Публикации Практическое применение квест-технологии при изучении литературных произведений (на примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Практическое применение квест-технологии при изучении литературных произведений (на примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Автор: Томская Кристина Анатольевна

Практическое применение квест-технологии при изучении литературных произведений (на примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)Томская Кристина АнатольевнаАктуальность. Перед современной системой образования остро стоит вопрос обеспечения высокого качества образования через использование системно-деятельностного и личностно-оринетированного подходов с учетом ведущей деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. В соответствии с ФГОС, предполагающим развитие активной учебно- познавательной деятельности обучающихся, урочная деятельность в школе направлена на повышение интереса обучающихся к чтению художественного произведения, основанного на системно-деятельностном и личностном подходах, сочетающих технологии проблемного, проектного и игрового обучения. Среди них активно используется квест-технология, как современная педагогическая технология, позволяющая реализовать требования ФГОС.Цель работы: рассмотрение образовательного квеста как педагогической технологии в современном образовании и методика использования на уроках литературы.Задачи:-проанализироватьнаучно-методическую литературу васпекте исследования;-структурироватьметодические рекомендации по использованию квест-технологии из опыта работы учителей; -разработать комплекс заданий с использованием методических приемов квест-технологии в изучении культурных кодов в повести «Капитанская дочка»;-продумать и отобрать задания по тематическим квест-папкам;-апробировать отдельные задания на базе МОБУ «Хоринская СОШ им.А.Я.Филиппова».Актуальной задачей современной школы является поиск оптимальных методов и путей повышения интереса учащихся к обучению, повышению их умственной активности, тяги к творчеству, выработке умений принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях. Использование квест-технологии на уроке литературы в 8 классе при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» решает ряд задач, которые имеют медпредметные связи для развития интереса обучающихся к обучению и решению коммуникативных качеств. Мы предлагаем некоторые подходы и собственные разработки заданий с использованием квест-технологии на уроке литературы в 8 классе по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В статье будут предложены только некоторые из тех заданий, которые мы разработали. Нами разработаны квест-папки по темам: «Герои повести», «Культурные коды в повести Капитанская Дочка», «Историческое время », «Взаимоотношение героев в произведении».Каждые кейсы содержат 4 задания по соответствующим темам и одно дополнительное задание, направленное на сопоставление родной литературы и культуры. Задания носят исследовательское, творческое, литературоведческое и проблемное содержание.Виды заданий:1.Исследовательские включают в себя: изучение и определение исторического времени, исторической личности.2.Творческие включают: продолжение произведения, разработка сценария, театральная постановка отрывка из произведения, письмо главным героям.3.Литературоведческие виды задания, включающие в себя: работа с портретом героя, этимологический разбор имен главных героев, значение эпиграфа, пословиц, символов, деталей, архаизмов, работа со словарем.4.Проблемный вид заданий: разбор проблемной ситуации, взаимоотношение героев.Певрая квест-папка «Герои повести» включает в себя задания: перовое задание связано с главными героями. Обучающимся предлагается нарисовать портрет на выбор: Гринева, Швабрина, Маши Мироновой. При выполнении задания учащиеся активно работают с текстом, выбирают подходящие цитаты, средства художественной выразительности, связанные с героем. Творческое задание, которое может быть предложено учащимся, связано с главными героями. Командам предложено написать письмо главным героям на выбор. Тема письма: «Что вы бы сказали, если бы встретили…». Оцените поступки героев. Вторая квест-папка «Культурные коды в повести Капитанская Дочка» включает в себя задания: задание «Приданое Маши». Учащиеся должны вспомнить, про какое приданое говорила Василиса Егоровна, которое было у Маши Мироновой. Дополнительный вопрос, который можно задать учащимся, какое еще приданое можно было собрать для Маши. Для билингвального класса предлагается вспомнить, какое приданое собирают в их семье. Учащиеся переходят к следующей станции, которая связана с военной присягой. Какое значение для офицера Гринева имела присяга. Учащиеся переходят к заданию «Историческая справка». Учащимся предлагается вспомнить начальные главы, в которых мы узнаем, что Гринев изначально должен был поступить на службу в Семеновский полк. Обучающиеся должны, при помощи дополнительного материала, составить подробный ответ. Они должны рассказать об истории возникновения Семеновского полка, кто состоял в полке, знаменитые командиры полка.Третья квест-папка «Историческое время» включает в себя задания: задание связано с образом Пугачева. О каком историческом событии разговаривали хозяин и Пугачев в главе «Вожатый». О каком бунте, который произошел в 1772 году, идет речь. Дополнительное задание для билингвального класса можно предложить вспомнить в их родной литературе о таких же исторических личностях, как Пугачев, предложить сопоставить их, выявить схожие и различительные черты. Умение выступать перед публикой, аргументировать свою точку зрения примерами из текста. Кроме того, обучающиеся активно используют литературоведческие термины при описании Е.Пугачева. Например, портрет, деталь, образ и т.д. После успешного выполнения задания, обучающиеся двигаются дальше, к следующей станции.Следующая квест-папка: «Средства художественной выразительности и элементы в произведении»: задание направлено на класс, где обучаются ученики- билингвы. Для работы в билингвальном классе предлагается задание, направленное на изучение кульутроведческих терминов для учащихся. Обучающимся предлагается выписать все культуроведческие термины и разработать собственный словарь, где будут представлены определение терминов, иллюстративный материал, по возможности будут подобраны антонимы и синонимы. Кроме того, в словарике будут переводы на родной язык, различные примеры на родном и русском языках. Это задание может облегчить усвоение текста для билингвов. ЗАКЛЮЧЕНИЕПроанализированы методические рекомендации по использованию квест-технологии из опыта работы учителей. В результате, которого пришли к выводу, что применение квест-технологий на уроках литературы плодотворно влияют на всестороннее развитие учащихся. Во время учебной игры удачно сочетается разноплановая деятельность обучающихся. В ходе игры у обучающихся развиваются сразу множество навыков и умений, а также приобретаются знания в ненавязчивой форме.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Буданова, Н. Г. Методика проведения учебных занятий с применением педагогической технологии «Квест» (метод проектов) / Н. Г. Буданова // урокф : [сайт]. — URL: http//www.открытый урокф /статьи/662352/ (дата обращения: 15.06.2023).
-