Публикации
Наставничество – способ передачи знаний, умений и навыков
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Наставничество – способ передачи знаний, умений и навыков
Автор: Шурыгин Аркадий Сергеевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Наставничество – способ передачи знаний, умений и навыков
Автор: Шурыгин Аркадий Сергеевич
Шурыгин Аркадий Сергеевич,
учитель истории и обществознания
МБОУ Средняя общеобразовательная школа №8
г. Ханты-Мансийск
Статья: Наставничество – способ передачи знаний, умений и навыков
Наставничество – это важный инструмент в образовательном процессе, обеспечивающий поддержку и наставления молодым специалистам и вновь прибывшим педагогам, начинающим трудиться в новых условиях (новый коллектив учащихся и педагогов, новая программа развития школы и пр.).
Его цель – помочь новым педагогам успешно адаптироваться в профессиональной среде, развить педагогические навыки и умения, ввести в культуру и традиции школы, поддержать в преодолении профессиональных и эмоциональных вызовов, связанных с работой в системе образования.
В школе наставничество является востребованной формой работы, так как происходит обновление коллектива и молодым учителям просто необходимо иметь возможность получить актуальную информацию, которую не даёт ни одно профессиональное учреждение.
Понимание значения и функций наставничества в образовательном процессе позволяет эффективнее использовать его потенциал для улучшения качества образования и поддержания профессионального роста педагогов.
Педагоги-наставники, это особая категории работников школы, и не каждому, даже опытному учителю, можно доверить такую важную работу.
Педагог-наставник – это так называемый универсальный солдат, который способен расположить к себе того человека, с которым долгое время придётся работать в тесном взаимодействии, так организовать совместный труд, чтобы он действительно принёс пользу, помог наставляемому преодолеть препятствия и утвердиться в педколлективе и в профессии.
Чтобы попасть в категорию педагогов-наставников я прошел определённый путь, который начинался, конечно, с момента, когда я сам был подопечным в начале своей трудовой деятельности. Я запомнил как наставник работал со мной, проанализировал процесс с точки зрения требований современного образования, изучил особенности учителей нового поколения, которые приходят работать в школу и привнёс в эту деятельность необходимые дополнения.
Кроме того, я посчитал необходимым обучиться на курсах повышения квалификации по наставничеству и защитил работу Теория и практика педагогики общего, профессионального и дополнительного образования. Наставничество – это ключ к подготовке конкурентоспособных профессионалов. В 2024 г. стал участником Всероссийской педагогической конференции Перспективные технологии и методы в практике современного образования, на которой выступил с докладом Педагог-наставник, кто он.
Для достижения поставленной цели в работе с подшефным разработал ряд задач (см. рисунок 1)
Рис. 1 – Перечень задач для реализации поставленной цели
Работая в качестве педагога-наставника выполняю определённые функции, которые в полной мере соответствуют предъявляемым требованиям (см. рисунок 2)
Рис. 2 – Перечнь функций педагога-наставника
Общеразвивающая предполагает углубленное преподнесение знаний подопечному лицу по конкретной тематике.
Консультационная необходима для оказания содействия и необходимой координации действий начинающего учителя при реализации учебного плана.
Контролирующая предусматривает регулирование деятельности подопечного лица, анализ и рекомендации по улучшению программы для подготовки качественной работы.
Коммуникационная достигается при установлении доверительных отношений между наставником и подопечным, которые способствуют повышению эффективности совместной деятельности.
Методологическая и методическая заключается в помощи при выборе методов для реализации намеченной цели, подборе информации и иных учебных инструментов.
Психологическая поддержка подопечных включает в себя создание здорового психологического климата в коллективе, установление контакта с подопечными, грамотную мотивацию.
Наставничество в школе формирует особую нишу в образовательной среде, где деятельность имеет в основе реальный педагогический опыт, лидерские способности и содействие развитию доверенной аудитории.
Я личным примером показываю возможности для профессионального продвижения, помогаю выстроить индивидуальный путь роста в профессии и в карьере.
У меня имеется ряд обязанностей, которые востребованы наставляемыми педагогами (см. рисунок 3)
Рис. 3 – Перечень функциональных обязанностей педагога-наставника
Методы и формы наставничества довольно разнообразны, но они обычно включают в себя ряд элементов:
– менторство – это личностно-ориентированный подход к наставничеству, который включает в себя поддержку и наставление в вопросах карьерного развития и профессионального роста. Ментор помогает наставляемому осознать его потенциал и разработать стратегии для достижения его целей;
– индивидуальное наставничество, когда опытный педагог работает напрямую с молодым специалистом, чтобы помочь ему в развитии педагогических навыков и решении профессиональных задач;
– семинары и тренинги – это форма группового наставничества, которая позволяет учителям обмениваться опытом и изучать новые подходы и стратегии в обучении и управлении классом. Это форма коллективного профессионального роста педагогов в образовательной среде;
– обучение на рабочем месте – это форма наставничества, которая включает непосредственное обучение на рабочем месте, когда молодой педагог работает под непосредственным руководством более опытного коллеги
– поддержка развития карьеры – наставники могут помочь молодым специалистам определить их карьерные цели и разработать планы для их достижения.
Необходимо отметить, что в 2025 г. ООО Западно-Сибирский центр профессионального обучения предложил мне быть наставником группы будущих учителей истории и обществознания.
Работа осуществлялась дистанционно в соответствии с программой Я – наставник, которая включала в себя ряд модулей (см. рисунок 4).
Рис. 4 – Перечень модулей программы Я – наставник
Результат работы увенчался сертификатом педагога-наставника по направлению Школьное образование.
Стоит отметить, что с 1 сентября 2023 года вступил в силу новый порядок аттестации педагогических работников. В него введена новая квалификационная категория педагог-наставник. Это доказывает, что школа наставничества вышла на более высокий уровень и остаётся востребованной, но более квалифицированной деятельностью.
Чтобы приобрести статус педагога-наставника, недостаточно быть хорошим профессионалом, владеющим методикой преподавания своего предмета. Существует много списков компетенций, которыми должен обладать педагог-наставник. Все они отражены в Целевой модели наставничества от Минпросвещения.
Быть наставником, это очень ответственно, не только с точки зрения своей специальности, но и с точки зрения владения методикой ведения регламентируемых форм работы.
Таким образом, наставник, это помогающий, направляющий своего подшефного к качественной деятельности, что важно не только для самих педагогов, но и для всей школы в целом.
учитель истории и обществознания
МБОУ Средняя общеобразовательная школа №8
г. Ханты-Мансийск
Статья: Наставничество – способ передачи знаний, умений и навыков
Наставничество – это важный инструмент в образовательном процессе, обеспечивающий поддержку и наставления молодым специалистам и вновь прибывшим педагогам, начинающим трудиться в новых условиях (новый коллектив учащихся и педагогов, новая программа развития школы и пр.).
Его цель – помочь новым педагогам успешно адаптироваться в профессиональной среде, развить педагогические навыки и умения, ввести в культуру и традиции школы, поддержать в преодолении профессиональных и эмоциональных вызовов, связанных с работой в системе образования.
В школе наставничество является востребованной формой работы, так как происходит обновление коллектива и молодым учителям просто необходимо иметь возможность получить актуальную информацию, которую не даёт ни одно профессиональное учреждение.
Понимание значения и функций наставничества в образовательном процессе позволяет эффективнее использовать его потенциал для улучшения качества образования и поддержания профессионального роста педагогов.
Педагоги-наставники, это особая категории работников школы, и не каждому, даже опытному учителю, можно доверить такую важную работу.
Педагог-наставник – это так называемый универсальный солдат, который способен расположить к себе того человека, с которым долгое время придётся работать в тесном взаимодействии, так организовать совместный труд, чтобы он действительно принёс пользу, помог наставляемому преодолеть препятствия и утвердиться в педколлективе и в профессии.
Чтобы попасть в категорию педагогов-наставников я прошел определённый путь, который начинался, конечно, с момента, когда я сам был подопечным в начале своей трудовой деятельности. Я запомнил как наставник работал со мной, проанализировал процесс с точки зрения требований современного образования, изучил особенности учителей нового поколения, которые приходят работать в школу и привнёс в эту деятельность необходимые дополнения.
Кроме того, я посчитал необходимым обучиться на курсах повышения квалификации по наставничеству и защитил работу Теория и практика педагогики общего, профессионального и дополнительного образования. Наставничество – это ключ к подготовке конкурентоспособных профессионалов. В 2024 г. стал участником Всероссийской педагогической конференции Перспективные технологии и методы в практике современного образования, на которой выступил с докладом Педагог-наставник, кто он.
Для достижения поставленной цели в работе с подшефным разработал ряд задач (см. рисунок 1)
Рис. 1 – Перечень задач для реализации поставленной цели
Работая в качестве педагога-наставника выполняю определённые функции, которые в полной мере соответствуют предъявляемым требованиям (см. рисунок 2)
Рис. 2 – Перечнь функций педагога-наставника
Общеразвивающая предполагает углубленное преподнесение знаний подопечному лицу по конкретной тематике.
Консультационная необходима для оказания содействия и необходимой координации действий начинающего учителя при реализации учебного плана.
Контролирующая предусматривает регулирование деятельности подопечного лица, анализ и рекомендации по улучшению программы для подготовки качественной работы.
Коммуникационная достигается при установлении доверительных отношений между наставником и подопечным, которые способствуют повышению эффективности совместной деятельности.
Методологическая и методическая заключается в помощи при выборе методов для реализации намеченной цели, подборе информации и иных учебных инструментов.
Психологическая поддержка подопечных включает в себя создание здорового психологического климата в коллективе, установление контакта с подопечными, грамотную мотивацию.
Наставничество в школе формирует особую нишу в образовательной среде, где деятельность имеет в основе реальный педагогический опыт, лидерские способности и содействие развитию доверенной аудитории.
Я личным примером показываю возможности для профессионального продвижения, помогаю выстроить индивидуальный путь роста в профессии и в карьере.
У меня имеется ряд обязанностей, которые востребованы наставляемыми педагогами (см. рисунок 3)
Рис. 3 – Перечень функциональных обязанностей педагога-наставника
Методы и формы наставничества довольно разнообразны, но они обычно включают в себя ряд элементов:
– менторство – это личностно-ориентированный подход к наставничеству, который включает в себя поддержку и наставление в вопросах карьерного развития и профессионального роста. Ментор помогает наставляемому осознать его потенциал и разработать стратегии для достижения его целей;
– индивидуальное наставничество, когда опытный педагог работает напрямую с молодым специалистом, чтобы помочь ему в развитии педагогических навыков и решении профессиональных задач;
– семинары и тренинги – это форма группового наставничества, которая позволяет учителям обмениваться опытом и изучать новые подходы и стратегии в обучении и управлении классом. Это форма коллективного профессионального роста педагогов в образовательной среде;
– обучение на рабочем месте – это форма наставничества, которая включает непосредственное обучение на рабочем месте, когда молодой педагог работает под непосредственным руководством более опытного коллеги
– поддержка развития карьеры – наставники могут помочь молодым специалистам определить их карьерные цели и разработать планы для их достижения.
Необходимо отметить, что в 2025 г. ООО Западно-Сибирский центр профессионального обучения предложил мне быть наставником группы будущих учителей истории и обществознания.
Работа осуществлялась дистанционно в соответствии с программой Я – наставник, которая включала в себя ряд модулей (см. рисунок 4).
Рис. 4 – Перечень модулей программы Я – наставник
Результат работы увенчался сертификатом педагога-наставника по направлению Школьное образование.
Стоит отметить, что с 1 сентября 2023 года вступил в силу новый порядок аттестации педагогических работников. В него введена новая квалификационная категория педагог-наставник. Это доказывает, что школа наставничества вышла на более высокий уровень и остаётся востребованной, но более квалифицированной деятельностью.
Чтобы приобрести статус педагога-наставника, недостаточно быть хорошим профессионалом, владеющим методикой преподавания своего предмета. Существует много списков компетенций, которыми должен обладать педагог-наставник. Все они отражены в Целевой модели наставничества от Минпросвещения.
Быть наставником, это очень ответственно, не только с точки зрения своей специальности, но и с точки зрения владения методикой ведения регламентируемых форм работы.
Таким образом, наставник, это помогающий, направляющий своего подшефного к качественной деятельности, что важно не только для самих педагогов, но и для всей школы в целом.
