Публикации Развитие функциональной грамотности обучающихся творческих объединений МАУ ДО «Ракитянский Дом детского творчества»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие функциональной грамотности обучающихся творческих объединений МАУ ДО «Ракитянский Дом детского творчества»
Автор: Шацких Ирина Сергеевна

Развитие функциональной грамотности обучающихсятворческих объединений МАУ ДО «Ракитянский Дом детского творчества»Методист МАУ ДО «Ракитянский Дом детского творчества»Шацких Ирина СергеевнаФункционально грамотный человек - это человек,способный использовать все постоянно приобретаемые втечение жизни знания, умения и навыки для решениямаксимально широкого диапазона жизненных задач вразличных сферах человеческой деятельности, общенияи социальных отношенияхО функциональной грамотности сегодня говорят всё больше и больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. 65% детей, которые завтра пойдут в школу, будут работать по специальностям, о которых мы еще не знаем.(Слайд 1)Изменение требований к уровню образования человека отражается в изменении содержания понятия «грамотность» до конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и писать. («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля). В 50-е годы XX века грамотность рассматривается в качестве одного из важнейших показателей уровня социального развития государства и общества. Понятие «грамотность» (умение читать и писать) было включено Всемирной Организацией Здравоохранения в 12 показателей, характеризующих здоровую нацию. Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году.Что же такое функциональная грамотность обучающихся?Функциональная грамотность обучающихся - это определенный уровень образованности обучающихся, выражающий степень овладения ключевыми компетенциями, определяемых образовательным стандартом по любым предметам, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами, в обществе, способность к самоопределению, и самореализации.Другими словами, «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать:
  • готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
  • возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
  • способностью строить социальные отношения;
  • совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
  • (Слайд 2)Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. «Поливая» это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, оно незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции) - это образованные, успешные, сильные, способные к саморазвитию люди.Как учащиеся применяют базовые навыки для решения повседневных задач:Функциональная грамотность — это, прежде всего умение работать с информацией. (Слайд 3)Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых Читательская грамотностьМатематическая грамотностьЕстественнонаучная грамотностьИКТ грамотностьФинансовая грамотностьКреативное мышление и инновационное мышление - это вид мышления, которое ведет к новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.Педагоги в своей работе по развитию креативного, творческого мышления опираются на то, чтобы развивать в детях:Любознательность (активный интерес к заданию):интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше;самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поискновой информации (в том числе в неожиданных источниках).Потребность продуцировать собственные идеи:оригинальность предложенных идей;гибкость или подвижность;способность генерировать большое количество идей.Развить предложенные идеи:рассматривать идеи с разных позиций и искать их сильные и слабые стороны с целью улучшения идеи или отказа от нее;быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации.Функциональная грамотность и ее отражение в содержании дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программПредставим практические примеры того, каким образом функциональная грамотность находит свое отражение в дополнительных общеразвивающих программах всех шести направленностей. В таблице представлена программа художественной направленности:Фрагмент дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «В мире творчества» «Работа с бисером»Фрагмент дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «В мире 3 D моделирования» Фрагмент дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Я - лидер» И в заключении, хочется сказать, что современные дети требуют, в хорошем смысле, современных технологий, актуальных тем, их привлекает визуальная составляющая - и это здорово. Это нельзя не учитывать. И наша задача научить их быть яркими и творческими и с уверенностью смотреть в будущее.
    -