Публикации Использование контроля и взаимоконтроля на уроках биологии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование контроля и взаимоконтроля на уроках биологии
Автор: Пахмутова Ольга Анатольевна

О.А.Пахмутова
МОУ СОШ с УИПХЭЦ №23, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
учитель биологии
Е-mail: paxmutova_best@mail.ru
Использование самоконтроля и взаимоконтроля учащихся на уроках биологии
Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект соленого огурца. Главное – создать рассол, тогда какой бы не был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой рассол? Что взять за его основу?
Современные требования к уроку построены таким образом, что главным условием эффективного обучения становится не сам процесс передачи знаний от учителя к ученику, а обучение детей приемам самоконтроля и самообучения. То есть, современный педагог учит детей не науке, а учит УЧИТЬСЯ.
В зависимости от того, кто производит контроль знаний, разделяют следующие типы :
Внешний контроль (индивидуальный). Производится учителем над деятельностью обучающихся.
Взаимоконтроль. Осуществляется обучающимися друг над другом.
Самоконтроль. Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.
Целесообразно комбинировать различные типы контроля знаний, а не использовать постоянно только один из них.
Технология формирования самоконтроля и взаимопроверки на уроках биологии
1-й этап. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
Для этого учитель должен:
показать учащимся, что любое обучение – это единство двух процессов: передача обучаемому учебного материала и выявление степени усвоения этого материала.
ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;
2-й этап. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).
3-й этап. Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.
1) Организация взаимоконтроля и взаимопроверки на уроках
Учителю необходимо донести до детей алгоритмы проверки. Поэтому сначала рекомендуется проводить коллективную проверку вместе с учителем. Ученики слушают отвечающего ученика, затем проводится коллективное исправление ошибок, проговариваются обоснования исправлений. Таким образом дети запоминают алгоритм действий и учатся объективности оценивания.
Приемы взаимоконтроля
Работа в парах:
Часто использую этот приём на уроках в группе, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них, а так же осуществлять взаимоконтроль Например, учащиеся создают карточки с заданиями по домашней работе, которые сами же и проверяют. Это могут быть кроссворды, загадки, ребусы, биологические задачи.
Взаимоконтроль осуществляется при групповой работе, когда группы учеников готовят сообщения и презентуют их на уроке, а затем оценивают выступления друг друга. Говорят, какой материал им было интересно слушать, какой они бы не стали включать в своё выступление.
Оценивающий и оцениваемый должны заранее знать условия и критерии оценивания, поэтому для взаимоконтроля готовлю оценочные листы с критериями и знакомлю с ними учеников, после того, как даю темы для сообщения.
Критерии оценивания
5
4
3
1. Подбор материала для сообщения
2. Использование иллюстративного материала(презентация) или видиоряда
3. Умение грамотно, понятно и конкретно излагать материал
В своей практики я использую прием, который не занимает много времени для взаимопроверки - тестирование. Тесты разрабатываю по каждой теме. Если учащимся предстоит самостоятельно изучить параграф, то задания составляю по его содержанию. Ученики выполняют тест и по предлагаемым критериям оценивают друг-друга. Обычно тесты содержат 10 заданий с одним вариантом ответа
Критерии оценки при наличии 10 вопросов в тесте
Количество правильных ответов (набрано баллов)
Оценка
9-10
5
7-8
4
5-6
3
4 и менее
2
2) Формирование навыков самоконтроля и самооценки на уроках
В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса.
Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении.
Для самооценки работы на уроке использую тесты, карты урока, дневники здоровья, прием Знаю-Хочу знать-узнал
Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования.
3) Рефлексия
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.
С этой целью использую следующие приемы рефлексии в конце урока:
Плюс-минус-интересно. Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу П - плюс - записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу М - минус - записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу И - интересно - учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Плюс
Минус
Интересно
Мои ответы.
На протяжении урока отмечать условно свои ответы:
V - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;
W - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
| - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;
+ - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
0 - не ответил.
Метод пяти пальцев
Напишите на ладошке свои впечатления
М.(мизинец) мыслительный процесс: Какие знания я получил на уроке?
Б.(беземянный близкие цели: Что я делал на уроке, чего достиг?
С.(средний состояние духа: Какое у меня было настроение на уроке?
У.(указательный) удивление: Что меня удивило, поразило на уроке?
Б.(большой) бодрость: Что я сделаю для своего здоровья?
Чемодан, мясорубка,корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Рефлексия проекта
Рефлексию целесообразно проводить и при выполнении учащимися проектов, индивидуальных и коллективных
Выполнил ли я то, что задумал?
Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?
Всё ли получилось так, как я задумывал?
Что было сделано хорошо?
Что было сделано плохо?
Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?
Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?
Попрошу взрослых оценить мою работу:
ч т о с к а з а л а м а м а:
ч т о с к а з а л а у ч и т е л ь н и ц а:
к а к о ц е н и л и п р о е к т д р у з ь я:
В ч ё м я с н и м и с о г л а с е н, в ч ё м - н е т ?
Таким образом самоконтроль и взаимоконтроль играют важную роль на уроках биологии, помогая ученикам эффективно усваивать материал. Самоконтроль позволяет контролировать свое внимание, управлять своим поведением и оценивать свой прогресс.
Взаимоконтроль способствует созданию благоприятной атмосферы в классе, где ученики могут взаимодействовать, обмениваться знаниями и поддерживать друг друга. Обсуждение материала в парах или группах помогает лучше усваивать информацию и развивать коммуникативные навыки. Важно помнить, что самоконтроль и взаимоконтроль должны быть сбалансированы. Стремление к самосовершенствованию и участию в коллективной работе способствует успешному обучению и развитию личности.
Подводя итог, необходимо отметить, что процесс оценивания достаточно сложен, но в рамках реализации ФГОС оценивание действительно становится необходимым элементом обеспечения качества образования.
-