Публикации Консультация для педагогов ДОУ «Составление памяток по безопасности детей в ДОУ».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для педагогов ДОУ «Составление памяток по безопасности детей в ДОУ».
Автор: Плотникова Инна Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 248»(МБДОУ «Детский сад № 248»)Консультация для педагогов «Составление памяток по безопасности детей в ДОУ» (ПДД, антитеррор, пожар)Подготовила:ВоспитательИ.В. ПлотниковаБарнаул 2025 г.Консультация для педагогов:«Составление памяток по безопасности детей в ДОУ».Задача взрослых состоит в том, чтобы объяснить детям, что себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать. Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главным. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасной для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые, порой сами не замечают, как часто,не объясняя ребёнку причины,они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Только, глядя на мир детскими глазами, понимая окружающее через их внутреннее мироощущения, мы сможем научить ребенка избегать ситуаций, опасных для его жизни и здоровья. И чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее. Коллеги, сегодняшняя встреча пройдёт в необычном формате. Всем вам хорошо известна такая форма вербальной передачи информации как памятка. Вы часто используете их в работе с родителями в повседневной жизни или на родительских собраниях для краткой передачи вербальной информации, краткого изложения какого - либо вопроса или проблемы. Так же памятка может содержать важные сведения, которыми надо руководствоваться в определенных жизненных ситуациях или при выполнении определенной деятельности.И так самое главное в памятке - это чётко сформулировать тему.Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.Главная цель по воспитанию безопасного поведения у дошкольников - дать основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Теперь нам необходимо дать краткую характеристику основной идее нашего сообщения и выделить актуальность, сформулировать основное понятие по теме. Для этого я предлагаю вам ответить на вопрос: Что такое – «детская безопасность»? Существует формула безопасности, которая гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действоватьДетям эту формулу можно зарифмовать в стихах:Безопасности формула есть:Надо видеть, предвидеть, учесть.По возможности – все избежать,А где надо – на помощь позвать.Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.Цель работы по направлению «Формирование навыков ОБЖ»в детском саду: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).Задачи:- формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;- приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;- передать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;- формировать осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.Достигнуть поставленных целей и задач возможно только при компетентном подходе и с учётом ряда принципов. В числе общих педагогических принципов, выделяют принципы организации воспитательно-образовательной работы по формированию безопасного поведения. Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы.Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Т.е. у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному. Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения ребенка-дошкольника необходимо проводить во всех видах детской деятельности, естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Педагог и родитель в вопросах безопасности ребенка должны придерживаться единой концепции, действовать сообща, дополняя друг друга.Для повышения эффективности формирования безопасного поведения у дошкольников необходимо использовать различные методы и формы работы с детьми.Формы и методы работы с детьми:
  • беседы, эксперименты, наглядность, сюжеты из жизни, художественные произведения, игры, продуктивная деятельность.
  • игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными и приближенными к реальности сюжетам, обучение детей приёмам защитного поведения (крик, призыв о помощи), использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации; применение видеоматериалов, экскурсии, наблюдения, игры на макете, игровые ситуации, загадки, пословицы, поговорки.
  • Метод на развитие первичных умений давать определения понятиям (что такое опасность, дорога, жезл и тд.)
  • Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.
  • Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
  • Метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
  • Составление творческих рассказов. Способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний.
  • В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. Формы работы с семьёй: Родительские собрания, консультации, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставки художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых, анкетирование, занятия, сюжетно-ролевые игры, проектная деятельность, моделирование.Стенд, памятки, буклеты, видеоматериалы.Нам, как педагогам, важно помнить, что безопасность в детском саду- это не только обучение детей основам здорового образа жизнии осторожногоповедения в различных ситуациях, но и обеспечение условий безопасного  пребывания детей в дошкольной организации.  К этим условиям относятся: (педагоги перечисляют условия безопасного пребывания детей в ДОУ): безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной и антитеррористической безопасности; постоянный контроль за целостностью окружающих детей предметов быта и игрушек); правильное хранение различных материалов, медикаментов; мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели; маркировка постельного белья и полотенец; правильное освещение.Правила составления и оформления памятки:Разрабатывая памятку, всегда задавайте себе вопросы:Чего я хочу добиться?Что люди должны понять в результате?Какие действия они должны предпринять?Четко следуйте цели. Не включайте в памятку материал, не относящийся к теме: он только отвлекает от основной идеи вашего сообщения. Следует помнить, что небольшой объем информации не позволяет в тексте одной памятки затрагивать слишком много аспектов проблемы. Целесообразнее выделить лишь один из них и именно ему посвятить содержание памятки.Особое внимание уделяйте правильно составленному и рационально размещенному тексту. Текст памятки должен быть написан живым, ясным, доступным неспециалисту языком; предложения – краткими, набранными небольшими блоками; шрифт – простым, легко читаемым. Крупный шрифт облегчает прочтение материала людьми пожилого возраста. Ни в коем случае нельзя набирать текст декоративным, трудно различимым шрифтом. Иллюстрации, ключевые слова, тематические строки информационного сообщения должны быть простыми и ясными. Все незнакомые термины лучше объяснять. Текст лучше представить на проверку нескольким читателям, чтобы убедиться, что он не содержит двусмысленных фраз.Очень важно выбрать ту цветовую гамму, на фоне которой текст будет восприниматься наилучшим образом. Для облегчения восприятия материала используйте не слишком сложное оформление. Цвет может служить для выделения наиболее важной информации. Выбирайте его осторожно, поскольку разные цвета вызывают разные эмоции, могут ассоциироваться с определенными идеями, образами.Проверяйте грамотность текста будущей памятки, т.к. грамматическая ошибка или стилистическая неточность могут вызвать недоверие к материалу.Иллюстрация в памятке всегда привлекает внимание. Могут использоваться фотографии, рисунки, диаграммы и т.д. используемые зрительные образы должны обладать определенной силой воздействия.Структурно текст памятки обычно представляет следующие блоки:заголовок (должен быть точным, кратким, набираться большими буквами; его цель – привлечь внимание); здесь же может быть указание, кому предназначена памятка (для населения, для подростков, для родителей, для персонала и т.д.);ведущий абзац – заставляет читать дальше, интригует;средний абзац – развивает понимание и оценку предмета, отвечает на все вопросы;заключительный абзац – дает понять, какое действие от читателя желательно.Материал памятки подбирается с расчетом на конкретную аудиторию. Внимание к той или информации зависит от того, насколько значимые сведения она содержит для определенной группы людей.Идейное содержание памятки не должно вызывать у людей страха или отрицательных эмоций. При составлении памяток для детско-подростковой аудитории крайне важным является принцип преимущественного позитива в изложении информации. Например, надо показать ребенку не то, как плохо курить, а как хорошо быть здоровым.Убедительность материалов памятки зависит не от длинного перечня правил, советов, запретов и рекомендаций, не от сухой назидательности, а от того, насколько интересен, несложен и полезен текст.По характеру содержания можно выделить следующие виды памяток:1) памятка-алгоритм, в которой все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна (например, комплекс упражнений лечебной гимнастики, действия при появлении признаков инсульта и т.п.);2) памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о выполнении конкретных действий, шагов (например, измерение артериального давления, подсчет индекса массы дела и др.);3) памятка-совет (памятка-рекомендация), в которой целевая группа получает рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно (например, способы быстрого снятия стресса, правила кормления ребенка грудью и др.);4) памятка-разъяснение, в которой опровергаются устоявшиеся мнения и стереотипы и утверждаются другие, основанные на более современных научных исследованиях;5) памятка-стимул, целью которой является стимулирование, мотивация человека, раскрытие перспектив его деятельности и т.п. (например, сопоставление жизни с наркотиками и без них);6) памятка «вопрос – ответ».Деление — это условно, поскольку в каждом виде памяток есть общее: информация, представленная с помощью выразительных средств. Выбор той или иной модели содержательной части и художественного оформления во многом зависит от цели, тематики, характера целевой аудитории, представлений и вкусов создателя памятки.ПДД.Важно напоминать детям об опасностях, которые могут подстерегать их на дорогах, а также о том, как и где нужно переходить проезжую часть. Можно обсудить, как привлекать детей к наблюдению за обстановкой на дороге, например, показывать машины, которые готовятся поворачивать или едут с большой скоростью. Также можно рассказать о том, как правильно перевозить ребёнка в автомобиле, используя ремни безопасности и специальные детские удерживающие устройства. Антитеррористическая безопасность.Важно обучать детей сообщать взрослым или сотрудникам полиции об обнаруженных на улице подозрительных предметах, бесхозных вещах. Также можно рассказать о том, как вести себя при обнаружении подозрительного предмета: не трогать, не передвигать и не вскрывать его, а отойти на безопасное расстояние. Пожарная безопасность.Рассказать о том, какие меры нужно принимать, чтобы предотвратить пожар, например, не оставлять детей без присмотра, не позволять им баловаться спичками и другими воспламеняющимися предметами. Также можно обсудить правила пожарной безопасности на территории детского сада, например, запрет приносить спички, зажигалки, газовые баллончики, разводить костры, применять фейерверки и петарды.
    -