкурс «Кто быстрее соберет и красивее составит букет из искусственных цветов»;Конкурс «Кто интереснее и необычнее составит композицию из цветов на полу»;Чтение стихов о цветах;Складывание цветов из элементов;Соревнование «Кто быстрее посадит цветы луговые и садовые».Самостоятельная игровая деятельность детей.Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами.Раскрашивание цветов в раскрасках.Продуктивные виды деятельности.Настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры.Составление рассказов о цветах, сочинение стихов, загадок.Настольные игры: «Выложи цветы» (мозаика)», «Собери комнатное растение», «Собери букет», «Цветочное лото», Домино – «Наш сад». Совместная деятельность с родителями.Цель: создание единого образовательного пространства «детский сад – семья».Разучивание стихов о цветах.Придумать загадку или сказку о цветах.Участие в выставке работ «Цветочная фантазия».Ожидаемые результаты:У детей формируется необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе). Родители становятся активными участниками педагогического процесса.Оценка рисков:не взошли цветы для наблюдения в группе вследствие не правильного ухода за ними;сильный ветер и град уничтожили цветы на клумбе;карантинные мероприятия в дошкольном учреждении. Рефлексия: Анализ отдельных заданий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель, дети и родители должны ответить на ряд вопросов о закончившемся проекте:- Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?- Что не удалось?- Что вас удивило?- Что нужно учесть в следующий раз?ПриложениеБеседа «Лекарственным растения».Цель: уточнение знаний свойствах лекарственных растений, их особенностяхЗадачи:1.Образовательная: Учить детей узнавать и называть лекарственные растения, произрастающие в нашем регионе.2.Развивающая: Расширять знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека.3.Воспитательная: Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к природе родного края.Демонстрационный материал:Иллюстрации с изображением лекарственных растений: Мать-и-мачеха, подорожник, ромашка.Ход беседы:Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:«А если кашель у тебя,Ты кипятком залей меня.Отвар лечебный нацеди,Выпей, и в кровать иди»-О каком растении идет речь?Дети: Мать и мачеха.Воспитатель: Правильно, ребята.— Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы.(Рассматривание лекарственного растения: предметная картинка). Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды. Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а лето заботится о нашем здоровье.Воспитатель:Отгадайте следующую загадку:Поранил ты в дороге ногу,Усталость не дает идти,Нагнись, солдатик у дорогиГотов помочь тебе в пути.О каком лекарственном растении говорится в загадке?Дети: Подорожник.(Демонстрация картинки подорожника).Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.«Подорожник у дороги –Листики да лопушки.Применяй меня от боли,Зажили раны чтоб твои! »Рассказ о подорожнике: Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.Воспитатель:А этот цветок я думаю знают все из вас.(Показ растения).«Я – ромашка – красота.По мне гадает детвора.Но и в другом полезна я:Простуда если у тебя,То завари ромашку в кружке(Я через час уже готова).Рекомендуй меня подружке –И обе будете здоровы».Дети: Ромашка.Воспитатель: Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.Итог беседы:Воспитатель: О каких растениях мы с вами говорили?Дети: О лекарственных растениях.Воспитатель: Какие это растения?Дети: подорожник, мать и мачеха, ромашка.Воспитатель: А почему их называют лекарственными?Дети: потому что они лечат людей.Воспитатель: Молодцы, ребята.Беседа о садовых цветах.Интеграция образовательных областей: “Социально-коммуникативное развитие”, “Речевое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”, “Физическое развитие”.Задачи:1. Обогащать активный словарь по теме “цветы”. Рассказывать детям об охране растений. (”Речевое развитие”.)2. Прививать любовь к цветам; формировать бережное отношение к природе.3. Формировать интерес к профессиям родителей, подчеркивать значимость их труда. (”Социально-коммуникативное развитие”.)4. Развивать художественное восприятие цветов.5. Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. (”Художественно-эстетическое развитие”.)6. Развивать двигательную активность посредством физкультминутки. (”Физическое развитие”.)Методы и приемы:Практические: рисование на цветной соли, импровизация под музыку “Танец цветов”.Наглядные: рассматривание картинок цветов.Словесные: отгадывание загадок, ответы на вопросы, дидактическая игра, рассуждения, формулировка выводов.Материалы и оборудование: игрушка кукла Ромашка, муз. центр, запись музыки, салфетки, тарелочки, цветная соль, мольберт, искусственные цветы, картинки цветов.Формы организации совместной деятельности.Логика образовательной деятельности.
    -